Файл: Тема 1 правоохранительная деятельность правоохранительные органы понятие, признаки Правоохранительные органы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это самый многочисленный по своему составу федеральный орган, осуществляющий уголовное преследование на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Следственный комитет сформирован в виде единой федеральной централизованной системы следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим, и Председателю Следственного комитета.
Следственные органы и учреждения Следственного комитета осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
4.1) давать следователю, дознавателю или органу дознания в порядке, предусмотренном статьей 189.1 настоящего Кодекса, обязательное для исполнения письменное поручение об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 501-ФЗ)
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
46. Органы, осуществляющие дознание и их полномочия
Уголовно-процессуальное законодательство РФ (ст.40 УПК РФ) определяет органы, которые относятся к органам дознания.
Органы дознания:
1) ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности: органы ФСБ России, в том числе её пограничные органы, органы Федеральной службы охраны РФ (ФСО России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Службы внешней разведки РФ (СВР России), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ – Главное Разведывательное Управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ(ГРУ ГШ ВС РФ);
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Полномочия органов дознания На органы дознания возлагаются:
а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ(только на органы дознания, указанные в п. 1, 3, 4, 6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ);
б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ;
в) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
-) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
-) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
-) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Дознание производится в общем порядке (гл. 32 УПК РФ) либо в сокращенной форме (гл. 32.1 УПК РФ).
Дознание в сокращенной форме производится в соответствии с нормами, регламентирующими производство дознания в общем порядке, но имеет также ряд особенностей и возможно только при наличии оснований, предусмотренных главой 32.1 УПК РФ. Рассмотрим эти основания. Для производства дознания в сокращенной форме необходимо следующее условие: уголовное дело должно быть возбуждено в отношении конкретного лица, по признакам одного или нескольких преступлений, то есть лицо совершившее преступление должно быть известно. При этом производство дознания в сокращённой форме возможно только по ходатайству подозреваемого.
Второе основание состоит в том, что подозреваемый должен признавать свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не должен оспаривать правовую оценку преступления, указанного в постановлении о возбуждении уголовного дела. Третьим основанием является отсутствие обстоятельств, исключающих производство дознание в сокращенной форме, предусмотренных ст. 226.2 УК РФ. Все указанные основания должны быть в наличии. Если же хотя бы одно из них отсутствует, то производство дознания в сокращенной форме невозможно. По окончания дознания в сокращенной форме выносится обвинительное постановление, продолжительность такого дознания – 15 суток. Более подробно с особенностями производства дознания в сокращенной форме можно ознакомиться в специальной юридической литературе.
47. Понятие, задачи оперативно-розыскной деятельности и органы её осуществляющие
Понятие: Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».(далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Указанный Федеральный закон является основным законодательным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
3. Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
4. Установление имущества, подлежащего конфискации.
Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на:
- конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- отраслевых оперативно-розыскных принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Оперативно-розыскную деятельность уполномочены осуществлять оперативные подразделения:
1. Органов внутренних дел РФ (ОВД).
2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ России).
3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (ФСО России).
4. Таможенных органов РФ (ФТС России).
5. Службы внешней разведки РФ (СВР России).
6. Федеральной службы исполнения наказаний(ФСИН России).
7. Органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ГРУ ГШ ВС РФ) только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение им оперативно-розыскных мероприятий не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскные мероприятия.