ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
нились две надгробные скульптуры в стиле ренессанса, в XVII веке перенесенные в капеллу Гоштаутасов.
Одна из этих скульптур — выбитый на плите красного мра мора барельеф, изображающий канцлера Литвы Альбрехтаса Гоштаутаса в рыцарских доспехах. Возлежащая фигура на надгробной плите характерна для ренессанса, но здесь чувствуется и влияние готических традиций. Предполагается, что плита раньше лежала на могиле и лишь позднее была помещена в стену капеллы. Ав торство надгробия А. Гоштаутаса приписывается Б. Заноби. Эта работа выполнена около . 1539—1541 годов.
В другой стене капеллы Гоштаутасов находится мраморная плита ренессансного надгробия вильнюсского епископа Повиласа Алыпенишкиса. Изображение его на рельефе значительно свобод нее: ноги скрещены, левая согнута. Надгробная плита П. Алыпе нишкиса приписывается мастерской Джиованни Мария Падовано, прибывшего из Падуи. Создана она около 1550 года.
В отстроенном после пожара 1530 года кафедральном соборе похоронены и другие исторические личности. В середине XVI века в крипте Королевской капеллы были погребены жены великого князя Сигизмунда Августа: первая Эльжбета (родом из династии Габсбургов, умерла в 1545 г.) и вторая Барбора из рода Радвилов (умерла в 1551 г.). Надгробия на их могилы, как известно, создали скульпторы Д. Падовано и Д. Чини.
Пожаром 1530 года был уничтожен алтарь Михаила-архангела с надгробием Витаутаса. После реконструкции Б. Заноби могилы Ви таутаса и его жены остались в конце левого нефа у того же алта ря Михаила-архангела и были обнесены балюстрадой.
По заказу королевы Боны краковские мастера выполнили из чер ного мрамора новое цадгробие для могилы Витаутаса, в 1535 году его доставили в Вильнюс. Однако надгробия Витаутаса, Эльжбеты, Барборы погибли во время последующих пожаров и войн.
План первого этажа |
здания. Прежние |
названия |
бывших капелл: к |
А — св. Владислава |
(св. Станислава, |
Вайны), Б |
— Валавичюсов, у |
В — Кесгайлов (св. Антония), Г — св. Гроба, Д — св. Петра, Е — ризница, пристроенная Л. Стуокой-Гуцявичюсом, Ж — св. Кази мира, 3 — епископов, И — предполагаемая Монтвидасов, К — при
твор |
южного входа |
(бывшая Троицы), Л — Монтвидасов (Павла), |
М |
— Гоштаутасов, |
Н — склад, О — Марии (Черная) |
18
£
А
На надгробии Витаутаса находилась псмятная латинская надпись и изображение князя. Поскольку текст надписи был известен, в 1852 году создатель Вильнюсского музея древностей Евстахнус Тышкевичюс восстановил его на новой доске, которая была вмуро вана в конце левого нефа и находится там по сей день.
В 1538 году в соборе был похоронен епископ Ионас, который занимался делами архива, библиотеки и ремонтом собора. В 1580 году рядом с алтарем св. Креста был погребен епископ В. Протасявичюс, один из основателей Вильнюсской академии.
После реконструкции Б. Заноби алтарь св. Креста (Витаутаса) остался между четвертой и пятой парами столбов. Под пресбитерием, находившимся за этим алтарем, в то время была устроена прекрасная крипта из восьми травей, предназначенная для захо ронения членов капитула. Сохранившиеся до наших дней своды имеют готические стрельчатые подпружные арки.
В 1610 году собор вновь пострадал от пожара,- не тронутой осталась лишь Королевская капелла. В 1613—1626 годах ремонтные работы вел королевский архитектор Вильгельм Поль. Зданию были приданы черты барокко, на глазном фасаде появились две башни, но внутренняя планировка осталась, по сути, без изменений. Вос
становительные |
работы |
в капеллах продолжались |
до 1632 года. |
В 1623—1636 |
годах на |
месте бывшей капеллы |
Валавичюсов в |
юго-восточном углу собора была построена капелла св. Казимира, сохранившаяся до наших дней.
Капелла св. Казимира — один из самых ценных памятников ар хитектуры раннего барокко в Вильнюсе. В его интерьере преоб ладает стиль итальянского барокко еще без какого-либо влияния традиций вильнюсской школы. В то время по заказу правителей Речи Посполитой воздвигалось немало барочных зданий, космопо литичных по стилю, которые позднее получили название «архи тектуры Вазов». Автор проекта капеллы св. Казимира неизвестен, однако предполагается, что в создании его интерьера принимал участие придворный архитектор и скульптор Владислава Вазы Константино Тенкалла.
