Файл: Применение методологии idef0 для описания и моделирования процессов.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 18 – Декомпозиция процесса «Анкетирование покупателей»
Также детализировать процесс можно с помощью применения методологии IDEF0, описанной в главе 1.2. Декомпозиция процесса «Анкетирование покупателей» с помощью IDEF0 представлена в приложении А.
Описать процесс поэтапно можно и с помощью упрощённой блок-схемы. Блок-схема представляет собой алгоритм, позволяющий каждому участнику процесса чётко представлять ход процесса.
Блок схема процесса «Анкетирование покупателей» представлена на рисунке 19.
Рисунок 19 – Упрощённая блок-схема процесса «Анкетирование покупателей»
Ещё одной формой для изложения элементов процесса является матрица ответственности. Матрица ответственности представляет собой таблицу, содержащую в себе этапы и участников процесса, и определяет степень ответственности каждого участника за определенный элемент процесса.
Матрица ответственности процесса «Анкетирование покупателей» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица ответственности процесса «Анкетирование покупателей»
Этап процесса | Студент | Руководитель по практике от кафедры | Руководитель по практике от организации | Опрашиваемые клиенты |
1. Заключение договора по практике | О, И | У | У, И | |
2. Получение индивидуального задания от кафедры | О, И | У | | |
3. Получение требований руководителя от организации | О, И | | У | |
4. Составление анкеты | И | | О | |
5. Утверждение анкеты | И | | О, И | |
6. Проведение опроса | И | | О | У |
7. Анализ заполненных анкет | О, И | У | У | |
8. Составление отчёта | | | | |
9. Хранение анкет | У | | О, И | |
О – ответственный, И – исполнитель, У – участвует.
Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015, организация должна применять различные методы мониторинга и измерений при оценке результатов деятельности и результативности СМК. Мониторинг представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки, оценки и подготовки решений, направленных на достижение целей и задач организации [2]. Система мониторинга процесса «Анкетирование покупателей» представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Система мониторинга процесса «Анкетирование покупателей»
Показатель процесса | Нормативное значение показателя | Источник нормативного значения | Метод измерения | Периодичность измерений | План реагирования в случае несоответствия нормативному значению |
1. Количество опрошенных | 600 | План опроса | Регистра-ционный | Один раз в конце опроса в каждом магазине | - выявить причину; - провести повторное анкетирование |
2. Количество анкет | 600 | План опроса | Регистра-ционный | Один раз конце опроса в каждом магазине | - выявить причину; - распечатать дополнительные анкеты, если их меньше 600; - убрать лишние анкеты, если их больше 600 |
3. Качество отчёта проведенного опроса | Согласно требованиям положения об оформлении отчётов | Положение по оформлению отчёта | Сравнение с образцом-эталоном | Один раз за всё время прохождения практики (каждый отчёт) | - выявить причину; - доработать недочёты |
4. Количество магазинов | 3 | Указания руководителя по практике | Регистра-ционный | Один раз за каждый опрос | - выявить причину; - провести анкетирование в пропущенном магазине |
5. Сроки | Не более 10 дней | Договор по практике | Регистра-ционный | Один раз за всё время прохождения практики | - выявить причину; - назначить дополнительное время, если работа не выполнена в срок |
6. Количество испорченных анкет | Не более 10 дней | Инструкция по проведению опроса | Регистра-ционный | Один раз в конце опроса в каждом магазине | - выявить причину; - увеличить количество анкет на следующий опрос; - провести дополнительный опрос с целью восполнения количества испорченных анкет |
Ценность, создаваемая в ходе процесса, может быть увеличена с помощью проведения организацией анализа на несоответствия. Результаты анализа на несоответствия исследуемого процесса можно увидеть в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ несоответствий процесса «Анкетирование покупателей»
Фактические и потенциальные несоответствия (отклонения) процесса | Причины несоответствий | Корректирующие действия | Предупреждающие действия |
1. Плохо пропечатанные анкеты | Поломка оборудования (принтера) | - Ремонт оборудования; - Допечатать анкеты | Своевременное проведение технического обслуживания оборудования |
2. Не пишущая ручка | Брак сырья | - Изолировать брак; - Заменить на качественное сырьё | - Сообщить поставщику; - Усилить входной контроль при закупке сырья |
3. Незнание студентом правил проведения опроса | Недостаточная компетентность студента | - Провести беседу со студентом; - Выдать инструкцию с правилами проведения опроса | Направить студента на обучение |
4. Ошибки при составлении анкеты | Невнимательность студента | Переделка анкеты | Тщательная проверка после каждого этапа процесса |
5. Нарушение сроков работы | - Большой объём работ; - Ошибки при составлении плана | - Перераспределение работ между участниками процесса; - Составление и согласование нового плана | - Увеличение сроков; - Улучшение процесса планирования |
Рекомендации автора по улучшению организацией процесса «Анкетирование покупателей»:
– составить правила проведения опроса клиентов;
– разработать должностные инструкции для участников процесса;
– определить и назначить сроки проведения опроса;
– разработать программу по работе со студентами, проходящими практику на предприятии;
– более тщательно подходить к выбору поставщиков сырья и оборудования;
– усилить входной контроль на предприятии;
– своевременно проводить ремонт и тех. обслуживание оборудования;
– разработать программу обучения персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внедрение процессного подхода даёт возможность организации управлять взаимосвязями между процессами системы, что позволяет улучшить общие результаты деятельности предприятия. Следовательно, выполняется основная цель процессного подхода – повышение удовлетворённости потребителей путём наилучшего выполнения их требований.
Применение процессного подхода также позволяет:
– рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
– достигать результативного функционирования процессов;
– улучшать процессы на основе оценивания данных и информации;
– повышать результативность и эффективность системы управления.
Процессный подход может применяться в любой организации и в любой системе менеджмента качества независимо от вида, размера или сложности, что делает данный принцип столь актуальным и незаменимым в деятельности любого предприятия, включая рассмотренное.
В ходе написания курсовой работы автором была достигнута поставленная цель, а именно – изучена методология процессного моделирования IDEF0, развиты навыки разработки элементов процессного подхода, а также навыки самостоятельной научно-исследовательской работы в рамках специальности «Управление качеством».
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
– изучены сущность и преимущества процессного подхода к управлению качеством;
– изучены теоретические аспекты методологии описания и моделирования процессов IDEF0;
– проанализирована деятельность организации ООО «Метро Кэш Энд Керри»;
– разработаны рекомендации по применению элементов процессного подхода в деятельности организации ООО «Метро Кэш Энд Керри».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бержер С. Графическое описание процессов. Методика и технические средства [Текст] : ООО СМЦ "Приоритет", 2003. – 250 c.
2. Галямина И.Г. Управление процессами [Текст] : учебник для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению "Управление качеством" / И. Г. Галямина. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. – C. 110