Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ СССР
К.И. ЖУКЕВИН
МЕТОДЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ТЕХНОЛОГИЙ
Издательство «Ураджай
Минск 1974
ЖУКЕВИЧ К.И.
•С-85. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий. Мн., "Ураджай", 1974.
ЗОО с
В книге обобщается опыт определения экономической зффективности новых технических средств и технологий. Приводится научная разработка ряда важных вопросов для совершенствования методов расчета экономической эффективности сельскохозяйственной техники в динамике с привязкой расчетов к вполне определенному конкретному календарному периоду времени и учетом законов осу ществления затрат и получения эффекта во времени.
Предназначена для руководителей и специалистов сельского хозяйства, работников проектно-конструкторских организаций сель скохозяйственного машиностроения, научных сотрудников, препода вателей и студентов сельскохозяйственных вузов.
333
У
Ж
М 305 (05 ) - 74
В В Е Д Е Н И Е
Производство сельскохозяйственных культур в отличив от производства продукции в других отраслях народного хозяйства характеризуется рядом особенностей, которые оказывают сущест венное влияние как на средства механизации и технологические процессы, так и на методы расчета экономической эффективности использования техники.
Для сельскохозяйственного производства характерно воздей ствие машин в процессе производства на живую природу; растения, животных и микроорганизмы. Биология развития растений строго обусловливает агротехнические сроки работ, связанных с произ водством и уборкой сельскохозяйственных культур, годовую за грузку машин и ее неравномерность по периодам года.
В сельском хозяйстве период приложения труда (рабочий пе риод) и период производства не совпадают .по времени; процесс производства, особенно продукции растениеводства, прерывается во времени, что создает сезонность и напряженность сельскохо
зяйственного |
производства. |
Все это |
в конечном |
итоге влияет на |
|||||
использование |
рабочей |
силы и техники и должно |
учитываться |
при |
|||||
оценке |
экономической |
эффективности. |
|
|
|
||||
|
|
Производство сельскохозяйственной продукции рассредоточе |
|||||||
но |
на |
большой |
земельной территории. |
При этом |
выращивание |
сель |
|||
скохозяйственных культур связано с выполнением |
значительного |
||||||||
количества |
технологических |
процессов по обработке почвы, |
за-* |
||||||
готовке и внесению удобрений, посеву, уходу за растениями, |
|
||||||||
уборке |
урожая; |
транспортных и других работ, осуществление |
кото |
||||||
рых |
возможно |
только |
благодаря многократному перемещению |
машин |
|||||
и орудий по |
обрабатываемым полям. |
|
|
|
|||||
|
|
Разнообразие естественно-производственных условий эксплуа |
тации сельскохозяйственной техники, большое количество возделы ваемых культур и выращиваемых животных, а следовательно, и технологических операций вызывают необходимость применения
3
множества разнотипных машин* орудий и механизмов. Стремление конструкторов максимально универсализировать и унифицировать сельскохозяйственные машины не всегда приводит к положительным результатам. Все это свидетельствует о необходимости совершен ствования методов экономической оценки техники с тем, чтобы правильно определять рациональные границы ее разработки.
Следует отметить, что расчетный эффект от внедрения от дельных машин часто является кажущимся вследствие недоучета действия ряда отрицательных факторов, вызванных необоснованной многомарочностью имеющихся в хозяйствах машин и проявляющихся прежде всего в сфере их эксплуатации, ремонта и технического обслуживания. Однако подсчитать наряду с эффектом экономический ущерб, вызываемый многомарочностью, довольно трудно, так как до сих пор не разработаны совершенные методы такого расчета.
Сезонность сельскохозяйственного производства вызывает значительную неравномерность в загрузке техники и использова нии рабочей силы. В то же время оптимальная потребность в тех нике рассчитывается в отрыве от оптимальной потребности в меха низаторских кадрах. Отсутствуют научно обоснованные экономи ческие методы расчета потребности в механизаторах.
Необходимо ■ также отметить существенную разницу в норма тивных амортизационных сроках службы сельскохозяйственной техники и оборудования других отраслей народного хозяйства. Так, для тракторов эти сроки находятся в пределах 6-9, сель скохозяйственных машин - 4-10 лет, а для подвижного состава
железнодорожного транспорта они составляют 10-40, морских судов, станочного и кузнечно-прессового оборудования - 15-30, оборудо вания цветной и черной металлургии - 8-25, силовых машин и оборудования (котельные, турбоагрегаты) - 20-50, производствен ных зданий и других сооружений - 25-100 лет [45]}. Однако такой существенный фактор, как срок службы машин, еще не нашел до статочного отражения в методиках расчета сравнительной эконо мической эффективности новой сельскохозяйственной техники и технологий.
