Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты экспериментальной работы позволяют нам говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Использование системы занятий по формированию элементарных математических представлений младших дошкольников на основе использования фольклорных жанров способствует повышению уровня математического развития детей.
Список используемой литературы
-
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения / И. Г. Песталоцци. - Т-1.,-М. : Педагогика, - 1981. – 600 с. -
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - Т-2. Сост. С. Д. Егоров - М. : Педагогика, 1988 - 469 с. -
Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики / М. Монтессори. – Гомель,1993. – 135 с. -
Непомнящая Н. И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.,1983.- 194 с. -
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М., 1974.-345 с. -
Гальперин П. Я. Некролог / П. Я. Гальперин //Психологический журнал. - 1988. - Т.9, № 6. - С.164-165. -
Давыдов В. В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. - М., 1982. - 98 с. -
Кавтарадзе Д. Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М. : Флинта, 1998. -145 с. -
Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников // А. А. Столяр – Просвещение : 1988. - 303 с. -
Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2009. – С. 13. -
Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. Л., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. Л. Смывина, Л. П.Стрелкова. - М., 1993. -245 с. -
Кларина Л. М., Михайлова 3. А. Особенности организации образовательного процесса по теме «Мы в детском саду и дома» / Л. М. Кларина, З. А. Миайлова // Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. -138 с. -
Серова 3. А. Знакомлюсь с математикой / З. А. Серова. - Пособие для подготовки детей к школе. — СПб. : Питер, 2000. - 95 с. -
Гатанов Ю. Развиваю мышление и речь (Серия «Мой первый учебник») / Ю. Гатанов. — СПб. : Питер, 2000. -164 с. -
Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие для детей младшего школьного возраста / П. Семенченко. — М. : Олма-Пресс, 1999. – 68 с. -
Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П.. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М., 1992 –С.8 – 20 -
Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. - 2008. - 384 с. -
Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6.— С.5–8. -
Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. — М.: Просвещение, 1967. — С.46–60. -
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с. -
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В. П. Аникин. — М. : АСТ, 2007. – 240 с. -
Ушинский К. Д. о первоначальном обучении счету. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М. : Просвещение, 1986. — С. 34 -
Потешки, считалки, небылица сост. А. Н. Мартынова. — М. : Слово, 1998. — 122 с. -
Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г. М. Лунина — М. : Радуга, 2005. — 128 с. -
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М. : АСТ, 2007. — С. 22. -
Детская литература: учебное пособие для учащихся дошкольных специальностей пед. училищ // сост. .Е. Зубарева, З. П. Пахомова. — М.: Просвещение, 1976. — 212 с. -
Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман. — Волгоград: Учитель, 2008. — 181 с. 11. -
Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 328 с. -
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина, 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с. -
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др.; Под ред.Л. Г. Нисканен. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208с. -
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. — М., 1985. – 140 с. -
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан, 2009. -
Программа обучения и развития детей 3-5 лет «Зерек бала», Астана, 2009. – 165с. -
«Кайнар»: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет.сада / науч. рук. Т. Н. Доронова. – Алматы: Просвещение – Казахстан, 2007. -
Минский Е М. От игры к знаниям / Е. М. Минский. — М., 1982. – 78 с. -
Ерофеева Т. Н. и др. Математика для дошкольников / Т. Н. Ерофеева. — М.,1994. -124 с. -
Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. - М., 1987. - 67 с. -
Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. — М., 1980. - 65 с. -
Фидлер М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. — М., 1981. – 126 с. -
Щербакова Е. М. О математике малышам / Е. М. Щербакова. — Киев, 1984. - 77 с. -
Сербина Е. В. Математика для малышей / Е. В. Сербина. — М., 1992. – 123 с. -
Венгер Л. А. , Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение 1989 г. -
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В. П. Аникин. - М. : Дет. лит., 1988. -
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 1985 -
Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Детство-пресс / 3. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М Вербенец - СПб, 2008 - 392 с.. -
Носова Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений / Е. А. Носова. - Л. : 1990 – 62 с. -
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985 -189 с.
Приложение А
Статистические данные констатирующего эксперимента
Таблица А1
Сводная матрица результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной группе
Код испытуемого | № задания | Сумма баллов | Уровень | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | |||
1) Настя А. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
2) Карина А. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 22 | ОУ | ||
3) Ясмин А. | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | ОДУ | ||
4) Дарья Б. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | ДопУ | ||
5) Настя Г. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
6) Вика Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | ДопУ | ||
7) Малика Д. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
8) Алина Е. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | ОДУ | ||
9) Софья Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 | ДосУ | ||
10) Еремей Е. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9 | ДопУ | ||
11) Амина Ж. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | ДопУ | ||
12) Тимур Ж. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | ДопУ | ||
13) Федор З. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 6 | ДопУ | ||
14) Максим И. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | ОДУ | ||
15) Леонид К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | ДопУ | ||
16) Полина К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
17) Дарья К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НУ | ||
18) Таисия К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 7 | ДопУ | ||
19) Платон Л. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
20) Миша М. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
21) Руслан М. | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 10 | ДопУ | ||
22) Аиша М. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | ДопУ | ||
23) Диана Н. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | ДопУ | ||
24) Ульяна П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | ДопУ | ||
25) Муслима С. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
26) Нэйла Т. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
27) Роман Ц. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ДопУ | ||
28) Фелиса Ш. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ |
Таблица А.2
Сводная матрица результатов констатирующего эксперимента в контрольной группе
Код испытуемого | № задания | Сумма баллов | Уровень | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | |||
1) Даша Б. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
2) Дима Б. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 22 | ОУ | ||
3) Алик Н. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
4) Даша О. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НУ | ||
5) Тимур С | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
6) Софья Т. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | ОДУ | ||
Продолжение таблицы А.2 | |||||||||
7) Рашида Х. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
8) Алихан К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
9) Рамина Е. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
10) Амиржан Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | НУ | ||
11) Кристина Д. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | ДопУ | ||
12) Вероника Е. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
13) Лера К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
14) Вова С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | ДопУ | ||
15) Анжела К. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | ОДУ | ||
16) Лиза К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | ДопУ | ||
17) Настя О. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | ДопУ | ||
18) Матвей С. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
19) Элиф Б. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ | ||
20) Влад К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | ДопУ | ||
21) Рома К. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
22) Аружан К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДосУ | ||
23) Семен Р. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 | ДопУ | ||
24) Дамир М. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | ДопУ | ||
25) Лия Ж. | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 22 | ОУ | ||
26) Тэя Ж. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 | ОДУ | ||
27) Тимур А. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 | ДопУ | ||
28) Амина К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | ДоcУ |
Приложение Б
Формы народного фольклора с математическим содержанием
Загадки по темам
Геометрические фигуры:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник.
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.
Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? Треугольник.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... квадрат.
Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник.
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Шесть тупых углов внутри