Файл: Киткаускас, Н. Й. Вильнюсский кафедральный собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

£1

Гос.публичная

!1

 

<

ИЛУЧНО - Техні; 1C'}- ■

' j

 

библиотека СС ?

Í

72 Cl

ЭКЗЕМПЛЯР

J

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА-j

К 45

 

 

Э- ¿>У&

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛИТОВСКОЙ ССР ВСЕСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Редакционная коллегия:

Й. ГЛЯМЖА, Р. ЯЛОВЕЦКАС, Р. ПАЧЕСА, С. РАМАНАУСКЕНЕ, 3. ЖЕМАЙТИТЕ

Фото

М. САКАЛАУСКАСА

Перевод с литовского Л. ЧЕРНОЙ

0883—146 К М 851(10)—77149(р)—77

©Leidykla „Mintis", 1976

©Перевод на русский яз. издательство «Минтис», 1977.

Бывший кафедральный собор принадлежит к самым замечатель­ ным памятникам архитектуры древнего Вильнюса. Возведенный в центре города — на территории бывшего Нижнего замка — собор стал очевидцем многих важных событий в истории Вильнюса и всего края. Долгое время в прошлом он служил культовым це­ лям, однако в нем не раз совершались общественные и государст­

венные акты.

Вильнюсский кафедральный собор построен в 1387—1388 годах, с введением христианства в Литве. Из-за частых пожаров, войн, непрочности грунта под фундаментом собор подвергался неодно­ кратным переделкам. Работами по перестройке этого исключи­ тельного по своему значению здания руководили местные и при­ глашенные из-за границы знаменитые художники и архитекторы.

В кафедральном соборе нашли отражение все архитектурные стили застройки города. Сегодня он предстает перед нами как образец классицизма, но и интерьер, и отчасти внешний облик хра­ нят следы готики, ренессанса и барокко. Дошедшая до нас почти без изменений капелла св. Казимира —. одно из самых ценных вильнюсских строений раннего барокко.

С 1956 года, после передачи кафедрального собора Художест­ венному музею Литовской ССР, здесь открыта Картинная галерея. Экспонируемые произведения искусства органически дополняют формировавшийся веками ансамбль. С учетом архитектурно-ху­ дожественного и общественно-исторического значения здания бывший Вильнюсский кафедральный собор включен в список ар­ хитектурных памятников всесоюзного значения.

Вильнюсский кафедральный собор представляет большой инте­ рес для исследователей прошлого Вильнюса. Ему посвящено не­ сколько монографий, он подробно списывается в путеводителях. Однако сведения о самом раннем периоде существования собора весьма противоречивы и зачастую почерпнуты из различных легенд. Исследования последних лет позволяют более обоснованно су­

3


дить о месте, где позднее застраивался Нижний замок и был воз­ веден кафедральный собор.

В наши дни поверхность окрестной территории почти вся рав­ нинная, лишь с небольшим возвышением к горе Гедиминаса. А несколько столетий назад рельеф был совсем иным.

Осуществленные в 1970—1976 годах археологические и геологи­ ческие исследования показали, что кафедральный собор и другие каменные строения стояли на возвышенности, находившейся у за­ падного подножия Замковой горы (горы Гедиминаса). Эта возвы­ шенность, имевшая форму мыса, тянулась почти до башни-ко­ локольни.

Мыс представлял собой чуть ли не единственное сухое место в заболоченной дельте Вильни. С трех сторон защитой ему слу­ жило старое русло Вильни и река Нярис, с четвертой, восточ­ ной, — Замковая гора, так что самой природой он был словно бы предназначен для застройки.

Во время исследования подвалов Картинной галереи осенью 1974 года над первичной естественной поверхностью мыса было обнаружено немало глиняных черепков с шероховатой поверх­ ностью, а также части обгоревших костей. Черепки вылепленных руками глиняных горшков с шероховатой поверхностью датиру­ ются III—VII веками нашей эры. В ходе раскопок 1964 года в районе нынешнего Дворца пионеров и школьников также нахо­ дили остатки подобной керамики и следы старинных усадеб. Та­ ким образом, полученные данные позволяют считать, что у за­ падного склона Замковой горы поселения были уже в середине первого тысячелетия. На самой горе археологи находят следы поселения II века до нашей эры. Значит, западный мыс холма мог играть роль предзамчья.

