Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

исключительно большое значение, так как в условиях пла­ нового социалистического хозяйства важнейшей особен­ ностью технического нормирования и стандартизации яв­ ляется их активная роль в управлении народным хозяй­ ством.

В ноябре 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР

приняли постановление о повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции, а Прези­ диум Верховного Совета СССР принял Указ о преобразо­ вании Комитета стандартов, мер и измерительных прибо­ ров при Совете Министров СССР в Государственный коми­ тет стандартов Совета Министров СССР. Оба эти акта еще раз подчеркнули то внимание, которое уделяется высшими партийными и государственными органами нашей страны развитию технического нормирования и стандартизации как технической и организационной основе планового производ­ ства. Все это предопределяет необходимость более полного использования возможностей технического нормирования и стандартизации во всех без исключения отраслях народ­ ного хозяйства для сокращения сроков разработки новой техники и ее внедрения, ускорения организации специали­ зированных производств, снижения затрат на выпуск про­ дукции и повышения ее качества, повышения эффективно­ сти общественного производства и ускорения темпов науч­ но-технического прогресса.

Соответствующие постановления, направленные на улучшение работ по техническому нормированию и стан­ дартизации, на повышение роли стандартов и нормативных документов в производстве промышленной продукции, в про­ изводстве товаров народного потребления, в торговле, принимались неоднократно. Это было связано с реоргани­ зацией управления промышленностью, созданием и со­ вершенствованием службы стандартизации в нашей стране. Однако только в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1970 г. предусмотрены меры, осущест­ вление которых внесет коренные изменения в масштабы и уровень работ по техническому нормированию и стандарти­ зации во всех отраслях народного хозяйства, поскольку стандарты и планы работ по стандартизации становятся государственной программой повышения качества про­ дукции.

Развитию технического нормирования и стандартиза­ ции, совершенствованию этой работы уделяется серьезное внимание и'в других странах. Так, например, сравнительно

14

недавно была реорганизована по причине несоответствия возросшим задачам служба стандартизации в США. Создают­ ся службы стандартизации в развивающихся государствах Африки, Азии и Латинской Америки, так как стандарты действительно начинают оказывать влияние на все стороны жизни человека [51]. По мнению американского ученого Р. А. Брейди [62] современная техническая революция представляется в четырех взаимосвязанных аспектах, как революция в химии, стандартах, электронике и автомати­ ке, энергетике.

Брейди отводит стандартам стратегическую роль, ут­ верждая, что степень наиболее полного и эффективного ис­ пользования новейших методов массового производства за­ висит больше от характера, широты охвата и общей жизне­ способности системы стандартов, чем от какого-либо дру­ гого фактора.

Встречаются и более скромные оценки роли и места стан­ дартизации в научно-техническом прогрессе. Однако все они сводятся к тому, что стандартизация является постоян­ ной составной частью научно-технического прогресса и что она обладает некоторыми закономерностями, использова­ ние которых при решении задач научно-технического про­ гресса является обязательным. Чем больше доля стандар­ тизации в научно-техническом прогрессе, тем больше его потенциальные возможности, так как стандартизация, ре­ гулируя стихийное разнообразие ассортимента изделий, позволяет приводить его к наиболее целесообразному для данных условий и данного промежутка времени. Стандарти­ зация помогает оптимальному удовлетворению потреб­ ностей, создает предпосылки для большей серийности про­ изводства, способствует сосредоточению на наиболее важ­ ных направлениях научных исследований и опытно-кон­ структорских работ. С развитием производительных сил общества роль и значение стандартизации неуклонно воз­ растают, а ее задачи существенно расширяются. Стандарты на современном этапе становятся мощным фактором в раз­ витии международных отношений и международной торгов­ ли. Прогрессивные стандарты обеспечивают разработавшим и внедрившим их странам преимущества в конкуренции на мировых рынках. Поэтому США прилагают немалые усилия для завоевания предпочтительного представитель­ ства в Международной организации по стандартизации. Любой международный стандарт разрабатывается -на основе национального стандарта, построенного, в свою очередь,

15


на основе стандарта фирмы, занимающей ведущее положе­ ние в данной отрасли хозяйства своей страны. В связи с этим странам, заинтересованным в развитии своей внеш­ ней торговли, выгодно вести в технических комитетах ИСО, разрабатывающих международные стандарты в строго опре­ деленной области, систематическую и активную работу. Заинтересованные страны стремятся играть в технических комитетах активную ведущую роль, так как в случае не­ участия в обсуждении того или иного предложения может быть принята рекомендация, идущая в разрез с интересами промышленных фирм страны.

