Файл: Вопрос 1 Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.

Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). Основанием к утрате гражданином свободы был прежде всего плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав.

В древнейшие времена гражданин мог быть при некоторых обстоятельствах продан в рабство, однако не иначе как за границу, trans Tiberim, ибо до периода империи считали, что гражданин не мог стать рабом на территории римского государства. Так, магистрат имел право продать в рабство за границу дезертира или гражданина, уклонившегося от ценза, обокраденный мог продать вора, кредитор - несостоятельного должника.

Вопрос 17 Зарождение идеи юридического лица.

Прежде следует отметить, что институт юридического лица не был окончательно разработан в РЧП в силу слабости хозяйственного оборота, до наших дней дошли только основы юридического оформления корпоративных отношений. Это доказывает и тот факт, что к деятельности юридических лиц применялись нормы о физических лицах, т.е. РЧП не признавало общей правоспособности юридических лиц.

Юридическое лицо – это объединение лиц, выступающих в обороте как единое целое, от имени образованного юридического лица.

К признакам древнеримского юридического лица можно отнести следующие: это качественно новое образование, отличное от составляющих его физических лиц; юридическое лицо обладало самостоятельным имуществом; юридическое лицо выступало в хозяйственном обороте через входящих в него физических лиц (его статус приравнивался к статусу частного лица); юридическое лицо отвечало по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом; участники не несли ответственности по долгам юридического лица, а юридическое лицо – по долгам участников. Юридическое лицо в Риме могло обладать не только имущественными, но и личными правами (например, осуществлять патронаж над вольноотпущенниками).


К юридическим лицам в Риме относили: Профессиональные и религиозные союзы; Самоуправляющиеся общины; Государственная казна (фиск); Товарищества; Корпорации.

Возможность создания объединения, качественно отличающегося от составляющих его физических лиц была предусмотрена ещё Законами XI таблиц, которыми предоставлялась свобода частных ассоциаций, наделяя юридической силой их внутренние уставы. В тот период создание юридических лиц было неформальным – достаточно было объединиться с целью ведения определённой деятельности ради достижения общей цели, а также объединить не только личные усилия, но и имущественные вклады. Открытым оставался и перечень юридических лиц. Однако, со временем законодательно был введён закрытый перечень допускаемых к созданию организаций (коллегий). В классический период к ним относились: союзы откупщиков; профессиональные объединения (моряков, ремесленников); религиозные союзы; фиск, муниципии (самоуправляемые общины); христианская церковь (313 г.н.э.). Кроме того, в эпоху принципата создание юридического лица допускалось только с согласия Сената, за исключением некоторых видов корпораций.

Следует учесть, что государственная казна изначально отличалась от имущества всего римского народа, так сказать, общественного достояния. Последнее не являлось юридическим лицом и не могло участвовать в гражданском обороте. В период империи от имени казны выступал император – он вступал в сделки, вчинял иски, отвечал по искам, т.е. выступал в качестве публично-правового образования, от имени государственной казны. Постепенно в эпоху домината, когда вся власть сосредоточилась в руках императора, народная казна стала сливаться с императорским фиском и перестала существовать как самостоятельный комплекс имущества.

Что касается таких юридических лиц, как корпорации и товарищества, то их правовая сущность сохранилась неизменной до наших дней. Ещё в РЧП товариществами признавалось объединение лиц, где требовалось личное участие в деятельности организации, а при выходе одного из членов деятельность юридического лица прекращалась. Корпорация – это объединение капиталов, что предполагает необязательность личного участия, а при выходе одного из участников деятельность организации не прекращается.

Вопрос 18 Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

Понятие римской семьи существенного отличается от современного понимания данного юридического института. Они отличаются не только по структурному составу, но и той функции, которую они выполняют в обществе и в системе частноправовых отношений. Если сегодня каждый член семьи обладает самостоятельной правоспособностью и дееспособностью, т.е. могут приобретать самостоятельно права и обязанности, самостоятельно выступать в суде, то отличительной чертой древнеримской семьи было подчинение всех её членов власти pater familias–домовладыки. Это была не только юридическая, но и личная зависимость, включавшая право распоряжения личностью подвластных лиц.



Таким образом, семья представляла собой не столько ячейку общества, в которой происходило воспитание детей и сохранение традиций, сколько структурный элемент имущественных отношений и, прежде всего, отношений собственности, складывающихся в римском обществе. Исходя из этого, древнеримскую семью можно определить как комплекс имущественных и неимущественных отношений, основанных на подчинении власти домовладыки. Это была некая "маленькая монархия", представлявшая собой замкнутое, непроницаемое для посторонних образование, в котором все члены семейства жили в юридической и личной зависимости от власти домовладыки.

Домовладыкой становился самый старший член семьи мужского пола (дед, отец, брат, сын), что было основано на религиозных верованиях римлян – считалось, что именно это лицо наиболее приближено к предкам, имеет с ними непосредственную связь, что позволяет принимать ему мудрые решения.

Римскую семью мог основать только римский гражданин, вступивший в брак и обладающий семейной правоспособностью, т.е. полностью юридически самостоятельный. Если лицо не обладало полной правоспособностью, то и создать римскую семью, став её домовладыкой, лицо не могло, поэтому такое лицо становилось подвластным. Власть домовладыки распространялась, прежде всего, на имущественную правоспособность подвластных – они не могли совершать сделки самостоятельно, за них сделки совершал домовладыка. Кроме того, власть pater familias распространялась и на личность подопечных, в силу чего он мог продать их, отдать в отработку долга, убить, произвольно наказать. Таким образом, римская семья – это сложный комплекс имущественных и неимущественных отношений, связанных с родством, где только домовладыка был полностью правоспособным лицом, обладая абсолютной властью над домочадцами.

