Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
61
числе по отношению к экономической системе. Такая государственная деятельность порож- дает феномен государственнического конституционализма, который имеет ряд особенностей.
Такой конституционализм инициируется самим государством в ходе преобразований правовой системы страны. С помощью конституционно-правовых механизмов государственная власть проводит социально-экономические и политико-правовые реформы и одновременно создает гарантии реализации основных прав и свобод личности. В силу большой реформаторской дея- тельности государства необходимы дополнительные правовые механизмы ограничения госу- дарственной власти, которые находят выражение в формирующихся институтах конституци- онно-правовой и федеративной ответственности органов государства.
На современном этапе конституционного развития в Российском государстве усилива- ются элементы президентского конституционализма в условиях политического дуумвирата
Президента РФ с Председателем Правительства РФ. Президентский конституционализм опи- рается на пропрезидентское большинство в Государственной Думе Федерального Собрания
РФ и на руководство Советом Федерации, в котором доминируют представители пропрези- дентской партии.
В рамках государственнического конституционализма два гаранта конституции олице- творяют судебно-правовой механизм обеспечения конституции и политическое господство над системой органов государственной власти. Важным является согласованное функциони- рование двух гарантов Конституции, позволяющее обеспечивать реализацию конституцион- ных ценностей и политический динамизм прогрессивного развития. Однако оба гаранта могут выступать в качестве взаимодействующего механизма конституционного консерватизма в рос- сийской правовой системе.
Два гаранта конституции создают условия для эффективного гарантирования конститу- ционного правопорядка при условии, что возможности судебного гаранта конституции оцени- вать конституционность нормативных правовых актов и договоров не будут ограничены пер- спективой политического доминирования главы государства в вопросах формирования как законодательной политики (инициирования значительного круга ФКЗ и ФЗ), так и политики конституционной модернизации (инициирования поправок к Конституции РФ).
Перспективы развития президентского конституционализма в России связаны с даль- нейшим укреплением института президентской власти, однако как политическое явление пре- зидентский конституционализм может постепенно изживать персоналистские черты и пока- зывать положительную динамику формирования в России элементов рационализированного парламентаризма в условиях смешанной полупрезиденсткой, полупарламентской республики.
Контрольные вопросы:
1. Как определяется конституционный контроль и конституционный надзор?
2. Назовите признаки американской модели конституционного надзора.
3. Какова география распространения американской модели конституционного надзора?
4. Назовите признаки европейской модели конституционного контроля.
5. Какова география распространения европейской модели конституционного контроля?
6. Какие формы конституционного контроля применяются в практике конституционного правосудия?
7. В чем отличие последующего и предварительного конституционного контроля?
8. В чем отличие абстрактного и конкретного конституционного контроля?
9. Какая модель конституционного контроля получила развитие в России?
10. Как соотносится конституционализм и демократия в практике конституционного правосудия?
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
62
Раздел II
Конституционное правосудие: правовые и
организационные основы осуществления
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Тема 2.1. Конституционное правосудие в
России: особенности полномочий и организации
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://
www.pravo.gov.ru
, 01.08.2014 2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
Основная литература:
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и про- цесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.
2. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
3. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде
Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.;
под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
Правовой статус Конституционного Суда РФ.
Конституционное правосудие играет важную роль в установлении и осуществлении в России, как и в других восточноевропейских странах, режима конституционной демократии. Интерпретируя принципы Конституции, Кон- ституционный Суд обладает властью выносить решения в отношении конституционных спо- ров
135
. Конституционные споры – неотъемлемая часть осуществления публичной политики в современных демократических системах правления. Особенно актуальна проблема их разре- шения в государствах в условиях перехода к демократии и современному конституционному строю.
Конституция России 1993 года закрепила статус Конституционного Суда РФ в главе 7
«Судебная власть и прокуратура» (с учетом поправок 2014 года). Это значит, что Конститу- ционный Суд входит в судебную систему РФ. Действующая Конституция не раскрывает его статус. Как показывают материалы Конституционного Совещания, в ходе разработки и обсуж- дения проекта Конституции не удалось достигнуть единства мнений о правовой природе Кон- ституционного Суда. Только Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О
Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – ФКЗ о КС 1994 года) содержит фор- мулировку определения, что такое Конституционный Суд.
В Конституции РСФСР 1978 года (в редакции от 24 мая 1991 года) Конституционный
Суд определялся как высший судебный орган конституционного контроля РСФСР, осуществ- ляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ч.1 ст. 165). В даль-
135
Epstein L., Knight J., Shvetsova O. The Role of Constitutional Courts in the Establishment and Maintenance of Democratic
Systems of Government // Law & Society Review. 2001. Vol.35. Number 1. P.155.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
63
нейшем положения статьи были изменены, и в редакции от 21 апреля 1992 года Конституци- онный Суд стал определяться как высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Такой подход нельзя признать удачным, т. к. роль Конституционного Суда несоразмерно возвышалась в судебной системе. По мнению судьи в отставке Н. В. Витрука, отмеченные фор- мулировки «удачно выражали принцип разделения властей и особый характер Конституци- онного Суда как органа судебной власти»
136
. Следует отметить, что последняя редакция ста- тьи, закреплявшая определение статуса Суда была чрезвычайно амбициозной, возвышавшей судебный орган конституционного контроля над другими судебными инстанциями.
