Файл: Дошкольное обучение и воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщенный анализ результатов распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента представлен в таблице 8 и на рисунке 6.
Таблица 8

Распределения детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Оптимальный уровень

3%

6%

Оптимально-достаточный уровень

10%

12%

Достаточный уровень

33%

34%

Допустимый уровень

47%

40%

Недопустимый уровень

7%

8%



Рисунок 6 Распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням сформированности количественных представлений на этапе констатирующего эксперимента
В таблице 8 и на рисунке 6, мы видим, что детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента наиболее характерным является допустимый уровень количественных представлений 47%. Далее по степени выраженности следует достаточный уровень сформированности количественных представлений 33%. Наименее выражен недопустимый уровень сформированности количественных представлений 7%. Оптимальный уровень диагностирован у 3% детей, а оптимально-достаточный – у 9%. Другими словами, большинство детей экспериментальной группы выполняют задания только с помощью воспитателя. Допускают ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий.

Для детей контрольной группы наиболее характерным является допустимый уровень сформированности количественных представлений 40%. Т.е. большинство детей контрольной группы выполняют задания только с помощью воспитателя и допускают ошибки, отвечая на вопросы по содержанию заданий. Далее следует достаточный уровень – 34%. Менее выражены оптимально-достаточный уровень 11% и недопустимый уровень сформированности количественных представлений 8%. Оптимальный, уровень сформированности количественных представлений диагностирован у 6% детей.


На рисунке 7 представлен анализ средних значений по заданиям, которые выполняли дети из экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.

На рисунке 7 мы видим, что лучше всего дети экспериментальной группы справились с заданиями на количественный и порядковый счет 2,1. Далее следуют задания на знание цифр 2,0 и на представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения 2,0. Наименее успешно дети экспериментальной группы справились с заданиями на установление соответствия между количеством предметов и цифрой и на сравнение двух групп предметов 1,8.


Рисунок 7 Анализ средних значений по заданиям констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Примечание:

1 – количественный и порядковый счет в пределах 5;

2 – знание цифр;

3 – установление соответствия между количеством предметов и цифрой;

4 – сравнение двух групп предметов;

5 – представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения

На рисунке 7 мы можем видеть следующее распределение результатов. Лучше всего дети контрольной группы справились с заданиями на знание цифр 2,4 и на количественный и порядковый счет 2,2. Далее следует задание на установление соответствия между количеством предметов и цифрой и представление о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения 2,0. Наименее успешно дети контрольной группы справились с заданиями на сравнение двух групп предметов 1,8.

Так же начальная диагностика показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, требующих знаний устного народного творчества, затруднялись в решении логических задач.

Данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость и своевременность формирования количественных представлений у дошкольников в средней группе.


2.2 Система формирования количественных представлений у дошкольников средней группы на основе использования фольклора

По окончанию констатирующего эксперимента началась непосредственная и целенаправленная работа по формированию у дошкольников количественных представлений с использованием фольклора.



Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:

1) система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества;

2) математические развлечения и игры;

3) работа с родителями.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике. 

Работа включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники. Подборка фольклорного материала осуществлялась в соответствии с темами, представленные в Приложении Б.

Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки разучиваются как на занятиях по математике, так и вне них.

На занятиях по математике используются пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. 

Работа с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.

При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, папки-передвижки и др. При организации совместных дел провожу с участием родителей математические развлечения, досуги, КВН.

Родителям предложено сделать с ребенком мини-книжку с загадками и пословицами, разучить математическую сказку и изготовить к ней персонажей.

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.


Представим подробные конспекты пяти проведенных занятий. При составлении конспектов использовались различные источники. [37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47]

Тема занятия: «Число и цифра 1».

Образовательная область: «Познание».

Раздел: «Математика».

Задачи:

1) учить детей различать группы предметов, содержащие 1 и 1, 1 и много предметов;

2) учить сравнивать, называть число предметов, устанавливать равенство в группах по одному предмету и неравенство в группах с разным количеством предметов;

3) познакомить с цифрой 1;

4) закрепить названия геометрических фигур;

5) упражнять в умении определять местонахождение предмета в пространстве относительно себя.

6) формировать умение считать предметы;

7) воспитывать внимательность, усидчивость.

Билингвальный компонент: бiр – один, қөп - много.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей


Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Рефлексивно-коррегирующий


Пальчиковая гимнастика «Котенок».

Кусается больно котенок – малыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

Внести в группу игрушку котенка.

- Сколько котят пришло к нам в гости?

- А нас с вами сколько?

– Котенку очень грустно одному, он хочет с вами подружиться и поиграть.
1. Предлагает детям поиграть в игру «Один – много». Воспитатель демонстрирует картинки с изображением разного количества предметов.

2. Воспитатель предлагает послушать загадки и хлопнуть в ладоши, когда дети услышат слово «один»:

- Танцует крошка, а всего одна ножка.

- Стоит Антошка на одной ножке.

- Зимой и летом одним цветом.

- Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной

А зовут меня …

При отгадывании загадок выставляются изображения.

3. - Какое слово встречалось во всех этих загадках?

- Что еще бывает по одному?

- Котенок пришел к нам не с пустыми руками. Он принес нам цифру 1, потому что число один, о котором мы с вами сегодня говорим, обозначается цифрой 1.

