Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

VIII

ДО САМОЙ ДАЛЕКОЙ ПЛАНЕТЫ НЕ ТАК УЖ, ДРУЗЬЯ, ДАЛЕКО

Снезапамятных времен люди наделяли Луну свойствами милостивого божества. Ее Мягкий серебристый свет пле­

нял воображение человека. Ей поклонялись, она становилась поэтическим образом. Для поэтов Селена — неиссякаемый источник вдохновения. Для ученых полноликая Луна— тайна* которую надо разгадать.

Луна — ближайший сосед Земли по квартире в большом городе Солнечной системы. Природа загадочной Луны, строе­ ние ее поверхности давно уже стали предметом обсуждения астрономов всего мира. О ней написаны книги, ей посвящены многочисленные исследования. Телескопы всего мира не раз поворачивались в ее сторону, ощупывая каждый клочок ее по­

242

верхности. Сделано много. Составлены подробные карты ее ви­ димой части поверхности с указанием гор, долин, «морей», найдены ее «вес», форма, объем, предсказано ее движение с высокой точностью. Но буквально до последнего десятилетия никто не мог с гарантией сказать—а из чего она состоит, како­ ва ее форма с невидимой стороны, каков грунт, происходят ли внутри ее какие-либо процессы или же это мертвое застывшее тело? Да, действительно никто, до тех пор пока за это не взя­ лась космическая техника. Десятилетие с 1959 по 1969 год можно по праву назвать годами рождения Луны для челове­ чества.

Луна открывается людям. Советские автоматические стан­ ции «Луна», «Зонды», американские «Сервейоры» и корабли «Аполлон» единым фронтом двинулись на штурм Луны и на разгадку ее тайны. Список участников наступления на Луну беспрерывно пополняется. Почти каждый из них доставил на Землю совершенно недоступные ранее сведения о нашей бли­ жайшей соседке.

В решении задач исследования Луны можно выделить три ■основные этапа, разграниченных техническими возможностя­ ми ракетно-космических систем.

На первом этапе ракетно-космические системы обеспечи­ вали лишь ограниченную продолжительность исследований во время сближения с Луной, при попадании в нее или при обле­ те. Эти возможности первого этапа были успешно реализованы ■в СССР и США для проведения первых научных исследований трасс полета к Луне, самой Луны и окололунного простран­ ства.

На втором этапе исследования Луны решаются более слож­ ные задачи — доставка автоматических станций с приборами на лунную поверхность или выведение на окололунную орби­ ту. Началось непосредственное изучение свойств лунной по­ верхности и ее структуры.

На третьем этапе последовал полет человека на селено­ центрическую орбиту, а затем высадка экспедиции на Луну и возвращение ее на Землю. «Лунный камень» доставлен на

Землю.

В последующем задача будет состоять в детальном плано­ мерном обследовании Луны и устройстве на ней обитаемых ■станций.

Самая близкая к нам планета — Венера. Это планета зага­ док. Еще в глубокой древности люди любовались ее таинствен­ ным блеском. Но буквально до наших дней Венера прятала свои тайны за покрывалом густых облаков. И только совет­

16

243


ские автоматические станции «Венера» и американские «Маринеры» позволили приоткрыть завесу над утренней звездой. Сделан еще один шаг в познании Вселенной.

Воинственный Марс расположен дальше от Солнца, чем Земля. Однако, несмотря на очевидно суровые климатические условия, с ним часто связывают наличие неземных существ. Ответить на этот чрезвычайно интересный вопрос до сих пор,, пока на него не проникнут роботы в лице незаменимых развед­ чиков — космических аппаратов, по-видимому, не представит* ся возможным. Сейчас сделаны только первые шаги на пути к. исследованию этой загадочной планеты средствами космиче­ ской техники. Разгадка ее тайн — дело будущего.

Полет кЛуне, Марсу и Венере — качественно новая за­ дача космической баллистики, если ее сравнивать с полетом спутника Земли. Вот об этом и будет теперь идти речь.

Перед стартом к Луне

Напомним основные характеристики орбиты движения Лу­ ны относительно Земли.