И еще один момент вызвал интерес исследователей. Детальный анализ геологических изысканий последних лет заставил пред­ положить, что Вильня в доисторический период несла свои воды по другому руслу: ближе к Замковой горе и мысу (см. рис. 2). чем изображено на плане Фюрстенгофа XVIII века. Надо пола­ гать, что в изображенном на плане фюрстенгофа месте русло Вильни установилось после того, как Замковая гора и ее подно­ жие были превращены в крепость и возведены оборонительные стены Нижнего замка. Интересно, что на дне старого русла най­ дены обточенные водой обломки кирпича. Обнаружены они на

4

глубине 18,2—18,5

м в откопанном колодце

у северо-западного

угла кафедрального

собора. Колодец когда-то

был занесен песком,

а в верхней его части столетиями отлагались культурные слои, характерные для всей площади. Предполагается, что колодец — дело рук человеческих, но пока не выяснено его бывшее пред­ назначение.

До сего времени ученые не сошлись во мнениях о происхож­

дении названия долины

Швянтарагис

(Святой рог), упоминаемой

в Литовской

летописи и хронике М.

Стрийковского. Последний

указывал эту

долину на

территории

современной улицы Тилто

(восточной ее части) и бывшего Нижнего. замка. Выходит, что Гедиминас выбрал место для Нижнего замка в долине Швянтара­ гис. Пока не получено более достоверных сведений трудно ска­ зать, сколько в этом утверждении истины, а сколько навеяно ле­ гендами, однако мыс на западном склоне Замковой горы весьма напоминает рог. Между тем точно установлено, что в древности литовцы называли рогом острый мыс на реке или озере. Возможно, от этой роговидной формы мыса и происходит название долины.

Не вызывает сомнений, что на мысе были наиболее благопри­ ятные условия для строительства первых каменных зданий. В 1964 году у западного подножья Замковой горы обнаружены остатки одного из самых древних (ХШ — нач. XIV в.) ныне из­ вестных в Вильнюсе каменных строений, причем кладка произ­ ведена балтийским, пли венднйским способом.

На конце мыса стояла защитная башня Нижнего замка, впо­ следствии приспособленная под колокольню собора. Мыс, ве­

роятно, был ядром, вокруг

которого

формировалась застройка

Нижнего замка.

 

 

ран-

Самый древний период истории кафедрального собора в

нщх письменных источниках

связывается

с находившимся на

этом

месте языческим святилищем бога грома Перкунаса.

Нелегкой задачей оказалось составить представление о здании собора. В начале нашего века считали, что, вероятнее всего, оно

было деревянным, ибо

за один год в то время никто не возвел

бы каменных стен. За

отсутствием исторических сведений ответ

на этот вопрос могло дать архитектурное исследование здания. Начато оно было после весеннего разлива реки Нярис в 1931 го­ ду, когда оказались залитыми подвалы собора. Вода подмыла фун­ дамент, на стенах расползлись трещины. Для выявления причин

6


92-

Схема первичного рельефа территории вильнюсских замков:

Остатки старинных зданий: а — костела Анны (конец XIV в.), б — нижняя квадратная часть колокольни (XIII в.), в — старая кладка в подземельях кафедры, г — остатки строения XIII — на­ чала XIV в. у Дворца пионеров, д — место обнаруженного в 1970 году колодца глубиной 18,5 м

этого решили исследовать подземелье собора. Работами руководил профессор архитектуры Вильнюсского университета Ю. Клос. В подземельях передней части здания и были обнаружены фраг­ менты древней кирпичной кладки. Консерватор Виленскогсг и Новогрудского воеводств С. Лоренц отнес их к первому строе­ нию собора, возведенного Йогайлой (Ягелло). Согласно сделанному выводу, собор Йогайлы представлялся небольшим, однонефным, прямоугольным в плане, каменным зданием, снаружи укреплен­ ным косыми контрфорсами. Пол храма из красного кирпича был на 185 см ниже современного уровня пола. Тогда же установили, что отстроенный после пожара 1419 года великим князем литов­ ским Витаутасом (Витовт) собор был трехнефным, с двумя рядами восьмигранных столбов внутри опор. Пол в соборе Витаутаса настлали на 18 см выше, чем в строении Йогайлы. В послевоенной литературе повторялись утверждения С. Лоренца относительно соборов Йогайлы и Витаутаса.

