ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Таблица 1.1
Вид работ |
1960 г. |
1955 г. |
1970 г. |
1975 (план) |
|
|
|
|
|
|
|
Обработано, млн. |
га |
|
Борьба с вредителями и болезнями |
13,7 |
26,8 |
25.7 |
26,0 |
растений ............................................. |
||||
Борьба с сорной и нежелательной |
1,5 |
9.7 |
21,1 |
26,0 |
растительностью ................................ |
||||
Внесение минеральных удобрений |
4,1 |
16,8 |
32.8 |
44,4 |
Дефолиация и десикация ................ |
0,8 |
1.7 |
3,7 |
3,6 |
Итого . . . |
20,1 |
55,0 |
83,3 |
100,0 |
на ряде работ: дефолиация и десикация люпина, клещевины, под
солнечника, риса; сеникация и борьба с полеганием посевов; пани-
цировка сахарной свеклы; прополка от сорняков посевов сои, сахар ной свеклы, хлопчатника; аэросев многолетних трав, семян леса, риса; зачернение снега для быстрейшего его таяния; доопыление
виноградников и т. п.
Агротехнические мероприятия с использованием химических средств и минеральных удобрений требуют, как правило, строго определенного и ограниченного срока времени, что обусловливает необходимость применения высокопроизводительных машин — само летов и вертолетов, имеющих высокую скорость и маневренность. Их работа не зависит от состояния почвы и растений на обрабаты ваемом поле.
Устанавливаемая на самолетах и вертолетах сельскохозяйствен ная специальная аппаратура позволяет производить работы с раз личным количеством вносимого вещества в соответствующих фор мах его приготовления.
При высокой производительности авиационная обработка полей характеризуется сравнительно небольшой стоимостью и высоким качеством. В силу этого объем авиационно-химических работ из года в год увеличивается (табл. 1.1).
В ближайшие годы основное увеличение авиационно-химических работ произойдет за счет увеличения объема химической прополки
посевов от сорняков, а также рассева минеральных удобрений в ранневесенний период на посевах озимых зерновых культур, много
летних трав, лугов и пастбищ. Увеличение объема авиационной обработки полей и пастбищ сопряжено с увеличением количества
летательных аппаратов, занятых в сельском хозяйстве, в том числе самолетов Ан-2 и качественно новых вертолетов Ми-2 и Ка-26.
Имея гарантированные плановые поставки минеральных удобре ний и пестицидов, многие хозяйства планируют выполнение авиаци онно-химических работ на далекую перспективу. В силу этого воз никает необходимость использования самолетов и вертолетов в лю бое время года с высокой экономической эффективностью, а также
8
необходимость сосредоточения больших объемов минеральных удоб рений и пестицидов. C другой стороны возникает задача механиза ции приготовления и загрузки рабочих составов, а также создания
санитарно-гигиенических условий для обслуживающего персонала. Многие колхозы и совхозы уже начали строить аэродромы с твер
дым покрытием взлетно-посадочных полос (ВПП) с приаэродром-
ными складами и другими сооружениями.
Осуществление всех мероприятий позволит использовать авиа ционные средства с высокой экономической отдачей, снизить себе
стоимость авиационно-химических работ и проводить намеченные мероприятия с применением удобрений и пестицидов с самолетов и вертолетов в лучшие агротехнические сроки.
§ 2. ТИПЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА АВИАХИМРАБОТАХ
Для выполнения авиационно-химических работ в сельском и лес ном хозяйствах применяют различные типы авиационной техники:
самолеты Ан-2 и Ан-2М и вертолеты Ми-1, Ми-2, Ka-15, Ka-18 и Ка-26. В ближайшей перспективе будет сдан в эксплуатацию новый специализированный самолет М-15. В настоящее же время для ра боты в сельском хозяйстве используют в основном самолеты Ан-2 (рис. 1.1), оборудованные съемной сельскохозяйственной аппара
турой, которая позволяет производить опрыскивание, распыливание порошковидных химикатов, рассев минеральных удобрений и семян.
Самолет Ан-2 конструкции О. К. Антонова — многоцелевая машина и представляет собой нормальный расчалочный биплан.
