Файл: Механизация лугомелиоративных работ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ратели, кусторезы, оборудованные собирателями, будь дозеры и грейферные погрузчики.

Кустарниковые грабли с передней навеской рабочего органа в виде сплошной или решетчатой прямой рамы со вставными и загнутыми зубьями. При работе грабли зубьями подхватывают срезанный кустарник, мелкие пни, порубочные остатки и сваливают их в вал. После перемещения на место укладки машину отодвигают на­ зад, оставляя вал на месте.

Для сгребания кустарника и мелколесья применяют грабли К-3, • корчеватели-собиратели Д-695 и Д-608, грейферные погрузчики КТГ-1А и МТТ-12.

Корчеватель-собиратель ДП-8 (Д-608) по устройству сходен с кустарниковыми граблями, но с меньшей шири­ ной захвата.

Рабочий орган — переднего расположения из трех корчевальных и четырех дополнительных зубьев, разме­ щенных по два по сторонам. Тремя зубьями корчуют пни диаметром до 30 см. Всеми зубьями собирают в валы и кучи срезанный кустарник и выкорчеванные пни.

Корчеватель-собиратель монтируют на трактор ДТ-75Б, управление рабочим органом гидравлическое.

Сгребать выкорчеванный кустарник лучше после под­ сыхания, через 1—2 месяца после срезания. За этот пе­ риод древесная масса уменьшается в объеме и при сво­ лакивании ее большая часть земли отделяется от корней.

Выбор способа движения кустарниковых грабель при формировании валов зависит от характера насаждений и количества древесины, а также от времени и условий выполнения работ.

Редкий кустарник целесообразно убирать граблями одновременно с работой кустореза. На участках шири­ ной до 60 м с большим количеством срезанного кустар­ ника древесину сгребают к одной из сторон участка. Ра­ бочие ходы кустарниковых грабель направляют чаще всего поперек рабочих ходов кустореза. Агрегат рабо­ тает челночным способом без поворотов на концах го­ на. Холостой переезд для дальнейшей работы — на рас­ чищенной площади движением агрегата назад.

На участках с длинными гонами и небольшим коли­ чеством срезанного кустарника древесную массу укла­ дывают на двух противоположных сторонах участка. Все проходы трактора — рабочие. Проходы кустарниковых грабель перпендикулярны направлениям движения ку­

7 7

стореза. На участках большой длины при большом ко­ личестве срезанной древесины валы размещают на рас­ чищенной площади. Этот способ наиболее пригоден для одновременной работы кустореза и кустарниковых гра­ бель. Собранную в кучи или валы древесно-кустарнико­ вую растительность используют для хозяйственных нужд.

Для погрузки собранного в валы кустарника и мел­ колесья используют специальные погрузчики с челюст­ ным захватом или с поворотными отвалами. Взамен ранее выпускавшегося на базе трактора ДТ-55А грейфер­ ного погрузчика КТГ-1А выпускают грейферный погруз­ чик МТТ-12 на базе трактора ДТ-75Б. Принцип их одинаков, однако есть и различия.

Кустарниковые грабли и корчеватели-собиратели

 

 

 

 

к-з

Д-695

Д-608

Рабочая

ширина

захва­

5

3,55*

2,8

та, м

.......................

З у б ь е в ..........................

11

9

7

Агрегатируют с

тракто­

Т-ЮОМГС

Т-ЮОМБГС

ДТ-75Б

ром .............................

Сменная

производитель­

2,8

1,6

 

ность,

га . . .

.

1.1

Система управления . .

Г и д р а в л и ч е с к а я

 

* Ширина захвата

собирателя.

 

 

Запашка кустарника

При корчевании вместе с кустарником нередко сни­ мают верхний слой земли, что особенно недопустимо на

минеральных почвах.

На торфяниках

и

минеральных

почвах, где нет резко

выраженного

микрорельефа и

большой засоренности

камнями-валунами

и мощность

гумусового слоя не менее 25 см, кустарник высотой 2,5— 3 м целесообразно запахивать кустарниково-болотными плугами или специальными агрегатами.

На основании многолетних исследований Централь­ ный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства Нечерноземной зо­ ны разработал технологию и комплекс машин для освое­ ния закустаренных земель методом запашки. Предложе­ на следующая технология освоения закустаренных зе­ мель: первичная вспашка, разделка пласта дисковыми

78


Рис. 11. Кустарниково-болотный плуг:

а —' с

опорным

колесом;

б — без опорного

колеса с

прорезающим

ножом

перед

плугом:

/ — стойка

корпуса плуга;

2 —рама;

3 — навеска;

4 —от­

вал; 5 — лемех; 6 — перо-удлинитель;

7 — ножи;

8 — удлинитель.

боронами в два-три прохода, уплотнение подрезанного пласта водоналивными катками.

