Файл: Киткаускас, Н. Й. Вильнюсский кафедральный собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нились две надгробные скульптуры в стиле ренессанса, в XVII веке перенесенные в капеллу Гоштаутасов.

Одна из этих скульптур — выбитый на плите красного мра­ мора барельеф, изображающий канцлера Литвы Альбрехтаса Гоштаутаса в рыцарских доспехах. Возлежащая фигура на надгробной плите характерна для ренессанса, но здесь чувствуется и влияние готических традиций. Предполагается, что плита раньше лежала на могиле и лишь позднее была помещена в стену капеллы. Ав­ торство надгробия А. Гоштаутаса приписывается Б. Заноби. Эта работа выполнена около . 1539—1541 годов.

В другой стене капеллы Гоштаутасов находится мраморная плита ренессансного надгробия вильнюсского епископа Повиласа Алыпенишкиса. Изображение его на рельефе значительно свобод­ нее: ноги скрещены, левая согнута. Надгробная плита П. Алыпе­ нишкиса приписывается мастерской Джиованни Мария Падовано, прибывшего из Падуи. Создана она около 1550 года.

В отстроенном после пожара 1530 года кафедральном соборе похоронены и другие исторические личности. В середине XVI века в крипте Королевской капеллы были погребены жены великого князя Сигизмунда Августа: первая Эльжбета (родом из династии Габсбургов, умерла в 1545 г.) и вторая Барбора из рода Радвилов (умерла в 1551 г.). Надгробия на их могилы, как известно, создали скульпторы Д. Падовано и Д. Чини.

Пожаром 1530 года был уничтожен алтарь Михаила-архангела с надгробием Витаутаса. После реконструкции Б. Заноби могилы Ви­ таутаса и его жены остались в конце левого нефа у того же алта­ ря Михаила-архангела и были обнесены балюстрадой.

По заказу королевы Боны краковские мастера выполнили из чер­ ного мрамора новое цадгробие для могилы Витаутаса, в 1535 году его доставили в Вильнюс. Однако надгробия Витаутаса, Эльжбеты, Барборы погибли во время последующих пожаров и войн.

План первого этажа

здания. Прежние

названия

бывших капелл: к

А — св. Владислава

(св. Станислава,

Вайны), Б

— Валавичюсов, у

В — Кесгайлов (св. Антония), Г — св. Гроба, Д — св. Петра, Е — ризница, пристроенная Л. Стуокой-Гуцявичюсом, Ж — св. Кази­ мира, 3 — епископов, И — предполагаемая Монтвидасов, К — при­

твор

южного входа

(бывшая Троицы), Л — Монтвидасов (Павла),

М

— Гоштаутасов,

Н — склад, О — Марии (Черная)

18


£

А


На надгробии Витаутаса находилась псмятная латинская надпись и изображение князя. Поскольку текст надписи был известен, в 1852 году создатель Вильнюсского музея древностей Евстахнус Тышкевичюс восстановил его на новой доске, которая была вмуро­ вана в конце левого нефа и находится там по сей день.

В 1538 году в соборе был похоронен епископ Ионас, который занимался делами архива, библиотеки и ремонтом собора. В 1580 году рядом с алтарем св. Креста был погребен епископ В. Протасявичюс, один из основателей Вильнюсской академии.

После реконструкции Б. Заноби алтарь св. Креста (Витаутаса) остался между четвертой и пятой парами столбов. Под пресбитерием, находившимся за этим алтарем, в то время была устроена прекрасная крипта из восьми травей, предназначенная для захо­ ронения членов капитула. Сохранившиеся до наших дней своды имеют готические стрельчатые подпружные арки.

В 1610 году собор вновь пострадал от пожара,- не тронутой осталась лишь Королевская капелла. В 1613—1626 годах ремонтные работы вел королевский архитектор Вильгельм Поль. Зданию были приданы черты барокко, на глазном фасаде появились две башни, но внутренняя планировка осталась, по сути, без изменений. Вос­

становительные

работы

в капеллах продолжались

до 1632 года.

В 1623—1636

годах на

месте бывшей капеллы

Валавичюсов в

юго-восточном углу собора была построена капелла св. Казимира, сохранившаяся до наших дней.

Капелла св. Казимира — один из самых ценных памятников ар­ хитектуры раннего барокко в Вильнюсе. В его интерьере преоб­ ладает стиль итальянского барокко еще без какого-либо влияния традиций вильнюсской школы. В то время по заказу правителей Речи Посполитой воздвигалось немало барочных зданий, космопо­ литичных по стилю, которые позднее получили название «архи­ тектуры Вазов». Автор проекта капеллы св. Казимира неизвестен, однако предполагается, что в создании его интерьера принимал участие придворный архитектор и скульптор Владислава Вазы Константино Тенкалла.

