Файл: Сельскохозяйственные аэродромы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ционно-химических работах довольно высокая (табл. 1.4), а многие отдельные экипажи добились еще лучших показателей. О возмож­ ности дальнейшего повышения производительности на авиационно­ химических работах в сельском хозяйстве можно судить по дости­ жению выработки на один самолет Ан-2 за сезон в передовых пред-

Таблица 1.2

 

Самолеты

Показатели

Ан-2

Ан-2М

Длина

самолета, м ......................................

самолета

.

13,1

12,4

Максимальная

высота

на стоянке, м .

4,2

4,13

Размах крыльев:

 

 

18,17

18,17

верхнего,

M ..............................................

 

 

нижнего,

M.................................

 

...........................

14,23

14,23

Взлетная масса, кг...................................................

 

 

5500

5250

Доля веса самолета, приходящаяся на основную

0,86

0,86

опору...........................................

 

 

 

..............................

Размер колес:

мм

 

 

800X260

800X260

основных,

 

 

хвостовых, MM......................................................

 

основных колес,

470 ×210

470 X210

Давление

в

пневматиках

3

3

кгс/см2........................................................................

 

м

 

 

Колея

шасси,

 

 

3,36

3,36

База шасси,

м...............................................................

 

 

8,36

8,36

Масса загружаемых химикатов, кг........................

1500

1370

Эксплуатационный радиус разворота, м . . . .

9

9

Минимальный

радиус

разворота, м....................

6

6

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

1.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертолеты

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

Ми-1

Ми-2

Ka-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальная взлетная масса, кг

2550

3350

3250

 

Диаметр

несущего

винта, м . . . .

14,50

14,50

13,00

 

Общая длина вертолета с вращаю­

17,50

17,42

13,00

 

щимися

винтами, м........................

м . .

 

Длина

вертолета

без

винтов,

12,00

11,94

7,75

 

Высота

вертолета

на

стоянке,

м . .

3,30

3,75

4,05

 

Колея шасси:

 

м

 

 

 

0,90

 

переднего,

...............................

 

 

 

заднего,

м

...................................

 

 

 

3,32

3,05

2,42

 

База

шасси,

м...................................

 

 

 

3,18

2,63

3,48

 

Размер колес:

 

мм

 

 

500×150

600X180

595X185

 

основных,

 

 

 

 

носовых,

мм

...............................

 

 

300X125

300×125

300X125

 

Давление в пневматиках колес:

4

4,5

2,5

 

основных, кгс/см2........................

 

 

носовых, кгс/см2............................

приходящаяся

4

3,5

2,5

 

Доля

веса вертолета,

0,84

0,74

0,80

 

на

основную

опору........................

 

 

Емкость топливных баков, л ... .

240

600

620

 

Емкость

 

маслобаков,

л....................

 

27

38

29

 

Расход топлива, кг/ч........................

 

75

250

100

 

Загрузка

химикатами,

кг................

 

300

700

600—700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя производительность

 

 

 

 

 

 

 

Способ

Средний расход

самолета Ан-2 (1971 г.), га

 

 

Вид работы

 

химикатов

 

 

 

 

 

 

обработки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на 1 га,

в летный час

в рабочий день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесение

минеральных

 

165,3 КГ

38,3

196,0

 

удобрений

..................

 

 

Рассев

 

Борьба

с

сорняками .

. Опрыскива­

50,0 л

89,2

524,0

 

Дефолиация

и

 

 

ние

 

 

 

 

 

десика­

 

117,3 л

38,0

170,0

 

ция

.................................

 

 

 

 

 

То же

 

приятиях гражданской авиации,

достигшей,

например,

в 1973

г.

76—82 тыс. га.

