Файл: Тема 1 правоохранительная деятельность правоохранительные органы понятие, признаки Правоохранительные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002г. № 102-ФЗ, третейские суды в РФ могут быть образованы двух видов:

 

1. Первый вид — постоянно действующие третейские суды.

2. Второй вид — третейский суд, образованный для разрешения конкретного спора (суд для конкретного, частного случая).

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений. При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов.  Суд рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС. Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о третейском суде.
Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».
В понятие третейского суда - постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

37. Понятие и основные направления органов обеспечения деятельности судов

Под организационным обеспечением деятельности суда понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.


Основными направлениями (функциями) такой деятельности являются:

конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, защита по уголовным делам, обеспечение общественной безопасности и оказание юридической помощи населению.

38. Основные полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ Полномочия Судебного департамента:

 организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

 управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

 разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

 разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

 изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

 вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

 определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;  обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

 разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

 перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;



 ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

 ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

 рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

 осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

39. Понятие и система органов прокуратуры

Понятие: Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (пункт 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации)

Деятельность прокуратуры регламентирована Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции от 26 июля 2019 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 октября 2019 г.), а также другими федеральными законами (закон об ОРД, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ и др.); международными договорами; Указами Президента РФ; приказами Генерального прокурора. Из данного понятия следует, что прокуратура представляет собой систему органов.

Под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Система подразумевает наличие единой законодательной базы организации и деятельности всех органов и учреждений прокуратуры, общие цели, задачи и принципы ее построения, финансирование из одного источника, подчинение всех элементов прокурорской системы единому центру. В соответствии с указанным законодательством систему органов прокуратуры составляют:

1. Генеральная прокуратура РФ.

2. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

3. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

4. Научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Верхнюю ступень занимает Генеральная прокуратура РФ, которая руководит системой и контролирует работу нижестоящих прокуратур. Вторым звеном системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Третьим, нижним, звеном системы органов прокуратуры РФ являются прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.


Кроме того, это определение дает возможность выделить три вида прокуратуры или три вертикали: военные, территориальные и специализированные прокуратуры, которые замыкаются на центр - Генерального прокурора РФ.

Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные организации имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.


40. Функция деятельности прокуратуры

Понятие: Функции прокуратуры - это основные направления ее деятельности, отражающие ее сущность и направленные на осуществление стоящих перед ней целей. Функции (направления) деятельности органов прокуратуры:

1. Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами;

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;