Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожидаемый результат:
1) иметь представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь;
2) знать цифры до пяти;
3) уметь:
- различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
- сравнивать количество двух групп предметов;
- соотносить количество предметов с цифрой.
На занятии дети внимательно слушали воспитателя, отвечали на вопросы. Они ориентируются в счете в пределах 5. На наш взгляд, этому способствовала предварительная работа, проведенная воспитателем. С удовольствием работают с наглядным материалом. Дети уже соотносят количество предметов с цифрой. Сравнивание двух групп предметов дается им уже легко. Цель и задачи занятия достигнуты.
Тема занятия: «Счет предметов, по-разному расположенных».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: «Математика».
Задачи:
1) развить умение видеть равное количество предметов, по-разному расположенных; учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру, и располагать столько же предметов в ряд или в виде другой фигуры;
2) закрепить умение сравнивать длину предметов и устанавливать связи между отношениями разного вида: «длиннее - короче», «дальше - ближе»;
3) развивать внимание и логическое мышление;
4) воспитывать интерес к математике.
Билингвальный компонент: түлкi – лиса, қоян – заяц.
Демонстрационный материал: фланелеграф, к нему 4 кружка красного и 4 синего цвета; игрушки - домик, зайчик, лисичка.
Раздаточный материал: у каждого ребенка на тарелке по 4 палочки оранжевого, зеленого цвета.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-коррегирующи | Воспитатель собирает детей в круг на ковре и предлагает поиграть. Игра: «Не ошибись». - Я буду показывать вам цифру. А вы хлопните столько раз, сколько раз, сколько эта цифра обозначает. - Подпрыгните вот столько раз… Задание меняются. Воспитатель просит выполнить определенное количество движений, то одного ребенка, то всех. На фланелеграфе 2 группы кружков разного цвета. Кружки одного цвета расположены в ряд, а другого - в вершинах углов треугольника. Педагог обращает внимание детей на то, что кружки расположены по-разному. - Сегодня мы будем учиться считать предметы, расположенные по-разному, и узнавать, поровну ли их. - Посчитаем сколько кружков красного цвета на фланелеграфе. Приглашает одного ребенка к доске. - Теперь вместе посчитаем, сколько красных кружков. - Посчитаем, сколько зеленых кружков на доске. Приглашает одного ребенка к доске. - Вместе посчитаем зеленые круги. - Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать об их количестве? - Как можно проверить, что кругов одинаковое количество? Для проверки равенства числа кружков ребенку предлагают приложить кружки, лежащие в форме треугольника, к тем, которые расположены в ряд. Затем педагог восстанавливает их исходное положение. - Мы с вами увидели, что 3 кружка можно расположить по-разному, все равно их будет поровну, по 3. Далее к каждой группе дети добавляют по 1 кружку. Воспитатель 1-2 раза меняет форму расположения кружков, вызывает детей сосчитать фигуры. Динамическая пауза. Игра на внимание. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и просит их назвать. - Если вы увидите круг, то покружитесь, если увидите квадрат – попрыгайте, а если увидите треугольник, то похлопайте. Работа с раздаточным материалом. Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: - Какого цвета палочки? По сколько палочек каждого цвета? - Выложите из оранжевых палочек любую фигуру. - А теперь выложите из зеленых палочек любую фигуру. - Сколько палочек понадобилось для зеленой фигуры? Оранжевой? - Сколько палочек пошло на каждую фигуру? Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4. - Как доказать, что палочек поровну? Игровое упражнение «Что изменилось? На столе у воспитателя слева домик, а справа 2 игрушки: зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях от домика. - Как на казахскомязыке звучит слово «заяц»? А «лиса»? - Кто ближе, кто дальше от домика? Упражнение повторяют 2-3 раза. - Какая игра вам понравилась? - С какой игрой было не просто справиться? | Выполняют движения, соотнося их количество с цифрой. Ребенок считает кружки. Дети вместе с воспитателем считают кружки. Ребенок считает кружки. Выясняют, что кружков поровну, по 3, хотя они и разложены по-разному. Ребенок у доски выкладывает круги один под другим. Пересчитав и приложив кружки одной группы к кружкам другой, они убеждаются, что в обеих группах кружков поровну - по 4. Называют геометрические фигуры. Выполняют движения по договоренности. Рассматривают палочки в тарелке. Отвечают на вопросы, считают палочки. Выкладывают фигуру из палочек. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Дети раскладывают палочки рядами одну под другой. Рассматривают игрушки. Қоян. Түлкі. Отвечают на вопрос. Дети закрывают глаза, а педагог переставляет игрушки. Открыв глаза, дети говорят, кто теперь дальше и кто ближе от домика |
Ожидаемый результат:
1) иметь представление о счете предметов, расположенных по-разному;
2) знать названия геометрических фигур;
3) уметь:
- видеть равное количество предметов, по-разному расположенных;
- располагать столько же предметов в ряд или в виде другой фигуры;
- вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру;
- сравнивать длину предметов и устанавливать связи между отношениями разного вида: «длиннее - короче», «дальше - ближе».