Многие работы по уходу за посевами связаны с ограниченным сроком их проведения. Так, по рассеву удобрений для подкормки озимых в зависимости от выпадения осадков, температурного режи­ ма и влажности почвы этот срок определяется в 15—30 дней, а хи­ мическая прополка ограничена 15—20 днями. Для проведения работ в оптимальные агротехнические сроки с максимальным использова­ нием самолетов применяется их маневрирование между областями и отдельными климатическими зонами. Например, в ранневесенний

14


период для рассева минеральных удобрений на территориях Украи­ ны, Северного Кавказа, Центральных районов, Поволжья и Урала

дополнительно участвует более 650 самолетов, направленных туда на этот период из восточных районов страны. Учитывая различие

климатических условий, самолеты из северных областей направля­ ются в южные, а затем по мере освобождения полей от снега, пере­

летают в более северные районы. В июне дополнительно 300—350

самолетов направляются из европейской части в Казахстан и Ал­

тайский край для химической прополки посевов от сорняков, а в сентябре дополнительно более 500 самолетов из различных районов страны проводят дефолиацию хлопчатника в Узбекистане, Туркме­

нистане и других южных республиках.

Одновременно с маневрированием многие авиапредприятия для повышения эффективности использования самолетов организуют

двухсменную работу экипажей. Так, в Тюменской обл. на рассев минеральных удобрений в 1971 г. было выставлено по два экипажа на каждый самолет Ан-2, что позволило значительно повысить вы­ работку (табл. 1.5).

Но эти резервы повышения производительности самолетов мож­ но реализовать только при наличии постоянных аэродромов.

Производственный цикл самолета складывается из времени, за­ трачиваемого на перелеты к обрабатываемому участку и обратно, обработку участка, развороты, взлет и посадку, загрузку самолета.

Например, при норме расхода

минеральных удобрений 100 кг на

1 га, длине обрабатываемого

участка 1000 м и удалении его от

аэродрома на 6 км производственный цикл для рассева 1340 кг, т. е. с максимальной загрузкой самолета Ан-2, равен 18,6 мин, а при уда­ лении на 10 км-—21,7 мин. Таким образом, погрузочная техни­ ка и обслуживающая бригада для одного самолета простаивает 15—18 мин после каждого взлета. Следовательно, в целях лучшего использования загрузочных средств целесообразно проводить тру­ доемкий рассев минеральных удобрений с обеспечением одновре­ менной работы двух-трех самолетов с одного аэродрома. В этом случае затраты труда на обработку 1 га снизятся с 0,29 чел-ч при работе одного самолета до 0,15 чел-ч при одновременной работе трех самолетов [51].

Немаловажное влияние на организацию и эффективность авиа­ ционно-химических работ оказывает место расположения сельско­ хозяйственных постоянных аэродромов. Места расположения таких

 

 

 

 

Таблица 1.5

 

 

 

Выработка на один самолет

Показатель

 

 

при работе

в

две смены

в одну смену

 

 

Обработано площади

посевов,

га........................

10 848

6717

Налет в рабочий день, ч...........................................

га

10,0

4,2

Производительность

самолета,

452

172

15


аэродромов нужно определять в конкретном районе на основе тща­ тельного анализа особенностей местности — рельефа, наличия подъездных путей, их состояния и т. п.

Есть немало примеров, когда расстояние по прямой от аэродро­ ма до обрабатываемого участка составляет 12—15 км, а по объезд­ ному пути из-за наличия естественных преград в 1,5—2 раза боль­ ше. Поэтому, несмотря на то, что тарифы предусматривают допол­ нительную оплату за подлет свыше 10 км, может оказаться выгод­ ной оплачивать подлеты, чем завозить наземным транспортом удобрения на значительные расстояния по подъездным дорогам, а иногда и по бездорожью.

Через определенное количество налета часов двигателю и агре­ гатам самолета или вертолета необходимо проводить профилакти­

ческое обслуживание. Полевые аэродромы расположены от базового

на расстоянии до 150—200 км, а иногда и дальше. Вылет на базу и

обратно нередко задерживается из-за плохой погоды. Кроме того, много времени уходит и на организационные мероприятия перед вылетом. В результате чего вместо 1—2 дней, необходимых для вы­ полнения обслуживания, вылет самолета задерживается на 5 дней и более. При массовых авиахимических работах заняты бывают обычно все самолеты и такой продолжительный простой их может нанести хозяйству большой ущерб. Учитывая это, в Украинском, Северо-Кавказском, Казахском и других управлениях гражданской

