Файл: Киткаускас, Н. Й. Вильнюсский кафедральный собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внутри было заново оштукатурено, местами сделаны новые кар­ низы, восстановлены гипсовые лепнины, вымощен пол, увеличены окна. Очевидно, в то время была переложена восточная часть сводов центрального и боковых нефов. В исторических источниках упоминается о. восстановлении этим архитектором двух башен собора.

Реставрация капеллы св. Казимира, выполненная И. В. Сальвадером, не отличалась высоким техническим и художественным уровнем.

В 1692 году капелла была вновь реставрирована. Созданные тогда на куполе, аркадах и на алтаре скульптурные орнаменты и сюжетные рельефы из стюка сохранились до наших дней. В ху­ дожественном отношении представляет интерес стюковый рельеф на алтаре, который выделяется живостью, изяществом форм на темном фоне стен капеллы.

Рельеф алтаря выполнен под влиянием барокко, что особенно чувствуется в динамичной композиции изображенных в разнооб­ разных позах фигур. Создается впечатление, что над алтарем ка­ пеллы св. Казимира в конце XVII века работали те же скульп­ торы, что трудились над декором костела Петра и Павла.

В нишах купола поставлены четыре аллегорические фигуры, символизирующие благоразумие, постоянство, стойкость и справед­ ливость. Для стюка употреблялся не гипс, а местный материал — известь, придавшая желтоватый оттенок творениям ваятеля.

При использовании извести нет необходимости применять ха­ рактерную для гипса технику отливки, благодаря чему каждая деталь фигуры и рельефных орнаментов отличается оригиналь­ ностью.

В конце XVII века боковые стены капеллы были украшены двумя фресками: «Открытие гроба св. Казимира» и «Чудо у гроба св. Казимира» работы итальянского художника Микельанджело Паллони. Композиция фресок двуплановая. Ощущение пространст­ ва подчеркивается контрастами светотени, архитектурным фоном, размещением на первом плане крупных фигур. Композиционная ось фресок — диагональная, характерная для творчества М. Паллони и барокко вообще.

Нижняя часть купола капеллы в то время была украшена еще четырьмя фресками, изображающими сцены из жития св. Кази­ мира. До наших дней дошли две из них в южной половине ка-

24

Кафедральный coöop на плане Брауна

Кафедральный собор на гравюре «Бильна» конца XVI в.

Кафедральный собор на гравюре из собрания Броел-Платера

Кафедральный собор на гравюре Т. Маковского (1604 г.)


пеллы. Две другие фрески к концу XVIII века пришли в негод­ ность, поэтому на их месте художник Пранас Смуглявичюс (Фран­

циск Смуглевич) написал

на

полотне две

аллегорические

картины

«Борьба с

искушениями»

и

«Победа над искушениями». Фрески

и картины

реставрировал

в

1931—1937

годах художник

И. Рут-

ковский. Они сохранились до наших дней.

Встенных нишах капеллы в конце XVIII века были поставлены восемь деревянных и покрытых серебряной жестью статуй вели­ ких князей литовских из династии Йогайлов.

Впервой половине XVIII века у восточной стены собора распо­ лагалось пять алтарей: в среднем нефе у самой восточной стены —

большой алтарь викариев, за ним в небольшой крипте — алтарь св. Станислава, а напротив — алтарь капитула. В конце северного бокового нефа был алтарь св. Рока, а южного — алтарь св. Креста. Третий, пятый и восьмой северный и южный столбы так­ же украшали алтари барочных форм с деревянной резьбой, скульптурой. В декоре алтарей преобладала черная окраска с позолотой. На столбах и стенах висело много картин. В соборе было темновато, так как восточную стену освещали лишь четыре небольших окна.

Во время Северной войны, в начале XVIII века, кафедральный собор вновь несколько пострадал. Около 1730 года, был настлан пол из мраморных плит. Уже в это время состояние здания стало угрожающим: на стенах, особенно западной, появились трещины. Опасаясь, что это происходит под влиянием сырых подземелий, провели очистку оборудованных в XVII веке водоотводных каналов. Многочисленные трещины расползлись и на южной баш­ не западного фасада собора. 2 сентября 1769 года во время бури эта башня рухнула, пробила своды находившейся под ней капел­ лы, погибли 6 человек. Собор закрыли. 22 апреля 1771 года архитектор М. Кнакфус в рапорте признал, что зданию требуется незамедлительный ремонт.

Проект восстановления подготовил талантливый литовский архи­

тектор Лауринас Стуока-Гуцявичюс

(1753—1798). Он оставил цент­

ральную часть

прежнего здания

(внутренние стены, своды всех

трех нефов и

поддерживающие

их

шестнадцать прямоугольных

29


опор) неизменной, придав ей некоторые элементы дорического ордера. Остались без изменений капеллы св. Казимира и Валавичюсов (Королевская). Основательной перестройке подвергся экс­ терьер.

Здание было расширено и удлинено в западную сторону. В восточном конце собора симметрично барочной капелле св. Кази­ мира пристроена ризница. Перед архитектором стояла сложная задача: купола барочной капеллы св. Казимира и новой ризницы включить в общую композицию здания. Помимо того, автору проекта было • необходимо найти решение главного и боковых

фасадов.

Л. Стуока-Гуцявичюс сделал оба фасада одинаковыми, возвел параллельно старым внешние южную и северную стены, украсил их колоннадой, объединенной фризом и карнизом. Боковые ко­ лоннады сочетались и с архитектурным решением капеллы св. Казимира. На западном фасаде архитектор отказался от восста­ новления башен и спроектировал величественный портик из шести дорических колонн 20-метровой высоты. Таким образом Л. Стуо­ ка-Гуцявичюс полностью изменил прежний барочный облик собо­ ра, придав ему черты нового стиля — классицизма. Реконструи­ рованное здание отличалось спокойной гармонией, симметрией, монументальностью и величием.

