Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
170
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Тема 3.4. Судебный запрос в Конституционный Суд РФ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(в ред. от 21.07.2014) //
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
,
01.08.2014 г.
2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
Основная литература:
1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного пра- восудия / Н.С. Бондарь. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – 544 с.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и про- цесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.
3. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
4. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде
Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.;
под ред. Г.А. Гаджиева. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 672 с.
Роль судов в содействии конституционному контролю. По запросам судов Консти- туционный Суд осуществляет конкретный последующий конституционный контроль, преду- смотренный в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. В ст. 101 ФКЗ о Конституционном Суде говориться
(ч. 1), что суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии
Конституции РФ закона, подлежащего применению в указанном деле, обращается в Консти- туционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона. В 2014 году была введена ч. 2 ст. 101 ФКЗ о КС, согласно которой Суд при пересмотре в случаях, установленных процессуальным законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской
Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений,
придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона.
Эта новая процедура, введенная Конституцией РФ 1993 года и развитая в ФКЗ о КС,


имеет важное значение. Во-первых, она призвана содействовать функции конституционного контроля в пределах всей судебной системы Российской Федерации, на всех стадиях и во всех инстанциях рассмотрения дела. Во-вторых, она направлена на координацию усилий судов общей, арбитражной и конституционной юстиции в «отлове» неконституционных законов,
принятых как Парламентом России, так и законодательными органами субъектов Федерации.
В-третьих, она может способствовать выстраиванию достаточно ясной иерархии различных ветвей судебной власти в вопросах конституционного контроля. По мнению Ж. Овсепян, «пра- вом обращения в Конституционный Суд РФ наделяются не только субъекты, ассоциирующиеся с политическими ветвями власти…но и низовые судебные инстанции, специализирующиеся на правоприменительной юрисдикционной практике». Такой подход был связан с решением

И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
171
проблемы деполитизации судебного конституционного контроля, которая возникла в процессе деятельности Конституционного Суда РФ первого состава
335
Абстрактный последующий конституционный контроль в Конституционном Суде РФ
были вправе инициировать только два судебных органа: Верховный Суд РФ и Высший Арбит- ражный Суд РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). После поправок 2014 года только Верховный
Суд РФ.
Эффективному использованию запросов судов нередко препятствуют стереотипы судеб- ной практики, сложившиеся в предшествующий период, когда суды не пользовались подобным полномочием. Во-первых, существует пока еще не изжитый психологический барьер, состав- ляющий интегральную часть профессионального правосознания судей. Судей учили приме- нять закон, подчиняясь ему при рассмотрении конкретного дела. Действующее конституцион- ное законодательство предоставляет полномочие суду подымать вопрос о конституционности применяемого закона. Меняется роль суда в правовой и судебной системе. Из арбитра по граж- данским, уголовным делам или делам об административных правонарушениях суд превраща- ется в участника конституционного судопроизводства. «Когда суд обращается с запросом о конституционности закона, – пишет судья В. Анишина, – то он уже сам становится сторо- ной процесса, вступающей в спор с другой стороной – законодателем»
336
. Для такого поступка судьи необходимо и гражданское мужество и специальная теоретическая подготовка в области конституционного права. Во-вторых, запрос суда (общей юрисдикции или арбитражного суда)
требует «выхода» дела за пределы корпоративного сообщества судей, принадлежащих к одной судебной ветви власти. Конституционный Суд становится окончательным арбитром в вопро- сах конституционности оспариваемых актов. Поэтому пробивать дорогу новому полномочию судов порой мешает чувство корпоративной общности судей в рамках судов общей юрисдик- ции или арбитражных судов
337
Вместе с тем, конституционная практика за период 1995–2014 года показывает, что в целом существует позитивная тенденция применения нового полномочия судов. Нередко суды и граждане или их объединения подают соответственно запросы и жалобы, оспаривая один и тот же закон. В этом случае Конституционный Суд в рамках одного процесса рассматривает конституционность оспоренного закона. Так, из 134 постановлений Конституционного Суда,
принятых за 1995–2001 (на 5 ноября) годы, 14 постановлений касались рассмотрения жалоб и запросов одновременно
338
. Согласно статистическим данным, в период с 1995 по 2010 г. КС
РФ было вынесено 74 постановления и 325 определений по запросам судов.
