Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.1

Вид работ

1960 г.

1955 г.

1970 г.

1975 (план)

 

 

 

 

 

 

Обработано, млн.

га

Борьба с вредителями и болезнями

13,7

26,8

25.7

26,0

растений .............................................

Борьба с сорной и нежелательной

1,5

9.7

21,1

26,0

растительностью ................................

Внесение минеральных удобрений

4,1

16,8

32.8

44,4

Дефолиация и десикация ................

0,8

1.7

3,7

3,6

Итого . . .

20,1

55,0

83,3

100,0

на ряде работ: дефолиация и десикация люпина, клещевины, под­

солнечника, риса; сеникация и борьба с полеганием посевов; пани-

цировка сахарной свеклы; прополка от сорняков посевов сои, сахар­ ной свеклы, хлопчатника; аэросев многолетних трав, семян леса, риса; зачернение снега для быстрейшего его таяния; доопыление

виноградников и т. п.

Агротехнические мероприятия с использованием химических средств и минеральных удобрений требуют, как правило, строго определенного и ограниченного срока времени, что обусловливает необходимость применения высокопроизводительных машин — само­ летов и вертолетов, имеющих высокую скорость и маневренность. Их работа не зависит от состояния почвы и растений на обрабаты­ ваемом поле.

Устанавливаемая на самолетах и вертолетах сельскохозяйствен­ ная специальная аппаратура позволяет производить работы с раз­ личным количеством вносимого вещества в соответствующих фор­ мах его приготовления.

При высокой производительности авиационная обработка полей характеризуется сравнительно небольшой стоимостью и высоким качеством. В силу этого объем авиационно-химических работ из года в год увеличивается (табл. 1.1).

В ближайшие годы основное увеличение авиационно-химических работ произойдет за счет увеличения объема химической прополки

посевов от сорняков, а также рассева минеральных удобрений в ранневесенний период на посевах озимых зерновых культур, много­

летних трав, лугов и пастбищ. Увеличение объема авиационной обработки полей и пастбищ сопряжено с увеличением количества

летательных аппаратов, занятых в сельском хозяйстве, в том числе самолетов Ан-2 и качественно новых вертолетов Ми-2 и Ка-26.

Имея гарантированные плановые поставки минеральных удобре­ ний и пестицидов, многие хозяйства планируют выполнение авиаци­ онно-химических работ на далекую перспективу. В силу этого воз­ никает необходимость использования самолетов и вертолетов в лю­ бое время года с высокой экономической эффективностью, а также

8


необходимость сосредоточения больших объемов минеральных удоб­ рений и пестицидов. C другой стороны возникает задача механиза­ ции приготовления и загрузки рабочих составов, а также создания

санитарно-гигиенических условий для обслуживающего персонала. Многие колхозы и совхозы уже начали строить аэродромы с твер­

дым покрытием взлетно-посадочных полос (ВПП) с приаэродром-

ными складами и другими сооружениями.

Осуществление всех мероприятий позволит использовать авиа­ ционные средства с высокой экономической отдачей, снизить себе­

стоимость авиационно-химических работ и проводить намеченные мероприятия с применением удобрений и пестицидов с самолетов и вертолетов в лучшие агротехнические сроки.

§ 2. ТИПЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА АВИАХИМРАБОТАХ

Для выполнения авиационно-химических работ в сельском и лес­ ном хозяйствах применяют различные типы авиационной техники:

самолеты Ан-2 и Ан-2М и вертолеты Ми-1, Ми-2, Ka-15, Ka-18 и Ка-26. В ближайшей перспективе будет сдан в эксплуатацию новый специализированный самолет М-15. В настоящее же время для ра­ боты в сельском хозяйстве используют в основном самолеты Ан-2 (рис. 1.1), оборудованные съемной сельскохозяйственной аппара­

турой, которая позволяет производить опрыскивание, распыливание порошковидных химикатов, рассев минеральных удобрений и семян.

Самолет Ан-2 конструкции О. К. Антонова — многоцелевая машина и представляет собой нормальный расчалочный биплан.