Занятие вызвало у детей интерес. Дети внимательно слушали воспитателя, выполняли задания и отвечали на вопросы. Особый интерес вызвала работа с раздаточным материалом. Еще не меньший интерес вызывают задания на соотнесения слова с действием: Если вы увидите круг, то покружитесь, если увидите квадрат – попрыгайте, а если увидите треугольник, то похлопайте. Цель и задачи занятия достигнуты.
Тема занятия: «Сравнение двух групп предметов (один и много)».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: «Математика».
Задачи:
1) упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемами приложения предметов одной группы к предметам другой, устанавливать равенство, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «поровну»;
2) закреплять умения сравнивать предметы контрастные и одинаковые по длине, употребляя слова и выражения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
3) развивать внимание и память;
4) воспитывать интерес к математике.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-коррегирующий | Предлагает детям отгадать загадку. Что все это значит? Девочка не плачет. Спать уложишь – Будет спать День и два, И даже пять! (Кукла) 1. Показывает куклу и предлагает рассмотреть коробку с игрушками, которую принесла кукла и ответить на вопросы. - Что находится в коробке? - Сколько игрушек в коробке? - Сколько мячей в коробке? - Чего больше мишек или зайчиков? Как узнать? Что для этого нужно сделать? Приглашает одного ребенка и предлагает помочь сравнить количество игрушек. 2. Работа с раздаточным материалом. Игра «Разложи игрушки». Обращает внимание на полоски, лежащие на столе. - Какого цвета полоски? - Одинаковые они по длине или разные? Как мы это можем узнать? Что для этого нужно сделать? - Сравните синюю и желтую полоски? Не забудьте совместить положить полоски одну под другой и совместить их левый край. - Какая полоска короче? Длиннее? - Сравните желтую и зеленую полоски. - Полоски - это полки в магазине игрушек. Положите их одну под другой. - Положите много игрушек на самую длинную полку. - Поставьте по одной игрушке на короткие полки. - Сколько игрушек поставили на желтую полку? Синюю? Зеленую? Динамическая пауза Руки в стороны и в кулачок, Разожмем - и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожмем – и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожмем – и на бочок. Игра «Будь внимательным». Показывает 4-5 карточек. - Какими игрушками вам нравится играть больше всего? - У вас дома одна игрушка или много? - Какие игрушки есть у вас? - Как нужно обращаться с игрушками, чтобы долго они радовали нас? | Проявляют заинтересованность, высказывают предположения. Рассматривают содержимое коробки. Отвечают на вопросы. (игрушки) (много) (один) (сравнить) С помощью воспитателя, сравнивает количество игрушек приемом приложения одной группы предметов к другой. Дети наблюдают, отвечают на вопросы. Самостоятельно сравнивают полоски по длине. Делают вывод. Повторные ответы. (Одинаковые по длине) Самостоятельно раскладывают игрушки. Отвечают на вопросы полными предложениями. Выполняют движения в соответствии с текстом, получают удовольствие от игровых действий. Становятся в круг и внимательно следят за карточками, которые показывает воспитатель. Если на карточке нарисован один предмет (игрушка), дети хлопают один раз, а если много - топают ногами. Отвечают на вопросы. Прощаются с куклой. |
Ожидаемый результат:
1) иметь представление о понятиях «один», «много»;
2) знать приемы сравнения предметов по длине;
3) уметь:
- сравнивать группы предметов, пользуясь приемом приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «поровну»;
- сравнивать предметы по длине, употребляя слова «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»
Дети внимательно слушали воспитателя и смогли ответить практически на все поставленные вопросы. Очень удачно использовались игрушки, т.к. у детей они вызывают эмоциональный отклик. Конечно, радость вызывают и динамические паузы. Справились с предложенными заданиями. Цель и задачи занятия достигнуты.