ФКЗ о КС 1994 года закрепил более взвешенное определение статуса Конституционного
Суда. Это «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу- ществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»
137
. В дан- ном определении содержатся основные признаки юридической природы федерального органа конституционного правосудия.
Конституционный Суд РФ – это конституционный орган федеральной государственной власти, судебный орган, входящий в единую судебную систему России. Как любому органу государственной власти федерального уровня Конституционному Суду РФ присущи следую- щие признаки: создается и действует от имени государства; порядок его создания и деятель- ности определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательным актом; обладает собственной компетенцией; характеризуется организационной обособленно- стью и самостоятельностью; является составной частью (звеном) государственного аппарата,
единой системы органов государственной власти Российской Федерации; наделен властными полномочиями, то есть принимает обязательные к исполнению решения, которые при необхо- димости подкрепляются принудительной силой государства
138
По мнению Б.С. Эбзеева, порядок перечисления высших судебных инстанций в гл. 7 Кон- ституции РФ свидетельствует, что это высший орган правосудия в РФ, хотя он и не осуществ- ляет надзор за деятельностью иных судов
139
. Система конституционной юстиции не основана на принципе инстанционности, который не закреплён действующим законодательством о судеб- ной системе. Однако органы конституционного правосудия возвышаются над другими судами в вопросах обеспечения конституционности, реализации полномочий по разрешению консти- туционных споров и коллизий.
Основные черты правовой природы Конституционного Суда как судебного органа кон- ституционного контроля.
Во-первых, по юридической природе – это судебный орган, разрешающий дела по поводу конституционных споров и коллизий. Правосудие по конституционно-правовым делам (вопро- сам) является особой разновидностью правосудия и судопроизводства. У этого правосудия более высокий конституционно-правовой статус, хотя Конституционный Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к другим судам, судебным инстанциям и видам судо- производства. Конституционный Суд не рассматривает гражданские, уголовные, администра- тивные и другие категории дел, которые относятся к исключительной компетенции судов общей, арбитражной, административной юрисдикции. Однако решения Конституционного
Суда обязательны для других судебных органов. Причем обязательность решений распростра- няет своё действие как на применяемое другими судами материальное, так и процессуальное право.
136
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М., 2005.–
С.162.
137
СЗ РФ. – 1994.– № 13.– Ст. 1447.
138
Нарутто С.В. Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти // Акту- альные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1096 – 1107.
139
Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию Росси: монография / Б. С. Эбзеев. – М.: ИНФРА-М, 2013. С.500.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
64
Во-вторых, Конституционный Суд – это орган государственной власти, который по сво- ему конституционно-правовому статусу стоит на одном уровне с Президентом РФ, Федераль- ным Собранием, Правительством РФ. Он активно участвует в поддержании разделения и баланса властей в государстве и своими решениями уточняет или маркирует юридические гра- ницы полномочий и деятельности федеральных органов государственной власти, учрежден- ных Конституцией РФ. Как отмечает Н. В. Витрук, рассматривая конституционно-правовые вопросы, Суд «влияет на принятие политических решений, разрешает политические споры конституционно-правовыми средствами», выступая «как хранитель Конституции РФ, консти- туционных ценностей и идеалов»
140
В-третьих, основная функция Конституционного Суда РФ – осуществление конститу-
ционного контроля,
содействующего верховенству и прямому действию Конституции, защите конституционных прав и свобод личности и объединений граждан, разрешению споров о ком- петенции. Суд осуществляет последующий и предварительный, абстрактный и конкретный контроль. Контрольная функция Суда нацелена на уничтожение нормативных правовых актов и договоров, противоречащих Конституции РФ.
В-четвертых, при реализации полномочий используется особая процессуальная форма деятельности – конституционное судопроизводство. Правила конституционного судопроиз- водства устанавливаются в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде
Российской Федерации» и в Регламенте Конституционного Суда. Законодательные и регла- ментарные нормы конституционного судопроизводства дополняются собственными право- выми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости обращений и дру- гих правил, регламентирующих отдельные стадии судопроизводства. Конституционный Суд
РФ при рассмотрении дел не использует правила гражданского, уголовного, административ- ного и арбитражного судопроизводства. Регламентарные нормы и правовые позиции Консти- туционного Суда по вопросам конституционного судопроизводства образуют источники кон- ституционного судебно-процессуального права, которые создает сам Суд. Следовательно, у
Суда существует значительная автономия при выработке правил конституционного судопро- изводства, что отличает федеральный орган конституционного правосудия от других судов, а конституционное судопроизводство от других видов судопроизводств, регламентация которых осуществляется федеральными законами в виде специальных процессуальных кодексов (Граж- данско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражно-про- цессуальный кодекс РФ).
В-пятых, деятельность Конституционного Суда РФ основана на общих для всех судов
РФ конституционных принципах правосудия
– независимость судей, гласность, состязатель- ность, равноправие сторон, которые имеют особенности применения в рамках конституцион- ного судопроизводства.
В-шестых, при рассмотрении всех категорий дел применяется только коллегиальный
порядок принятия решений.
В-седьмых, Конституционный Суд – творец «живой» Конституции и «живого» консти- туционного права.
По мнению Н.В. Витрука, Конституционный Суд – высший конституционный орган в том смысле, что занимает исключительное положение в системе конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким другим органам, его решения носят обязательный харак- тер, в том числе для всех высших государственных институций, связан при осуществлении судопроизводства только Конституций РФ и Федеральным конституционным законом о Кон-
140
Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М., 2005.–
С.161.