ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
за счет значительного сокращения трудоемких слесарных опера ций по зачистке швов, а также исключения работ по неправде-* нию дефектов.
Экономический эффект от применения автоматической сварки трубопроводов Dy 500 составил более 100 руб. на один стык.
АВТОМАТИЗАЦИЯ СВАРКИ ТОНКОЛИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Как уже отмечалось, при сооружении АЭС на мон тажной площадке приходится изготавливать большое количество конструкций (баков, емкостей и облицовок ответственного на значения) из листовой нержавеющей стали марки 0Х18Н10Т
толщиной 2—6 мм. При их |
изготовлении основной |
объем |
сва |
||||
|
|
|
рочных работ выполняется ав |
||||
-7 |
|
|
томатической сваркой под сло |
||||
|
|
ем флюса е помощью автома |
|||||
|
|
|
та ТС-17М. |
|
|
|
|
Направление сварки |
|
Цилиндрические |
баки мон |
||||
__________с__ |
__ ^ |
|
|||||
|
|
|
тируют |
с применением |
рулон |
||
|
|
|
ного метода, поэтому типовой |
||||
|
|
|
работой |
является |
сварка |
из |
|
|
|
|
листов |
крупногабаритных карт |
|||
Рис. 6-27. Последовательность сварки |
(рис. 6-27). |
|
|
|
|||
швов карты. |
|
|
При |
изготовлении |
таких |
||
/ — поперечные швы; 2 — продольные швы; |
|||||||
3 — технологические пластины. |
|
карт применяют различные ва |
|||||
под слоем флюса. |
Наиболее |
|
рианты |
автоматической сварки |
|||
рациональным с точки зрения полу |
чения наименьшего коробления после сварки является следую щий вариант. '
Вначале листы набирают в полосы и производят односторон нюю сварку поперечных швов на специальном стенде с флюсо вой подушкой или медной подкладкой.
После контроля просвечиванием и исправления возможных
дефектов сваренные |
полосы собирают на специальном плазе |
|
в карту и производят |
двустороннюю автоматическую |
сварку |
продольных швов на весу. |
|
|
Сварка производится под слоем флюса АН-26 проволокой |
||
марок Св-04Х19Н11МЗ или Св-08Х19Н9Ф2С2 диаметром. |
2 мм. |
|
Автоматическая сварка под слоем флюса на весу требует во |
избежание прожогов соблюдения минимальных сборочных за зоров (не более 0,5 мм). Чтобы избежать этого, на монтажных участках созданы в последнее время стенды с медной подклад кой, позволяющие успешно выполнять двустороннюю сварку швов длиной до 8 м при сборочных зазорах до 1 мм.
236
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Для обеспечения своевременного контроля качества сварных соединений и сварочных материалов на атомных элек тростанциях, монтируемых Центроэнергомонтажем, организо ваны лаборатории, позволяющие выполнять следующие виды
контроля:
просвечивание рентгеновскими и гамма-аппаратами; ультразвуковую дефектоскопию; цветную дефектоскопию;
контроль плотности сварных соединений с помощью галоид ных течеискателей, вакуумными присосками и др.
механические испытания; металлографические исследования;
испытания на склонность к межкристаллитной коррозии; контроль на содержание в наплавленном металле ферритной
фазы.
Если на тепловых электростанциях основным методом кон троля качества ответственных сварных соединений является ультразвуковая дефектоскопия, а контроль просвечиванием при меняется ограниченно, то на атомных электростанциях, из-за наличия значительного количества ответственных сварных кон струкций из аустенитной стали и отсутствия до настоящего вре мени надежной методики их контроля о помощью ультразвуко вой дефектоскопии, основным методом контроля сплошности свар ных соединений является контроль просвечиванием. Даже в тех случаях, когда сварные соединения ответственных конструкций из перлитных сталей контролируются ультразвуковой дефекто скопией, проводится дополнительно контроль просвечиванием в значительных объемах (для наиболее ответственных конструк ций до 100%).
