Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обобщенный анализ результатов распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента представлен в таблице 8 и на рисунке 6.
Таблица 8
Распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Оптимальный уровень | 3% | 6% |
Оптимально-достаточный уровень | 10% | 12% |
Достаточный уровень | 33% | 34% |
Допустимый уровень | 47% | 40% |
Недопустимый уровень | 7% | 8% |
Рисунок 6 Распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента
В таблице 8 и на рисунке 6, мы видим, что детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента наиболее характерным является допустимый уровень количественных представлений 47%. Далее по степени выраженности следует достаточный уровень сформированности количественных представлений 33%. Наименее выражен недопустимый уровень сформированности количественных представлений 7%. Оптимальный уровень диагностирован у 3% детей, а оптимально-достаточный – у 9%. Другими словами, большинство детей экспериментальной группы выполняют задания только с помощью воспитателя. Допускают ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий.
Для детей контрольной группы наиболее характерным является допустимый уровень сформированности количественных представлений 40%. Т.е. большинство детей контрольной группы выполняют задания только с помощью воспитателя и допускают ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий. Далее следует достаточный уровень – 34%. Менее выражены оптимально-достаточный уровень 11% и недопустимый уровень сформированности количественных представлений 8%. Оптимальный, уровень сформированности количественных представлений диагностирован у 6% детей.
На рисунке 7 представлен анализ средних значений по заданиям, которые выполняли дети из экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.
На рисунке 7 мы видим, что лучше всего дети экспериментальной группы справились с заданиями на количественный и порядковый счет 2,1. Далее следуют задания на знание цифр 2,0 и на представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения 2,0. Наименее успешно дети экспериментальной группы справились с заданиями на установление соответствия между количеством предметов и цифрой и на сравнение двух групп предметов 1,8.
Рисунок 7 Анализ средних значений по заданиям констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Примечание:
1 – количественный и порядковый счет в пределах 5;
2 – знание цифр;
3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой;
4 – сравнение двух групп предметов;
5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения
На рисунке 7 мы можем видеть следующее распределение результатов. Лучше всего дети контрольной группы справились с заданиями на знание цифр 2,4 и на количественный и порядковый счет 2,2. Далее следует задание на установление соответствия между количеством предметов и цифрой и представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения 2,0. Наименее успешно дети контрольной группы справились с заданиями на сравнение двух групп предметов 1,8.
Так же начальная диагностика показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, требующих знаний устного народного творчества, затруднялись в решении логических задач.
Данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость и своевременность формирования количественных представлений у дошкольников в средней группе.
2.2 Система формирования количественных представлений у дошкольников средней группы на основе использования фольклора
По окончанию констатирующего эксперимента началась непосредственная и целенаправленная работа по формированию у дошкольников количественных представлений с использованием фольклора.
Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:
1) система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества;
2) математические развлечения и игры;
3) работа с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.
Работа включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Подборка фольклорного материала осуществлялась в соответствии с темами, представленные в Приложении Б.
Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки разучиваются как на занятиях по математике, так и вне них.
На занятиях по математике используются пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.
Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
Работа с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.
При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, папки-передвижки и др. При организации совместных дел провожу с участием родителей математические развлечения, досуги, КВН.
Родителям предложено сделать с ребенком мини-книжку с загадками и пословицами, разучить математическую сказку и изготовить к ней персонажей.
Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.
Представим подробные конспекты пяти проведенных занятий. При составлении конспектов использовались различные источники. [37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47]
Тема занятия: «Число и цифра 1».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: «Математика».
Задачи:
1) учить детей различать группы предметов, содержащие 1 и 1, 1 и много предметов;
2) учить сравнивать, называть число предметов, устанавливать равенство в группах по одному предмету и неравенство в группах с разным количеством предметов;
3) познакомить с цифрой 1;
4) закрепить названия геометрических фигур;
5) упражнять в умении определять местонахождение предмета в пространстве относительно себя.
6) формировать умение считать предметы;
7) воспитывать внимательность, усидчивость.