Тема занятия: «Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Логические задачи».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: «Математика».
Задачи:
1) закрепить знания о цифрах от 1 до 5;
2) продолжать учить порядковому счету до 5; правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?»;
3) закреплять умения видеть геометрические фигуры в символических изображениях;
4) развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность и усидчивость.
Оборудование: наборы цифр от одного до пяти, доска, игрушки (кукла, матрешка, мишка, лошадка, кошка), картинка с изображением щенка, нарисованная с помощью геометрических фигур.
Билингвальный компонент: аю – медведь, ат – лошадь, мысық – кошка, қуыршақ – кукла.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-коррегирующий | Предлагает поиграть на ковре. - Сейчас мы с вами поиграем, приготовьте ваши ручки. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?». – Как живешь? – А плывешь? – А бежишь? – Вдаль глядишь? – Ждешь обед? – Машешь вслед? – Утром спишь? – А шалишь? - Понравилось? Замечательно! А сейчас нас ждет новая игра. Игра «Покажи правильно» (за столами). - Давайте вспомним цифры, которые знаем. А помогут нам в этом стихи. а) Это цифра – единица. Видишь, как она гордится. А ты знаешь почему? Начинает счет всему. - Как звучит название цифры «один» на казахском языке? - Найдите цифру один и покажите ее. б) Цифра два Лошадка – диво. Мчит, размахивая гривой. - Назовите цифру на казахском языке. - Покажите цифру два. в) Выгнув шею - Гусь и только, Цифр три Спешит за двойкой. - Покажите цифру три. г) Цифра четыре всех удивляет: В локте согнутую руку, Никогда не опускает. - Назовите на казахском языке. - Покажите цифру четыре. д) Кто так может закружиться? Кто так может танцевать? Кто так может прокатиться? Ну конечно цифра…(пять). - Назовите на казахском языке. - Покажите цифру пять. - Разложите на столе цифры по порядку от одного до пяти. Проверяет правильность выполнения задания, оказываю помощь. Физкультминутка. А сейчас немного разомнемся. 1, 2, 3, 4, 5. Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже – Руки на спину положим, Голову поднимем выше, И легко – легко подышим. Поднимитесь на носочках столько раз, Сколько пальцев на руке у нас. - А сколько пальцев у нас? Топаем ногами – 1, 2, 3, 4, 5. Хлопаем руками – 1, 2, 3, 4, 5. Игра «В гости к нам пришли игрушки». - Ой, слышите шепот? По-моему, это шепчут игрушки. Точно. Они хотят с вами поиграть. У Наташи – кукла Маша, Мишка плюшевый у Паши, У Танюшки – кошка, У Жени – матрешка, Лошадка у Павлушки. - Назовите игрушки на казахском языке. - Сколько всего игрушек? - Посмотрите на них внимательно и скажите: какая игрушка стоит первой? - На каком по счету месте матрешка? На каком по счету месте мишка? Какая игрушка на третьем месте? Какая игрушка на пятом месте? - А сейчас я постараюсь вас запутать. Игра «Да или нет». - Первая по счету лошадка? - Третья по счету стоит матрешка? - Пятая по счету лошадка? - Четвертый по счету мишка? - По счету вторым стоит мишка? - Молодцы! Все правильно угадали. Игра «Из каких фигур?». Предлагает рассмотреть детям изображение собаки из геометрических фигур. – Кто это? - Из каких фигур состоит собачка? – Сколько здесь кругов? – Что он обозначает? – Сколько овалов на рисунке? – Что обозначают верхние овалы? - Что обозначают нижние овалы? – Сколько треугольников здесь? – Что обозначают верхние треугольники? И т. п. - Какая игра вам понравилась? - Какая игра показалась сложной, трудной? | Проявляют заинтересованность. – Вот так! (Выставляют руку вперед, большой палец вверх). – Вот так! (Показывают). – Вот так! (Показывают). – Вот так! (Делают «козырек»). – Вот так! (Подпирают щеку кулачком) – Вот так! (Показывают.) – Вот так! (Показывают.) – Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним кулачками.) Проходят и садятся за столы. Подвигают тарелочку с расположенными в ней цифрами. Бір. Показываю цифру. Екі. Показывают цифру. Үш. Показывают цифру. Төрт. Показывают цифру. Бес. Показывают цифру. Дети составляют цифровой ряд. Выполняют движения в соответствии с текстом. Рассматривают игрушки, стоящие в ряд. Слушают стихотворение, считают количество игрушек. Аю – медведь, ат – лошадь, мысық – кошка, қуыршақ – кукла. Отвечают на вопрос. Кукла Маша. На четвертом. На втором. Кошка. Лошадка. Нет, кукла Маша. Нет, кошка. Да. Нет, матрешка. Да. Рассматривают изображение, отвечают на вопросы. Круг, овалы, треугольники, прямоугольники. Отвечают на вопросы. |
Ожидаемый результат:
1) иметь представление о порядковом счете;
2) знать цифры от 1 до 5;
3) уметь:
- выкладывать цифровой ряд от 1 до 5;
- определять порядок расположения предметов, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счету?»;
- видеть геометрические фигуры в символических изображениях.