Согласно Докладу Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) от 27 января 2011 г. № 538/2009 «Об индивидуальном доступе к конституционному правосудию» процедура судебного запроса о конституционности закона в различных модифи- кациях сегодня существует в Азербайджане, Албании, Андорре, Армении, Австрии, Бельгии,
Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Греции, Грузии, Испании, Италии,
Латвии, Литве, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальте, Молдавии, Польше, Румынии, Турции,
Украине, Франции, ФРГ, Хорватии, Чехии (п. п. 60–61 Доклада)
339
Требования к форме судебного запроса. Содержание запроса. В главе XIII ФКЗ
о КС 1994 года рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов выделено в особый, самостоятельный вид конституционного судопроизводства. Согласно ч. 1 ст. 36 ФКЗ о
335
Овсепян Ж. Субъекты права на обращение в Конституционный Суд РФ // Российская юстиция. – 1996.– № 1.– С.10.
336
Анишина В. Каким должен быть запрос районного суда в Конституционный Суд РФ // Российская юстиция. – 1999.–
№ 3.– С.35.
337
Кравец И.А. Конкретный конституционный контроль по запросам судов // Вестник НГУ. Серия: Право. – 2007. Том
3. Вып.1.– С.46–54.
338
Подсчитано по системе «Консультант Плюс: Версия Проф».
339
Интернет ресурс: http:// www.venice.coe.int/
docs/ 2010/ DL-AD%282010%29039rev-e.pdf.


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
172
КС запрос суда является поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде при условии,
что он отвечает требованиям данного закона. Общие требования к обращению изложены в ст.
ст. 37–39, специальные требования к запросу суда в ст. ст. 101 и 102 ФКЗ о КС.
Запрос направляется в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (ч.
1 ст. 37 ФКЗ о КС). Таким лицом является тот суд (судья), в чьем производстве находится дело.
Не будет надлежащим заявителем один из судей коллегиального состава суда либо председа- тель (заместитель председателя) областного (краевого, республиканского) суда, даже если дело находится в кассационном или надзорном производстве в таком суде, но председатель (заме- ститель) не принимал единолично процессуальные процедуры рассмотрения данного дела.
Заявителем в таком случае выступает либо президиум, либо коллегия из трех судей, рассмат- ривающих дело в кассационном (апелляционном) порядке
340
В ст. 37 ФКЗ о КС закрепляются общие реквизиты обращения в Конституционный Суд,
которые применительно к запросу суда имеют следующие особенности. В запросе необходимо указать нормы, дающие суду право на обращение (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, п.3 ч. 1 ст.
3 и ст. 101 ФКЗ о КС). Текст закона прилагается к запросу полностью, если он оспаривается в целом, или же отдельные его положения, если они оспариваются по содержанию. Обязательным приложением к запросу должна быть копия определения (постановления) по делу (о направ- лении запроса и приостановлении производства). Этот процессуальный документ свидетель- ствует о том, что в производстве суда-заявителя находится данное дело, в котором должна быть применена норма, подлежащая проверке на конституционность. В определении суд дол- жен обосновать, почему он пришел к выводу о несоответствии закона Конституции РФ
341
Содержание
запроса включает изложение позиции суда и ее правовое обоснование.
Позиция суда основывается на исследованных в судебном заседании фактических обстоятель- ствах дела, выводах суда о необходимости применения конкретных норм закона, регламенти- рующих правоотношения по данному делу. В запросе следует дать анализ оспариваемой нормы закона, сослаться на источники права, подходящие к данному случаю, а также постановления
Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Ключевое значение в правовом обосновании приобретает «поиск» норм Конституции, которым противоречит оспариваемый закон, и ссылка на них в запросе суда-заявителя. При этом важно установить не только нормы- принципы (основы конституционного строя, принципы правового статуса личности и др.), но и конкретные нормы – правила поведения, которые закрепляют права, свободы, обязанности личности, а также компетенционные нормы. Запрос суда будет обоснованным, если в нем ука- зываются и нормы-принципы, и нормы правила поведения, и компетенционные нормы, на соответствие которым проверяются положения закона.
