Файл: Общая характеристика и виды правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  - расследования преступлений. В российском праве расследование преступлений представляет собой досудебную стадию производства по уголовному делу - предварительное расследование, которое может производиться в форме дознания или предварительного следствия.

     - оперативно-розыскной. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

   - обеспечения безопасности;

   - исполнения судебных решений;

   - охраны общественного порядка;

   - оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

   - предупреждения преступлений и  иных правонарушений4.

     В совокупности эти функции характеризуют  распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени  влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

     Функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

     Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов  нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой функции, в конечном счете, служит предупреждению преступлений и иных правонарушений.

     Каждой  функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые  предоставляются тем или иным правоохранительным органам.  


    2.2 Система правоохранительных органов (их виды) 

     Чаще  всего предлагается включать в систему  правоохранительных органов все  государственные органы и общественные формирования, которые в том или  ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение.

   - Суды общей юрисдикции

   - Арбитражные суды

   - Конституционный суд России

   - Прокуратура России (Следственный комитет при Прокуратуре России)

   - Министерство внутренних дел (Федеральная миграционная служба, Следственный комитет МВД России, Криминальная милиция, Милиция общественной безопасности, Департамент уголовного розыска, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности)

   - Федеральная служба безопасности

   - Служба внешней разведки

   - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

   - Федеральная таможенная служба

   - Федеральная налоговая служба

   - Органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь (Нотариат, Адвокатура, Частные детективные и охранные агентства)5

     Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ; разрешает споры о компетенции между органами государственной власти; проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; даёт толкование Конституции РФ; даёт заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения.

     Арбитражный суд - осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ.



     Суд общей юрисдикции - суд, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

     Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов.

     Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.

     Министерство  внутренних дел РФ - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

     Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ. Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки РФ.

     Служба  внешней разведки РФ предназначена  для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних  угроз. Она осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
содействия экономическому развитию, научно-техническому, военно-техническому прогрессу страны.

     Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Главная цель деятельности - борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также контроль за соблюдением установленных норм при их легальном обороте.

     Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

     Федеральная налоговая служба является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

     Органами  по правовому обеспечению и правовой помощи являются нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы.

     Нотариат  представляет собой систему государственных  органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других действий в установленном законом порядке, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

     Нотариальные  действия от имени государства совершают  нотариусы, работающие в государственных  нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные  лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, в соответствии с их компетенцией.

     Адвокатура  - это добровольное профессиональное объединение квалификационных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. 

 

      3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ

      От функций необходимо отличать основные направления деятельности 
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и 
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности 
правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые 
решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными 
правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности 
правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики 
государства.

      Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны 
находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем6:

      - принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых 
актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

      - совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

      - установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений;

      - взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций;

      - определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

      - возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;