Для первичной вспашки осушенных болот (торфяных почв) и минеральных заболоченных земель, заросших кустарником, без предварительного срезания чаще всего применяют кустарниково-болотные плуги прицепные и навесные с механическим, гидравлическим и комбиниро­ ванным управлением. В настоящее время заводы в ос­ новном выпускают навесные плуги без опорного б или

79


с опорным колесом — а

(рис. 11). Сзади до крыла отва­

ла крепят перо-удлинитель 6, способствующий лучшему

оборачиванию пласта.

Для подрезания пласта в верти­

кальной плоскости устанавливают черенковый нож. Плуг без опорного колеса хорошо запахивает кустарник на всех грунтах. С опорным колесом плуг часто заби­ вается растительностью, делает неровное дно борозды.

Для запашки нераскорчеванного крупного кустарни­ ка высотой до 5—6 м можно рекомендовать следующие однокорпусные кустарниково-болотные плуги: ПКБ-75,

ПБН-75, ПКБ-100, ПБН-100А.

Глубину запашки кустарника устанавливают в зави­ симости от густоты, высоты и глубины залегания гуму­ сового слоя с расчетом, чтобы во всех случаях пласт

оборачивался на

180°, полностью прикрывал кустарник

и не выворачивал

на поверхность подзолистый слой.

Хорошая заделка кустарников высотой до 1 м воз­ можна при глубине пахотного слоя до 18 см. Кустарни­ ки от 1,5 до 2 м удовлетворительно запахивают при глубине вспашки 20—22 см. Запашка кустарника высо­ той более 2 м возможна на минеральных грунтах на глубину 25 см, а на торфяниках — на 40—50 см.

Для почв с таким пахотным слоем Институт земледе­ лия АН Эстонской ССР разработал решетчатый отвал для плуга ПКБ-56. При вспашке таким плугом часть почвы подзолистого слоя не выносится на поверхность, а пересыпается снова на дно борозды. Такая конструк­ ция отвала корпуса плуга дает возможность запахивать кустарник высотой до 3 м при глубине пахотного слоя

10—15 см.

Кустарник лучше запахивается, когда трактор дви­ жется правой гусеницей по краю борозды. После за­ пашки кустарника для усиления аэрации почвы и раз­ вития микроорганизмов, а также для лучшего разложе­ ния дернины и древесной растительности, тщательно разделывают пласт и частично измельчают корни и ство­ лы кустарника ' тяжелыми дисковыми боронами БДТ-2,5А, БДНТ-2,2, БДНТ-3,5.

Глубокое фрезерование с измельчением кустарника

Кустарниковую растительность удаляют машинами глубокого сплошного фрезерования. Сущность этого ме­ тода в том, что стволы и корни кустарника с верхним

80


слоем почвы измельчаются, а затем уплотняются катка­ ми за один проход машины.

Глубокое фрезерование на глубину до 40 см с уплот­ нением поверхности заменяет ряд трудоемких операций по подготовке почвы: срезку, сгребание и транспорти­ ровку кустарника, мелколесья, их пней и корней, частич­ ное выравнивание поверхности участков и основную об­ работку до посева.

Достоинство этого метода — одна фрезерная маши­ на заменяет 3—7 машин, применяемых при предвари­ тельной срезке или корчевке кустарника.

Сплошное глубокое фрезерование торфяников, по­ крытых кустарниками, можно выполнять машинами МПГ-1,7 и МТП-42.

Машины МПГ-1,7 и МТП-42 за один проход измель­ чают древесно-кустарниковую растительность высотой до 5 м и диаметром до 12 см, а также кочки, моховой очес, пни старой рубки на фракции размером 0,5—7 см с одновременным рыхлением торфяной почвы, заделкой измельченных остатков древесины на глубину до 0,4 м и прикатыванием.

Прицепную машину МТП-42 агрегатируют с тракто­ ром Т-100МБГС. Режущие элементы машины — тарель­ чатые ножи. Управление рабочим, органом из кабины трактора.

Вращение на фрезу от двигателя трактора через вал отбора мощности, карданные валы, конический и цилин­ дрический редукторы и зубчатую муфту.

Ножи — тарельчатые, самозатачивающиеся, закреп­ лены болтами. Передняя опора машины — два полых ме­ таллических катка диаметром 1000 мм и шириной 400 мм каждый. Катки смонтированы на самостоятель­ ной раме. Задняя опора машины — полый металлический каток диаметром 1500 мм и шириной 1800 мм для прикатывания фрезерованного слоя почвы.

Передние катки проходят по нефрезерованной зале­ жи, а задний по фрезерованной. Такая подвеска ма­ шины обеспечивает наименьшую зависимость ее по­ ложения от неровной поверхности обрабатываемого участка.