Фюзеляж цельнометаллической конструкции. Мощность двигателя максимальная 1000 л. с., номинальная 820 л. с. Максимальная по лезная нагрузка (ядохимикатов, минеральных удобрений, семян и т. п.) — 1370 кг. Этим самолетом в СССР выполняется свыше 90%
всех авиационных работ в сельском хозяйстве [10]. Кроме того, после
Рис. 1.1. Самолет Ан-2М, предназначенный для авиахимработ
9
съема сельскохозяйственной аппаратуры он широко используется для перевозки пассажиров и грузов, оказания неотложной помощи населению отдаленных районов, патрулирования и тушения лес
ных пожаров и для других целей по обслуживанию народного хозяйства. Самолет имеет двухместную пилотскую кабину с двой ным управлением.
Экипаж самолета состоит из командира самолета и второго пи
лота. Техническое обслуживание на земле обеспечивают авиатехник и авиамеханик.
Самолет Ан-2 при выполнении авиационно-химических работ в сельском хозяйстве развивает скорость 160 км/ч на высоте брею щего полета от 5 до 50 м, а при полетах от аэродрома до участка обработки и обратно—155 км/ч, при наборе высоты—НО км/ч. Высота полета на развороте для захода на очередной гон — 50—100 м. В зависимости от вида применяемого химиката самолет
Ан-2 оборудуют или распылителем, или опрыскивателем. Распылитель состоит из бака и устройства для распиливания
пылевидных и зернистых материалов. Его можно регулировать на различный объем выпуска химикатов в секунду:
порошковидного химиката до 5 кг; гранулированного суперфосфата до 30 кг; порошковидного суперфосфата до 17,5 кг;
аммиачной селитры до 12 кг.
Распрыскиватель состоит из бака (того же, что и в распылителе)
с заправочной трубой для загрузки жидких химикатов и насосного агрегата. Насосный агрегат имеет водяной центробежный насос, всасывающую трубу с фланцем для крепления его к выходной гор ловине бака, две напорные трубы, соединенные с корпусом выпуск
ного клапана, штанги, которые подвешены под нижними крыльями самолета. По трубам жидкость из бака насосом нагнетают в штанги,
а затем через их штуцеры .и распылители ее разбрызгивают по всей
ширине размаха нижних крыльев.
Насосный агрегат может обеспечивать максимальный выпуск жидкости 17 л в секунду (по воде).
Самолет Ан -2M — это модификация самолета Ан-2. Управ ление самолетом — одинарное. Кабина пилота изолирована от гру зовой кабины, в фонаре кабины с левой стороны имеется дверь. Привод сельскохозяйственной аппаратуры осуществляется от мото
ра АШ-62М через кабину приводов — K∏M, установленную в перед ней части фюзеляжа. Управление сельскохозяйственной аппарату рой электропневматическое. В машине установлен единый для всех видов химикатов бак емкостью 1960 кг, изготовленный из стекло пласта.
В кабине пилота есть кондиционер.
Максимальная взлетная масса самолета — 5500 кг, а при загруз ке химикатами — 1500 кг. Рабочая скорость на авиахимических ра ботах — 155 — 160 км/ч.
Самолет Ан-2М оборудован штанговым опрыскивателем для работы с жидкими химикатами или трехканальным туннельным
10
распыливателем для работы с пылевидными ядохимикатами и
удобрениями. Штанга размахом 14 м и более расположена под ниж
ним крылом самолета. Максимальный выпуск жидкости (воды) — 26,7 л/с, рабочая ширина захвата 38—42 м.
СамолетМ-15 — специальный, сельскохозяйственный. Он раз рабатывается совместно ПНР и СССР с учетом эксплуатационно технических требований МГА СССР и предназначен для всех основ ных видов авиахимических работ в сельском хозяйстве. Самолет оборудован сельскохозяйственной аппаратурой для рассева порош кообразных и гранулированных веществ, а также распрыскивания
жидкостей. Самолет М-15 является цельнометаллическим бипланом с хвостовой частью, выполненной по двухбалочной схеме. На нем установлены два бака для химикатов емкостью по 2900 л. Перед
нее колесо — управляемое в диапазоне ±50°.
На самолете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель АИ-25. Отбираемый от двигателя воздух приводит в дей
ствие сельскохозяйственную аппаратуру. |
В конструкции самолета |
||
M-15 использованы |
некоторые элементы |
самолетов других типов. |
|
Общие данные |
прототипа |
самолета |
М-15: взлетная масса → |
5650 кг, рабочая скорость при |
выполнении авиахимработ — 140→ |
180км/ч.
Внастоящее время при помощи вертолетов проводятся работы по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных куль тур, по борьбе с сорняками, внесению минеральных удобрений
(особенно в ранневесенний период), дефолиации и десикации расте ний. Широкое распространение получили вертолеты Ми-2 и Ка-26.
