ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
обнаруженный в квадратном строении, находится на глубине 2,5— 2,7 м, а верх каменной кладки западной стены того же здания — уже на глубине 1,98 м. Трудно представитъ, что в западную при стройку вела ступень высотой 70 см.
По структуре кладки, цвету и составу связующего раствора квадратное строение напоминает замки в Мядинянкай, Креве и Лиде.
Кладка квадратного строения кончается примерно на глубине 2 м от поверхности современного пола. Ранее она была выше и
только впоследствии подверглась разрушениям. Тогда |
на остат |
ках западной стены квадратного строения возвели |
каменную |
стену другой структуры толщиной 1,4 м. Кладка готическая1, раствор — серовато-белый. Как внутренняя сторона западной сте ны, так и портал шириной 1,17 м покрыты штукатуркой.
В 1976 году на восточной стороне древнего квадратного строе ния были обнаружены остатки пресбитерия длиной 15,9 м и ши риной 12,1 м. Сохранился лишь нижний ряд кладки его фунда мента, выложенный из валунов на белом известковом растворе. Насколько можно судить по частично сохранившимся следам апсидальной части пресбитерия, завершался он в форме полукру жия. Пресбитерий был позже пристроен к остаткам древнего
квадратного строения.
На северной стороне квадратного строения также обнаружены остатки какой-то пристройки. Правдоподобно, что остатки пресби терия, северной пристройки и кладки на западной стене квадрат
ного |
строения — следы одного строительства |
или, по крайней |
мере, |
относятся к одному времени, к собору, |
построенному в |
1388 году Йогайлой. С остатками этого собора хорошо сочетается
пол, обнаруженный еще в довоенные годы на глубине |
1,67—1,85 м, |
а также остатки восьмигранной готической опоры, |
найденной |
тогда между первой парой опор нынешнего здания. Однако ис следования последних лет задали новую загадку о предназначении квадратного строения с каменной кладкой и бурым раствором и найденного внутри на глубине 2,5—2,75 м фрагмента пола из
майоликовых |
плиток. Для выяснения этого вопроса необходимы |
' Готическая кладка в Литве встречается с середины XIV до начала XVII века. |
|
Стены многих |
ренессансных зданий также выложены готическим способом — |
на поверхность |
кладки в горизонтальных рядах выступают попеременно длин |
ные и короткие стороны кирпичей.
10
дополнительные исследования. Сегодня же лишь можно сказать, что мы затронули одну из самых загадочных страниц истории ар хитектуры Литвы. Может быть, ее удастся разгадать уже в бли жайшем будущем.
После пожара 1419 года кафедральный собор отстраивал вели кий князь литовский Витаутас. Собор Витаутаса был готическим, трехнефным, зального типа, со сводами. Среди археологических находок, обнаруженных до войны и в последние годы, встречают ся нервюрные кирпичи готических сводов, а также кирпичи с растительным орнаментом, предназначенные для вертикального членения окон. Помимо того, найдены обломки отдельных черепиц с зеленой поливой. Неизвестно, относятся они к собору Витаутаса или к зданиям позднейшей постройки. Намеченные на 1430 год торжества по поводу коронации Витаутаса должны были состоять ся в Вильнюсе, ■ и, видимо, к этому сроку приурочивалось завер шение строительства кафедрального собора.
Архитектурные и археологические исследования здания, про изведенные в последние годы, дали возможность заключить, что размещение стен и столбов центральной части нынешнего здания относится к началу XV века. Тогда же поставлены и высокие массивные четырехугольные столбы, вертикальный ритм которых так характерен для готики.
Говоря об остатках старой кладки |
начала XV века, следовало |
|
бы упомянуть готическую кладку, |
обнаруженную |
в чердачной |
части здания на нештукатуренных |
поверхностях |
внутренних |
стен — на 1,5—2,2 м выше верха современных сводов. И только над этими готическими сводами в конце XVIII века была соору жена полоса кирпичной кладки высотой 1,2—1,5 м, на которую опирается современная крыша здания.
В готической кладке чердачной части остались оконные проемы XV века. Над их перемычками хорошо сохранились опорные ниши пят сводов. Они свидетельствуют, что в XV веке средний и бо ковые нефы были на 2,5—3 м выше, чем теперь1.
Собор Витаутаса был выше и снаружи. Если конек современной крыши, крытой жестью, находится на высоте 27,5 м, то конек черепичной кровли собора Витаутаса должен был возвышаться на
1 В настоящее время средний неф достигает высоты 20,5, а боковые — 19,5 м.
11
40—43 м. Для черепичных крыш характерны сравнительно крутые
скаты.
К собору Витаутаса в то время начали пристраивать капеллы, которые выполняли роль семейных мавзолеев феодалов. Опреде ление точного места, где находились капеллы, было весьма важным
как для |
истории кафедрального собора, так и |
для воссоздания |
плановой |
структуры готического храма, построенного Витаутасом. |
|
В плане |
кафедрального собора {стр. 19) указаны |
первичные назва |
ния капелл, хотя позднее они не раз менялись со сменой фунда-
торов.
Первым воздвиг капеллу-мавзолей в 1423 году виленский воевода Вайтекус Монивидас (Монтвидас). Она примыкала к южной стене нового храма. У той же стены пристроили капеллы в 1436 году тракайский воевода Мартинас Гоштаутас, а в 1495 году — епи скоп Вайтекус Таборас (последняя капелла получила название
«Гаудеамус»).
В актах капитула уже в 1482 году упоминается капелла св. Троицы, она находилась на месте нынешнего южного бокового входа. Древний боковой вход со стороны города находился между капеллами св. Троицы и Гоштаутасов. Над этим южным входом в начале XVI века была капелла каноника Каспара.
