Файл: Учебник Под ред проф. К. И. Батыра. 4е изд., перераб и доп. М. Тк велби, 2003. 496с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Введение 3

Часть первая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Предисловие 12

Глава 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

§ 1. Возникновение государства 14

§ 2. Раннее царство 15

§ 3. Древнее царство 16

§ 4. Среднее царство 19

§ 5. Новое царство 20

§ 6. Позднее царство 21

§ 7. Основные черты права Древнего Египта 21

Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН

§ 1. Возникновение государства 23

§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера 24

§ 3. Общественный строй Вавилонского государства 25

§ 4. Государственный строй Вавилона 28

§ 5. Законы Хаммурапи 28

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

§ 1. Образование государства 32

§ 2. Общественный строй 34

§ 3. Государственный строй 37

§ 4. Законы Ману 39

Глава 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

§ 1. Государство Шан (Инь) 44

§ 2. Государство Чжоу 46

§ 3. Государство Цинь 49

§ 4. Государство Хань 50

§ 5. Основные черты права Древнего Китая 52

Контрольные вопросы 54

Литература 54

Синхронистическая таблица. Древний Восток 55

Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА

Предисловие 56

Глава 5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

§ 1. Периодизация 59

§ 2. Гомеровская Греция 59

§ 3. Рабовладельческое государство в Афинах 62

§ 4. Афинское государство в V в. до н. э 67

§ 5. Рабовладельческое государство в Спарте 75

§ 6. Основные черты права 77

Глава 6. ДРЕВНИЙ РИМ

§ 1. Государство 79

§ 2. Римское право 99

Контрольные вопросы 117

Литература 117

Синхронистическая таблица. Древняя Греция и Древний Рим 118

Часть вторая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Предисловие 120

Глава 7. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

§ 1. Возникновение государства франков 122

§ 2. Государство франков в VI-IX вв 124

Глава 8. ФРАНЦИЯ

§ 1. Период феодальной раздробленности 131

§ 2. Начало объединения страны 137

§ 3. Период сословно-представительной монархии (XIV-XV вв.) 139

§ 4. Период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.) 147

Глава 9. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Раннефеодальное государство (IX-XII вв.)."Священная Римская империя германской нации" 153

§ 2. Германия в период феодальной раздробленности (XIII -XIX вв.) 157

§ 3. Абсолютизм в Германии 162

Глава 10. АНГЛИЯ

§ 1. Раннефеодальное государство 166

§ 2. Расцвет феодальных отношений 167

§ 3. Сословие-представительная монархия 174

§ 4. Абсолютная монархия 177

Глава 11. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

§ 1. Салическая правда 180

§ 2. Новые источники права 185

§ 3. Вещное право 191

§ 4. Брачно-семейные отношения 194

§ 5. Уголовное право и процесс 195

§ 6. Каролина 197

Глава 12. ВИЗАНТИЯ

§ 1. Государство 199

§ 2. Право 201

Глава 13. КИТАЙ

§ 1. Государство 205

§ 2. Право 209

Глава 14. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

§ 1. Возникновение Халифата 211

§ 2. Халифат в VII-X вв 212

§ 3. Право Халифата (основные черты) 214

Контрольные вопросы 217

Литература 217

Синхронистическая таблица. Средние века 218

Часть третья. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Предисловие 226