Луна движется вокруг Земли по орбите, близкой к круго­ вой (среднее значение эксцентриситета составляет 0,05). Про­ должительность одного оборота Луны составляет примерно 27,3 суток. Расстояние ее от Земли равно в среднем 384 000 км. За счет имеющейся, хотя и незначительной, эллиптичности ор­ биты ее наибольшее расстояние от Земли (в апогее) достигает 405 500 км и наименьшее (в перигее) 363 000 км. Скорость дви­ жения Луны по орбите составляет примерно 1,02 км/сек. Со­ вершая полет с такой скоростью, Луна описывает по небесной сфере за каждые сутки дугу около 13°. Плоскость орбиты Луны относительно плоскости.экватора Земли беспрерывно изменя­ ется в диапазоне от 18° до 28°. В 1970 г. наклонение плоскости орбиты составляло около 28°. Это означает, что в течение каж­

дого месяца Луна побывает над экватором на

высоте

28°

и под ним, опустившись тоже на угол 28°.

 

 

Луны можно достигнуть различными путями. К настоя­

щему времени реализованы следующие виды

полетов

к

Луне:

 

 

полет вблизи Луны с последующим выходом космиче­ ского аппарата за пределы сферы действия Земли и превра­ щением его в спутник Солнца — искусственную планету («Лу­ на-1», «Пионер-4»);

полет с «жестким» попаданием в Луну («Луна-2»,. «Рейнджер-7»);

244


полет с мягкой посадкой на Луну без выхода на проме­ жуточную орбиту ее спутника («Луна-9», «Сервейор-1»);

полет с выходом на орбиту спутника Луны без посадки

ибез возвращения на Землю (беспилотные — «Луна-10», «Лу- нар-Орбитар-1»);

полет с выходом на орбиту спутника Луны без посадки на Луну, но с возвращением на Землю («Апполон-8»);

облет Луны с возвращением на Землю («Зонд-5»);

полет с выходом на орбиту спутника Луны, посадка на Луну и возвращение на Землю («Апполон-11», «Луна-16»),

Отсюда хорошо видна общая логическая целенаправлен­ ность освоения Луны и последовательное усложнение схемы полета. Каждый из указанных видов полета представлял собой самостоятельный интерес и позволил решить определенный круг научных и технических задач.

Теперь посмотрим, каковы те общие принципы, которые по­ ложены в основу различных вариантов полета к Луне. Глав­ ным критерием, который предопределяет способ расчета и вы­

бора траекторий полета к Луне, является точность расчета при минимальной затрате энергии (т. е. топлива) на осуществление всех маневров и возможность обеспечения полета средствами наземного или автономного комплекса. В соответствии с этим различают приближенные и точные способы расчета орбит.

Приближенные способы основываются на использовании эллиптической теории движения космических аппаратов. Как известно, Луна находится в сфере действия Земли. Поэтому траекторию полета к Луне, целиком лежащую внутри сферы действия Земли, можно приближенно рассчитывать по эллип­ тической теории, считая, что космический аппарат производит вначале полет только под действием притяжения Земли. При­ тяжением Луны, Солнца и нецентральностью поля Земли в этом случае пренебрегают. Полученная траектория протяги­ вается в направлении к Луне до тех пор, пока космический аппарат не войдет в сферу действия Луны, т. е. не окажется на расстоянии 66 тыс, км от ее центра. Начиная с этого момен­ та траектория движения рассчитывается только с учетом при­ тяжения Луны, а притяжением Земли и Солнца пренебрегают. Если далее космический аппарат, удаляясь от Луны, снова окажется на расстоянии 66 тыс. км от нее, то снова влияние Луны исключается и в последующем считается, что полет про­ исходит только в поле действия Земли.