В Риме выделяли два вида родства – агнатское и когнатское родство.

Агнатское родство – это родство, основанное на подчинении власти домовладыки, т.е. это родство по принципу вхождения в состав определённой семьи.

Когнатское родство – это родство, основанное на кровных отношениях, родство по крови.

Агнаты и когнаты могли относиться к разным родственным отношениям. Агнатское родство могло включать не только кровных родственников, главное – это подчинение власти домовладыки. Также как и когнатское родство отнюдь не означало нахождение в составе семьи домовладыки. К примеру, сноха (жена подчинённого сына) не являлась кровной родственницей (когнаткой) своего свёкра, но являлась его агнаткой, поскольку подчинялась его власти вместе с сыном, входила в состав его семьи. Таким же образом и дочь домовладыки, вышедшая замуж, уже не являясь его агнаткой, по-прежнему оставалась его когнаткой.


Разделение агнатов и когнатов имело огромное значение для частноправовых отношений в Риме. В древнейшее время, когда значимость патриархальной римской семьи была высока, юридический приоритет (например, при наследовании, при установлении опеки) имело агнатское родство. В частности, кровные родственники призывались к наследованию только в самую последнюю очередь. Однако, по мере разложения основ патриархальности, когда принципы традиционной семьи были подорваны, а власть домовладыки была существенно ограничена, на первый план стало выходить кровное, когнатское родство. Кроме того, агнатское и когнатское родство имело значение для приобретения самостоятельной правоспособности сыновьями, поскольку они в ряде случаев могли приобретать самостоятельное имущество (например, захваченное в военных походах) и самостоятельно совершать сделки. Римским правом была предусмотрена и процедура эмансипации, предусматривающая освобождение подвластных сыновей, а значит и прекращение агнатского родства. Такой сын становился только когнатом своего отца. По мере развития римского семейного права когнатское родство полностью вытеснило агнатское родство, и в императорский период агнатское родство считалось пережитком цивильного права, в силу чего было упразднено в процессе кодификации РЧП. Развитие институтов родства было связано с заменой общей (семейной) собственности индивидуальной (частной)

Вопрос 19 Брак по римскому частному праву: условия и порядок заключения брака, виды брака.

Брак – это союз мужчины и женщины, определяющий имущественные и личные неимущественные отношения между ними и статус их общих детей.

Брак – это юридический факт и сделка, поскольку его основная правовая цель–порождение юридических последствий, а именно – придание законного статуса общим детям (они становились членами семьи отца), порождение имущественных и личных отношений, в частности, отношений наследственных. Римский брак, также как и римская семья, был специфическим правовым институтом, поскольку в основе его создания лежали патриархальные устои общества, а основной целью с позиций государства было воспроизведение потомства и создание основанной на подчинении римской семьи. Поэтому характеристика брака, данная Модестином, как "единение мужа и жены, объединение всего в жизни, соединение по божественному и человеческому праву", справедлива только для более позднего периода развития римского права.

Римская семья с соответствующими правовыми последствиями могла быть создана только римским гражданином, вступившим в "правильный" римский брак. Это был брак, соответствующий всем требованиям закона.


Однако, если лица по закону не могли заключать римский брак, они могли жить в конкубинате – это дозволенный законом союз мужчины и женщины, брак которых воспрещён законом, порождавший правовые последствия. Конкубинат был аналогом современного гражданского брака, поскольку заключался без каких-либо формальностей, и хотя считался "неправильным браком", влёк правовые последствия (например, дети конкубины в отличие от других внебрачных детей имели в ряде случаев право наследования, хотя и не попадали под власть отца). Таким образом, конкубинат – это тоже брак, только не соответствующий законным условиям, "неправильный" брак. В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате с другой. Однако женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей и муж имел право убить её. Как отмечается в литературе по римскому праву, конкубинат похож на брак sine manu, но отличается от него волевым аспектом – намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Заключение брака. Как уже отмечалось, полноценный римский брак мог быть заключён только полностью правоспособным лицом – римским гражданином. Для заключения брака необходимо было соблюсти несколько условий вступления в брак:

Достижение брачного возраста (для девушек – 12 лет; для юношей – 14 лет); Получение согласия на брак домовладык; Отсутствие препятствий для вступления в брак(К таким препятствиям могло относиться: родство брачующихся (не допускался брак до 4 степени родства, а также между агнатами); недопустимость брака по закону (например, между различными слоями общества,брак неримлян); душевная болезнь жениха или невесты, наличие не расторгнутого брака, недопустимость брака опекуна и подопечного. Свободнорождённые римские граждане не имели права вступать в "неправильныйбрак" –с бесчестными женщинами, проститутками, своднями, актрисами, женщинами, уличёнными в прелюбодеянии. Сенаторам запрещалось вступатьв брак с вольноотпущенницами и дочерьми актрис); Наличие намерения состоять в браке.

Именно этой характеристикой брак отличался от конкубината – лицо, вступавшее в брачные отношения, намеренно планировало создать семью и иные правовые последствия.

Вступлению в брак предшествовала помолвка (обручение). Это был особый договор, заключавшийся между родственниками жениха и невесты в форме стипуляции (в виде клятвы вступить в брак).

Виды брака: принято различать два вида брака –