Фюзеляж цельнометаллической конструкции. Мощность двигателя максимальная 1000 л. с., номинальная 820 л. с. Максимальная по­ лезная нагрузка (ядохимикатов, минеральных удобрений, семян и т. п.) — 1370 кг. Этим самолетом в СССР выполняется свыше 90%

всех авиационных работ в сельском хозяйстве [10]. Кроме того, после

Рис. 1.1. Самолет Ан-2М, предназначенный для авиахимработ

9


съема сельскохозяйственной аппаратуры он широко используется для перевозки пассажиров и грузов, оказания неотложной помощи населению отдаленных районов, патрулирования и тушения лес­

ных пожаров и для других целей по обслуживанию народного хозяйства. Самолет имеет двухместную пилотскую кабину с двой­ ным управлением.

Экипаж самолета состоит из командира самолета и второго пи­

лота. Техническое обслуживание на земле обеспечивают авиатехник и авиамеханик.

Самолет Ан-2 при выполнении авиационно-химических работ в сельском хозяйстве развивает скорость 160 км/ч на высоте брею­ щего полета от 5 до 50 м, а при полетах от аэродрома до участка обработки и обратно—155 км/ч, при наборе высоты—НО км/ч. Высота полета на развороте для захода на очередной гон — 50—100 м. В зависимости от вида применяемого химиката самолет

Ан-2 оборудуют или распылителем, или опрыскивателем. Распылитель состоит из бака и устройства для распиливания

пылевидных и зернистых материалов. Его можно регулировать на различный объем выпуска химикатов в секунду:

порошковидного химиката до 5 кг; гранулированного суперфосфата до 30 кг; порошковидного суперфосфата до 17,5 кг;

аммиачной селитры до 12 кг.

Распрыскиватель состоит из бака (того же, что и в распылителе)

с заправочной трубой для загрузки жидких химикатов и насосного агрегата. Насосный агрегат имеет водяной центробежный насос, всасывающую трубу с фланцем для крепления его к выходной гор­ ловине бака, две напорные трубы, соединенные с корпусом выпуск­

ного клапана, штанги, которые подвешены под нижними крыльями самолета. По трубам жидкость из бака насосом нагнетают в штанги,

а затем через их штуцеры .и распылители ее разбрызгивают по всей

ширине размаха нижних крыльев.

Насосный агрегат может обеспечивать максимальный выпуск жидкости 17 л в секунду (по воде).

Самолет Ан -2M — это модификация самолета Ан-2. Управ­ ление самолетом — одинарное. Кабина пилота изолирована от гру­ зовой кабины, в фонаре кабины с левой стороны имеется дверь. Привод сельскохозяйственной аппаратуры осуществляется от мото­

ра АШ-62М через кабину приводов — K∏M, установленную в перед­ ней части фюзеляжа. Управление сельскохозяйственной аппарату­ рой электропневматическое. В машине установлен единый для всех видов химикатов бак емкостью 1960 кг, изготовленный из стекло­ пласта.

В кабине пилота есть кондиционер.

Максимальная взлетная масса самолета — 5500 кг, а при загруз­ ке химикатами — 1500 кг. Рабочая скорость на авиахимических ра­ ботах — 155 — 160 км/ч.

Самолет Ан-2М оборудован штанговым опрыскивателем для работы с жидкими химикатами или трехканальным туннельным

10


распыливателем для работы с пылевидными ядохимикатами и

удобрениями. Штанга размахом 14 м и более расположена под ниж­

ним крылом самолета. Максимальный выпуск жидкости (воды) — 26,7 л/с, рабочая ширина захвата 38—42 м.

СамолетМ-15 — специальный, сельскохозяйственный. Он раз­ рабатывается совместно ПНР и СССР с учетом эксплуатационно­ технических требований МГА СССР и предназначен для всех основ­ ных видов авиахимических работ в сельском хозяйстве. Самолет оборудован сельскохозяйственной аппаратурой для рассева порош­ кообразных и гранулированных веществ, а также распрыскивания

жидкостей. Самолет М-15 является цельнометаллическим бипланом с хвостовой частью, выполненной по двухбалочной схеме. На нем установлены два бака для химикатов емкостью по 2900 л. Перед­

нее колесо — управляемое в диапазоне ±50°.

На самолете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель АИ-25. Отбираемый от двигателя воздух приводит в дей­

ствие сельскохозяйственную аппаратуру.

В конструкции самолета

M-15 использованы

некоторые элементы

самолетов других типов.

Общие данные

прототипа

самолета

М-15: взлетная масса →

5650 кг, рабочая скорость при

выполнении авиахимработ — 140→

180км/ч.

