Файл: Киткаускас, Н. Й. Вильнюсский кафедральный собор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посетители могут ознакомиться с двумя экспозициями — про­ изведениями литовского (XVI — начало XX в.) и западноевропей­ ского (XV—XIX вв.) искусства.

Экспозиция литовского искусства размещена в боковых залах. Большинство картин, в основном портреты, относятся к эпохе Ренессанса. Произведения художников П. Данкерса, М. Паллони, Ш. Чеховича относятся к барокко. Большинство произведений принадлежит кисти представителей Вильнюсской художественной школы П. Смуглявичюса, Ю. Олешкевичюса, Й. Дамялиса, Й. Рустемаса, К. Русяцкаса, В. Смакаускаса, В. Неверавичюса, В. Дмоховскиса. В произведениях этих художников, созданных в конце XVIII — начале XX века, отражены общественная жизнь, прогрес­ сивные идеи той эпохи. Хотя в искусстве большинства стран тогда господствовал академизм, художники Вильнюсской школы уже встали на путь реализма.

Важное место в экспозиции занимают и работы художников второй половины XIX — начала XX века: В. Слендзинскаса, А. Рёмериса, К. Алхимовичюса, Г. Дмоховскиса, М. Е. Андриолли.

Произведения западноевропейского искусства экспонируются в центральном зале. Это работы итальянских, фламандских, голландских, испанских, немецких, английских и французских ху­ дожников XV—XIX веков. Кроме живописи, здесь представлена графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство различных художественных школ Западной Европы.

Большинство экспонатов Картинной галереи получено из фондов Художественного музея Литовской ССР, небольшая часть принад­ лежала ранее собору. К последним относятся декоративные го­ белены, представляющие большую художественную ценность. Большинство из них перешло к вильнюсскому кафедральному со­ бору по завещанию Казимира Леона Сапеги в 1666 году. Их вы­ вешивали во время торжеств. До наших дней дошли только десять гобеленов.

Гобелены из фондов Картинной галереи (часть их экспонирует­ ся) вытканы в XVI—XVIII веках на знаменитых фламандских ма­ нуфактурах в Брюсселе. В самых старинных — «Освещение мо­ лельни»,' «Давид и Вирсавия» — чувствуется влияние мастерской

Евангелист Иона (скульптура Т. Риги)^

50



Рубенса. Предполагается, что создал их Авраам ван Дьепенбек

(1596—1675).

Гобелен «Охота на лис» напоминает манеру антверпенских живописцев П. Рубенса и Ф. Снайдерса, однако истинный автор рисунка неизвестен. Шесть гобеленов декорированы по сюжетам «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Авторство одного из этих гобеленов приписывается фламандскому пейзажисту Ж. Д'Артуа

(1613—1686).

Один из самых ценных гобеленов «Кавалькада военачальников» выткан в начале ХѴІИ века также на брюссельской мануфактуре с картона нидерландского живописца Ламберта де Гондта.

Не меньшей популярностью у вильнюсцев и гостей города пользуются проводимые в Картинной галерее концерты советских

изарубежных исполнителей.

В1969 году специалисты фирмы Г. Шуке из ГДР реставри­ ровали большой орган.

Сегодня бывший, кафедральный собор являет гармоничный ансамбль различных видов искусства — архитектуры, живописи и ваяния, музыки. Историко-архитектурный памятник возрожден для новой жизни и призван служить еще многим поколениям со­ ветских людей.

Рядом с кафедрой возвышается башня-колокольня. В истории строительства этого сооружения до сих пор немало белых пятен. Может, поэтому о первичном назначении нижней части башни сложено столько легенд. По преданию, нижняя круглая часть башни сохранилась от святилища Перкунаса, и в языческой Литве

главный

жрец Криве

Кривайтис провозглашал отсюда волю

богов и

предсказывал

будущее.

Архитектурные исследования позволили установить три основ­ ные этапа строительства бывшей колокольни. В наружном облике сооружения четко выделяются нижняя круглая часть и верхняя — трехэтажная, восьмиугольная. Однако следы самого раннего строе­ ния уходят под землю. Когда в 1963 году внутри башни была раскопана западная стена, выяснилось, что круглая часть стоит на остатках стен еще более древней четырехугольной башни, ко­ торые находятся на глубине 1,0—1,2 м от поверхности земли. На­ ружные размеры башни составляют примерно 12,5X12,5 м. В западной ее стене обнаружена арочная ниша шириной 2,9 м, в которой находится входной проем шириной 1,21 м, выходящий в

58


сторону современного проспекта Ленина. Причем разрушенной оказалась лишь верхняя часть ниши и проема. Таким образом, сохранился весь первый этаж квадратной башни.

Порог арочной ниши находится на глубине 4,1 м от современной поверхности, видимо, таким был уровень рельефа гіеред разруше­ нием башни. Рядом с квадратной башней протекал левый приток реки Вильни, уровень ее вод был еще на 1,5—2 м ниже.

На поверхности кладки стен квадратной башни прослеживается ранняя балтийская (вендийская) перевязь кирпичей, хотя она и носит архаический, нерегулярный, с преобладанием ложков, ха­ рактер. В последнее время в научной литературе остатки квадрат­ ной башни датируются первой половиной — серединой XIII века.

Квадратная

башня,

очевидно, была разрушена во

время битв,

так как на

глубине

2,2—2,8 м у ее стен найдены

обгоревшие

кирпичи, черепица, покрытые сажей камни. Позднее над остатками

стен квадратной башни было поставлено основание

круглой

баш­

ни. В то время поверхность рельефа поднялась на

3,7—4

м, а

пол круглой башни поднялся на 4,3 м выше порога первичного сооружения. В настоящее время установлено, что круглая башня входила в комплекс защитных сооружений Нижнего замка. Об этом говорят и бойницы в ее стенах. Круглая часть башни-коло­ кольни — единственная сохранившаяся до наших дней защитная башня Нижнего замка. Толщина его западной, северной и южной

стен

достигает 4 м.

Только

восточная стена, выходившая во

внутрь

замка, тоньше

— 2,8 м.

Вход в башню вел со двора зам­

ка, находился он на втором этаже. Круглая башня была в четыре этажа, кладка до окон четвертого этажа сделана из валунов, а далее из кирпича, причем кирпич на поверхности стен клался в основном длинной стороной.

До введения христианства в Литве у юго-восточной стороны круглой башни стоял каменный дом. В 1387 году по случаю кре­ щения Йогайла принес его в дар первому вильнюсскому епископу Андрею Василла, поэтому дом был назван епископским дворцом. Только в середине XVI века епископский дворец был перенесен в

новую резиденцию на современной площади

Кутузова. В XV веке

к северной

стороне круглой башни был пристроен дом викариев.

В первой

половине XVI века колокольня

была деревянной и

находилась в южной стороне кафедрального собора. В 1522—1524 годах архитектор Аннус отреставрировал и повысил оборонитель­

59