Файл: Учебник Под ред проф. К. И. Батыра. 4е изд., перераб и доп. М. Тк велби, 2003. 496с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Часть первая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
§ 1. Возникновение государства 14
§ 7. Основные черты права Древнего Египта 21
Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН
§ 1. Возникновение государства 23
§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера 24
§ 3. Общественный строй Вавилонского государства 25
§ 4. Государственный строй Вавилона 28
§ 1. Образование государства 32
§ 5. Основные черты права Древнего Китая 52
Синхронистическая таблица. Древний Восток 55
Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА
§ 3. Рабовладельческое государство в Афинах 62
§ 4. Афинское государство в V в. до н. э 67
§ 5. Рабовладельческое государство в Спарте 75
Синхронистическая таблица. Древняя Греция и Древний Рим 118
Часть вторая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
§ 1. Возникновение государства франков 122
§ 2. Государство франков в VI-IX вв 124
§ 1. Период феодальной раздробленности 131
§ 2. Начало объединения страны 137
§ 3. Период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) 139
§ 4. Период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 147
§ 1. Раннефеодальное государство (IX-XII вв.)."Священная Римская империя германской нации" 153
§ 2. Германия в период феодальной раздробленности (XIII -XIX вв.) 157
§ 3. Абсолютизм в Германии 162
§ 1. Раннефеодальное государство 166
§ 2. Расцвет феодальных отношений 167
§ 3. Сословие-представительная монархия 174
Глава 11. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
§ 2. Новые источники права 185
§ 4. Брачно-семейные отношения 194
§ 5. Уголовное право и процесс 195
§ 1. Возникновение Халифата 211
§ 3. Право Халифата (основные черты) 214
Синхронистическая таблица. Средние века 218
Часть третья. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 1. Возникновение буржуазного государства 229
§ 3. "Славная революция" и ее последствия 237
§ 4. Развитие конституционной монархии в XVIII в 239
§ 5. Избирательные реформы 242
§ 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в 250
§ 7. Возвышение исполнительной власти 252
§ 8. Британская колониальная империя 254
Глава 16. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
§ 2. Государство США в конце XVIII - начале XX в 267
§ 1. Французское государство начального периода революции XVIII в 272
§ 2. Жирондистская республика 286
§ 3. Якобинская республика 289
§ 4. Термидорианская республика 297
§ 9. Восстановление республики 307
§ 10. Парижская Коммуна 1871 г 308
§ 1. От Германского союза к Германской империи 320
§ 3. Государственно-правовое развитие объединенной Германии 329
§ 1. Начало объединения страны 331
§ 1. Образование Тайпинского государства 345
Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ
§ 1. Становление национальных правовых систем 348
Синхронистическая таблица стран Европы и США 378
Часть четвертая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Глава 23. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
§ 1. Основные тенденции государственно-правового развития 388
§ 2. "Новый курс" Рузвельта 393
§ 1. Итоги первой мировой войны 397
§ 2. Изменения в государственном строе 400
§ 3. Британская колониальная империя 405
§ 1. Третья республика после первой мировой войны 407
§ 1. Ноябрьская революция в Германии 419
§ 2. Гитлеровская Германия 423
§ 3. Последующее государственно-правовое развитие Германии 428
§ 1. Кризис конституционной монархии 431
§ 2. Падение фашистского режима 436
§ 3. Установление республики. Конституция 1947 г 439
§ 1. Японское государство в период между двумя мировыми войнами 447
§ 2. Японское государство после второй мировой войны 449
§ 1. Провозглашение республики 452
§ 2. Демократическое движение в Китае после первой мировой войны 454
Глава 30. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ
§ 1. Гражданское и торговое право 459
§ 2. Антитрестовское законодательство 473
§ 3. Изменения в семейном праве 474
§ 4. Трудовое и социальное законодательство 475
§ 5. Уголовное право и процесс 478
Синхронистическая таблица. Европа и США 486
Часть первая ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН
Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
^ Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество «илку»), считалась недействительной.
Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.
Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.
К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
§ 1. Образование государства
Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа -—два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно-общинного строя. В XVIII—XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.
Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.
С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.
Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.
Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
Народ облагался налогами. Например, то что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.