Значение этой проблемы особенно возрастает в период бурно го развития научно-технического прогресса и Завершения комплекс ной механизации сельскохозяйственного производства, а также авто матизации его управления.
4
Г Л А В А |
X |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1.1. Сферы проявления экономического эффекта
Основная цель при ооздании новых и совершенствовании сущес твующих конструкций сельскохозяйственных машин, узлов и рабочих органов - повысить их агротехнические, зоотехнические и эксплу атационные показатели, в результате чего потребитель (сельское хозяйство) будет получать определенный экономический эффект. По вышение агротехнических показателей машин, используемых в астениеводстве, способствует улучшению биологических условий' разви тия растений, а такие качества уборки, переработки и хранения оельокохозяйственной продукции. Улучшение зоотехнических пока зателей машин, предназначенных для выполнения процессов в живот новодстве, обусловливает повышение качества и усвояемости приго-- тавливаемы^ кормов, улучшение санитарно-гигиенических условий со держания животных. Рост эксплуатационных показателей новой техни ки при прочих равных условиях должен способствовать снижению те
кущих затрат, увеличению эффективности |
сельскохозяйственного |
производства. |
|
Таким образом, цель проектирования новых и совершенствования конструкций существующих машин заключается в снижении затрат на производство единицы продукции и повышении эффективности общест венного труда в отраслях, где используется техника, т.е. в сфере эксплуатации.
Однако новая машина не всегда дает эффект в сфере эксплуата ции, Например, это бывает в тех случаях, если с переходом на но вую (или усовершенствованную) модель агрозоотехнические и эксплу атационные качества, а также цена машины остаются на прежнем уров не. В то же время промышленность получает определенный зкономи - чеокий эффект в результате совершенствования технологии и органи зации производства. Все это приводит к снижению общественных зат рат в промышленности, т.е. в сфере производства новой техники.
Вместе с тем экономический эффект от внедрения новой сель скохозяйственной техники не всегда полностью проявляется в офа-
5
pax ее производства и эксплуатации. Он может проявляться так же в смежных отраслях производства: на транспорте, в сфере за готовок и торговли.
Если, например, конструкция картофелеуборочного комбайна наряду с повышенной производительностью будет обладать техноло гическими качествами, которые приведут не только к снижению по терь на уборке, но и к уменьшению повреждений клубней, то при существ, ющей системе сдаточных и закупочных цен экономический эффект проявится как в сфере эксплуатации комбайна, так и в системе заготовок, и обеспечения населения продуктами. Это объяс няется тем, что потери картофеля при хранении пропорциональны макро- и микроповреждениям. Чем меньше потери при хранении кар тофеля, тем выше экономический эффект, получаемый в смежной об служивающей сфере.
Характерным примером проявления экономического эффекта в пищевой промышленности может служить такая технология уборки сахарной свеклы, при которой достигается высокое качество очис тки корней от ботвы без срезания верхней наиболее сахаристой их части. При такой технологии при прочих равных условиях уве личивается выход сахара, а следовательно, повышается эффектив ность общественного труда в отрасли пищевой промышленном».
В обоих примерах речь идет о продукции разного качества, что должно отражаться сдаточными ценами. Однако при неизменных ценах реализации продукции часть экономического эффекта неиз бежно переносится в перерабатывающие отрасли промышленности и обслуживающую сферу.
Следовательно, полный народнохозяйственный эффект от внед рения новых машин и технологий равен сумме экономических эффек тов, полученных во всех отраслях народного хозяйства - в сфе рах производства и эксплуатации машин, а также в смежных сфе рах.
Правильное определение в каждом конкретном случае сфер проявления экономического эффекта при обосновании эффективнос ти новой техники и технологий играет важную роль в технико - экономических исследованиях и расчетах, так как это является необходимым и обязательным условием правильного расчета народно хозяйственного эффекта.
6
§ 1.2 Этапы экономической оценки машин
Новая машина (или их комплекс) в процессе создания прохо дит следующие этапы: а) научно-исследовательские работы по вы бору рационального типа рабочих органов и общей технологической схемы, обоснованию параметров, режимов работы и места ее в сис теме машин; б) разработка и обоснование технического задания на проектирование; в) проектирование и создание опытных образцов машин; г) испытание и конструктивная доработка выявленных недос татков до получения рекомендации машиноиспытательных станций на постановку машины на производство; д) обоснование целесообраз ности постановки на производство на данном конкретном зав де и организация производства (партии, серийного, массового); е) внедрение новой машины в сельскохозяйственное производство.
На каждом этапе в зависимости от конкретных целей произво дятся технико-экономические расчеты. При этом на практике на разных этапах часто необоснованно применяются различные нормати вы и способы сопоставления.