Демонстрирует изображение цифры.

Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится.
А ты знаешь, почему?
Начинает счет всему.
(И. Блюмкин)

- Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет.
- Найдите цифру один и покажите ее.
4.

На доске 2 полоски. Воспитатель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг.

- Сколько кругов на верхней полочке?
Выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку.

- Сколько кружков на нижней полочке?

– Каких кругов больше? Меньше?

Добавляет 1 красный круг.

- А теперь кружков поровну?

- Как снова сделать поровну?

Демонстрирует два способа.
Физминутка «Будем в классики играть»

Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.
(Прыжки па одной ноге.)
5. Работа с раздаточным материалом.

- Правой рукой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1.

- Сколько собачек ты положил? Почему?

- Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?
- Сегодня мы стали для котенка настоящими друзьями, он не будет один, если ему станет грустно он обязательно придет с нами поиграть.

Игра «Найди друга»

- Кто находится справа от тебя, слева, впереди, сзади? Где находится котенок?
- С какой цифрой нас познакомил котенок?


Проявляют заинтересованность, принимают правила игры. (Бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку.)
Радуются появлению «гостя», здороваются.

Выполняют условные движения: видя один предмет поднимают руки вверх, много – приседают.

Хлопают в ладоши на слово «один» и отгадывают загадку.
(Юла)
(Гриб)

(Елка)


(Луной)

Отвечают на вопросы.

Рассматривают изображение цифры 1.

Дети используют карточки с цифрами.

Следят за действиями воспитателя.

Один
Один.
Одинаковое количество.
Нет.Красных кругов больше.

Наблюдают за действиями воспитателя. Высказывают свое мнение.
Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

Называют имена детей расположенных в различных направлениях от себя.


Ожидаемый результат:

1) иметь представление о числе и цифре 1;

2) знать цифру 1;

3) уметь:

- различать группы предметов, содержащие 1 и много предметов;

- устанавливать равенство в группах по одному предмету неравенство в группах с разным количеством предметов;

- ориентироваться по отношению к себе.

Домашнее задание:

Найти и раскрасить те предметы, которых по два.



Цель и задачи занятия достигнуты. Дети внимательно слушали воспитателя. Они с удовольствием отгадывают загадки и выполняют задания воспитателя. Особый интерес вызвала игра с котенком. Детям нравится разгадывать загадки и они с удовольствием выполняют такие действия как хлопай в ладоши если услышишь слово один.
Тема занятия: «Счет в пределах пяти».

Образовательная область: «Познание».

Раздел: «Математика».

Задачи:

1) закреплять навыки счета в пределах пяти, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5;

2) совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

3) уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Материал: сигнальные карточки двух цветов на каждого ребенка, пять картинок яблок и пять картинок слив, набор цифр до пяти на каждого ребенка, карточки с разным количеством предметов, мешочек с геом. фигурами и формами.

Билингвальный компонент: кун – день, тан – утро, кеш - вечер, тун – ночь.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Рефлексивно-коррегирующий

Предлагает поиграть.

Игра «Верно - неверно» (с сигнальными карточками).

- День наступает вслед за утром.

- Днем в небе ярко светит луна.

- Днем люди обедают.

- Днем взрослые работают, а дети учатся.

- Днем на улицах светят фонари.

- Вечером вся семья собирается дома.
На верхней полоске наборного полотна воспитатель размещает 3 сливы, а на нижней - 3 яблока.

Пересчитывая сливы, он говорит: «Одна, две, три», а считая яблоки: «Одно, два, три».

- Сколько слив? Сколько яблок? Что можно сказать об их количестве?
Игровое упражнение «Что изменилось?»

На сигнал «Ночь» дети закрывают глаза, а воспитатель меняет количественные соотношения между предметами, добавляя (убирая) сливу или яблоко.
Целесообразно дать всего 4-5 заданий.
Физминутка «Яблоко»:

Вот так яблоко!

Оно

Соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

Трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно

Соку сладкого полно.
- Выложите на столе цифры от одного до пяти по порядку.
Игра «Покажи соответствующую цифру».
Воспитатель показывает картинки с разным количеством предметов и предлагает их посчитать.
Игра «Волшебный мешочек»

Предлагает на ощупь определить, какая геометрическая фигура или форма находится в мешочке.
- Какая игра вам понравилась больше?

- Какое задание показалось трудным?

Проявляют желание поиграть.

Если высказывание верное, поднимают зеленую карточку, если нет – красную.


Следят за действиями воспитателя.
Дети вместе с воспитателем считают сливы и яблоки.
Сравнивают их количество.

Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Один ребенок считает предметы, другие объясняют, чего стало больше (меньше), как получилось 4 или 5 предметов. Сравнивают количество слив и яблок, числа 4 и 4, 4 и 5, 5 и 4.

(Встали)

(Руки в стороны)

(Руки на пояс)

(Протянули руки вперед)

(Руки вверх)

(Качаем вверху руками)

(Подтянулись)

(Подпрыгнули)

(Хлопок в ладоши над головой)

(Встали)

(Руки в стороны)

(Руки на пояс)
Выкладывают цифровой ряд.

Считают предметы и показывают соответствующую цифру.
По очереди опускают руку в мешочек и определяют фигуру или форму, называя ее.

Отвечают на вопросы.