Капелла св. Казимира — квадратная в плане, ее венчает купол с фонарем барочного силуэта. В отделке стен щедро использованы мрамор и гранит, доставленные из Италии и с Карпатских гор. На фоне черномреморных стен выделяются розоватые пилястры и фриз, протянутый по всему периметру капеллы. Капители пнля-

20


стров выдержаны в стиле ионического ордера. С общим декором удачно сочетаются беломраморные треугольные фронтоны в ни­ шах над стенами. Сегодня купол украшают рельефные мотивы из стюка, но в первой половине XVII века здесь были фрески работы Гиацинто Кампано. Стены капеллы тогда украшали картины вроц­ лавского мастера Бартоломея Стробля.

Во вновь отстроенной капелле было три алтаря, богато укра­ шенных серебряными статуями, подсвечниками и различными ор­ наментами. Большой художественной ценностью отличались 64 серебряных светильника, спускавшиеся с середины купола. Впо­ следствии внутренний декор капеллы св. Казимира значительно изменился, хотя основные архитектурные формы сохранились. Во время войн, разрухи пропала большая часть богатств и драгоцен­ ностей барочного периода.

Сигизмунд III Ваза намеревался под новой капеллой оборудо­ вать крипту-мавзолей. В 1931 году, когда открыли внутренние сте­ ны фундамента капеллы св. Казимира, обнаружились лишь следы сводов. Вероятнее всего, тогдашние строители отказались от со­ оружения крипты из-за высокого уровня грунтовых вод.

Мраморная доска на наружной стороне южной стены капеллы — еще один памятник барокко XVII века. Надпись по латыни гласит, что Владислав Ваза в 1636 году завершил строительство этой ка­ пеллы и посвящает ее памяти св. Казимира.

После реконструкции бывшей Королевской капеллы епископом Евстахиусом Валавичюсом (работы закончены в 1631 г.) ее начали называть капеллой Валавичюсов. Как и капелла св. Казимира, она была увенчана барочным куполом. До конца XVIII века купол украшал фонарь. В наши дни в куполе капеллы Валавичюсов осталось лишь окно конической формы.

Внутри капелла декорирована пышной барочной орнаментикой. Некоторые исследователи приписывают авторство реконструкции

капеллы Пьетро Данкерсу де Ри (1605—1661).

В капелле Валавичюсов сохранилась датируемая первой полови­ ной XVII века памятная мраморная доска с бюстом Е. Валавичюса. Богатое оформление ее волютами, вазами, картушами характерно для барочной композиции. Надпись на мемориальной доске сде­

лана по-латыни. Барочный алтарь в капелле

устроен в XVII веке.

В 1635 году в

кафедральном соборе

был

воздвигнут

большой

алтарь барочных

форм. У восточной

стены

располагался

алтарь

21


викариев, а у его подножья, у современного входа, в мавзолей, — алтарь капитула. Над украшением их работали скульпторы Кон­ стантине Тенкалла и Генрих Кунтзан. Эти алтари не сохранились до наших дней.

С тех времен до нас дошли еще два барочных произведения искусства. Это мемориальные доски с бюстами епископа Юргиса Тышкевичюса и Самуэля Паца, расположенные на пилястрах юж­ ной стены правого нефа. Автором последней доски является Кон­ стантине Тенкалла. Материалами для этих творений послужил черный и красный мрамор, известняк. Для обрамления досок использованы колонны, карнизы, геральдические щиты. Эта мемо­ риальная доска поставлена в 1629—ІбЗЗ.годах.

Памятник Юргису Тышкевичюсу создал в 1652 году итальянский скульптор Джиованни Франческо дей Росси.

После того, как Королевская капелла перешла к епископу Е. Валавичюсу, гробы с останками великих литовских князей были подняты из ее крипты. Прах Александра, Эльжбеты и Барборы перенесли во вновь оборудованную крипту в среднем нефе (см. план подвалов, рис. 3).

Крипта для останков великих князей была устроена снаружи восточной стены описанного выше квадратного строения. Здесь находился самый центр собора — почетное место. Рядом произво­ дились и другие захоронения. В 1970 году в центральном нефе между четвертой парой столбов в крипте XVII века был обнару­ жен пол более ранней крипты, на котором найдено кольцо с го­ тическим рисунком (стр. 38). Жемчужина кольца в диаметре со­ ставляла 14,2 мм, в орнаменте оправы использована королевская лилия. Датируется это кольцо XV веком.

Пока не выяснено назначение крипты, находящейся у основания

четвертого южного

столба

в центральном нефе. Своды крипты

обнаружены

на

глубине 2

м от современного пола, что застав­

ляет отнести

ее

к

самому

раннему периоду существования со­

бора.

В 1652—1653 годах в Вильнюсе свирепствовала чума. Начавшаяся через несколько лет война еще сократила численность населения, привела город в полный упадок. Пострадал и кафедральный собор. Здание стояло без крыши, с пробитыми, местами разрушенными сводами. Восстановительные работы начались в 1666 году под руководством архитектора Иоганна Винцента Сальвадера. Здание

22