Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
70
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могли входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен был оставаться неизмен- ным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты,
полномочий председательствующего в ее заседаниях определялась на заседании палаты. В
палате председательствовал один из судей в порядке очередности (по алфавиту) в течение всего периода рассмотрения конкретного дела.
После реформы Конституционного Суда РФ 2010–2011 годов вследствие вступления в силу Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ изменились организаци- онные формы конституционного судопроизводства.
Согласно статье 20 ФКЗ о КС Конституционный Суд Российской Федерации рассматри- вает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с прове- дением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федераль- ного конституционного закона, также без проведения слушаний. Следовательно, существует две формы конституционного судопроизводства:
1) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний
(устное судопроизводство);
2) рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ без проведения слушаний
(письменное судопроизводство).
Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда РФ, устанавливаются ст. 21 ФКЗ о КС. Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относя- щиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленным Конституцией РФ и ста- тьей 3 ФКЗ о КС.
Конституционный Суд РФ в заседаниях также:
1) принимает послания Конституционного Суда РФ;
2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и допол- нения;
3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награжде- нию государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Консти- туционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом
Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей
Председателя Конституционного Суда РФ;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным консти- туционным законом.
Согласно § 1 Регламента КС РФ Конституционный Суд проводит заседания:
1) по вопросам соответствия обращений требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (пункт 1 параграфа 24 настоящего
Регламента);
2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 настоящего Регла- мента);
3) по слушанию дела;
4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституцион- ного Суда) (параграф 58 настоящего Регламента);
5) по разрешению дела без проведения слушания;
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
71 6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Кон- ституционном Суде Российской Федерации» и настоящим Регламентом, в том числе для при- нятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициа- тиве Председателя Конституционного Суда, по требованию одного из заместителей Председа- теля Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее – судей),
или комиссии, созданной Конституционным Судом.
Для решения вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда РФ создаются и действуют рабочие совещания судей и комиссии Суда. Они сложились фактически и закреп- ляются Регламентом Конституционного Суда. По мнению В.А. Кряжкова, совещания судей и комиссии являются вспомогательными организационно-правовыми формами деятельности
Конституционного Суда, в то время как пленум и палаты относятся к основным формам
151
Следует поддержать данную позиции и отметить, что совещания судей и комиссии Суда не могут выступать в качестве организационных форм конституционного судопроизводства. До изменений Регламента КС РФ вопросы создания и деятельности совещания судей и комиссий
Суда регулировались § 60 и 61 Регламента, в действующей редакции Регламента КС РФ § 2 и 3.
Согласно § 2 Регламента КС РФ («Рабочие совещания судей») для рассмотрения вопро- сов, которые не требуют согласно Федеральному конституционному закону «О Конституци- онном Суде Российской Федерации» или настоящему Регламенту проведения заседания Кон- ституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению – заместителем
Председателя Конституционного Суда. Рабочее совещание судей может быть созвано по тре- бованию любого из судей. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппа- рата Конституционного Суда и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей. Решения на рабочих совеща- ниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочие совещания судей не распространяется действие пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Федерального конституционного закона «О Конститу- ционном Суде Российской Федерации». На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.
Неучастие в них не квалифицируется как проступок судьи, судья вправе воздерживаться от голосования, не требуется быть в мантии.
Согласно § 3 Регламента КС РФ для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения Регламента КС РФ, обобщения практики Конституционного
Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено Регламентом
152
Комиссия, образованная на основании пункта 2 параграфа 19 и пункта 3 параграфа 21
Регламента КС РФ, формируется из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого данная комиссия будет осуществлять проверку). Конституцион- ный Суд или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотруд- ники аппарата Конституционного Суда.
151
Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М., 1998. С.129.
152
Регламент КС РФ (ред. от 08.07.2014) // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. № 1.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
72
Контрольные вопросы
1. Сравните определения Конституционного Суда РФ, закреплённые в Конституции РФ
1978 года (с изменениями и дополнениями) и в ФКЗ о Конституционном Суде РФ 1994 года?
2. Какие признаки присущи Конституционному Суду РФ как органу судебной власти?
3. Когда был учрежден и начал деятельность Конституционный Суд в России?
4. Какими полномочиями обладает Конституционный Суд РФ?
5. В ст. 125 Конституции РФ установлен открытый или закрытый перечень полномочий
Конституционного Суда РФ? Обоснуйте свою позицию.
6. Как соотносятся организационно-правовые формы деятельности Конституционного
Суда РФ и формы конституционного судопроизводства?
7. Какие формы конституционного судопроизводства предусматривались до реформы
2010–2011 годов, а какие стали применяться с февраля 2011 года?
8. Подберите акты Конституционного Суда РФ, которые принимались по результатам рассмотрения дел в различных формах конституционного судопроизводства.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
73
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 24
Тема 2.2. Порядок назначения и
правовой статус конституционных судей
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://
www.pravo.gov.ru
, 01.08.2014 2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
Основная литература:
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и про- цесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.
2. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
3. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде
Российской Федерации» (постатейный) / Ю. А. Андреева, В. В. Балытников, Н. С. Бондарь и др.; под ред. Г. А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
Требования, предъявляемые к кандидату. Требования к кандидату на должность конституционного судьи устанавливаются в ФКЗ о КС 1994 года. Они более высокие по срав- нению с установленными в Конституции РФ (ст. 119) для всех судей. Это специальные (или дополнительные) требования для конституционных судей (в отличие от общих требований),
возможность установления которых на основе федерального закона предусмотрена ст. 119
Конституции РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ,
достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, име- ющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ
о КС). Таким образом, для конституционных судей возрастной ценз на 5 лет выше, чем для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (до упразднения в 2014 году) (35
лет); требования к стажу работы по юридической профессии на 5 лет больше, чем для других судей высших федеральных судов (не менее 10 лет).
Порядок назначения судей. Предложения о кандидатах на должности судей Консти- туционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами
Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов
РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссий- скими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конститу- ционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представле- ния Президента РФ. Согласно Регламенту Совета Федерации кандидатуры на должности кон- ституционных судей предварительно обсуждаются в Комитете палаты по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Комитет готовит заключение по каждой кан- дидатуре. С заключением знакомятся члены Совета Федерации, которые обсуждают представ- ленные кандидатуры. Каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ
считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета
Федерации. Решение палаты оформляется постановлением.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
74
До поправки 2014 года в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ
представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносилось Президентом
РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституцион- ного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжал исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 № 9-ФКЗ, если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Правовой статус судей Конституционного Суда РФ. Особенности правового поло- жения конституционных судей (по отношению к судьям других судов РФ) устанавливаются
ФКЗ о КС 1994 года.
Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приво- дит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.
Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Кля- нусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Россий- ской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».
В ФКЗ о КС определяется круг занятий и действий, которые несовместимы с должностью конституционного судьи.
Судья не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель- ности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конститу- ционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.
Судья не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного предста- вительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покро- вительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агита- цию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движе- ний, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководя- щий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют полити- ческих целей.
Судья не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать пред- метом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.
Однако, перечисленные ограничения (ст. 11 ФКЗ о КС) не могут рассматриваться, как ограничение права судьи Конституционного Суда РФ свободно выражать свою волю гражда- нина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. Таким образом, судья КС
РФ свободно реализует активное избирательное право и право на участие в референдуме.
Срок полномочий судей. Срок полномочий судьи менялся с момента принятия первой редакции ФКЗ о КС. Судья Конституционного Суда РФ назначался на должность сначала на