Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
исключительно большое значение, так как в условиях пла нового социалистического хозяйства важнейшей особен ностью технического нормирования и стандартизации яв ляется их активная роль в управлении народным хозяй ством.
В ноябре 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР
приняли постановление о повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции, а Прези диум Верховного Совета СССР принял Указ о преобразо вании Комитета стандартов, мер и измерительных прибо ров при Совете Министров СССР в Государственный коми тет стандартов Совета Министров СССР. Оба эти акта еще раз подчеркнули то внимание, которое уделяется высшими партийными и государственными органами нашей страны развитию технического нормирования и стандартизации как технической и организационной основе планового производ ства. Все это предопределяет необходимость более полного использования возможностей технического нормирования и стандартизации во всех без исключения отраслях народ ного хозяйства для сокращения сроков разработки новой техники и ее внедрения, ускорения организации специали зированных производств, снижения затрат на выпуск про дукции и повышения ее качества, повышения эффективно сти общественного производства и ускорения темпов науч но-технического прогресса.
Соответствующие постановления, направленные на улучшение работ по техническому нормированию и стан дартизации, на повышение роли стандартов и нормативных документов в производстве промышленной продукции, в про изводстве товаров народного потребления, в торговле, принимались неоднократно. Это было связано с реоргани зацией управления промышленностью, созданием и со вершенствованием службы стандартизации в нашей стране. Однако только в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1970 г. предусмотрены меры, осущест вление которых внесет коренные изменения в масштабы и уровень работ по техническому нормированию и стандарти зации во всех отраслях народного хозяйства, поскольку стандарты и планы работ по стандартизации становятся государственной программой повышения качества про дукции.
Развитию технического нормирования и стандартиза ции, совершенствованию этой работы уделяется серьезное внимание и'в других странах. Так, например, сравнительно
14
недавно была реорганизована по причине несоответствия возросшим задачам служба стандартизации в США. Создают ся службы стандартизации в развивающихся государствах Африки, Азии и Латинской Америки, так как стандарты действительно начинают оказывать влияние на все стороны жизни человека [51]. По мнению американского ученого Р. А. Брейди [62] современная техническая революция представляется в четырех взаимосвязанных аспектах, как революция в химии, стандартах, электронике и автомати ке, энергетике.
Брейди отводит стандартам стратегическую роль, ут верждая, что степень наиболее полного и эффективного ис пользования новейших методов массового производства за висит больше от характера, широты охвата и общей жизне способности системы стандартов, чем от какого-либо дру гого фактора.
Встречаются и более скромные оценки роли и места стан дартизации в научно-техническом прогрессе. Однако все они сводятся к тому, что стандартизация является постоян ной составной частью научно-технического прогресса и что она обладает некоторыми закономерностями, использова ние которых при решении задач научно-технического про гресса является обязательным. Чем больше доля стандар тизации в научно-техническом прогрессе, тем больше его потенциальные возможности, так как стандартизация, ре гулируя стихийное разнообразие ассортимента изделий, позволяет приводить его к наиболее целесообразному для данных условий и данного промежутка времени. Стандарти зация помогает оптимальному удовлетворению потреб ностей, создает предпосылки для большей серийности про изводства, способствует сосредоточению на наиболее важ ных направлениях научных исследований и опытно-кон структорских работ. С развитием производительных сил общества роль и значение стандартизации неуклонно воз растают, а ее задачи существенно расширяются. Стандарты на современном этапе становятся мощным фактором в раз витии международных отношений и международной торгов ли. Прогрессивные стандарты обеспечивают разработавшим и внедрившим их странам преимущества в конкуренции на мировых рынках. Поэтому США прилагают немалые усилия для завоевания предпочтительного представитель ства в Международной организации по стандартизации. Любой международный стандарт разрабатывается -на основе национального стандарта, построенного, в свою очередь,
15
на основе стандарта фирмы, занимающей ведущее положе ние в данной отрасли хозяйства своей страны. В связи с этим странам, заинтересованным в развитии своей внеш ней торговли, выгодно вести в технических комитетах ИСО, разрабатывающих международные стандарты в строго опре деленной области, систематическую и активную работу. Заинтересованные страны стремятся играть в технических комитетах активную ведущую роль, так как в случае не участия в обсуждении того или иного предложения может быть принята рекомендация, идущая в разрез с интересами промышленных фирм страны.
