Файл: Тема 1 правоохранительная деятельность правоохранительные органы понятие, признаки Правоохранительные органы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
8. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
9. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
10. Участие в правотворческой деятельности.
Основной, главенствующей функцией прокуратуры является надзорная функция. Она охватывает большой круг юридических и физических лиц (объектов и субъектов надзора). К ним можно отнести органы государственной власти, органы местного самоуправления, военные органы, органы контроля, а также коммерческие и некоммерческие организации и т.д. Под надзор попадают должностные лица и руководители этих организаций. Кроме того, надзору подлежат службы судебных приставов, органы уголовно-исполнительной системы и органы, осуществляющие оперативно-розыскные действия, дознание и предварительное следствие.
41. Принципы организации и деятельности прокуратуры
Понятие: Принципы организации и деятельности органов прокуратуры – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации. Система принципов организации и деятельности органов прокуратуры
1. Принцип законности.
2. Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры.
3. Принцип централизации.
4. Принцип гласности.
5. Принцип внепартийности.
6. Принцип независимости.
7. Принцип обязательности исполнения указаний прокурора.
42. Требования, предъявляемые, к лицам, назначаемым на должность прокуроров и порядок назначения прокуроров
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист", обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 15-ФЗ)
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
-имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
-признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
-Лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
-имело или имеет судимость;
-имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.11.2011 N 297-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
-состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
-отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;
-имеет статус иностранного агента.
(абзац введен Федеральным
законом от 28.12.2022 N 559-ФЗ)
2.1. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.
1.1. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
1.2. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.
43. Формы прокурорского реагирования на нарушения закона.
Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия.
Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит закону. Протест прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в соответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельства дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Во-вторых, прокурор может внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это. Представление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора - это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом. В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в процессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.
Предостережение. Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
44. Понятие и система органов предварительного расследования
Понятие: Предварительное расследование – это правоохранительная деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов предварительного следствия и органов дознания) по:
• раскрытию совершенных, пресечению совершаемых и предупреждению готовящихся преступлений;
• всестороннему, полному и объективному установлению и исследованию всех необходимых обстоятельств совершенных преступлений;
• изобличению лиц, виновных в совершении преступлений;
• привлечению виновных к уголовной ответственности;
• принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением;
• выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений;
• отказу от уголовного преследования невиновных и освобождению их от уголовной ответственности. Предварительное расследование – это вторая самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. На этой стадии специально уполномоченными органами производятся следственные действия, посредством которых собираются доказательства, осуществляется уголовное преследование лиц, причастных к совершению преступлений, предъявляется обвинение, осуществляется задержание подозреваемых, заключение под стражу обвиняемых, применение иных мер процессуального принуждения и т.д.
Рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Данная стадия уголовного процесса является обязательной по подавляющему большинству уголовных дел.
Предварительное следствие в РФ осуществляют:
1. Следственный комитет РФ.
2. Органы внутренних дел РФ (ОВД).
3. Органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России). Полномочия следователя регламентированы в ст.38 УПК РФ.
45. Органы, осуществляющие предварительное следствие. Полномочия следователя.
Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
Следственный комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства ( ч.1 ст . 1 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).