авиации за группой самолетов закрепляют полевые авиаремонтные

мастерские (ПАРМ), радиостанцию для руководства полетами са­ молетов и необходимое количество специалистов. На одном из аэродромов организуют опорный пункт [26]. Благодаря наличию

радиостанции руководящий состав опорного пункта имеет ежеднев­ ную связь с каждым закрепленным самолетом. В зависимости от обстоятельств самолет, требующий ремонта, вылетает на опорный пункт или к нему выезжает ПАРМ и соответствующие специалисты. Такая организация на аэродромах позволяет обеспечить необходи­ мый ремонт в перерывах между утренними и вечерними работами и свести до минимума простои самолетов [26].

§ 3. ХРАНЕНИЕ И ПОДГОТОВКА ХИМИКАТОВ К АЭРОРАССЕВУ

От того как хранятся и подготавливаются к аэрорассеву хими­ каты, завезенные на сельскохозяйственный аэродром или верто­ дром, в значительной степени зависит производительность авиатех­ ники, а также эффективность применения химикатов в сельском хозяйстве.

Известно, что большая часть минеральных удобрений раствори­

ма в воде. Попадая под дождь, основные питательные вещества из

них вымываются. Кроме того, удобрения, обладающие большой

гигроскопичностью, во влажной атмосфере слеживаются в комки и

глыбы. Жидкие азотные удобрения легко теряют азот, выделяя в воздух аммиак. Даже малогигроскопичные удобрения обладают

16


способностью впитывать влагу из почвы, поэтому хранить мине­ ральные удобрения нужно в условиях, исключающих их потерю и

порчу. Целесообразно хранить химикаты в специально оборудован­ ном складе, а каждый вид химикатов — в отдельном отсеке со сплошными перегородками.

Химикаты нельзя хранить в помещениях с земляным полом или на подстилках из соломы, хвороста и опилок. В складах полы долж­

ны быть водонепроницаемы и солеустойчивы. Деревянный пол нуж­ но настилать с таким расчетом, чтобы между полом и поверхно­ стью земли было расстояние 0,3—0,5 м.

Склады нужно располагать на возвышенных сухих местах, вдали от водоемов. Для защиты от сточных и талых вод их нужно ограж­ дать канавами и земляными валами, а в теплую сухую погоду поме­ щения проветривать.

Для большинства удобрений при хранении в буртах высота

последних не должна превышать 1,3—2 м, для неслеживающейся

фосфоритной муки — 2,5—3 м. Мешки с удобрениями для лучшего проветривания рекомендуется складывать крест-накрест. Гранули­ рованный суперфосфат хранят в мешках, высота укладки 15—20

рядов.

Весной в хорошую погоду все удобрения проветривают, просу­ шивают, измельчают и просеивают. Быстрослеживающиеся туки

измельчают за день-два до внесения в почву.

Склады строят по типовым проектам [19]. Проект склада (рис. 1.4) для хранения сухих минеральных удобрений емкостью 400 т раз­ работан в нескольких объемно-планировочных и конструктивных ва­ риантах. В основном варианте склад в виде железобетонного кар­ каса пролетом 12 м имеет стены с заполнением местными материа­ лами; кирпичом, ракушечником, асбестоцементными волнистыми листами усиленного профиля. Разработаны также варианты с кир­ пичными стенами и столбами. В одном из вариантов предусмотрена ширина склада 18 м с двумя рядами промежуточных колонн. Ме­

ханизация погрузочно-разгрузочных работ на складах предусмот­ рена напольными средствами — ленточными транспортерами и на­ весным оборудованием на тракторе «Беларусь». Сметная стоимость склада— 11,175 тыс. руб., т. е. 27,9 руб. на 1 т, полезная площадь —

358 м2.

1*

⅝,* 'l' -

" ⅛.' у

a

[

ГэиЩл:-

Рис. 1.4. Типовой склад емкостью 400 т для хранения сухих удсрревдй.; Сі.а^деле- .

ниєм для ядохимикатов емкостью 30 т

| ⅛3..⅛.t*∙ -т⅛.∙

17