Внастоящее время при помощи вертолетов проводятся работы по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных куль­ тур, по борьбе с сорняками, внесению минеральных удобрений

(особенно в ранневесенний период), дефолиации и десикации расте­ ний. Широкое распространение получили вертолеты Ми-2 и Ка-26.

Вертолеты имеют ряд существенных преимуществ не только пе­ ред наземными средствами механизации, но и перед самолетами. Вертолеты обладают большим диапазоном скоростей и значитель­ ной маневренностью, что позволяет с высокой эффективностью про­ водить авиахимические работы в горной и пересеченной местности,

на площадях большей частью недоступных для самолетов.

Вертолет Ми-1 конструкции Μ. Л. Миля, одновинтовой, с

хвостовым трехлопастным винтом для компенсации реактивного момента несущего винта. На вертолете установлена комбинирован­ ная сельскохозяйственная аппаратура, позволяющая проводить опыливание, опрыскивание и рассев различных химикатов. При по­ летах к месту работы все рабочие органы сельскохозяйственной аппаратуры могут быть установлены одновременно. Переход с од­ ного вида работ на другой, например с опыливания на опрыскива­ ние и наоборот, может быть произведен авиатехником с подсобным рабочим за 1 ч.

Химикаты загружают в два бака емкостью по 260 л каждый,

подвешенных с обеих сторон фюзеляжа. Баки для загрузки химика­

тов и управление аппаратурой — общие для опыливания и опрыски­ вания. Две трубчатые штанги общей длиной 8,4 м смонтированы по бокам фюзеляжа вертолета, третья длиной 2,1 м — под хвостовой балкой.

11


 

 

Вертолет Ми-2 (рис. 1.2)

 

 

конструкции

 

Μ.

Л.

Миля —

 

 

легкий

многоцелевой,

имеет

 

 

один

трехлопастной

несущий

 

 

бинт диаметром 14,5 м и один

 

 

хвостовой винт для устранения

 

 

реактивного момента несущего

 

 

винта. На вертолете Ми-2 уста­

 

 

новлены

два

газотурбинных

 

 

двигателя

 

 

мощностью

по

 

 

400 л. с. каждый. Максималь­

 

 

ная полетная масса вертоле­

 

 

та— 3470

кг. Загрузка хими­

 

 

катами до 700 кг, с запасом го­

 

 

рючего на

40 мин полета.

Ско­

 

 

рость полета с сельскохозяйст­

 

 

венной

 

аппаратурой

макси­

 

 

мальная

155 км/ч,

минималь­

 

 

ная 40 км/ч. C вертолета Ми-2

 

 

можно

проводить

опыливание

 

 

сыпучими

 

и

опрыскивание

 

 

жидкими химикатами. Верто­

 

 

лет оборудуется двумя бака­

 

 

ми, которые подвешивают сим­

 

 

метрично по обеим бортам фю­

 

 

зеляжа. Емкость каждого ба­

Рис. 1.2. Вертолет Ми-2 с распылителем

ка— 600 л,

между

 

собой

они

порошкообразных химикатов

в работе

соединены трубкой.

Для сыпу­

 

 

чих и жидких химикатов ис­

пользуются одни и те же баки. Размах боковых

штанг,

подвешен­

ных к фюзеляжу с обеих

сторон, — 14 м,

а

хвостовой

штанги —

3,5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертолет Ка-26 (рис. 1.3)—многоцелевого назначения, кон­ струкции Н. И. Камова спроектирован по соосной схеме, имеет два трехлопастных несущих винта, расположенных на одной оси. Винты равных диаметров вращаются в противоположных направлениях, в

результате чего их реактивные моменты взаимно уравновешиваются.

На вертолете установлены два двигателя общей мощностью 650 л. с. К фюзеляжу подвешивается оборудование для опыливания или для опрыскивания. Бак емкостью 800 л — съемный, стеклопластиковый.

При проектировании сельскохозяйственных аэродромов и верто­ дромов необходимо учитывать характеристики авиационной техни­ ки, предназначенной для работы в сельском и лесном хозяйствах

(табл. 1.2; 1.3).

Для определения количества и вида летательных аппаратов, привлекаемых для выполнения авиахимработ с конкретного аэро­ дрома, нужно знать производительность летательного аппарата

(табл. 1.4). Характерно, что, несмотря на наличие простоев самоле­ тов по ряду причин, все же средняя производительность их на авиа-

•12