Результаты расчетов экономической эффективности, выполняе мых для новых машин, их комплексов и технологий при проведении предпроектных научно-исследовательских работ и для машин, уже находящихся в эксплуатации, могут существенно отличаться. Это отличие состоит, прежде всего, в степени полноты и достовернос ти исходной информации, которая непрерывно пополняется и уточня ется при переходе от предыдущего к последующему этапу создания новой машины. Поэтому нельзя требовать, например, чтобы точность расчетов при разработке технического задания на проектирование и при внедрении новой машины в сельскохозяйственное производство была одинаковой. Приближение к реальным условиям производства новой машины на конкретном предприятии и ее эксплуатации в опре деленной зоне (районе) дает возможность уточнить величину эффекта, который можно от нее получить.
Принципы # методы расчета экономической эффективности новой техники должны быть едиными на всех этапах ее создания. Это поз волит на единой методической основе лишь уточнять величину эф фекта при переходе от одного этапа к другому, избежать возможных ошибок, излишних затрат труда и средств, сокращать время создания
7
новой машины. Такой подход к методам расчета экономической эф фективности особенно необходим в период бурного развития научнотехнического прогресса, когда техника подвергается ускоренному игральному старению.
Важнейшим условием единства методики расчета экономической эффективности новой техники на всех этапах следует считать стро гое соблюдение правила, согласно которому машина, начиная с на учных исследований и разработки технического задания на проек тирование и кончая внедрением в производство, должна оценивать ся с учетом конкретных условий ее эксплуатации, уровня органи зации использования техники в колхозах и совхозах именно той зоны, для которой она предназначена.
На практике при расчете экономической эффективности часто основываются на средних условиях эксплуатации. При этом недоста точно учитываются такие важные факторы, как почвенные и климати ческие условия, размеры полей, принятая агротехника, специализа ция растениеводства (структура посевных площадей) и животновод ства, общий объем производства в хозяйствах и их подразделениях,
атакже имеющийся парк машин. Чрезмерное усреднение этих условий
иисходных нормативов по загрузке машин, амортизационным и ре монтным отчислениям, оплате труда рабочих может привести й тому, что машина, экономичная по средним показателям, окажется неэф фективной в конкретных хозяйствах и отдельных зонах.
Чтобы вновь создаваемые и совершенствуемые конструкции сельскохозяйственных машин были прогрессивными, в начальной ста дии их создания необходимо тщательно учесть тенденцию развития научно-технического прогресса во времени в нашей стране и за ру бежом. При этом на стадии предпроектных научно-исследовательских разработок технико-экономические параметры и режимы эксплуатации,
атакже технологическую схему машины следует выбирать с таким расчетом, чтобы к моменту постановки на производство новая маши на была бы прогрессивной по отношению к лучшим выпускаемым ана логичным отечественным и зарубежным образцам. Невыполнение этого требования может привести к моральному старению машины еще до ее
выпуска.
8
§ 1.5 Научна-техническии прогресс и основы выбора базы сравнения
В, сельскохозяйственном производстве в создании конечной, продукции участвует, как правило, значите льнов количество разно- т ш ш х иааиш, каждая из которых выполняет одну или несколько опе раций технологического процесса. Практически часто трудно оире - делать, какая именно часть конечной продукции произведена той или ивой; «ш и н о й ;. Поэтому при расчетах экономической эффективности сельскохозяйственной техники часто пользуются доказателеи годо вой выработки машин (го у.и., тюк, т, нэ и дв.). 1а практике' приходится т а к ю сравнивать машины,, отличающиеся количествам выгодвяедах операций, объемом и качеством выпускаемой ироду дни. При этом затраты необходимо сопоставлять с объемами производимой продукции в аатурахышй или стоимостном ее исчислении..
Технологически® процессы; возделывания одних и тех к® куль тур в различных почвенно-климатических условиях вашей страны не одинаковы по; ко личеству операций и их назначению. Кроме того, создание комбинированных машин, а; также машин о новыми принци пами; действия рабочих органов приводит к существевюму изменению всего; технологического процесса возделывания и уборки ©ельсшохозяйствешшх культур, применяемых комплексов машин.
Большинство навесных и прицепных мобильных сельскохозяйст венных машин необходимо агрегатировать с различными тракторами и стдаходаьат шасси. При этом из-за специфики: еельскохозяйствеиного производства трактор в течение года работает не с одной, а с несколькими машинами. Таким; образом, в каждом конкретном случае необходимо решать важный вопрос О' базе сравнения новой машины.
йэзестно, что проектированию новой техники предшествуют научные исследования и изыскания по выбору и обоснованию типов рабочих органов, общих технологических схем, а также параметров и режимов е .учетом' почвенно-климатических условий работы машин, их назначения, в период завершения комплексной механизации; боль шое внимание должно уделяться определению места каждой машины; в системе, чтобы' эффективной была не отдельная на них, а комплекс
исистема в цело*.
Внастоящее время критерием общественной полезности првг-
9