Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
65
ституционном Суде
141
. Такая точка зрения вполне обоснованна, она опирается на позицию,
что Суд окончательный и значит высший арбитр во взаимоотношениях с другими органами государственной власти.
Думается, что Конституционный Суд имеет конституционный уровень взаимодействия
с другими федеральными органами государственной власти, учрежденными Конституцией РФ
и именно поэтому не возвышается над другими (законодательными и исполнительными) орга- нами федерального уровня. Конституционный уровень взаимодействия означает, что компе- тенционные и организационные основы деятельности регламентированы Конституцией РФ и
Суд включен в реализацию и обеспечение конституционных принципов разделения властей между различными федеральными органами государственной власти и разграничения предме- тов ведения и компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти. Причем существует взаимная обязательность решений, принимаемых как Конституци- онным Судом РФ, так и другими органами государственной власти, если такие решения каса- ются их деятельности. Например, Федеральное Собрание вправе принять поправку к Феде- ральному конституционном закону о Конституционном Суде, тем самым изменить объем полномочий или порядок деятельности Суда. Такое решение будет обязательным для Суда,
в такой же степени, как и признание отдельных положений принятого федерального закона неконституционными.
По мнению Н. С. Бондаря, «Конституционный Суд является уникальным пуб- лично-властным субъектом, призванным находить оптимальный баланс между властью и сво- бодой, публичными и частными интересами, защищать личность, общество и государство от необоснованных посягательств, поддерживать состояние защищенности и безопасности конституционно-правового статуса всех и каждого субъекта социальных и правовых отноше- ний»
142
Конституционный суд РФ выполняет и общесоциальные функции, которые воздействуют на развитие основных сфер общественной и государственной жизни. Среди таких функций особое значение приобретает экономическая функция и обеспечение конституционализации частного права (защита конституционных прав собственников, предпринимателей, других участников гражданского оборота), а также социальная функция и обеспечение социальных гарантий и социальных прав граждан
143
Полномочия Конституционного Суда РФ. Динамика конституционной юрис-
дикции. Полномочия Конституционного Суда РФ регламентируются Конституцией РФ и ФКЗ
о КС 1994 года.
Согласно ст. 3 ФКЗ о КС 1994 года Конституционный Суд РФ в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верхо- венства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госу- дарственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и
141
Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М., 2005.–
С.164.
142
Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом
РФ. – М., 2005.– С.28–29.
143
Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. С.153.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
66
совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъ- ектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет консти- туционность закона, примененного в конкретном деле (п. 3 в ред. Федерального конституци- онного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ);
3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле (п. 3.1 введен Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 № 7-ФКЗ);
3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетен- цией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рас- смотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федера- ции, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (п. 3.2 введен Федеральным конституционным законом от
14.12.2015 № 7-ФКЗ);
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Пре- зидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным зако- ном, регулирующим проведение референдума Российской Федерации (п. 5.1 введен Федераль- ным конституционным законом от 04.06.2014 № 9-ФКЗ);
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федератив- ным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться пра- вами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ дого- ворами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
В соответствии с поправками, внесенными Федеральным конституционным законом от
15.12.2001,
144
компетенция Конституционного Суда РФ, установленная ст. 3 ФКЗ о КС 1994
года, может быть изменена не иначе как путем внесения в нее изменений.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фак- тических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
144
СЗ РФ. – 2001.– № 51. Ст. 4824.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
67
После принятия Конституции РФ 1993 года изменился объем полномочий Конституци- онного Суда РФ. Появились новые полномочия:
1) толкование Конституции;
2) разрешение дел о соответствии Конституции договоров между органами государствен- ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
3) проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Пре- зидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Некоторые полномочия, предусмотренные Конституцией РФ 1978 года (в ред. от 21
апреля 1992 года), не были сохранены за Конституционным Судом РФ:
1) разрешение дел о конституционности политических партий и иных общественных объединений;
2) проверка на соответствие Конституции вступивших в силу международных договоров
РФ;
3) проверка конституционности правоприменительной практики;
4) дача заключения о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий соответствующего представительного органа власти, для отрешения от должности соответ- ствующего федерального должностного лица, а также должностного лица республики, другого субъекта Федерации;
5) дача заключения о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью пол- номочия.
Конституционный Суд РФ не имеет права давать заключения по собственной инициа- тиве, как это было предусмотрено Законом 1991 года. Сузился круг правовых актов, конститу- ционность которых вправе проверять Конституционный Суд. Можно отметить, что компетен- ция Конституционного Суда РФ в сфере конституционного контроля не носит универсального характера, в число правовых актов, на которые распространяется юрисдикция Суда, не входят нормативные акты органов местного самоуправления.
Конституционный перечень полномочий Конституционного Суда РФ: откры-
тый или закрытый? Конституция РФ 1993 года прямо не говорит об открытом перечне пол- номочий Конституционного Суда РФ. Она содержит отсылочную норму в ч. 3 ст. 128, преду- сматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Этот ФКЗ о КС 1994 года, в свою очередь, устанавливает возможность принятия иных правовых актов о полномочиях Консти- туционного Суда (п. 7 ч. 1 ст. 3). К таким актам отнесены Федеративный договор, федераль- ные конституционные законы, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
В конституционной практике 1994–2015 годов использовался только один способ расширения полномочий Конституционного суда РФ: посредством принятия федеральных конституцион- ных законов о референдуме РФ в 1995 и в 2004 годах, а также поправок в ФКЗ о КС. Дого- ворный способ установления полномочий федерального органа конституционного правосудия не применялся.
Структура, состав Конституционного Суда РФ, организационные формы кон-
ституционного судопроизводства. Структура и состав органов конституционного пра- восудия имеет важное принципиальное значение, т. к. они влияют на профессиональную
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
68
работоспособность и эффективность осуществления конституционного контроля и других полномочий.
