Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплексная программа направлена на воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста. В ней представлены возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения.
«Кайнар» - комплексная программа воспитания, образования и развития от 2 до 6 лет в условиях детского сада.
В основу разработки программы математического образования детей дошкольного возраста было положено представление о ведущем значении образного мышления и воображения в развитии абстрактного мышления дошкольников. Образная подача материала обеспечивает большую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления ребенка. В программе стоит задача формирования именно образа, а не знакомства их с понятиями, что находит отражение в задачах раздела «Познание».
Имеет место творческий подход к развитию ребенка. Это предусматривает уровневое построение программы, а также перераспределение соотношения навыков и представлений как программных задач:
- познакомить со способами выражения количества через число – счетом и измерением;
- образование числа первого десятка;
- составление числа из единиц в пределах 5;
- обозначение числа цифрой;
- количественный счет до 10;
- получение равенства из неравенства на основе счета;
- счет групп предметов независимо от расположения
Проведя анализ данной программы, мы можем сказать, что математическая подготовка в данной программе рассматривается как одна из составляющих успешного развития детей.
Целью программы «Зерек бала» является формирование личности дошкольника, обладающего познавательной компетентностью, позволяющей понимать простую картину мира и использовать полученные знания для решения жизненных задач. [34]
Программный материал по годам обучения в сравнении представлен в таблице 1
Таблица 1
Распределение программного материала по годам обучения
От 3 до 4 лет | От 4 до 5 лет | От 5 до 6 лет |
Дать понятие о том, что предметы могут быть разными по величине, форме, цвету, их может быть много и один, они могут по-разному располагаться в пространстве. Показать, как следует сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов (в пределах трёх), пользуясь | Развивать навыки количественного счёта в пределах 5, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». Развивать навыки порядкового счёта в пределах 5, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы | Развивать навыки количественного счёта в пределах 5, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». Развивать навыки порядкового счёта в пределах 5, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы |
Продолжение таблицы 1 | ||
приёмами наложения предметов одной группы на другую и приложения предметов одной группы к другой, без счета и называния числа, устанавливать равенство и неравенство групп предметов. Развивать умение находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Учить понимать вопросы «Сколько?», «Чего больше?», «Чего меньше» и отвечать, пользуясь словами «много» и «один», «больше» и «меньше», «столько», «сколько», «поровну». Учить располагать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо правой рукой. | «Который?», «Какой по счёту?». Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве. Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?». Познакомить с цифрами до 5. Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения. Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного). | «Который?», «Какой по счёту?». Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве. Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?». Познакомить с цифрами до 5. Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения. Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного). |
Сравнительный анализ программ показал следующее. Во всех программах предусмотрено обучение количественному счету в пределах 10, вводятся простейшие арифметические действия и задачи. В Программах «Зерек бала» и «Кайнар» в раздел «Количество и счет» введена задача знакомства детей с тем, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета (слева направо и справа налево).
2 Процесс формирования математических представлений у младших дошкольников средствами фольклора
2.1 Характеристика исходного уровня сформированности количественных представлений у младших дошкольников
Изучив педагогическую, психологическую и методическую литературу по вопросам формирования познавательной компетентности дошкольников в процессе ознакомления с количественными представлениями в средней группе, мы встали перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Экспериментальная база исследования: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей д/у №99 «Жемчужинка». Для проведения опытно-экспериментальной работы было взято две группы: экспериментальная группа «Гномики». - 30 детей. Воспитатель – Леванесова В.Г. и в контрольной группе «Русалочка» - 35 детей. Воспитатель - Хамзина Е.И.
Опытно-экспериментальная работа проходила поэтапно:
1) констатирующий эксперимент (сентябрь 2015 г.);
2) формирующий эксперимент (октябрь 2015 г. – март 2016 г.);
3) контрольный срез (апрель 2016 г.).
Первый этап опытно-экспериментальной работы – проведение констатирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента - определение исходного уровня сформированности количественных представлений у младших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику исходного уровня сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы;
4) проанализировать полученные результаты.
Для достижения поставленной цели на основе анализа программы и образовательного стандарта выделены уровни сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы, которые представлены в таблице 2.