Глава 15. Великобритания

§ 1. Возникновение буржуазного государства 229

§ 2. Реставрация Стюартов 236

§ 3. "Славная революция" и ее последствия 237

§ 4. Развитие конституционной монархии в XVIII в 239

§ 5. Избирательные реформы 242

§ 6. Изменения в политической системе в конце XIX - начале XX в 250

§ 7. Возвышение исполнительной власти 252

§ 8. Британская колониальная империя 254

Глава 16. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

§ 1. Образование США 257

§ 2. Государство США в конце XVIII - начале XX в 267

Глава 17. ФРАНЦИЯ

§ 1. Французское государство начального периода революции XVIII в 272

§ 2. Жирондистская республика 286

§ 3. Якобинская республика 289

§ 4. Термидорианская республика 297

§ 5. Империя 298

§ 6. Легитимная монархия 301

§ 7. Вторая республика 303

§ 8. Вторая империя 305

§ 9. Восстановление республики 307

§ 10. Парижская Коммуна 1871 г 308

§ 11. Третья республика 313

Глава 18. ГЕРМАНИЯ

§ 1. От Германского союза к Германской империи 320

§ 2. Объединение Германии 325

§ 3. Государственно-правовое развитие объединенной Германии 329

Глава 19. ИТАЛИЯ

§ 1. Начало объединения страны 331

§ 2. Конституция 1848 г 335

Глава 20. ЯПОНИЯ

§ 1. Революция Мэйдзи 338

§ 2. Конституция 1889 г 342

Глава 21. КИТАЙ

§ 1. Образование Тайпинского государства 345

§ 2. Реформы 346

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

§ 1. Становление национальных правовых систем 348

§ 2. Право Великобритании 350

§ 3. Право Франции 355

§ 4. Право Германии 367

Контрольные вопросы 377

Литература 377

Синхронистическая таблица стран Европы и США 378

Часть четвертая. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Предисловие 384

Глава 23. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

§ 1. Основные тенденции государственно-правового развития 388

§ 2. "Новый курс" Рузвельта 393

Глава 24. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

§ 1. Итоги первой мировой войны 397

§ 2. Изменения в государственном строе 400

§ 3. Британская колониальная империя 405

Глава 25. ФРАНЦИЯ

§ 1. Третья республика после первой мировой войны 407

§ 2. Четвертая республика 410

§ 3. Пятая республика 415

Глава 26. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Ноябрьская революция в Германии 419

§ 2. Гитлеровская Германия 423

§ 3. Последующее государственно-правовое развитие Германии 428

Глава 27. ИТАЛИЯ

§ 1. Кризис конституционной монархии 431

§ 2. Падение фашистского режима 436

§ 3. Установление республики. Конституция 1947 г 439

Глава 28. ЯПОНИЯ

§ 1. Японское государство в период между двумя мировыми войнами 447

§ 2. Японское государство после второй мировой войны 449

Глава 29. КИТАЙ

§ 1. Провозглашение республики 452

§ 2. Демократическое движение в Китае после первой мировой войны 454

§ 3. Образование КНР. 456

Глава 30. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ

§ 1. Гражданское и торговое право 459

§ 2. Антитрестовское законодательство 473

§ 3. Изменения в семейном праве 474

§ 4. Трудовое и социальное законодательство 475

§ 5. Уголовное право и процесс 478

Контрольные вопросы 485

Литература 485

Синхронистическая таблица. Европа и США 486

Введение

Часть первая ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Глава 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Глава 2. ДРЕВНИЙ ШУМЕР И ВАВИЛОН

Глава 3. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Глава 4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Раздел 2. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА АНТИЧНОГО МИРА

Предисловие

Глава 5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 6. ДРЕВНИЙ РИМ

Часть вторая

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Предисловие

Глава 7. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

Глава 8. ФРАНЦИЯ



Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию и культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.



Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

§ 2. Общественный строй


Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникли еще в до-

классовом обществе, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам.

Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».


С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии,— творец всего существующего — бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и превращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндийские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью. В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно,

имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного строя.

Рабство в Древней Индии по своим основным признакам было похоже на рабство в Греции и Риме.

Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых,— отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, как и в античном мире, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью раба.

§ 3. Государственный строй


Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления.

Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

В эпоху Маурьев оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя.

Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.

Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним.

Подобные преобразования претерпела и сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.


Источники свидетельствуют, что даже в периоды наибольшего усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с которыми вынуждены были считаться. В государстве сохранились автономные, независимые полисы, сохранявшие старую политическую организацию, но в целом включавшиеся в систему общеимперского управления.

Некоторые черты самоуправления сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя центральная власть и стремилась лишить городские советы независимости.

§ 4. Законы Ману


В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхарма-шастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.