Роль и значение стандартизации, ее место в научнотехническом прогрессе четко определяются основными зада­ чами, которые она призвана решать. К числу основных за­ дач ГОСТ 1.0—68 относит следующие:

установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных харак­ теристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;

определение единой системы показателей качества про­ дукции, методов и средств ее испытания и контроля, а так­ же необходимого уровня надежности и долговечности в за­ висимости от назначения изделий и условий их эксплуа­ тации;

установление норм, требований и методов в области про­ ектирования и производства продукции с целью обеспече­ ния оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции, расширения и улучшения ассортимента, повышения ка­ чества товаров народного потребления;

развитие унификации и агрегатирования промышлен­ ной продукции, особенно машин, оборудования и приборов как важнейшего условия специализации производства, ком­ плексной механизации и автоматизации производственных процессов;

обеспечение единства и правильности измерений в стра­ не, создание и совершенствование государственных эта­ лонов единиц измерения, а также методов и средств изме­ рений высшей точности;

установление единых систем документации, классифика­ ции и кодирования всей продукции и технико-экономиче­ ской информаций, а также стандартов на все виды носите­

16

лей информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;

установление единых терминов, обозначений и величин в важнейших областях науки и техники, а также в отрас­ лях народного хозяйства;

создание благоприятных условий для внешней торговли путем участия в работе международных организаций по стандартизации, а также разработка рекомендаций между­ народных организаций и рекомендаций Совета Экономи­ ческой Взаимопомощи (СЭВ) в области стандартизации.

Все перечисленные задачи стандартизации не могут быть решены полностью и окончательно, так как любая отрасль народного хозяйства, любой вид производственной дея­ тельности, а также наука и техника находятся в состоянии постоянного развития и совершенствования. Поэтому ра­ боту в области технического нормирования и стандартиза­ ции нельзя представлять себе как единовременную кампа­ нию или как работу, возникающую эпизодически. Она долж­ на проводиться постоянно и планомерно. Только при такой постановке дела могут быть получены ощутимые ре­ зультаты по упорядочению и совершенствованию производ­ ства, ускорению темпов научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и видах производствен­ ной деятельности. Для этого необходимо осуществить ряд организационных мероприятий, помогающих вести работы по техническому нормированию и стандартизации во всех предприЛиях и организациях соответствующего профиля, во всех отраслевых научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, а также обеспечивающих корен­ ное изменение отношения к этому роду деятельности. Стан­ дартизация становится подлинной наукой. Отсюда сле­ дует, что каждый квалифицированный специалист, при­ нимающий участие в разработке стандартов и нормативных документов, а таких специалистов становится все больше и больше, должен хорошо разбираться в основах этой нау­ ки, твердо усвоить и применять в своей практической дея­ тельности выработанные ею методы, вскрытые закономер­ ности, установленные положения и правила.

Расширение работ по техническому нормированию и стандартизации диктуется не только необходимостью уско­ рения научно-технического прогресса и упорядочения дея­ тельности в какой-либо определенной области, но и тем экономическим эффектом, кптпркш.пплуч^щт народное хозяйство от внедрения стандартов 'и нбрматгнЕШьшкдекумён-

17


тов в производство. Применение стандартов в народной хозяйстве наряду с улучшением качества продукции поз­ волит получить большую экономию трудовых затрат, вре­ мени и средств. Так, например, советскими экономистами подсчитано, что прибыль на каждый вложенный в стан­ дартизацию рубль составляет от трех до двенадцати руб­ лей1. Эти цифры совпадают с расчетами американских эко­ номистов, утверждающих, что каждый доллар, затрачен­ ный на стандартизацию, в среднем дает 10 долларов эко­ номии [51]. Приведенные цифры убедительно говорят о не­ обходимости расширения работ по техническому нормиро­ ванию и стандартизации у нас в стране.

3. СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

О состоянии технического нормирования и станда зации у нас в стране, его соответствии основным задачам, изложенным в предыдущем параграфе, можно судить по количеству действующих государственных стандартов, правда, с той оговоркой, что этот критерий не является единственным. Но если рассматривать его в историческом аспекте, в сопоставлении, то он будет объективно отражать общую постановку работы по техническому нормированию и стандартизации на современном этапе, ее успехи и недо­ статки.

Планомерные работы по техническому нормированию

истандартизации у нас в стране начались с 1924 г., когда

вВСНХ СССР было организовано Бюро промышленной стандартизации — единый руководящий орган по стан­ дартизации во всех отраслях промышленности.