ФКЗ о КС 1994 года вслед за Конституцией РФ 1993 года существенно изменил поря- док формирования, структуру, компетенцию и порядок деятельности Конституционного Суда,
впервые учрежденного в декабре 1990 через внесение изменения в ст. 119 Конституции
РСФСР (1978 г. с изменениями и дополнениями). Данная статья до изменений предусматри- вала создание Комитета конституционного надзора РСФСР и определяла его компетенцию.
Однако в отличие от союзного уровня в России Комитет конституционного надзора так и не был образован.
Впервые в России Конституционный Суд был учрежден 15 декабря 1990 года – день,
когда в Конституции был закреплен этот новый институт
145
. Образован Суд был 29–30 октября
1991 года на пятом Съезде народных депутатов РСФСР в составе 13 судей при двух остав- шихся вакансиях
146
. Тем самым был сформирован состав суда, правомочный рассматривать дела. Начал свою деятельность Суд 14 января 1992 года в связи с рассмотрением первого дела
147
. Численный состав Суда не изменился в первый период его деятельности и вместо 15
по закону работало 13 судей. Постановлением седьмого Съезда народных депутатов РФ от 12
декабря 1992 года «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» было установлено, что «на период до принятия новой Конституции (Основного закона) Российской
Федерации не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного
Суда Российской Федерации» (п.4)
148
В современных европейских государствах численный состав конституционных судов, как правило, определяется конституциями и может варьироваться от 4 до 19: в Андорре – 4; в Эсто- нии – 5; в Молдове – 6; в Латвии, Таджикистане, Узбекистане – 7; в Азербайджане, Армении,
Грузии, Кыргызстане, Литве, Монголии, Румынии – 9; в Словении – 10; в Беларуси, Бельгии,
Болгарии, Греции, Испании, Хорватии – 12; в Португалии – 13; в Австрии – 14; в Венгрии,
Италии, Польше, Чехии – 15; в ФРГ – 16; в Украине – 18; в России – 19 149
Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из девят- надцати судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ о КС 1994 года), назначаемых на долж- ность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Пол- номочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Созданный в соответствии с Законом 1991 года Конституционный Суд выносил решения только в пленарном составе. ФКЗ о КС 1994 года предусмотрел возможность разрешать дела в пленарном заседании и в заседании двух палат. Это правило действовало до вступления в силу в феврале 2011 года поправок к ФКЗ о КС, принятых в 2010 году. Содержание внесенных изменений было настолько значительным, что следует говорить о реформе Конституционного
Суда РФ 2010–2011 годов. До реформы 2010–2011 годов согласно ст.20 данного закона пле- нарные заседания и заседания палат являлись организационными формами конституционного судопроизводства. Именно в ходе рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат принимались итоговые судебные решения.
145
См.: Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)
РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, – 1990.– № 29.– Ст.595.
146
См, Ведомости СНД и ВС РСФСР— 1991,– № 44,– Ст.1450.
147
История учреждения КС в России подробно исследована профессором М.А. Митюковым, – См, Митюков М, А, К
истории учреждения КС РФ // Журнал российского права. – 2002.– № 2.– С.137–151.
148
Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 51. – Ст.3011.
149
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М., 2005.–
С.170.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
69
Решения пленума и каждой из палат признавались решениями Конституционного Суда,
которые обладали одинаковой юридической силой.
В пленарном заседании Конституционный Суд вправе был рассмотреть любой вопрос,
входящий в его компетенцию. При этом исключительно в пленарных заседаниях Суд согласно ст. 21 ФКЗ о КС:
1) разрешал дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъ- ектов РФ;
2) давал толкование Конституции РФ;
3) давал заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Пре- зидента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимал послания Конституционного Суда РФ;
5) решал вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего веде- ния.
Конституционный Суд РФ в пленарных заседаниях также:
1) избирал Председателя, заместителя Председателя, судью – секретаря Конституцион- ного Суда РФ;
2) формировал персональные составы палат Конституционного Суда РФ;
3) принимал Регламент Конституционного Суда РФ и вносил в него изменения и допол- нения;
4) устанавливал очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституцион- ного Суда РФ, а также распределял дела между палатами;
5) принимал решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Консти- туционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заме- стителя Председателя и судьи – секретаря Конституционного Суда РФ.
В заседаниях палат Конституционный Суд разрешал все дела, отнесенные к его ведению и не подлежавшие рассмотрению согласно ФКЗ о КС исключительно в пленарных заседаниях
(ст. 22). При этом компетенция палат законодательно не разграничивалась, у палат отсутство- вала предметная или отраслевая специализация.
В пленарном заседании участвовали все судьи Конституционного Суда. Оно было право- мочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей. Решение принималось боль- шинством голосов от участвовавших в голосовании судей.
В заседаниях палат участвовали судьи – только члены соответствующей палаты.
Конституционный Суд РФ состоял из двух палат: «большой» и «малой», – включав- ших в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определялся путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливался Регламентом Конституцион- ного Суда РФ
150
Согласно § 5 Регламента формирование персонального состава палат производилось в пленарном заседании Конституционного Суда. В целях обеспечения равных возможностей по разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судей проводилась по спис- кам, составляемым с учетом избранной каждым судьей специализации по одной или несколь- ким отраслям права.
По итогам жеребьевки Конституционный Суд принимал решение о персональном составе палат, в котором указывались фамилии, имена, отчества судей, вошедших в каждую из палат,
а также определялся срок, по истечении которого может быть проведена новая жеребьевка в целях изменения персонального состава палат (§ 6 Регламента).
150
Регламент КС РФ от 1 марта 1995 года (официально опубликован не был) // База данных «Консультант Плюс: Версия
Проф».