На данном занятии поставленные задачи оказались в основном решены. Занятие выиграло от того, что большинство вопросов и заданий носят репродуктивный характер, что заставляет детей размышлять и сравнивать. Дети показали хорошие знания в области количественных представлений. Использование игровых моментов вносит интерес в ход занятия.
2.3 Анализ результативности формирования познавательной компетентности дошкольников в процессе ознакомления с количественными представлениями в средней группе
После обучающего эксперимента нами был сделан контрольный срез (Приложение В), выявляющий уровень сформированности количественных представлений в экспериментальной и контрольной группе.
Проверка результатов обучающего эксперимента осуществлялась посредством проведения диагностических заданий, однотипных с теми, которые были использованы нами на этапе констатирующего среза.
Контрольный срез проводился в апреле 2016 года.
Цель: проверка эффективности проделанной работы с дошкольниками средней группы. Для выявления эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента диагностика проводилась как с детьми экспериментальной, так и контрольной групп.
Сравнительный анализ результатов распределения детей в экспериментальной группе по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза представлен в таблице 9 и проиллюстрирован на рисунке 8.
Таблица 9
Сравнительный анализ уровней сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза
Уровень | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Оптимальный уровень | 3% | 17% |
Оптимально-достаточный уровень | 10% | 64% |
Достаточный уровень | 33% | 13% |
Допустимый уровень | 47% | 6% |
Недопустимый уровень | 7% | 0% |
Рисунок 8 Распределения детей экспериментальной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего и контрольного эксперимента
В таблице 9 и на рисунке 8, мы видим следующее. Для детей экспериментальной группы на этапе контрольного среза наиболее характерным является оптимально-достаточный уровень сформированности количественных представлений 64%. Далее по степени выраженности следует оптимальный уровень сформированности количественных представлений 17%. Менее выражен достаточный уровень сформированности количественных представлений 13%. Допустимый уровень составляет 6% и недопустимый уровень сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы на этапе контрольного среза не диагностирован. Другими словами, мы видим, что на этапе контрольного среза заметно повысился уровень сформированности количественных представлений у дошкольников из экспериментальной группы.
На рисунке 9 представлен сравнительный анализ средних значений по заданиям, которые выполняли дети из экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента и контрольного среза.
Примечание:
1 – количественный и порядковый счет в пределах 5; 2 – знание цифр; 3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой; 4 – сравнение двух групп предметов; 5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения
Рисунок 9 Сравнительный анализ средних значений по заданиям констатирующего эксперимента и контрольного среза в экспериментальной группе
На рисунке 9 мы видим, что в экспериментальной группе на этапе контрольного среза, по сравнению с констатирующим экспериментом, повысился средний уровень выполнения заданий. Лучше всего дети экспериментальной группы на этапе контрольного среза справились с заданиями на знание цифр - 3,4. Далее следуют задания на установление соответствия между количеством предметов и цифрой - 3,3, на представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения - 3,3 и на сравнение двух групп предметов - 3,2. Менее успешно дети экспериментальной группы на этапе контрольного среза справились с заданием на количественный и порядковый счет в пределах 5 - 3,1. Мы предполагаем, что повышению общего уровня выполнения заданий способствовала непосредственная и целенаправленная работа по формированию познавательной компетентности дошкольников в процессе ознакомления с количественными представлениями в средней группе с учетом современных требований.