Роль и значение стандартизации, ее место в научнотехническом прогрессе четко определяются основными зада чами, которые она призвана решать. К числу основных за дач ГОСТ 1.0—68 относит следующие:
установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных харак теристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;
определение единой системы показателей качества про дукции, методов и средств ее испытания и контроля, а так же необходимого уровня надежности и долговечности в за висимости от назначения изделий и условий их эксплуа тации;
установление норм, требований и методов в области про ектирования и производства продукции с целью обеспече ния оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции, расширения и улучшения ассортимента, повышения ка чества товаров народного потребления;
развитие унификации и агрегатирования промышлен ной продукции, особенно машин, оборудования и приборов как важнейшего условия специализации производства, ком плексной механизации и автоматизации производственных процессов;
обеспечение единства и правильности измерений в стра не, создание и совершенствование государственных эта лонов единиц измерения, а также методов и средств изме рений высшей точности;
установление единых систем документации, классифика ции и кодирования всей продукции и технико-экономиче ской информаций, а также стандартов на все виды носите
16
лей информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;
установление единых терминов, обозначений и величин в важнейших областях науки и техники, а также в отрас лях народного хозяйства;
создание благоприятных условий для внешней торговли путем участия в работе международных организаций по стандартизации, а также разработка рекомендаций между народных организаций и рекомендаций Совета Экономи ческой Взаимопомощи (СЭВ) в области стандартизации.
Все перечисленные задачи стандартизации не могут быть решены полностью и окончательно, так как любая отрасль народного хозяйства, любой вид производственной дея тельности, а также наука и техника находятся в состоянии постоянного развития и совершенствования. Поэтому ра боту в области технического нормирования и стандартиза ции нельзя представлять себе как единовременную кампа нию или как работу, возникающую эпизодически. Она долж на проводиться постоянно и планомерно. Только при такой постановке дела могут быть получены ощутимые ре зультаты по упорядочению и совершенствованию производ ства, ускорению темпов научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и видах производствен ной деятельности. Для этого необходимо осуществить ряд организационных мероприятий, помогающих вести работы по техническому нормированию и стандартизации во всех предприЛиях и организациях соответствующего профиля, во всех отраслевых научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, а также обеспечивающих корен ное изменение отношения к этому роду деятельности. Стан дартизация становится подлинной наукой. Отсюда сле дует, что каждый квалифицированный специалист, при нимающий участие в разработке стандартов и нормативных документов, а таких специалистов становится все больше и больше, должен хорошо разбираться в основах этой нау ки, твердо усвоить и применять в своей практической дея тельности выработанные ею методы, вскрытые закономер ности, установленные положения и правила.
Расширение работ по техническому нормированию и стандартизации диктуется не только необходимостью уско рения научно-технического прогресса и упорядочения дея тельности в какой-либо определенной области, но и тем экономическим эффектом, кптпркш.пплуч^щт народное хозяйство от внедрения стандартов 'и нбрматгнЕШьшкдекумён-
17
тов в производство. Применение стандартов в народной хозяйстве наряду с улучшением качества продукции поз волит получить большую экономию трудовых затрат, вре мени и средств. Так, например, советскими экономистами подсчитано, что прибыль на каждый вложенный в стан дартизацию рубль составляет от трех до двенадцати руб лей1. Эти цифры совпадают с расчетами американских эко номистов, утверждающих, что каждый доллар, затрачен ный на стандартизацию, в среднем дает 10 долларов эко номии [51]. Приведенные цифры убедительно говорят о не обходимости расширения работ по техническому нормиро ванию и стандартизации у нас в стране.
3. СОСТОЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
О состоянии технического нормирования и станда зации у нас в стране, его соответствии основным задачам, изложенным в предыдущем параграфе, можно судить по количеству действующих государственных стандартов, правда, с той оговоркой, что этот критерий не является единственным. Но если рассматривать его в историческом аспекте, в сопоставлении, то он будет объективно отражать общую постановку работы по техническому нормированию и стандартизации на современном этапе, ее успехи и недо статки.
Планомерные работы по техническому нормированию
истандартизации у нас в стране начались с 1924 г., когда
вВСНХ СССР было организовано Бюро промышленной стандартизации — единый руководящий орган по стан дартизации во всех отраслях промышленности.
Большое значение для дальнейшего развития работ по стандартизации в Советском Союзе имело Постановление
Совета Народных Комиссаров СССР от 15 сентября 1925 г. о создании первого центрального органа по стандартизации при Совете Труда и Обороны — Комитета по стандартиза ции и о введении в стране единых государственных (обще союзных) стандартов. На Комитет было возложено общее руководство работой ведомств по установлению промышлен ных и торговых стандартов на различные материалы и изде лия, а также утверждение и опубликование как обязатель ных, так и рекомендуемых общесоюзных стандартов.
