Файл: Дошкольное обучение и воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сравним результаты распределения детей в контрольной группе по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего и контрольного эксперимента представленными в таблице 10 и проиллюстрированные на рисунке 10.
Таблица 10

Сравнительный анализ уровней сформированности количественных представлений у детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза

Уровень

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Оптимальный уровень

6%

8%

Оптимально-достаточный уровень

11%

60%

Достаточный уровень

34%

17%

Допустимый уровень

40%

14%

Недопустимый уровень

8%

0%


В таблице 10 и на рисунке 10 мы видим повышение уровня сформированности количественных представлений в контрольной группе на этапе контрольного среза. Для детей контрольной группы на этапе контрольного среза наиболее характерным является оптимально-достаточный уровень сформированности количественных представлений 60%. Тогда как, на этапе констатирующего эксперимента данный уровень был диагностирован только у 11% детей. Менее выраженным является оптимальный уровень сформированности количественных представлений 14%, более характерный для констатирующего эксперимента 40%. Недопустимый уровень сформированности количественных представлений у детей контрольной группы на этапе контрольного среза не выявлен.

Рисунок 10 Распределения детей контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза
На рисунке 11 представлен сравнительный анализ средних значений по заданиям в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза.



Примечание:

1 – количественный и порядковый счет в пределах 5; 2 – знание цифр; 3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой; 4 – сравнение двух групп предметов; 5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения


Рисунок 11 Сравнительный анализ средних значений по заданиям констатирующего эксперимента и контрольного среза в контрольной группе
На рисунке 11 мы можем видеть повышение среднего уровня выполнения заданий дошкольниками контрольной группы на этапе контрольного среза. Лучше всего дети контрольной группы справились с заданиями на знание цифр - 2,8. Далее следуют задания на сравнение двух групп предметов - 2,7. Менее успешно дети контрольной группы справились с заданиями количественный и порядковый счет в пределах 5 - 2,6, на представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения - 2,6 и на установление соответствия между количеством предметов и цифрой - 2,6.

Далее нам необходимо сравнить результаты уровней сформированности количественных представлений детей экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного среза представленные в таблице 11 и на рисунке 12.

Таблица 11

Сравнительный анализ уровней сформированности количественных представлений у детей экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного среза

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оптимальный уровень

17%

8%

Оптимально-достаточный уровень

64%

60%

Достаточный уровень

13%

17%

Допустимый уровень

6%

15%

Недопустимый уровень

0

0




Рисунок 12 Распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе контрольного среза
Из данных, представленных в таблице 12 и на рисунке 12, мы можем сделать следующие выводы. Более высокий уровень сформированности количественных представлений характерен для детей экспериментальной группы.

Для большинства детей 64% в экспериментальной группе и 60% контрольной группе на этапе контрольного среза характерен оптимально-достаточный уровень сформированности количественных представлений. Другими словами, дети не испытывали затруднений при выполнении заданий. Ими продемонстрированы необходимые знания, умения и навыки. Однако дошкольникам понадобилось больше времени для выполнения заданий. Они проявляют инициативу и интерес к предмету.



Большая часть детей в контрольной группе 17% и незначительная часть детей в экспериментальной группе 13% показала достаточный уровень сформированности количественных представлений. Т.е. при выполнении заданий дети испытывали определенные трудности. Чтобы справиться с предложенными заданиями, прибегали к помощи воспитателя.

Меньшая часть детей в экспериментальной группе 13% детей и в контрольной группе 15% показала допустимый уровень сформированности количественных представлений. Иными словами, при выполнении заданий дети испытывали определенные трудности. Чтобы справиться с предложенными заданиями, им понадобилась помощь воспитателя. При работе над заданиями дети допускали ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий.

Оптимальный уровень сформированности количественных представлений продемонстрировали 17% детей экспериментальной и 8% детей контрольной группы.

Недопустимый уровень сформированности количественных представлений в исследуемой выборке не выявлен.

На рисунке 13 представлен сравнительный анализ средних значений по заданиям в экспериментальной и контрольной группе на этапе контрольного среза.



Примечание:

1 – количественный и порядковый счет в пределах 5; 2 – знание цифр; 3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой; 4 – сравнение двух групп предметов; 5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения

Рисунок 13 Сравнительный анализ средних значений по заданиям контрольного среза в экспериментальной и контрольной группе
Исходя из сравнительного анализа особенностей сформированности количественных представлений у дошкольников в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного среза, мы можем сказать, что дети экспериментальной группы в целом лучше справились со всеми предложенными заданиями.

Таким образом, для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом), как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.


Заключение

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.

Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математики в ДОУ используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки, и решаются такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Сравнительный анализ программ показал следующее: во всех программах предусмотрено обучение количественному счету в пределах 10, вводятся простейшие арифметические действия и задачи. В Программах «Зерек бала» и «Кайнар» в раздел «Количество и счет» введена задача знакомства детей с тем, что
число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета (слева направо и справа налево).

Экспериментальная часть работы была направлена на изучение эффективности системы занятий по формированию количественных представлений средствами устного народного творчества.

Анализ проведенной экспериментальной работы позволяет сделать выводы:

- использование предложенной системы занятий способствует достижению более высокого уровня сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы;

- дети, при обучении которых использовалась предложенная система занятий, в целом лучше справились со всеми предложенными контрольными заданиями.

Из опыта практической работы мы можем дать следующие рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по формирования элементарных математических представлений:

  • Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать математические задачи.

  • Фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер.

  • Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу.

  • Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;

  • Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;

  • Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятиях;

  • Следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это заставляет ребёнка обращать внимание математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять, находить сходство и различие, обобщать свои представления;

  • При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народу. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.