Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
161
нении соответствующего нормативного акта или договора и необходимость внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения.
Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Феде- рации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государ- ственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации.
Согласно ст. 86 «Пределы проверки» ФКЗ о КС Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и догово- ров между ними:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта или договора;
3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в дей- ствие;
4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами госу- дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится Кон- ституционным Судом РФ только по содержанию норм.
В соответствии со ст. 87 «Итоговое решение по делу» ФКЗ о КС по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:
1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответ- ствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соот- ветствующими Конституции Российской Федерации.
Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их поло- жений является основанием для отмены в установленном порядке положений других норма- тивных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными (часть вторая в ред. Феде- рального конституционного закона от 15.12.2001 № 4-ФКЗ).
Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Рос- сийской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконститу- ционными (часть третья введена Федеральным конституционным законом от 15.12.2001 № 4-
ФКЗ).
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
162
Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях второй и третьей статьи 87 ФКЗ о КС, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами
(часть четвертая введена Федеральным конституционным законом от 15.12.2001 № 4-ФКЗ).
В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституцион- ного Суда РФ аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отме- нен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государ- ственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим (часть пятая введена
Федеральным конституционным законом от 15.12.2001 № 4-ФКЗ).
Действующее законодательство не содержит толкования правовых категорий, использо- ванных в ст. 87 (ч. 2–5) ФКЗ о КС. Попытки раскрыть их содержание предпринимались в юри- дической литературе по правосудию
316
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 24
Нормоконтроль и международные договоры. К четвертой группе актов относятся не вступившие в силу международные договоры РФ, в отношении которых осуществляется
предварительный
конституционный контроль (п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). В отно- шении других нормативно-правовых актов реализуется последующий конституционный кон- троль, т. е. акты проверяются на соответствие федеральной Конституции после их обнародо- вания и вступления в юридическую силу.
Под юрисдикцию Конституционного Суда подпадают различные по видам международ- ные договоры. Общепризнанное понятие международного договора закрепляется в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (п. п. «а» п. 1 ст. 2)
317
. В российском законодательстве данное понятие раскрывается в Федеральном законе от 15 июля 1995 года
«О международных договорах Российской Федерации»
318
. Оно в целом аналогично сформули- рованному в Венской конвенции.
Согласно п. «а» ст. 2 этого закона «международный договор Российской Федерации»
означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
В ч. 2 ст. 3 закона определяются, какие договоры и от имени каких органов могут заключаться. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации
(межгосударственные договоры),
от имени Правительства Российской Федерации (межпра-
вительственные договоры),
от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры
межведомственного характера
).
Все отмеченные договоры могут подвергаться проверке на соответствие Конституции
РФ. Конституционный Суд РФ согласно ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года «О
международных договорах Российской Федерации» разрешает не только дела о соответствии
Конституции РФ, не вступивших в силу для РФ международных договоров либо отдельных их положений, но также разрешает споры о компетенции между федеральными органами госу- дарственной власти, а также между органами государственной власти РФ и органами госу-
316
Анишина В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юсти- ция. – 1999.– № 11.– С.3.
317
Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года, Россия участвует в ней с 29 апреля 1986 года. – См.: Международное публичное право. Сборник документов. Т.1.– М., 1996.– С.67–68.
318
СЗ РФ. – 1995.– № 29.– Ст. 2757.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
163
дарственной власти субъектов Российской Федерации в связи с заключением международных договоров РФ.
В ст. 89 ФКЗ о Конституционном Суде закреплены два критерия допустимости запроса.
Во-первых, если упоминаемый в запросе международный договор подлежит согласно Консти- туции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти. Во-вторых, если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и приме- нению в РФ из-за его несоответствия Конституции. Первый критерий допустимости следует понимать следующим образом: проверке подлежат международные договоры, которые всту- пают в силу посредством любого способа выражения согласия Российской Федерации на их обязательность, а не только через «ратификацию» или «утверждение»
319
По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд может принять одно из двух итоговых решений (согласно ч. 1 ст. 91 ФКЗ): признать не вступивший в силу международный договор либо отдельные его положения соответствующими или несоответствующими Консти- туции РФ. Во втором случае договор не подлежит введению в действие и применению. При этом не может быть использован любой способ вступления договора в силу (ратификация,
утверждение и т. д.) согласно Венской конвенции.
За период работы Конституционный Суд дважды рассматривал дела о проверке не всту- пивших в силу международных договоров (в 2012 и 2014 году).