Для выполнения столь значительного объема контроля про свечиванием необходимо большое количество операторов. При монтаже аппаратов ВВЭР на Нововоронежской АЭС работало постоянно более 20 специалистов по просвечиванию. Контроль производится переносными рентгеновскими аппаратами РУП-120,. РУП-200, а также мягкими радиоактивными изотопами ири дий-192 и тулий-170.
Цветная дефектоскопия производится с целью выявления' поверхностных трещин и не выявленных внешним осмотром поверхностных пор и других дефектов. Процесс цветной дефек тоскопии сварных соединений состоит из следующих операций: подготовки поверхности сварного шва, нанесения специальной красной краски на контролируемую поверхность, удаления крас ной краски с поверхности, нанесения специальной белой краски, осмотра контролируемых поверхностей с целью выявления де фектов и удаления белой краски. Контроль цветной дефектоско
2 3 7
пией несложен в выполнении, но требует трудоемкой специаль ной обработки сварных швов для удаления поверхностных неровностей и дефектов; поэтому он назначается для наиболее ответственных сварных соединений и в тех случаях, когда приме
няемые |
сварочные материалы содержат |
ниобий, повышающий |
|||
склонность сварных швов к трещинообразованию |
(например, для |
||||
контроля водопаропроводов диаметром |
ЗбХ4,5 |
на Белоярской |
|||
АЭС). |
|
|
|
|
|
К трубопроводам, работающим в контакте с радиоактивной |
|||||
средой, |
предъявляют повышенные |
требования |
по плотности, |
||
поэтому сварные соединения таких |
трубопроводов при толщине |
||||
стенки |
до 8 мм, как правило, контролировались на плотность |
||||
с помощью галоидного течеискателя типа ГТИ. |
При этом методе |
||||
трубопровод заполняется галоидосодержащим |
газом — фреоном |
под давлением 5—6 кгс/см2. При проникновении через неплот ности в сварных швах молекулы фреона улавливаются специаль ным датчиком, помещенным в выносном щупе-пистолете, что регистрируется звуковыми сигналами электронной схемы тече искателя.
В настоящее время в Центроэнергомонтаже освоен еще более чувствительный метод контроля плотности — с помощью гелие вых течеискателей типа ПТИ.
Испытания на склонность к межкристаллитной коррозии производят на образцах, вырезаемых из контрольного сварного стыка, по методу AM ГОСТ 6032-58. Выдача правильного заклю чения по результатам испытания требует высокой квалификации специалистов, поэтому обучение их проводится в компетентных исследовательских организациях.
Определенные трудности в проведении контроля создает необ ходимость непрерывного кипячения образцов в специальном растворе в течение 24 ч, что требует круглосуточного дежурства в лаборатории. Следует отметить, что этим методом контролиру ется каждая партия аустенитных электродов и сварочной прово локи перед выдачей в производство.
Контролю на содержание ферритной фазы подвергается каж дая плавка аустенитной сварочной.проволоки. Испытание прово дится также на образцах, вырезанных из контрольного сварного стыка, магнитным методом с помощью ферритометров ФЦ-2. Содержание феррита в наплавленном металле не должно быть менее 2%, а верхний предел устанавливается в зависимости от температуры и, как правило, не превышает 5 — 8 %.
Опыт показал, что только строгое соблюдение технологиче ской дисциплины, тщательный пооперационный контроль, свое временная и качественная проверка квалификации сварщиков, контроль сварочных материалов и выполненных сварных соеди нений позволяют обеспечить необходимое качество сварочных работ на АЭС.