Восстановительные работы затянулись — помешали события восстания 1794 года. Архитектор Л. Стуока-Гуцявичюс скончался Начатые работы по восстановлению собора продолжил и завершил в 1801 году архитектор М. Шульцас. Он внес лишь одно измене­ ние в проект Л. Стуоки-Гуцявичюса — поставил орган над двена­ дцатью дорическими колоннами (в проекте их было шестнадцать).

Восстановленный собор украсил скульптурами прибывший в Вильнюс из Рима скульптор Томассо Риги (1727—1802). В нишах главного фасада он поставил скульптуры, изображающие Авраама, четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иону — и Моисея. Над дверьми главного входа пять барельефов: «Послание Святого духа», «Св. Петр исцеляет калеку», «Проповедь св. Петра», «Чудо св. Петра», «Св. Павел». На фронтоне портала Т. Риги создал горельефную композицию, где изобразил жертвоприношение

семьи Ноя, спасшейся от потопа.

В интерьере собора, в нишах восточной стены Т. Риги поставил две символические скульптуры. Барочные скульптуры Т. Риги с

30


характерными экспрессией, мятежной динамикой диссонируют с

симметрией,

уравновешенностью

классицистического

здания

Л. Стуоки-Гуцявичюса.

 

 

Мастерски декорирован свод портика. Низ его .разделен на кес­ соны, в которые вкомпонованы розетки.

В нишах южного бокового фасада поставлены семь декоратив­ ных скульптур литовских князей, созданные профессором кафедры скульптуры Вильнюсского университета К. Ельскисом.

В нишах северного фасада — декоративные скульптуры апос­ толов и святых, перенесенные в XIX веке из костелов Казимира и миссионеров. Интерьер классического собора оживляют дориче­ ские пилястры и со вкусом включенные в боковые капеллы пор­ талы. Столбы сверху украшены капителями дорического ордера, ребра сводов скрыты под гирляндами.

За дорическим фасадом центрального алтаря помещена картина известного живописца Вильнюсской художественной школы Пранаса Смуглявичюса «Польский король Болеслав Смелый убивает краковского епископа Станислава». Его же кисти принадлежат картины, изображающие двенадцать апостолов.

В боковых нефах между пилястрами висят картины на библей­

ские

сюжеты работы

приглашенного из Италии

художника

К. Вильяни.

Карло Спампани « скульптор

Христофор

В

1782 году архитектор

Шнейдер реставрировали капеллу ев. Казимира. В интерьер су­ щественных изменений не вносилось. Однако Л. Стуока-Гуцявичюс убрал ризницу этой капеллы, мешавшую возведению запроекти­ рованной им южной галереи. Не восстанавливался и проход из дворца Нижнего замка на балкон, сохранившийся на северной стене капеллы св. Казимира.

В начале XIX века под надзором архитектора П. Росси произ­ водились мелкие ремонтные работы (менялась кровля, приводи­ лись в порядок подвалы).

В 1837—1838 годах архитектор К. Подчашинскис, художники К. Русяцкас, М. Янушкявичюс и М. Андриолли обновили интерьер собора, реставрировали картины, фрески в капеллах. В капеллах Кесгайлов и св. Гроба по проекту К. Подчашинскиса были постав­ лены алтари.

34


В 1897 году кафедральный собор был покрыт медной жестью, которую в 1916 году кайзеровские оккупационные власти сняли

изаменили толью.

Уже во второй половине XIX века дали трещины пристроенный

Л. Стуокой-Гуцявичюсом портик, своды и стены в некоторых по­ мещениях. Трещины появлялись и позже. Особенно угрожающее положение создалось весной 1931 года, когда воды разлившейся реки Нярис достигли собора. После исследования здания в 1933— 1935 годах были забетонированы 279 свай длиной 15 м (главным образом под пристроенными Л. Стуокой-Гуцявичюсом в конце XVIII века частями собора). Под крышей здания стены были связаны металлическими затяжками. Выполнен и ремонт интерьера: пере­

крашены стены, переложен пол.

Некоторые капеллы заново декорировали. Для отделки старой капеллы епископов (Йонаса) профессор Й. Гоппен использовал технику сграффито. В декоре капеллы доминируют желтоватые растительные орнаменты на фиолетовом и черноватом фоне.

Под полом капеллы св. Казимира был оборудован мавзолей. Предлогом для этого послужило обнаружение 21 сентября 1931 года в подвалах центральной части здания останков великого кня­ зя литовского Александра и двух жен Сигизмунда Августа — Эльжбеты и Барборы. Автор проекта мавзолея — профессор Ю. Клос, позднейшие дополнения внес инженер-архитектор Г. Вонсовичюс. Внутреннюю отделку проектировал архитектор С. Буков­ ский. Он отказался от капителей столбов, предложенных в проек­ те Ю. Клоса, уменьшил подпоры сводов до ПО см, столбы спроек­ тировал восьмиугольными вместо клосовских квадратных. Для отделки колонн, пилястр и для пола использовался местный крас­ ный и черный волынский гранит. Работы по оборудованию мав­

золея

завершились только

после Великой Отечественной войны.

В 1964

году в стены на

местах захоронений литовских князей

были вмурованы мемориальные доски, а в 1965 году оборудовано новое освещение под руководством архитектора С. Ласавицкаса.

После передачи собора Художественному музею Литовской ССР в 1955—1956 годах здание изнутри и снаружи было покрашено, проведено центральное отопление. Здание приспособлено для Кар­ тинной галереи. Оборудованная в 1973—1974 годах система кон­ диционирования поддерживает постоянную температуру и влаж­ ность.

39