Файл: Общая характеристика и виды правоохранительной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Кафедра экономики труда и управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Управление персоналом организации»
На тему: «Общая характеристика и виды правоохранительной деятельности»
Вариант 2
Выполнил:
группы
Проверил: ________________
(должность, звание)
__________________________
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение ….………………………………………………………………….. | 3 |
1. Общая характеристика правоохранительной деятельности в РФ …...... | 4 |
1.1 Понятие, признаки и основные виды правоохранительной деятельности…………………………………………………………………. | 4 |
2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее……………………………. | 7 |
2.1 Задачи и функции правоохранительных органов………………… | 7 |
2.2 Система правоохранительных органов (их виды)……………….. | 10 |
3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ……. | 14 |
4. Значение правоохранительной деятельности в зарубежных странах…. | 16 |
Заключение…………………………………………………………………… | 18 |
Список использованной литературы……………………………………….. | 19 |
Приложение………………………………………………………………….. | 20 |
Введение
Актуальность выбранной тематики заключается в том, что в тематике научных исследований различных общественных наук по-прежнему видное место занимают вопросы становления и развития российской государственности. Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
С деятельностью правоохранительных органов практически ежедневно сталкиваются жители нашей страны - будь то обмен или выдача паспорта, регистрация юридического лица, обеспечение безопасности дорожного движения, розыск преступников или лиц, пропавших без вести, решение вопросов по приобретению в собственность и хранению оружия и т.д. Этим, конечно, не исчерпывается перечень возложенных на правоохранительные органы задач. Их компетенция гораздо шире и деятельность более многогранна.
Целью курсовой работы является определение понятия, признаков, функций и задач правоохранительных органов, раскрытие их системы, а также общая характеристика правоохранительной деятельности в РФ.
Реализация перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение правоохранительным органам и проанализировать их признаки;
- исследовать задачи и функции данных органов;
- охарактеризовать виды правоохранительных органов и изучить их структуру;
- определить принципы деятельности правоохранительных органов;
- дать общую характеристику правоохранительной деятельности в РФ.
1. Общая характеристика правоохранительной деятельности в РФ
1.1 Понятие и признаки правоохранительной деятельности
До настоящего времени правовая наука не выработала единого подхода к такому ключевому и широко употребляемому в научной литературе и на практике понятию, как «правоохранительная деятельность».
Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование - «правоохранительная деятельность».
В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков1.
Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону. Если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность, возместить этот ущерб.
Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.
Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов.
Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к понятию «правоохранительная деятельность», следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока что в законодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК и некоторые другие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются «личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».
Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться.
2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.
2.1 Задачи и функции правоохранительных органов
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Принято считать, что основными задачи правоохранительных органов являются2:
- охрана личности, ее прав и свобод;
- охрана общества, его материальных и духовных ценностей;
- охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Достижение перечисленных задач возможно при реализации следующих функций:
- конституционного контроля. Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Он может осуществляться: всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Дания, Япония); верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Индия, Канада, Швейцария); специальными конституционными судами (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции).
- отправления правосудия;
- прокурорского надзора3. Прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры, - это надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Пример прокурорского надзора, проведенного в городе Карпинске приведен в приложении.