1 «Стандарты и технический прогресс». Правда № 159 (18937) от 8 июня 1970 г.
18
В1926 г. была утверждена первая группа общесоюз ных стандартов на лучшие селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и некоторые товары на родного потребления. Всего за период с 1926 по 1929 г. было утверждено около 350 обязательных общесоюзных стандартов.
Вгоды первых пятилеток, на втором этапе своего раз вития, стандартизация получила значительно большее раз
витие в различных отраслях промышленности страны. В 1931 г. под стандартизацию была подведена научнотехническая база: впервые был принят единый план по стандартизации и перспективный пятилетний план, в кото ром предусматривались основные направления работ по стандартизации и устанавливались сроки выполнения этих работ. Стандартизация в начальный период социалисти ческой реконструкции стала приобретать важнейшее зна чение в деле ускорения темпов социалистического строитель ства, развертывания новых производств, освоения новой техники, в ускорении оборачиваемости материальных средств и эффективности работы предприятий. Поэтому общее количество утвержденных обязательных стандартов
с1929 по 1932 г. возросло до 4423.
Впоследующие годы, предшествовавшие Великой Оте
чественной войне, неправильная ориентация только на существующую производственную практику, недостаточное внимание к обоснованному выбору объектов стандартиза ции, а также децентрализация этих работ привели к тому, что роль и значение стандартизации стали искусственно принижаться. Это сразу же отразилось на количестве дей ствующих общесоюзных стандартов. За период с 1933 по 1937 г. их количество несколько возросло и составило 4685 стандартов, а с 1938 по 1940 г. уменьшилось до 3910. По этому в решениях XVIII съезда ВКП(б) была отмечена необходимость упорядочить работу в области стандартиза
ции- и обеспечить более |
широкое |
применение стандартов |
в народном хозяйстве. |
В 1940 г. |
во исполнение решений |
съезда был вновь создан Всесоюзный Комитет по стандар тизации при Совнаркоме СССР (ВКС), на который была возложена обязанность разработки и утверждения государ ственных стандартов (ГОСТ), обязательных к применению во всех отраслях народного хозяйства Советского Союза.
В этом же году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброка чественной или некомплектной продукции и за несоблюде
19
ние обязательных стандартов промышленными предприя тиями». После этого наступил коренной перелом в деле упо рядочения работ по стандартизации, усилилась ответствен ность всех наркоматов, организаций и предприятий за точное соблюдение требований и норм, установленных го сударственными стандартами. Достаточно сказать, что в суровые годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом было утверждено 2015 государственных стан дартов и внесено большое количество временных измене ний в действующие стандарты, что способствовало мобили зации промышленности и переключению производственных мощностей на выпуск военной техники и боеприпасов.
В послевоенные годы быстрые темпы разработки госу дарственных стандартов сохранились, хотя в работы по стандартизации в связи с переходом к мирному строитель ству необходимо было внести некоторые изменения. За период 1946—1950 гг. было утверждено более 3100 госу дарственных стандартов на мирную продукцию. В следую щую пятилетку количество утвержденных государственных стандартов возросло до 3730. К 1970 г. количество ежегодно утверждаемых государственных стандартов вышло на уро вень 2400. Можно считать, что в настоящее время у нас в стране действует более 14 тыс. государственных стандар тов, что составляет примерно одну десятую часть от обще го количества государственных и национальных стандартов, действующих во всем мире. Общее же количество стандартов других категорий, а также нормативных документов техни ческого характера во много раз больше. Только во Всесоюз ном информационном фонде стандартов и технических усло вий насчитывается более 170 тыс. подобных документов. При этом нужно иметь в виду, что во Всесоюзной информа ционный фонд поступают далеко не все действующие нор мативные документы.
Развитию и совершенствованию работ по техническому нормированию и стандартизации в послевоенный период способствовали постановления партии и правительства, направленные на дальнейшее упорядочение этих работ, совершенствование их организационной структуры, созда ние прочной научно-методической и теоретической базы и т. д. Так, например, в октябре 1959 г. было принято по становление Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению работы в области государственной стандартиза ции и нормализации», в котором говорилось о дальнейшем развитии стандартизации и приводился перечень наиболее
20