Так баллистики приспособили эллиптическую теорию для решения задачи трех тел. Часто этот способ называют разде­ лением движения космического аппарата по сферам действия

245


небесных тел. Конечно, он является приближенным и может годиться только для качественного анализа траекторий полета. Но ввиду его алгоритмической простоты он находит самое ши­ рокое применение в массовых исследованиях полетов к Луне. Когда же дело касается реальных пусков, то применяются ли­ бо методы численного расчета траекторий, либо как-то поправ­ ленная искусственным образом теория эллиптического движе­ ния.

При точном расчете траектории, кроме притяжения Земли и Луны, как точечных тел, обычно учитывается влияние Солн­ ца, нецентральность поля Земли и Луны и иной раз даже све­ товое давление. Однако состав сил, которые необходимо учи­ тывать при расчете траектории, каждый раз уточняется в за­ висимости от требований к точности расчета траектории.

Старт к Луне

Если бы Луна в своем движении вокруг Земли точно про­ ходила бы над точкой старта ракеты, то можно было бы стар­ товать вверх без всякого искривления траектории на участке работы двигателя и в последующем полете встретиться в за­ данное время с Луной. Однако даже при самых благоприят­ ных условиях Луна никогда не попадет в зенит над территори­ ей СССР, поскольку ее наибольшее склонение не превышает 29°, а самая южная точка территории СССР расположена на широте 38°. Значит, если стартовая площадка расположена в полосе широт от —29° до +29° от экватора, то в принципе можно осуществить строго вертикальный старт и в последую­ щем достичь Луны. При старте же с любой точки территории Советского Союза полет ракеты всегда будет осуществляться с искривлением ее траектории на участке работы двигателя.

Нам уже известны два способа старта к Луне: прямой старт без выхода на орбиту спутника Земли и с выходом на орбиту и последующим разгоном с нее. По первому способу к Луне отлетала автоматическая станция «Луна-2». Все после­ дующие пуски осуществлялись с предварительным выходом на промежуточную орбиту спутника Земли. В чем преимущества и недостатки этих способов старта?

Рассмотрим вначале первый способ старта. Наиболее бла­ гоприятно осуществление старта к Луне в том случае, когда плоскость траектории космического аппарата совпадает с пло­ скостью лунной орбиты. Однако это может быть реализовано при осуществлении взлета ракеты из экваториальных районов Земли. В этом случае еще до отрыва от стартового стола ра-

246

Р и с . 74. Схема траектории полета к Луне при прямом старте ракеты.

кета имеет скорость около 0,46 км/сек, которая в последующем положительно влияет на уменьшение стартового веса ракеты (об этом мы говорили ранее). Во всех иных случаях, когда старт ракеты производится со средних или полярных широт и,

вчастности, с территории Советского Союза, плоскость траек­ тории прямого старта ракеты не может совпасть с плоско­ стью орбиты Луны. Расчет траекторий и выполнение полетов к Луне в таких условиях является более трудной задачей и влечет за собой более высокое требование к энергетическим характеристикам и точности работы системы управления кос­ мической ракеты. В этом смысле условия старта ракет с тер­ ритории Советского Союза являются худшими, чем, например,

вСША.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Предположим, что старт производится из северного полушария Земли, точка А соответствует концу участка прямого выведения ракеты для полета к Луне, а Луна в момент достижения ее ракетой нахо­ дится в точке Л (рис. 74). Орбита космического аппарата, про­ ходящая через А и Л, лежит в плоскости АОЛ, где О ■— центр Земли. Угол между направлениями ОА и ОЛ обычно называ­ ют угловой дальностью полета и на рис. 74 он обозначен че­ рез Ф. Понятно, что величина его зависит от положения точ­ ки А, т. е. в конечном счете от местонахождения стартовой площадки на Земле, а также от положения Луны на ее орбите в момент попадания.

Определим теперь оптимальную с энергетической точки зрения траекторию полета к Луне. Предположим, что нам за­ дано время полета к Луне (вопрос о том, из каких соображе­ ний оно устанавливается, будет рассмотрен ниже). Кроме то­ го, нам известны высота точки А над Землей и расстояние до

24Г


Р и с.

75. Оптимальная траектория полета к Луне:

1 —

экватор Земли; 2 — траектория полета к Луне;

3

продолжение траектории при отсутствии Луны.