Билингвальный компонент: бiр – один, қөп - много.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-коррегирующий | Пальчиковая гимнастика «Котенок». Кусается больно котенок – малыш. Он думает это не палец, а мышь. Будешь кусаться, скажу тебе кыш! Внести в группу игрушку котенка. - Сколько котят пришло к нам в гости? - А нас с вами сколько? – Котенку очень грустно одному, он хочет с вами подружиться и поиграть. 1. Предлагает детям поиграть в игру «Один – много». Воспитатель демонстрирует картинки с изображением разного количества предметов. 2. Воспитатель предлагает послушать загадки и хлопнуть в ладоши, когда дети услышат слово «один»: - Танцует крошка, а всего одна ножка. - Стоит Антошка на одной ножке. - Зимой и летом одним цветом. - Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю, Скучно, скучно мне одной А зовут меня … При отгадывании загадок выставляются изображения. 3. - Какое слово встречалось во всех этих загадках? - Что еще бывает по одному? - Котенок пришел к нам не с пустыми руками. Он принес нам цифру 1, потому что число один, о котором мы с вами сегодня говорим, обозначается цифрой 1. Демонстрирует изображение цифры. Эта цифра – единица. Видишь, как она гордится. А ты знаешь, почему? Начинает счет всему. (И. Блюмкин) - Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет. - Найдите цифру один и покажите ее. 4. На доске 2 полоски. Воспитатель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? – Каких кругов больше? Меньше? Добавляет 1 красный круг. - А теперь кружков поровну? - Как снова сделать поровну? Демонстрирует два способа. Физминутка «Будем в классики играть» Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь еще немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки па одной ноге.) 5. Работа с раздаточным материалом. - Правой рукой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. - Сколько собачек ты положил? Почему? - Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему? - Сегодня мы стали для котенка настоящими друзьями, он не будет один, если ему станет грустно он обязательно придет с нами поиграть. Игра «Найди друга» - Кто находится справа от тебя, слева, впереди, сзади? Где находится котенок? - С какой цифрой нас познакомил котенок? | Проявляют заинтересованность, принимают правила игры. (Бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку.) Радуются появлению «гостя», здороваются. Выполняют условные движения: видя один предмет поднимают руки вверх, много – приседают. Хлопают в ладоши на слово «один» и отгадывают загадку. (Юла) (Гриб) (Елка) (Луной) Отвечают на вопросы. Рассматривают изображение цифры 1. Дети используют карточки с цифрами. Следят за действиями воспитателя. Один Один. Одинаковое количество. Нет.Красных кругов больше. Наблюдают за действиями воспитателя. Высказывают свое мнение. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Называют имена детей расположенных в различных направлениях от себя. |
Ожидаемый результат:
1) иметь представление о числе и цифре 1;
2) знать цифру 1;
3) уметь:
- различать группы предметов, содержащие 1 и много предметов;
- устанавливать равенство в группах по одному предмету неравенство в группах с разным количеством предметов;
- ориентироваться по отношению к себе.
Домашнее задание:
Найти и раскрасить те предметы, которых по два.
Цель и задачи занятия достигнуты. Дети внимательно слушали воспитателя. Они с удовольствием отгадывают загадки и выполняют задания воспитателя. Особый интерес вызвала игра с котенком. Детям нравится разгадывать загадки и они с удовольствием выполняют такие действия как хлопай в ладоши если услышишь слово один.
Тема занятия: «Счет в пределах пяти».
Образовательная область: «Познание».
Раздел: «Математика».
Задачи:
1) закреплять навыки счета в пределах пяти, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5;
2) совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
3) уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Материал: сигнальные карточки двух цветов на каждого ребенка, пять картинок яблок и пять картинок слив, набор цифр до пяти на каждого ребенка, карточки с разным количеством предметов, мешочек с геом. фигурами и формами.
Билингвальный компонент: кун – день, тан – утро, кеш - вечер, тун – ночь.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый Рефлексивно-коррегирующий | Предлагает поиграть. Игра «Верно - неверно» (с сигнальными карточками). - День наступает вслед за утром. - Днем в небе ярко светит луна. - Днем люди обедают. - Днем взрослые работают, а дети учатся. - Днем на улицах светят фонари. - Вечером вся семья собирается дома. На верхней полоске наборного полотна воспитатель размещает 3 сливы, а на нижней - 3 яблока. Пересчитывая сливы, он говорит: «Одна, две, три», а считая яблоки: «Одно, два, три». - Сколько слив? Сколько яблок? Что можно сказать об их количестве? Игровое упражнение «Что изменилось?» На сигнал «Ночь» дети закрывают глаза, а воспитатель меняет количественные соотношения между предметами, добавляя (убирая) сливу или яблоко. Целесообразно дать всего 4-5 заданий. Физминутка «Яблоко»: Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, Трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. - Выложите на столе цифры от одного до пяти по порядку. Игра «Покажи соответствующую цифру». Воспитатель показывает картинки с разным количеством предметов и предлагает их посчитать. Игра «Волшебный мешочек» Предлагает на ощупь определить, какая геометрическая фигура или форма находится в мешочке. - Какая игра вам понравилась больше? - Какое задание показалось трудным? | Проявляют желание поиграть. Если высказывание верное, поднимают зеленую карточку, если нет – красную. Следят за действиями воспитателя. Дети вместе с воспитателем считают сливы и яблоки. Сравнивают их количество. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Один ребенок считает предметы, другие объясняют, чего стало больше (меньше), как получилось 4 или 5 предметов. Сравнивают количество слив и яблок, числа 4 и 4, 4 и 5, 5 и 4. (Встали) (Руки в стороны) (Руки на пояс) (Протянули руки вперед) (Руки вверх) (Качаем вверху руками) (Подтянулись) (Подпрыгнули) (Хлопок в ладоши над головой) (Встали) (Руки в стороны) (Руки на пояс) Выкладывают цифровой ряд. Считают предметы и показывают соответствующую цифру. По очереди опускают руку в мешочек и определяют фигуру или форму, называя ее. Отвечают на вопросы. |