Большое значение для дальнейшего развития работ по стандартизации в Советском Союзе имело Постановление

Совета Народных Комиссаров СССР от 15 сентября 1925 г. о создании первого центрального органа по стандартизации при Совете Труда и Обороны — Комитета по стандартиза­ ции и о введении в стране единых государственных (обще­ союзных) стандартов. На Комитет было возложено общее руководство работой ведомств по установлению промышлен­ ных и торговых стандартов на различные материалы и изде­ лия, а также утверждение и опубликование как обязатель­ ных, так и рекомендуемых общесоюзных стандартов.

1 «Стандарты и технический прогресс». Правда № 159 (18937) от 8 июня 1970 г.

18

В1926 г. была утверждена первая группа общесоюз­ ных стандартов на лучшие селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары на­ родного потребления. Всего за период с 1926 по 1929 г. было утверждено около 350 обязательных общесоюзных стандартов.

Вгоды первых пятилеток, на втором этапе своего раз­ вития, стандартизация получила значительно большее раз­

витие в различных отраслях промышленности страны. В 1931 г. под стандартизацию была подведена научнотехническая база: впервые был принят единый план по стандартизации и перспективный пятилетний план, в кото­ ром предусматривались основные направления работ по стандартизации и устанавливались сроки выполнения этих работ. Стандартизация в начальный период социалисти­ ческой реконструкции стала приобретать важнейшее зна­ чение в деле ускорения темпов социалистического строитель­ ства, развертывания новых производств, освоения новой техники, в ускорении оборачиваемости материальных средств и эффективности работы предприятий. Поэтому общее количество утвержденных обязательных стандартов

с1929 по 1932 г. возросло до 4423.

Впоследующие годы, предшествовавшие Великой Оте­

чественной войне, неправильная ориентация только на существующую производственную практику, недостаточное внимание к обоснованному выбору объектов стандартиза­ ции, а также децентрализация этих работ привели к тому, что роль и значение стандартизации стали искусственно принижаться. Это сразу же отразилось на количестве дей­ ствующих общесоюзных стандартов. За период с 1933 по 1937 г. их количество несколько возросло и составило 4685 стандартов, а с 1938 по 1940 г. уменьшилось до 3910. По­ этому в решениях XVIII съезда ВКП(б) была отмечена необходимость упорядочить работу в области стандартиза­

ции- и обеспечить более

широкое

применение стандартов

в народном хозяйстве.

В 1940 г.

во исполнение решений

съезда был вновь создан Всесоюзный Комитет по стандар­ тизации при Совнаркоме СССР (ВКС), на который была возложена обязанность разработки и утверждения государ­ ственных стандартов (ГОСТ), обязательных к применению во всех отраслях народного хозяйства Советского Союза.

В этом же году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброка­ чественной или некомплектной продукции и за несоблюде­

19


ние обязательных стандартов промышленными предприя­ тиями». После этого наступил коренной перелом в деле упо­ рядочения работ по стандартизации, усилилась ответствен­ ность всех наркоматов, организаций и предприятий за точное соблюдение требований и норм, установленных го­ сударственными стандартами. Достаточно сказать, что в суровые годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом было утверждено 2015 государственных стан­ дартов и внесено большое количество временных измене­ ний в действующие стандарты, что способствовало мобили­ зации промышленности и переключению производственных мощностей на выпуск военной техники и боеприпасов.

В послевоенные годы быстрые темпы разработки госу­ дарственных стандартов сохранились, хотя в работы по стандартизации в связи с переходом к мирному строитель­ ству необходимо было внести некоторые изменения. За период 1946—1950 гг. было утверждено более 3100 госу­ дарственных стандартов на мирную продукцию. В следую­ щую пятилетку количество утвержденных государственных стандартов возросло до 3730. К 1970 г. количество ежегодно утверждаемых государственных стандартов вышло на уро­ вень 2400. Можно считать, что в настоящее время у нас в стране действует более 14 тыс. государственных стандар­ тов, что составляет примерно одну десятую часть от обще­ го количества государственных и национальных стандартов, действующих во всем мире. Общее же количество стандартов других категорий, а также нормативных документов техни­ ческого характера во много раз больше. Только во Всесоюз­ ном информационном фонде стандартов и технических усло­ вий насчитывается более 170 тыс. подобных документов. При этом нужно иметь в виду, что во Всесоюзной информа­ ционный фонд поступают далеко не все действующие нор­ мативные документы.

Развитию и совершенствованию работ по техническому нормированию и стандартизации в послевоенный период способствовали постановления партии и правительства, направленные на дальнейшее упорядочение этих работ, совершенствование их организационной структуры, созда­ ние прочной научно-методической и теоретической базы и т. д. Так, например, в октябре 1959 г. было принято по­ становление Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению работы в области государственной стандартиза­ ции и нормализации», в котором говорилось о дальнейшем развитии стандартизации и приводился перечень наиболее

20