Вертолеты имеют ряд существенных преимуществ не только пе ред наземными средствами механизации, но и перед самолетами. Вертолеты обладают большим диапазоном скоростей и значитель ной маневренностью, что позволяет с высокой эффективностью про водить авиахимические работы в горной и пересеченной местности,
на площадях большей частью недоступных для самолетов.
Вертолет Ми-1 конструкции Μ. Л. Миля, одновинтовой, с
хвостовым трехлопастным винтом для компенсации реактивного момента несущего винта. На вертолете установлена комбинирован ная сельскохозяйственная аппаратура, позволяющая проводить опыливание, опрыскивание и рассев различных химикатов. При по летах к месту работы все рабочие органы сельскохозяйственной аппаратуры могут быть установлены одновременно. Переход с од ного вида работ на другой, например с опыливания на опрыскива ние и наоборот, может быть произведен авиатехником с подсобным рабочим за 1 ч.
Химикаты загружают в два бака емкостью по 260 л каждый,
подвешенных с обеих сторон фюзеляжа. Баки для загрузки химика
тов и управление аппаратурой — общие для опыливания и опрыски вания. Две трубчатые штанги общей длиной 8,4 м смонтированы по бокам фюзеляжа вертолета, третья длиной 2,1 м — под хвостовой балкой.
11
|
|
Вертолет Ми-2 (рис. 1.2) |
||||||||
|
|
конструкции |
|
Μ. |
Л. |
Миля — |
||||
|
|
легкий |
многоцелевой, |
имеет |
||||||
|
|
один |
трехлопастной |
несущий |
||||||
|
|
бинт диаметром 14,5 м и один |
||||||||
|
|
хвостовой винт для устранения |
||||||||
|
|
реактивного момента несущего |
||||||||
|
|
винта. На вертолете Ми-2 уста |
||||||||
|
|
новлены |
два |
газотурбинных |
||||||
|
|
двигателя |
|
|
мощностью |
по |
||||
|
|
400 л. с. каждый. Максималь |
||||||||
|
|
ная полетная масса вертоле |
||||||||
|
|
та— 3470 |
кг. Загрузка хими |
|||||||
|
|
катами до 700 кг, с запасом го |
||||||||
|
|
рючего на |
40 мин полета. |
Ско |
||||||
|
|
рость полета с сельскохозяйст |
||||||||
|
|
венной |
|
аппаратурой |
макси |
|||||
|
|
мальная |
155 км/ч, |
минималь |
||||||
|
|
ная 40 км/ч. C вертолета Ми-2 |
||||||||
|
|
можно |
проводить |
опыливание |
||||||
|
|
сыпучими |
|
и |
опрыскивание |
|||||
|
|
жидкими химикатами. Верто |
||||||||
|
|
лет оборудуется двумя бака |
||||||||
|
|
ми, которые подвешивают сим |
||||||||
|
|
метрично по обеим бортам фю |
||||||||
|
|
зеляжа. Емкость каждого ба |
||||||||
Рис. 1.2. Вертолет Ми-2 с распылителем |
ка— 600 л, |
между |
|
собой |
они |
|||||
порошкообразных химикатов |
в работе |
соединены трубкой. |
Для сыпу |
|||||||
|
|
чих и жидких химикатов ис |
||||||||
пользуются одни и те же баки. Размах боковых |
штанг, |
подвешен |
||||||||
ных к фюзеляжу с обеих |
сторон, — 14 м, |
а |
хвостовой |
штанги — |
||||||
3,5 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вертолет Ка-26 (рис. 1.3)—многоцелевого назначения, кон струкции Н. И. Камова спроектирован по соосной схеме, имеет два трехлопастных несущих винта, расположенных на одной оси. Винты равных диаметров вращаются в противоположных направлениях, в
результате чего их реактивные моменты взаимно уравновешиваются.
На вертолете установлены два двигателя общей мощностью 650 л. с. К фюзеляжу подвешивается оборудование для опыливания или для опрыскивания. Бак емкостью 800 л — съемный, стеклопластиковый.
При проектировании сельскохозяйственных аэродромов и верто дромов необходимо учитывать характеристики авиационной техни ки, предназначенной для работы в сельском и лесном хозяйствах
(табл. 1.2; 1.3).
Для определения количества и вида летательных аппаратов, привлекаемых для выполнения авиахимработ с конкретного аэро дрома, нужно знать производительность летательного аппарата
(табл. 1.4). Характерно, что, несмотря на наличие простоев самоле тов по ряду причин, все же средняя производительность их на авиа-
•12