Файл: Общая характеристика и виды правоохранительной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- расследования преступлений. В российском праве расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу - предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия.
- оперативно-розыскной. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
- обеспечения безопасности;
- исполнения судебных решений;
- охраны общественного порядка;
- оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждения преступлений и иных правонарушений4.
В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.
Функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.
Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой функции, в конечном счете, служит предупреждению преступлений и иных правонарушений.
Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются тем или иным правоохранительным органам.
2.2 Система правоохранительных органов (их виды)
Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение.
- Суды общей юрисдикции
- Арбитражные суды
- Конституционный суд России
- Прокуратура России (Следственный комитет при Прокуратуре России)
- Министерство внутренних дел (Федеральная миграционная служба, Следственный комитет МВД России, Криминальная милиция, Милиция общественной безопасности, Департамент уголовного розыска, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности)
- Федеральная служба безопасности
- Служба внешней разведки
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная налоговая служба
- Органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь (Нотариат, Адвокатура, Частные детективные и охранные агентства)5
Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ; даёт заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения.
Арбитражный суд - осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ.
Суд общей юрисдикции - суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.
Министерство внутренних дел РФ - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки РФ.
Служба внешней разведки РФ предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Она осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
содействия экономическому развитию, научно-техническому, военно-техническому прогрессу страны.
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Главная цель деятельности - борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.
Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Органами по правовому обеспечению и правовой помощи являются нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.
Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.
3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ
От функций необходимо отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности
правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые
решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными
правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности
правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики
государства.
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны
находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем6:
- принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых
актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
- совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;
- установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;
- взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;
- определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;