В запросе должно быть сформулировано требование, обращенное к Конституционному
Суду РФ: «Прошу признать статью закона (указывается соответствующая статья закона) не соответствующей статьям Конституции РФ (указываются статьи Конституции РФ)».
Допустимость судебного запроса и круг субъектов. Помимо требований к форме запроса ФКЗ о КС закрепляет требования к содержанию запроса. Согласно ч. 2 ст. 36 ФКЗ о
КС основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли обжалуемый закон Конституции РФ или нет. Вопрос о «неопределен- ности» в понимании обжалуемого закона имеет две стороны:
1) отношение Конституционного Суда РФ к оспариваемому закону;
2) отношение суда-заявителя к оспариваемому закону.
340
Анишина В. Судебные запросы в Конституционный Суд Российской Федерации // Конституционное право: восточно- европейское обозрение. – 2002.– № 3.– С.194.
341
Там же. С.195.


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
173
Конституционный Суд РФ принимает дело к рассмотрению, если придет к выводу, что оспариваемый закон действительно нуждается в проверке на соответствие Конституции РФ по правилам конституционного судопроизводства. В ином случае Конституционный Суд прини- мает «отказное» определение со ссылкой на то, что отсутствует неопределенность в понимании оспариваемого закона (соответствует ли он Конституции РФ).
Позиция суда-заявителя, изложенная в запросе, должна отражать правовое обоснование,
почему суд считает оспариваемый закон неконституционным. Правовое обоснование должно подкрепляться обязательной ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ. Суд-заяви- тель в соответствии с принципом состязательности сторон в конституционном судопроиз- водстве (ст. 5 и 35 ФКЗ о КС) обязан доказывать свою позицию относительно неконститу- ционности оспариваемого акта. Если у суда существует неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению закон, и эта неопределенность не переросла во внутреннее убеждение судьи (судей) о необходимости про- верки закона на соответствие Конституции РФ, суд обязан разрешить дело, исходя из презумп- ции конституционности применяемого закона.
По смыслу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года (в пер- воначальной редакции) суд обращается с запросом лишь в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению в кон- кретном деле закон (п. 3 постановления)
342
. Для судов общей юрисдикции такое разъясне- ние означало, что запрос не направляется, когда суд придет к выводу о неконституционности закона.
Однако такое понимание положений Конституции РФ (ч. 4 ст. 125) и ФКЗ о КС Плену- мом Верховного Суда РФ было опровергнуто Конституционным Судом РФ в постановлении от
16 июня 1998 года
343
, в котором указано, что суд обязан обратиться с запросом, если приходит к выводу о несоответствии закона Конституции РФ. Поэтому запрос в данном случае следует рассматривать в качестве обязанности суда-заявителя.
Действующая редакция постановления Пленума Верховного Суда РФ учитывает только отчасти правовые позиции КС РФ
344
. Такой запрос в соответствии со 101 Федерального кон- ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.
Таким образом, можно говорить о существовании двух оснований:
1) основанием для направления запроса в Конституционный Суд РФ является вывод суда- заявителя о неконституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
2) основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ по запросу суда явля- ется неопределенность в вопросе о конституционности закона. Первое основание относится к суду-заявителю, второе – к позиции Конституционного Суда РФ.
В соответствии со ст. 102 ФКЗ о Конституционном Суде запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Проверке может подвергаться федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта
Российской Федерации. Законы СССР и законы РФ, принятые до введения в действие Консти- туции РФ 12 декабря 1993 года, если они применяются на территории России, подлежат про- верке на предмет конституционности. Подобное правило действует в отношении конституци- онной жалобы. Однако по запросу суда предмет оспариваемого закона может быть шире, чем по жалобе гражданина. Закон может, но не должен обязательно затрагивать лишь конституци-
342
Российская газета. 1995 г., № 247, 28 декабря.
343
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1998 г., № 121,30 июня.
344
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах приме- нения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» //База данных Консультант Плюс.