Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравним результаты распределения детей в контрольной группе по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего и контрольного эксперимента представленными в таблице 10 и проиллюстрированные на рисунке 10.
Таблица 10
Сравнительный анализ уровней сформированности количественных представлений у детей контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза
Уровень | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Оптимальный уровень | 6% | 8% |
Оптимально-достаточный уровень | 11% | 60% |
Достаточный уровень | 34% | 17% |
Допустимый уровень | 40% | 14% |
Недопустимый уровень | 8% | 0% |
В таблице 10 и на рисунке 10 мы видим повышение уровня сформированности количественных представлений в контрольной группе на этапе контрольного среза. Для детей контрольной группы на этапе контрольного среза наиболее характерным является оптимально-достаточный уровень сформированности количественных представлений 60%. Тогда как, на этапе констатирующего эксперимента данный уровень был диагностирован только у 11% детей. Менее выраженным является оптимальный уровень сформированности количественных представлений 14%, более характерный для констатирующего эксперимента 40%. Недопустимый уровень сформированности количественных представлений у детей контрольной группы на этапе контрольного среза не выявлен.
Рисунок 10 Распределения детей контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза
На рисунке 11 представлен сравнительный анализ средних значений по заданиям в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза.
Примечание:
1 – количественный и порядковый счет в пределах 5; 2 – знание цифр; 3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой; 4 – сравнение двух групп предметов; 5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения
Рисунок 11 Сравнительный анализ средних значений по заданиям констатирующего эксперимента и контрольного среза в контрольной группе
На рисунке 11 мы можем видеть повышение среднего уровня выполнения заданий дошкольниками контрольной группы на этапе контрольного среза. Лучше всего дети контрольной группы справились с заданиями на знание цифр - 2,8. Далее следуют задания на сравнение двух групп предметов - 2,7. Менее успешно дети контрольной группы справились с заданиями количественный и порядковый счет в пределах 5 - 2,6, на представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения - 2,6 и на установление соответствия между количеством предметов и цифрой - 2,6.
Далее нам необходимо сравнить результаты уровней сформированности количественных представлений детей экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного среза представленные в таблице 11 и на рисунке 12.
Таблица 11
Сравнительный анализ уровней сформированности количественных представлений у детей экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного среза
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Оптимальный уровень | 17% | 8% |
Оптимально-достаточный уровень | 64% | 60% |
Достаточный уровень | 13% | 17% |
Допустимый уровень | 6% | 15% |
Недопустимый уровень | 0 | 0 |
Рисунок 12 Распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе контрольного среза
Из данных, представленных в таблице 12 и на рисунке 12, мы можем сделать следующие выводы. Более высокий уровень сформированности количественных представлений характерен для детей экспериментальной группы.
Для большинства детей 64% в экспериментальной группе и 60% контрольной группе на этапе контрольного среза характерен оптимально-достаточный уровень сформированности количественных представлений. Другими словами, дети не испытывали затруднений при выполнении заданий. Ими продемонстрированы необходимые знания, умения и навыки. Однако дошкольникам понадобилось больше времени для выполнения заданий. Они проявляют инициативу и интерес к предмету.
Большая часть детей в контрольной группе 17% и незначительная часть детей в экспериментальной группе 13% показала достаточный уровень сформированности количественных представлений. Т.е. при выполнении заданий дети испытывали определенные трудности. Чтобы справиться с предложенными заданиями, прибегали к помощи воспитателя.
Меньшая часть детей в экспериментальной группе 13% детей и в контрольной группе 15% показала допустимый уровень сформированности количественных представлений. Иными словами, при выполнении заданий дети испытывали определенные трудности. Чтобы справиться с предложенными заданиями, им понадобилась помощь воспитателя. При работе над заданиями дети допускали ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий.
Оптимальный уровень сформированности количественных представлений продемонстрировали 17% детей экспериментальной и 8% детей контрольной группы.
Недопустимый уровень сформированности количественных представлений в исследуемой выборке не выявлен.
На рисунке 13 представлен сравнительный анализ средних значений по заданиям в экспериментальной и контрольной группе на этапе контрольного среза.
Примечание:
1 – количественный и порядковый счет в пределах 5; 2 – знание цифр; 3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой; 4 – сравнение двух групп предметов; 5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения
Рисунок 13 Сравнительный анализ средних значений по заданиям контрольного среза в экспериментальной и контрольной группе
Исходя из сравнительного анализа особенностей сформированности количественных представлений у дошкольников в экспериментальной и контрольной группах на этапе контрольного среза, мы можем сказать, что дети экспериментальной группы в целом лучше справились со всеми предложенными заданиями.
Таким образом, для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом), как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
Заключение
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.
Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
На занятиях по математики в ДОУ используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки, и решаются такие задачи как закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов; создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка; формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Сравнительный анализ программ показал следующее: во всех программах предусмотрено обучение количественному счету в пределах 10, вводятся простейшие арифметические действия и задачи. В Программах «Зерек бала» и «Кайнар» в раздел «Количество и счет» введена задача знакомства детей с тем, что
число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета (слева направо и справа налево).
Экспериментальная часть работы была направлена на изучение эффективности системы занятий по формированию количественных представлений средствами устного народного творчества.
Анализ проведенной экспериментальной работы позволяет сделать выводы:
- использование предложенной системы занятий способствует достижению более высокого уровня сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы;
- дети, при обучении которых использовалась предложенная система занятий, в целом лучше справились со всеми предложенными контрольными заданиями.
Из опыта практической работы мы можем дать следующие рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по формирования элементарных математических представлений:
-
Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать математические задачи. -
Фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный характер. -
Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу. -
Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие; -
Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике; -
Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятиях; -
Следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это заставляет ребёнка обращать внимание математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять, находить сходство и различие, обобщать свои представления; -
При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народу. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.