238
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Предисловие............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Введение |
. . ................................. |
р а б о т |
|
|
|
4 |
||||||||
Г л а в а |
п е р в а я |
Организация |
монтажных |
.......................................... |
|
|
21 |
|||||||
М . |
Структура |
управления |
монтажными участками. . . . |
21 |
||||||||||
1-2. |
Организация |
монтажных |
п л о щ а д о к ................................................. |
|
|
|
26 |
|||||||
1-3. Примерные компоновки стройгенпланов |
.......................................... |
организации |
28 |
|||||||||||
1-4. |
Современные |
направления |
совершенствования |
34 |
||||||||||
1- |
монтажной |
п л о щ а д к и ............................................................................ |
|
газо- |
и электроснабжения |
|||||||||
5. Совершенствование |
|
организации |
38 |
|||||||||||
Г л а в а |
монтажных |
участков.................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
||||||
в т о р а я . |
Монтаж |
парогенераторов....................................................... |
парогенераторов . |
48 |
||||||||||
2- |
1. Совершенствование |
технологии монтажа |
48 |
|||||||||||
2-2. |
Блочный метод |
монтажа парогенераторов......................................... |
|
|
52 |
|||||||||
2-3. |
Поточный |
метод монтажа |
пароген ераторов ................................... |
|
|
66 |
||||||||
2-4. |
Монтаж |
регенеративных воздухоподогревателей. . . . |
85 |
|||||||||||
2-5. |
Основные условия, |
обеспечивающие успешное проведение по |
90 |
|||||||||||
2- |
точного монтажа парогенераторов........................................................ |
|
|
|
||||||||||
6. Средства |
малой |
механизации................................................... |
|
|
|
|
98 |
|||||||
Г л а в а |
т р е т ь я . |
Монтаж |
трубопроводов...................................................... |
|
|
|
100 |
|||||||
3- |
1. Проектирование и поставка трубопроводов................................... |
|
|
100 |
||||||||||
3-2. Блочный метод монтажа трубопроводов |
........................................ |
|
|
104 |
||||||||||
3- |
3. Совершенствование технологии монтажа станционных трубо |
ПО |
||||||||||||
Г л а в а |
проводов ....................................................................................................... |
|
Монтаж |
турбоагрегатов |
|
|
|
|||||||
ч е т в е р т а я . |
методы монтажа . |
114 |
||||||||||||
4- |
1. Совершенствование технологии и новые |
114 |
||||||||||||
4-2. |
Механизация |
р а б о т |
................................................................................. |
|
|
и трудоемкости |
монтажа |
123 |
||||||
4- |
3. Сокращение |
продолжительности |
135 |
|||||||||||
Г л а в а |
турбоагрегатов |
................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
п я т а я . |
Монтаж оборудования атомных электростанций . |
143 |
||||||||||||
5- |
1. Особенности организации монтажа оборудования |
АЭС . . |
144 |
|||||||||||
5-2. Монтаж атомных реакторов.................................................................. |
|
|
|
|
154 |
|||||||||
5-3. |
Монтаж |
оборудования |
и трубопроводов радиоактивных кон |
190 |
||||||||||
5- |
туров .............................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предпусковые и пусконаладочные работы .................................... |
|
|
194 |
|||||||||||
Г л а в а ш е с т а я . |
Сварочные |
работы .................................................................. |
сварочных работ . . . |
198 |
||||||||||
6- |
1. Совершенствование |
организации |
198 |
|||||||||||
6-2. |
Сварка труб |
поверхностей |
нагрева..................................................... |
|
|
|
203 |
|||||||
6-3. |
Сварка |
трубопроводов........................................................................... |
|
|
|
|
|
206 |
||||||
6-4. |
Механизация |
сварочных р а б о т ........................................................... |
|
|
|
|
209 |
|||||||
6-5. |
Улучшение условий труда сварщ и ков ............................................... |
|
термической |
218 |
||||||||||
6-6. |
Совершенствование |
оборудования и технологии |
221 |
|||||||||||
6-7. |
обработки |
|
.............................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Совершенствование контроля качества сварных соединений |
225 |
|||||||||||||
6-8. |
Сварочные |
работы |
при |
монтаже атомных |
электростанций . |
227 |
239