Капелла св. Казимира — квадратная в плане, ее венчает купол с фонарем барочного силуэта. В отделке стен щедро использованы мрамор и гранит, доставленные из Италии и с Карпатских гор. На фоне черномреморных стен выделяются розоватые пилястры и фриз, протянутый по всему периметру капеллы. Капители пнля-
20
стров выдержаны в стиле ионического ордера. С общим декором удачно сочетаются беломраморные треугольные фронтоны в ни шах над стенами. Сегодня купол украшают рельефные мотивы из стюка, но в первой половине XVII века здесь были фрески работы Гиацинто Кампано. Стены капеллы тогда украшали картины вроц лавского мастера Бартоломея Стробля.
Во вновь отстроенной капелле было три алтаря, богато укра шенных серебряными статуями, подсвечниками и различными ор наментами. Большой художественной ценностью отличались 64 серебряных светильника, спускавшиеся с середины купола. Впо следствии внутренний декор капеллы св. Казимира значительно изменился, хотя основные архитектурные формы сохранились. Во время войн, разрухи пропала большая часть богатств и драгоцен ностей барочного периода.
Сигизмунд III Ваза намеревался под новой капеллой оборудо вать крипту-мавзолей. В 1931 году, когда открыли внутренние сте ны фундамента капеллы св. Казимира, обнаружились лишь следы сводов. Вероятнее всего, тогдашние строители отказались от со оружения крипты из-за высокого уровня грунтовых вод.
Мраморная доска на наружной стороне южной стены капеллы — еще один памятник барокко XVII века. Надпись по латыни гласит, что Владислав Ваза в 1636 году завершил строительство этой ка пеллы и посвящает ее памяти св. Казимира.
После реконструкции бывшей Королевской капеллы епископом Евстахиусом Валавичюсом (работы закончены в 1631 г.) ее начали называть капеллой Валавичюсов. Как и капелла св. Казимира, она была увенчана барочным куполом. До конца XVIII века купол украшал фонарь. В наши дни в куполе капеллы Валавичюсов осталось лишь окно конической формы.
Внутри капелла декорирована пышной барочной орнаментикой. Некоторые исследователи приписывают авторство реконструкции
капеллы Пьетро Данкерсу де Ри (1605—1661).
В капелле Валавичюсов сохранилась датируемая первой полови ной XVII века памятная мраморная доска с бюстом Е. Валавичюса. Богатое оформление ее волютами, вазами, картушами характерно для барочной композиции. Надпись на мемориальной доске сде
лана по-латыни. Барочный алтарь в капелле |
устроен в XVII веке. |
|||
В 1635 году в |
кафедральном соборе |
был |
воздвигнут |
большой |
алтарь барочных |
форм. У восточной |
стены |
располагался |
алтарь |
21
викариев, а у его подножья, у современного входа, в мавзолей, — алтарь капитула. Над украшением их работали скульпторы Кон стантине Тенкалла и Генрих Кунтзан. Эти алтари не сохранились до наших дней.
С тех времен до нас дошли еще два барочных произведения искусства. Это мемориальные доски с бюстами епископа Юргиса Тышкевичюса и Самуэля Паца, расположенные на пилястрах юж ной стены правого нефа. Автором последней доски является Кон стантине Тенкалла. Материалами для этих творений послужил черный и красный мрамор, известняк. Для обрамления досок использованы колонны, карнизы, геральдические щиты. Эта мемо риальная доска поставлена в 1629—ІбЗЗ.годах.
Памятник Юргису Тышкевичюсу создал в 1652 году итальянский скульптор Джиованни Франческо дей Росси.
После того, как Королевская капелла перешла к епископу Е. Валавичюсу, гробы с останками великих литовских князей были подняты из ее крипты. Прах Александра, Эльжбеты и Барборы перенесли во вновь оборудованную крипту в среднем нефе (см. план подвалов, рис. 3).
Крипта для останков великих князей была устроена снаружи восточной стены описанного выше квадратного строения. Здесь находился самый центр собора — почетное место. Рядом произво дились и другие захоронения. В 1970 году в центральном нефе между четвертой парой столбов в крипте XVII века был обнару жен пол более ранней крипты, на котором найдено кольцо с го тическим рисунком (стр. 38). Жемчужина кольца в диаметре со ставляла 14,2 мм, в орнаменте оправы использована королевская лилия. Датируется это кольцо XV веком.
Пока не выяснено назначение крипты, находящейся у основания
четвертого южного |
столба |
в центральном нефе. Своды крипты |
||
обнаружены |
на |
глубине 2 |
м от современного пола, что застав |
|
ляет отнести |
ее |
к |
самому |
раннему периоду существования со |
бора.
В 1652—1653 годах в Вильнюсе свирепствовала чума. Начавшаяся через несколько лет война еще сократила численность населения, привела город в полный упадок. Пострадал и кафедральный собор. Здание стояло без крыши, с пробитыми, местами разрушенными сводами. Восстановительные работы начались в 1666 году под руководством архитектора Иоганна Винцента Сальвадера. Здание
22