Это постановление Конституционного Суда РФ от 09 июля 2012 года № 17-П по делу о проверке протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (подписан в г. Женеве 16.12.2011, далее –
Протокол) в неразрывной связи со всеми прилагаемыми к нему многосторонними торговыми соглашениями
320
. В данном постановлении Конституционный Суд РФ признал соответствую- щим Конституции РФ международный договор.
Процедура конституционализации международного права требует развитие конституци- онных правил имплементации международных обязательств и процедуры участия РФ в меж- государственных объединениях.
Согласно ст. 79 Конституции РФ «Российская Федерация может участвовать в межгосу- дарственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с между- народными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Нормы этой явно недостаточно, чтобы обеспечивать как конституционализацию международного права,
так и участие федерального органа конституционного правосудия в процедуре вступления РФ
в межгосударственные объединения и международные организации.
По мнению М.С. Саликова, хотя из этой нормы Конституции РФ не вытекает необходи- мость осуществления конституционного контроля, представляется оправданным предварять принятие решения о вступлении России в то или иное международное образование проверкой конституционности договора. Для этого потребуется внесение изменений в ФКЗ о КС, а также в Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». М.С. Саликов рассматривает процедуру проверки как «страховочный механизм», который необходим в усло- виях активной интеграции России в международные организации и межгосударственные объ- единения (в том числе вступление в Евразийский экономический союз)
321 319
В литературе по этому поводу солидарную позицию занимают Э.М. Аметистов, В.А. Кряжков, Л.В. Лазарев. – Феде- ральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. – М., 1996.– С.272;
Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. – М., 1998.– С.271.
320
СЗ РФ. 2012. № 29. Ст. 4169.
321
Саликов М.С. Международные договоры РФ как объекты конституционного судебного контроля // Российский юри- дический журнал. 2014. № 6. С. 21–26.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
164
Представляется важным закрепить не только процедуру проверки конституционности международных договоров о вступлении РФ в межгосударственные объединения с обяза- тельной констатацией, что такое участие РФ не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Необходима специальная глава в Конституции РФ об участии РФ в межгосударственных объ- единениях, о конституционной процедуре имплементации международных договорах и про- верке их на соответствие Конституции РФ.
Вторым актом Конституционного Суда РФ по вопросу об оценке конституционности международного договора стало постановление Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов»
322
. Дан- ное постановление отражает дух конституционного патриотизма, которым руководствовался федеральный орган конституционного правосудия при решении вопроса о конституционности территориальных преобразований РФ и изменения государственной принадлежности Респуб- лики Крым и города Севастополь.
Такое малое участие Конституционного Суда связано с отсутствием запросов уполномо- ченных органов и лиц. На наш взгляд, это происходит по нескольким причинам. Во-первых,
предварительный контроль, как и последующий не является обязательным, хотя в отноше- нии не вступивших в силу международных договоров более правильным был бы обязатель- ный контроль. Он исключал бы возможность появления противоречий между конституцион- ными нормами и положениями международного договора. Действующий порядок проверки такую ситуацию не исключает
323
. Между тем, вступившие в силу, но не прошедшие проверку на конституционность международные договоры, уже не могут быть рассмотрены на соответ- ствие Конституции РФ. В отличие от последующего контроля, который нацелен на «вылав- ливание» действующих неконституционных правовых актов, цель предварительного контроля в этом случае оказывается не достигнутой. Во-вторых, органы исполнительной и законода- тельной власти являются реальными «творцами» международных договоров в том смысле, что благодаря их участию в заключении и введении в действие таких договоров, они становятся частью правовой системы России. Если законодатели не согласны с международной политикой исполнительной власти, они могут «заморозить» уже заключенный международный договор,
не ратифицировав его. С другой стороны, Президент или Правительство вряд ли будут обра- щаться в Конституционный Суд по поводу договора, который готовился и заключался при их непосредственном участии, если такое обращение не является обязательным. Следовательно,
при отсутствии обязательного предварительного контроля в отношении не вступивших в силу международных договоров политические органы власти будут проявлять явную не заинтере- сованность в запуске механизма проверки таких договоров на соответствие Конституции
324
Только введение обязательного предварительного конституционного контроля международ- ных договоров может изменить сложившуюся ситуацию.
Правовую новацию в отношении проверки международных договоров на соответствие
Конституции РФ предусмотрел Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года
«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта
322
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo
. gov.ru, 19.03.2014.
323
В федеральном законе о международных договорах есть статья, закрепляющая необходимость соответствия междуна- родных договоров Конституции РФ (ст. 34). Помимо этого, к функциям Министерства юстиции отнесена дача заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ (ст. 10). Однако эти гарантии не обеспечивают обязательную включенность Конституционного Суда в процесс проверки договора.
324
Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – СПб.: Изд-во Р
Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С.547.