Несмотря на то, что в 1933—1937 годах были выполнены боль­

шие работы по укреплению конструкций

собора, через тридцать

лет на стенах вновь появились трещины.

Институт консервации

памятников по заказу Художественного музея Литовской ССР с 1968 года приступил к новому исследованию подвалов и конструк­ ций здания. Выяснилось, что в древности на этом месте стояли и деревянные строения, аналогичные постройкам XII—ХГѴ веков, обнаруженным у северного подножия горы Гедиминаса археологом А. Таутавичюсом в 1955—1960 годах. В 1970 году угол нижнего венца подобного строения был найден на глубине 4,2 м в крипте под бывшей капеллой Владислава. До сооружения первых камен­ ных зданий деревянные разрушили.

В ходе последующего исследования подвалов описанного С. Лоренцом однонефного каменного собора вообще не оказалось. Вместо него в 1973 году удалось выявить контуры большого квадратного каменного строения. Наружные размеры его фунда­ мента составляли 22,6X22,6 м, толщина стен — 1,6—1,7 м. На юговосточном и северо-западном углах строения были обнаружены массивные косые контрфорсы. Остатки фундамента оказались сложенными из валунов, скрепленных бурым известковым раство­ ром с примесью глины и золы. Внутренние размеры строения доходили до 19,ЗХ 19,3 м. Однонефным оно ни в коем случае не представлялось.

8


У остатков внутренней западной стены квадратного в плане здания на глубине 2,5—2,75 м в 1974 году был найден весьма примечательный фрагмент пола, выложенного майоликовыми тем­ но-зелеными, светло-зелеными, желтыми, белыми и коричневыми керамическими квадратными плитками размером 17X17 см. Борта у плиток скошенные. Полива на поверхности обтерлась, вероятно, от длительной службы. Найдены плитки и меньшего размера: 12,2X12,2 и 11,2X11,2 см.

Большой интерес вызвал обломок одной из плиток со вдавлен­ ным рельефным орнаментом, покрытый зеленой поливой. Орнамент свидетельствует о раннем происхождении этой плитки. Некоторые специалисты усматривают в нем черты романского декора.

До того времени покрытая поливой керамика в Вильнюсе была обнаружена только в находках, датируемых XV—XVI веками (главным образом, изразцах). Полы же из майоликовых плиток встретились впервые, и это имеет немаловажное значение для истории архитектуры средневековой Литвы. Сегодня не осталось сомнений, что пол был оборудован во второй половине ХШ или

вXIV веках, во всяком случае, не позднее XIV века.

Нельзя не упомянуть и свинцовую фигурку высотой 23 мм,

которая изображает стоящего на коленях человека со щитом в руках. Фигурка обнаружена в слое пепелищ, в 20—30 см над майоликовым полом. На щите изображена эмблема: крест с разд­ военной нижней частью, по бокам — две короны. В середине ве­ ка эта эмблема была довольно популярной. Крест с раздвоенной нижней частью печатался на деньгах Великого княжества Литов­ ского во второй половине XIV века. Советский историк В. Пашуто описывает найденную в Новгороде свинцовую печать, на одной стороне которой выбито Мънгдов, а на другой — знак, похожий на перевернутую букву М с крестом вверху. Есть сведения, что крест с раздвоенной нижней частью между двух золотых корон издавна был эмблемой Вильнюсского капитула.

Завершение всесторонних исследований упомянутых находок

позволит

окончательно датировать древнейшие строения собора.

На западной стороне квадратного строения находилась

при­

стройка.

Предполагается, что это остатки стоявшей здесь

башни,

но пристройка могла служить и совсем иным целям. Есть осно­ вания утверждать, что раньше между квадратным строением и пристройкой не было прохода. Так, пол из майоликовых плиток,

9