Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

техник* привело к тону, что определенные, например,в ЦНИМЭСХ /IV. 27, 35, 40.7 оптимальные параметры агрегатов оказались не­

сопоставимыми между собой (табл.1-1).

Таблица I-I

! Оптимальные J параметры

Агрегат

!------- ---------

 

(ско-

(ширина

 

(рость, (захвата,

 

(км/ч

! м

(Тяговое IТребуе-!Мощность (сопротив-!мый (двигате- (ление ма-(класс (ля, ж.с. !шин(ору- (Тракто-!

|дия), т !ра по 1 (тяге.т j

Трактор с косилкой

7-8 3,0-3,5

0,16-0,20

0,2

25-50

с сеялкой

10—II

4,5

0,85-0,95

0,95

60-65

-*- культиватором

10—II

4,5-4,8

1,00-1,10

I.I

70-75

с плугом

12

3,84

5,4

5,4

320-3601

Как видно из* таблицы, на одной работе применяется колес­ ный трактор, а на трех остальных - гусеничные. Поскольку усло­ вие занятости трактора в течение года на одном виде работ прак­ тически невыполнимо, то в действительности трактор работает со многими манинамн. Таким обрааои, на экономические показатели, например пахотных агрегатов, оказывают влияние многие другие

агрегаты, и наоборот. Однако эти взаимосвязи в модели не учтены. Следовательно, экстремальная экономическая, задача (1.4.2) по отысканию оптимального значения скорости и ширины захвата мо - бяльных маямнно-тракторных агрегатов и иетод ее решения не при­ годны для определения этих параметров и состава парка тракторов в процессе разработок новой сельскохозяйственной техники.

Эта задача не применима также для оптимального распределе­ ния видов и объемов работ и выбора оптимальных агрегатов для их

выполнения по подразделениям или хозяйству в целом. Математи­

ческая модель (1.4.2) имеет ограниченное применение и может быть использована лишь для выбора оптимальных значений скорости и яирины захвата в тех случаях, если заранее определены тип и ко­ личество тракторов для выполнения механизированных работ.

Рассматриваемая экстремальная задача имела известную прак­ тическую значимость в то время, когда не были разработаны ме­ тоды решения таках задач по оптимизации параметров и режимов ряботн машинно-тракторного парка в целом с учетом взаимосвязей

16


всех агрегатов.

В настоящее время многие научно-исследовательские органи­ зации (ВИМ, СибйМЭ, РИСХМ, ВЙЭСХ, ВЦ Госплана УССР, УНИШЭСХ, НИМЭМП Госплана БССР, ЦН'ОДЭСХ, ВНИЙМЭСХ и др.) работают над проблемой моделирования и обоснования перспективного типажа тракторов и структуры 'ДТП. Разработаны модели для обоснования структуры МТП при условий полного укомплектования хозяйств но­ выми машинами; оптимального пополнения хозяйств техникой, что вызвано необходимостью замены изношенных машин новыми и тенден­ цией роста технической оснащенности колхозов и совхозов. Из­ вестны также модели для расчета оптимального плана использова­ ния техники, уже имеющейся в хозяйствах.

Указанные экстремальные задачи являются экономическими, так как оптимальное решение их отыскивается по минимуму приведен­ ных затрат или себестоимости выполнения всего годового объема механизированных работ. Следует отметить, что постановка и ме­ тоды решения экстремальных экономических задач по отысканию об­ щего оптимума всего парка машин с учетом их взаимосвязей, а не отдельных изолированных машинно-тракторных агрегатов, лишены Тех принципиальных недостатков, которые были отмечены выше.

Так, оптимальное решение экстремальной задачи по всему парку сельскохозяйственных машин в целом позволяет одновременно обос­

новать

во взаимосвязи оптимальные параметры и режимы работы

( в

и V ) агрегатов на всех видах технологических операций,

выбрать тип и количество тракторов и сельскохозяйственных ма­ шин, обеспечивающих общий оптимум.

В математических моделях по оптимизации парка машин в целом не принималась во внимание реально существующая взаимо­ связь между эффективностью использования в колхозах и совхозах техники и рабочей силы, в первую очередь механизаторов, т.е. недостаточно учитывался принцип отыскания общего оптимума ис­ пользования всех основных ресурсов производства в хозяйствах. Так, например, в результате проведенных в ЦНЙИМЭСХ исследований обоснованы нормативы оптимальной потребности колхозов и совхо­ зов БССР в технике при двухсменном ее использовании длн комп­ лексной механизации растениеводства. В то же время анализ пока­ зал, что при оснащении хозяйств техникой, согласно этим норма-

1?


тивам, и реализации плана двухсменного ее использования при комплексной механизации сельскохозяйственного производства по­ лучается слишком низкая годовая занятость трактористов-машинис- тов непосредственно по специальности, а следовательно, и низкий среднемесячный заработок на механизированных работах.

При этом необходимо иметь в виду, что при комплексной механизации сельскохозяйственного производства нет оснований считать, что остальной фонд рабочего времени механизаторов бу­ дет полностью использован для выполнения в хозяйстве других работ. Видимо, необходимостью повышения эффективности использо­ вания рабочего времени механизаторов по специальности в значи­ тельной мере объясняется устойчивая тенденция (за 1940-1970 гг. уменьшения в колхозах и совхозах страны отношения количества трактористов-машинистов к числу тракторов и закрепления за каж­ дым механизатором одного трактора. Поэтому проблему потребности в технике в настоящее время уже нельзя решать оторванно от проб лемы потребности и занятости механизаторов, так как в условиях комплексной механизации сельскохозяйственного производства по существу она составляет единую экстремальную задачу эффективно­ го использования производительных сил в сельском хозяйстве. Одностороннее решение данной проблемы не может гарантировать общего оптимума.