Оценка результатов по каждому заданию производилась следующим образом:
- 5 баллов - ребенок без труда справился с предложенным заданием;
- 4 балла – ребенок справился с предложенным заданием, испытывая некоторые трудности;
- 3 балла – ребенок смог справится с предложенным заданием, прибегая к помощи воспитателя;
- 2 балла - ребенок затрудняется самостоятельно справиться с предложенным заданием. Обратившись за помощь к воспитателю, смог правильно выполнить большую часть задания;
- 1 балл - ребенок затрудняется самостоятельно справиться с предложенным заданием. Обратившись за помощь к воспитателю, смог правильно выполнить меньшую часть задания;
- 0 баллов - ребенок с заданием не справился.
Таблица 2
Уровни сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы
Уровень | Критерии |
Оптимальный уровень (ОУ) (21 – 25 баллов) | Ребенок самостоятельно справился с предложенными заданиями. Отвечает на вопросы по содержанию задания. Знает цифры от 1 до 5. Знает количественный и порядковый счет. Устанавливает соответствие между количеством предметов и цифрой. Сравнивает две группы предметов. Имеет представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения. Рассказывает стихи, пословицы с упоминаем чисел. |
Оптимально-достаточный уровень (ОДУ) (16 – 20 баллов) | При выполнении заданий ребенок не испытывал затруднений. Демонстрирует необходимые знания, умения и навыки. Однако ему понадобилось больше времени для выполнения заданий. Проявляет инициативу и интерес к предмету. С подсказкой воспитателя продолжает рассказывать загадки, пословицы, поговорки, считалки с использованием числа. |
Достаточный уровень (ДосУ) (11 – 15 баллов) | При выполнении заданий ребенок испытывает определенные трудности. Чтобы справиться с предложенными заданиями прибегает к помощи воспитателя. При проговаривании загадок, пословиц, считалок пропускает слова или заменяет своими словами. |
Допустимый уровень (ДопУ) (6 – 10 баллов) | Ребенок выполняет задания только с помощью воспитателя. Допускает ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий. Рассказывает только совместно с воспитателем. |
Недопустимый уровень (НУ) (0 – 5 баллов) | При выполнении каждого задания допускал множество ошибок. Много времени ушло на выполнение заданий. Ребенок пассивен при ответах, самостоятельности и творчества не проявляет. Не может произвести по памяти стихи, пословицы, поговорки, считалки. |
Набранное количество баллов суммируется с целью определения уровня сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы.
Исходя из программных задач, нами были подобраны задания, выявляющие уровень сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы. Задания были составлены с учетом требований программы, предусматривающей уровень знаний и умений дошкольников средней группы. Задания воспринимались детьми на слух и визуально, с опорой на наглядность.
Задания, выявляющие уровень сформированности количественных представлений у дошкольников средней группы
Задание 1.
Цель: определить уровень сформированности знаний количественного и порядкового счета в пределах 5.
Содержание: воспитатель раскладывает перед ребенком 5 предметных картинок и просит их посчитать:
Затем воспитатель задает ребенку вопрос:
- «Сколько всего мячиков?»
- «Какой по счету желтый мяч?»
В целом результаты уровня сформированности знаний количественного и порядкового счета в пределах 5 экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3 и проиллюстрированы на рисунке 1. Результаты обследования представлены в Приложении А.
Таблица 3
Уровни сформированности знаний количественного и порядкового счета в пределах 5 у детей экспериментальной и контрольной группы (констатирующий срез)
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Оптимальный | 4% | 6% |
Оптимально-достаточный | 10% | 11% |
Достаточный | 20% | 17% |
Допустимый | 30% | 40% |
Недопустимый | 36% | 28% |
Сформированность знаний количественного и порядкового счета в пределах 5 представлена так: оптимальный уровень в экспериментальной группе имеет 4% и в контрольной - 6%; оптимально-достаточный уровень в экспериментальной группе 10% и в контрольной - 11%; на достаточном уровне в экспериментальной группе находится 20% и в контрольной - 17%; допустимый уровень составляет 30% в экспериментальной группе и 40% в контрольной группе; на недопустимом уровне в экспериментальной группе выявлено 36% и в контрольной группе 28% детей. Полученные результаты демонстрируют относительно низкие результаты в области сформированности знаний количественного и порядкового счета в пределах 5. У многих детей предложенные задания