К северной стене в XV веке также был пристроен ряд капелл. Известны даже две капеллы, принадлежавшие роду Кесгайлов. Они были расположены со стороны замка по обеим сторонам древнего северного входа. С 1524 года над северным входом на ходилась капелла каноника Каспара (перенесенная с южной сто роны здания). К западной стеке первой капеллы Кесгайлов с 1474 года примыкала Королевская капелла-мавзолей, в подземелье которой хоронили членов семьи великого князя. Несомненно, с северной или с южной стороны в XV веке находилась ризница (закристия).
Таким образом, в XV — начале XVI века с внешней стороны кафедрального собора было не менее 10 пристроек, большинство из которых после неоднократных реконструкций дошло до наших дней.
Как гласит литовская летопись, в 1430 году после смерти Ви таутаса «тело его погребли в вильнюсском замке, в костеле св. Станислава, в левой половине алтаря у дверей ризницы». В за вещании, написанном 21 октября 1430 года в Тракай, Витаутас
14
пожелал бытъ похороненным рядом с могилой своей жены, смо ленской княжны Анны, у бывшего алтаря Михаила-архангела. Предполагается, что этот алтарь находился в восточной части левого нефа. В письменных источниках упоминается и другой не менее знаменитый алтарь, существовавший в соборе до середины XVII века. Его называли именем св. Креста, а иногда и Витаутаса (возможно потому, что он был оборудован в отстроенном Витаута сом храме). Алтарь находился между четвертой и пятой парами столбов у границы бывшего пресвитерия. Под современным полом храма на этом месте в самом деле есть кладка, которая могла быть фундаментом того алтаря. Этой цели, возможно, служила и восточная стена старого квадратного строения.
В документах об основании в 1495 году капеллы епископа Табораса «Гаудеамус» упоминается, что она находилась в южной части собора, между капеллой Гоштаутасов и башней прежнего, более раннего храма. Это свидетельствует о том, что фасад по строенного Витаутасом кафедрального собора включал две башни, южная из которых выше.
В кафедральном соборе Витаутаса, кроме его самого и жены Анны, были похоронены и другие члены семьи великого князя:
братья Йогайлы Александрас-Вигантас (умер в 1392 г.) |
и Кари- |
||||||
гайла (погиб |
в 1390 г. |
в бою |
с |
крестоносцами), |
брат |
Витаутаса |
|
Жигимантас |
Кястутович |
(убит |
в |
1440 г. в Тракай |
и, |
по |
данным |
М. Стрийковского, похоронен рядом с братом Витаутасом), брат Йогайлы Швитригайла (умер в Луцке в 1452 г.), сын Жигимантаса Миколас (умер в 1452 г. в Москве), сын Казимераса Йогайловича Казимерас (умер в 1484 г., канонизирован в 1602 г.), великий князь литовский и король польский Александр (умер в 1506 г.).
При кафедральном соборе Витаутаса действовали библиотека и архив. Предполагается, что в XV веке при храме была и школа, она упоминается в документах ,397 года.
В первой половине XVI века соборными делами ведал епископ Йонас, сын Сигизмунда Старого. По его инициативе в 1522 году начался ремонт собора и стоявшей рядом оборонительной башни, впоследствии превращенной в колокольню. Ремонтные работы велись под руководством итальянского архитектора Аннуса. В соборе, так до конца и не отремонтированном,, в 1529 году ко роновался великим князем литовским девятилетний Сигизмунд Август. В то время его мать, королева Бона, заметив обветшавшую
15
могилу Витаутаса, повелела привести ее в порядок и положить
мраморную доску с латинской надписью. |
|
|
||
В 1530 году ремонтные работы |
прервал пожар, |
затронувший |
||
собор и немалую часть города, |
но |
не |
достигший |
ренессансного |
дворца Нижнего замка. Менее |
всего от |
пожара пострадала ка |
пелла Монтвидасов в южной части собора.
Для отстройки храма был приглашен архитектор п скульптор Бернардо Заноби де Джианотти родом из Рима. К восстановитель ным работам приступили в 1534 году. Через несколько лет их вновь прервал пожар, поэтому ремонт собора завершился только в
1557 году.
В литературе обычно утверждается, что после этой реконструк ции кафедральный собор приобрел черты ренессансного стиля. Однако Б. Заноби сохранил прежний готический уклад здания: оно осталось зальным, с высокими массивными четырехугольными
столбами, вертикальные |
ряды которых разделяют объем |
здания |
на высокие нефы. |
наружном облике отстроенного Б. |
Зано |
Некоторые сведения о |
би кафедрального собора можно почерпнуть в планах и панора мах Вильнюса XVI века, где изображен его силуэт. В то время собор был зальным, с островерхой крышей и пристроенными по бокам капеллами. Фасад храма украшали фронтон и портал. В восточной части просматривается башня. На гравюре «Вильна» конца XVI века башня в восточной части соединяется с крышей, а на гравюре из собрания Броел-Платера в юго-восточном углу собора изображена самостоятельная башня. Возможно, башня бы ла над старой капеллой Валавичюсов, угол которой с косым контр форсом исследователи обнаружили под полом капеллы св. Кази мира в 1931—1932 годах.
Б. Заноби перестроил некоторые капеллы. Помимо того, у юж ной стены собора была заложена капелла епископа Йонаса (поз же ее назвали капеллой епископов).
Интерьер ренессансного кафедрального собора отличался бога тым художественным декором. Он был украшен образами, фрес ками, скульптурами. Высоким художественным уровнем отлича
лось убранство алтарей, многие надгробия. До |
наших дней |
сохра- |
X Свинцовая статуэтка |
|
|
І |
Гое. пу5;.¡ |
" г*7 |
-■ |
.учно-ісх. |
с^С-Р |
á |
би: оте! |
*OAÏif.