В поисках рациональных методов использования сельскохозяй­ ственной технини в колхозах и совхозах часто ставится и решает­ ся экстремальная задача выбора типа и обоснования оптимального соотношения сопряженно работающих машин для механизации какоголибо одного технологического процесса, например уборки карто­ феля, сахарной свеклы и т.п. При этом исходят из того, что в хозяйствах имеется определенное количество тракторов, автомо­ билей и различных сельскохозяйственных машин и чтобы, например, для комбайновой уборки картофеля из имеющихся в хозяйстве авто­

мобильных, тракторных, а также погрузочных средств

подобрать

в определенном соотношении такие, которые обеспечат

минимум

затрат на уборку одного гектара (тонны) картофеля.

 

Естественно, что такой типфйдач носит более локальный характер, чем предыдущий, так как из всего парка машин предпо­ лагается только часть их использовать с максимальной эффектив­

18


ностью. С точки зрения принципа повышения общей экономической эффективности общественного производства, постановка такой зада­ чи экономически правомерна лишь при условии, что в период убор­ ки картофеля никакие другие работы в хозяйствах не выполняются, т.е, свободные от уборки картофеля техника и рабочая сила в этот период в хозяйствах не используются. Поэтому наиболее эф­ фективная организация механизированной уборки картофеля будет способствовать повышению эффективности производства хозяйства в целом.

Однако в действительности в условиях БССР, например, опти­ мальные агротехнические сроки уборки картофеля приходятся в ос­ новном на сентябрь - самый напряженный период, когда все сред­ ства механизации и трудовые ресурсы в хозяйствах полностью за­ няты и ощущается даже их недостаток. Следовательно, приведенная постановка экстремальной задачи неправомерна.

Экономически правильной была бы постановка следующей экстре­ мальной задачи оперативного планирования использования техники: распределить имеющуюся в хозяйстве технику и трудовые ресурсы для выполнения всех видов работы в заданный период и организо­ вать их использование так, чтобы на всех видах работ свести к минимуму общие производственные затраты за период, в том числе и на уборке картофеля.

Такая постановка задачи соответствует принципу повышения экономической эффективности общественного производства в колхо­ зах и совхозах. Действительно, если производство в каждый пе­ риод будет осуществляться с минимальными затратами, то и общие годовые затраты хозяйств будут минимальными. Что касается ма­ тематических моделей и Методов решения подобных задач, то они могут быть различными в зависимости от количества работ в плани­ руемый период, а также от того, какие параметры необходимо полу­ чить в результате решения задачи.

В практике технико-экономических исследований по механиза­ ции сельского хозяйства довольно распространенной является за­ дача об эффективности использования в колхозах и совхозах авто­ мобильных и тракторных транспортных средств для технологических, внутрихозяйственных и внехозяйственных грузоперевозок. Цель по­ становки и решения такой задачи заключается в выборе и обосно­

19


вании типажа и структуры автомобильного парка хозяйств, распре­ делении транспортных работ между автомобилями и тракторами и аффективном использовании транспортных средств. Эта задача так­ же относится к числу экстремальных, поскольку ее решение осно­ вано на минимизации стоимостного оценочного критерия.

Следует, однако, отметить, что разные исследователи прихо­ дят к противоположным выводам об экономической эффективности ис­ пользования автомобилей и тракторов на транспортных работах в колхозах и совхозах в одинаковых производственно-климатических условиях, при перевозке одних и тех же грузов и на одинаковые расстояния. Действительно, если объективно существует оптимум, т.е. наивыгоднейщий вариант распределения грузоперевозок в хо­ зяйствах между автомобилями и тракторами, то в любых конкретных производственных условиях он может быть только один. Следова­ тельно, только один вывод может быть и об эффективности исполь­ зования, типаже и соотношении тракторов и автомобилей.

Анализ показывает, что при решении подобных задач часто недостаточно учитываются организационно-экономические взаимо­ связи в использовании в хозяйствах техники, необоснованно выби­ рается оценочный критерий, минимум которого не гарантирует об­ щего оптимума экономической эффективности производства, Действи­ тельно, при постановке и решении различных транспортных задач в качестве оценочного показателя (критерия) эффективности при­ нимают себестоимость единицы транспортных'работ, т.е, одного тонно-километра. Считают, что выгоднее тот вид транспорта, ко­ торый обеспечивает минимум стоимости одного тонно-километра. Однако при этом в ряде случаев упускается иэ виду общая эффек­

тивность использования техники в колхозах и совхозах. В резуль­ тате несоблюдения принципа общей экономической эффективности производства допускается методологическая ошибка в учете затрат на транспортные работы.

Так, например, известно, что тип и количество колесных тракторов для хозяйств определяются агротехническими сроками и объемами пропашных и сеноуборочных работ, которые могут быть выполнены только этими тракторами, Поэтому балансовая стоимость колесных тракторов в хозяйствах не зависит от того, будут или не будут они использоваться в свободное время на других работах,

20