Луны. Эти данные позволяют найти оптимальную в энергети­ ческом смысле траекторию полета к Луне (рис. 75). Основная особенность этой траектории — точка А, соответствующая мо­ менту окончания работы двигателя и началу пассивного поле­ та к Луне, должна являться перигеем этой орбиты. Но выйти в точку А и иметь при этом строго заданную по величине и на­ правлению скорость ракета может, стартуя только из точки а (рис. 75). Если же стартовая площадка расположена севернее точки а, то для того, чтобы после выведения ракета оказалась в перигее орбиты, необходимо также 'сдвинуть севернее и пе­ ригей орбиты А, т. е. выбирать даты старта, соответствующие максимальному отрицательному склонению Луны, которое не может превышать 29°. В силу последнего обстоятельства при старте с северных полигонов пассивный полет не удастся на­ чать с перигея и он будет соответствовать некоторой точке А', не совпадающей е перигеем. Для выведения ракеты в такого рода точку потребуются большие энергетические затраты, чем при выведении в перигей. Это объясняется тем, что в точке А' вектор скорости космического аппарата должен быть направ­ лен под углом (вверх) к плоскости местного горизонта, а в точке А — параллельно ему. Следовательно, здесь взлет про­ изводится по более крутой траектории, что влечет за собой увеличение потерь на преодоление сил тяжести, т. е. возраста­ ние расхода топлива и в конечном счете снижение полезного груза ракеты.

Таким образом, при прямом старте космической ракеты со средних широт северного полушария с точки зрения энергети­ ческих затрат пуск ракеты выгодно осуществлять в период, когда Луна имеет наибольшее отрицательное склонение. В этом случае обеспечивается возможность выведения на ор­ биту максимального полезного груза. При старте в более ран­

248

ние или более поздние сроки энергетические затраты возра­ стают, а возможный полезный вес уменьшается.

Отсюда становится понятной целесообразность старта по второму способу, т. е. с промежуточной орбиты спутника Зем­ ли. В этом случае космический аппарат вначале выводится на низкую орбиту спутника Земли. Обычно высота этой орбиты берется равной примерно 200 км. Затем на ней находится точ­ ка, соответствующая положению перигея перелетной орбиты, и в ней производится включение двигателя с целью разгона для полета к Луне. Промежуточная орбита как бы растянула точ­ ку Л в отрезок дуги, которая стала доступной при старте раке­ ты с любой точки поверхности Земли. Энергетические затра­ ты в этом варианте старта уже не зависят от склонения Луны и поэтому склонение может выбираться произвольным обра­ зом. Если ставится задача наблюдения за полетом космическо­ го аппарата с территории Советского Союза, то старт целесо­ образно производить при наибольших положительных склоне­ ниях Луны.

Недостатком второй схемы старта является то, что актив­ ный участок взлета и отлета с Земли получается разрывным. Вначале космический аппарат выводится на орбиту спутника Земли, после чего двигатель отключается. Затем, спустя строго определенное время, космический аппарат необходимо снова ориентировать в пространстве и только после этого включить двигатель. Это требует дополнительных систем управления на ракете, что безусловно усложняет ее конструкцию и эксплуа­ тацию в полете. Несмотря на это, улучшение условий старта и расширение диапазона для старта при одновременном энерге­ тическом выигрыше привело к тому, что в настоящее время ис­ пользуется второй способ старта не только при полетах к Лу­ не, но и к планетам Солнечной системы.

Скорость полета к Луне

Вопроса о скоростях полета к Луне и, в частности, о мини­ мальной скорости мы уже отчасти касались, когда речь шла о точках либрации системы Земля — Луна. Для первой критиче­ ской скорости (т. е. наименьшей скорости отлета от Земли, которая в принципе обеспечивает возможность достижения Луны) при старте с орбиты спутника Земли с высотой 200 км, плоскость которой совпадает с плоскостью орбиты движения Луны, было получено значение 10,84890 км/сек. Поскольку скорость полета по такой орбите спутника Земли составляет

243