Гидравлическая система подъема и опускания фрезы собрана из двух гидроцилиндров и маслопроводов. При­ вод и управление подъемом от гидросистемы трактора. На машине установлены гидроцилиндры ЦС-110.

6 З а к а з Кз 6682

81

Машиной МТП-42 можно обрабатывать площадь без предварительной срезки леса и кустарника (при диамет­ ре стволов не более 10—12 см) или после свалки круп­ ного леса. Высокие пни (диаметром более 12 см), ме­ шающие проходу машины, срезаются.

Всю древесину с подготовленной площади вывозят. Высота пней после сводки древесины не должна превы­ шать 10 см от поверхности, иначе создаются ненормаль­ ные условия для эксплуатации агрегата. Каменистые участки не обрабатываются.

Машина МТП-42

(Прицепная с приводом вращения от ВОМ трактора)

Т я г а ч .......................................................................

 

 

 

 

 

Трактор

Потребная мощность, л. с

 

 

Т-ЮОМБГС—1

 

 

90

Производительность,

г а / ч ....................................

 

 

0,062—0,095

Дневная выработка, га

............................

 

0,37—0,57

Конструктивная ширина захвата катка,мм . .

1700

Рабочая ширина захвата, м м ............................

 

1580

Габаритные размеры, мм:

 

 

6200

д л и н а ..............................................................

 

 

 

ш и ри н а.............................................................

 

 

 

2600

в ы с о т а ..............................................................

 

 

 

1500

Удельное давление на грунт, кгс/сы2:

 

0,45

передних к а т к о в ....................................................

 

 

задних

к а т к о в .......................................................

 

 

0,28

Дорожный

просвет,

м м ..........................................

 

 

250

Радиус

поворота,

м ..........................................

 

 

13,5

Глубина фрезерования, мм:

 

 

180—242

минерального грунта .....................................

 

 

торфяника........................................................

 

ножей, мм . . .

До 400

Диаметр

фрезы по концам

830

Ножей на

 

ф р е з е ...................................................

 

 

.

96

Диаметр режущей кромки ножа, мм. . .

95

Частота вращения фрезы, о б /м и н ...................

 

186

Окружная

 

скорость

фрезы,

м / с ..........................

 

8,04

После прохода фрезерных машин остается слой поч­ вы вместе с дерниной и погребенной древесиной, хорошо измельченный, подготовленный к посеву и посадке сель­ скохозяйственных культур. Такие почвы можно обраба­ тывать обычными сельскохозяйственными машинами уже в первый год их освоения.

Основной недостаток фрезерных машин глубокого фрезерования — относительно низкая производитель­ ность.

Наиболее производительно фрезерные машины рабо­ тают по кольцевой схеме.

82


При кольцевой схеме работу начинают от краев к се­ редине загона. Участок необходимо предварительно под­ готовить: срезать деревья диаметром 5—10 см, выкорче­ вать камни, а затем все вывезти.

На каменистых почвах машина работать не может. Если во время фрезерования встретится пень, который фреза с ходу не может преодолеть, необходимо остано­ вить машину и подождать, пока двигатель и фреза не наберут нормальные обороты. После этого продолжать работу. Если фреза попадет на камень, необходимо ос­ тановить агрегат, поднять фрезу, застопорить штоки гидроцилиндров, выключить вал отбора мощности и только после этого можно удалять камни.

При наличии осушительных каналов целесообразно работать по кольцевой комбинированной схеме. Сначала обрабатывают первую и третью полосы, затем вторую, четвертую и т. д. Для первого прохода машину ставят на первой полосе слева около канала. В начале делают по одному проходу возле канала на двух полосах (че­ рез одну), а затем обрабатывают остальную часть по­ лос кольцевыми проходами с левым поворотом, смеща­ ясь каждый раз на ширину захвата машины вовнутрь полосы.

Подготовка машины МТП-42 к работе. К управлению машиной может быть допущен тракторист, имеющий право управлять трактором, хорошо изучивший устрой­ ство, правила эксплуатации и техники безопасности при работе машины МТП-42. Перед началом работы надо подготовить машину МТП-42: смонтировать прицепное оборудование; проверить болтовое крепление узлов; работу рычагов управления; наличие смазки; опробо­ вать работу всех узлов в трансмиссии машины вхолос­ тую и в транспортном положении.

Возможные

 

 

Причина

 

Способ

устранения

неисправности

 

 

машины МТП-42

 

 

 

 

 

 

Карданный

вал

Ослабли

болты креп-

Затянуть

болты

«бьет»

 

ления

фланцев и

Сменить

подшип­

 

 

крышек

игольча­

ник и

крестовину

 

 

тых

подшипников.

 

 

 

 

Вышел

из

строя

 

 

 

 

игольчатый

под­

 

 

 

 

шипник

и

кресто­

 

 

 

 

вина

вала

 

Сменить

вал

 

 

Погнут

вал

 

6*

83