Файл: Жукевич, К. И. Методы экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
техник* привело к тону, что определенные, например,в ЦНИМЭСХ /IV. 27, 35, 40.7 оптимальные параметры агрегатов оказались не
сопоставимыми между собой (табл.1-1).
Таблица I-I
! Оптимальные J параметры
Агрегат |
!------- --------- |
|
|
(ско- |
(ширина |
|
(рость, (захвата, |
|
|
(км/ч |
! м |
(Тяговое IТребуе-!Мощность (сопротив-!мый (двигате- (ление ма-(класс (ля, ж.с. !шин(ору- (Тракто-!
|дия), т !ра по 1 (тяге.т j
Трактор с косилкой |
7-8 3,0-3,5 |
0,16-0,20 |
0,2 |
25-50 |
|
с сеялкой |
10—II |
4,5 |
0,85-0,95 |
0,95 |
60-65 |
-*- культиватором |
10—II |
4,5-4,8 |
1,00-1,10 |
I.I |
70-75 |
с плугом |
12 |
3,84 |
5,4 |
5,4 |
320-3601 |
Как видно из* таблицы, на одной работе применяется колес ный трактор, а на трех остальных - гусеничные. Поскольку усло вие занятости трактора в течение года на одном виде работ прак тически невыполнимо, то в действительности трактор работает со многими манинамн. Таким обрааои, на экономические показатели, например пахотных агрегатов, оказывают влияние многие другие
агрегаты, и наоборот. Однако эти взаимосвязи в модели не учтены. Следовательно, экстремальная экономическая, задача (1.4.2) по отысканию оптимального значения скорости и ширины захвата мо - бяльных маямнно-тракторных агрегатов и иетод ее решения не при годны для определения этих параметров и состава парка тракторов в процессе разработок новой сельскохозяйственной техники.
Эта задача не применима также для оптимального распределе ния видов и объемов работ и выбора оптимальных агрегатов для их
выполнения по подразделениям или хозяйству в целом. Математи
ческая модель (1.4.2) имеет ограниченное применение и может быть использована лишь для выбора оптимальных значений скорости и яирины захвата в тех случаях, если заранее определены тип и ко личество тракторов для выполнения механизированных работ.
Рассматриваемая экстремальная задача имела известную прак тическую значимость в то время, когда не были разработаны ме тоды решения таках задач по оптимизации параметров и режимов ряботн машинно-тракторного парка в целом с учетом взаимосвязей
16
всех агрегатов.
В настоящее время многие научно-исследовательские органи зации (ВИМ, СибйМЭ, РИСХМ, ВЙЭСХ, ВЦ Госплана УССР, УНИШЭСХ, НИМЭМП Госплана БССР, ЦН'ОДЭСХ, ВНИЙМЭСХ и др.) работают над проблемой моделирования и обоснования перспективного типажа тракторов и структуры 'ДТП. Разработаны модели для обоснования структуры МТП при условий полного укомплектования хозяйств но выми машинами; оптимального пополнения хозяйств техникой, что вызвано необходимостью замены изношенных машин новыми и тенден цией роста технической оснащенности колхозов и совхозов. Из вестны также модели для расчета оптимального плана использова ния техники, уже имеющейся в хозяйствах.
Указанные экстремальные задачи являются экономическими, так как оптимальное решение их отыскивается по минимуму приведен ных затрат или себестоимости выполнения всего годового объема механизированных работ. Следует отметить, что постановка и ме тоды решения экстремальных экономических задач по отысканию об щего оптимума всего парка машин с учетом их взаимосвязей, а не отдельных изолированных машинно-тракторных агрегатов, лишены Тех принципиальных недостатков, которые были отмечены выше.
Так, оптимальное решение экстремальной задачи по всему парку сельскохозяйственных машин в целом позволяет одновременно обос
новать |
во взаимосвязи оптимальные параметры и режимы работы |
( в |
и V ) агрегатов на всех видах технологических операций, |
выбрать тип и количество тракторов и сельскохозяйственных ма шин, обеспечивающих общий оптимум.
В математических моделях по оптимизации парка машин в целом не принималась во внимание реально существующая взаимо связь между эффективностью использования в колхозах и совхозах техники и рабочей силы, в первую очередь механизаторов, т.е. недостаточно учитывался принцип отыскания общего оптимума ис пользования всех основных ресурсов производства в хозяйствах. Так, например, в результате проведенных в ЦНЙИМЭСХ исследований обоснованы нормативы оптимальной потребности колхозов и совхо зов БССР в технике при двухсменном ее использовании длн комп лексной механизации растениеводства. В то же время анализ пока зал, что при оснащении хозяйств техникой, согласно этим норма-
1?
тивам, и реализации плана двухсменного ее использования при комплексной механизации сельскохозяйственного производства по лучается слишком низкая годовая занятость трактористов-машинис- тов непосредственно по специальности, а следовательно, и низкий среднемесячный заработок на механизированных работах.
При этом необходимо иметь в виду, что при комплексной механизации сельскохозяйственного производства нет оснований считать, что остальной фонд рабочего времени механизаторов бу дет полностью использован для выполнения в хозяйстве других работ. Видимо, необходимостью повышения эффективности использо вания рабочего времени механизаторов по специальности в значи тельной мере объясняется устойчивая тенденция (за 1940-1970 гг. уменьшения в колхозах и совхозах страны отношения количества трактористов-машинистов к числу тракторов и закрепления за каж дым механизатором одного трактора. Поэтому проблему потребности в технике в настоящее время уже нельзя решать оторванно от проб лемы потребности и занятости механизаторов, так как в условиях комплексной механизации сельскохозяйственного производства по существу она составляет единую экстремальную задачу эффективно го использования производительных сил в сельском хозяйстве. Одностороннее решение данной проблемы не может гарантировать общего оптимума.
В поисках рациональных методов использования сельскохозяй ственной технини в колхозах и совхозах часто ставится и решает ся экстремальная задача выбора типа и обоснования оптимального соотношения сопряженно работающих машин для механизации какоголибо одного технологического процесса, например уборки карто феля, сахарной свеклы и т.п. При этом исходят из того, что в хозяйствах имеется определенное количество тракторов, автомо билей и различных сельскохозяйственных машин и чтобы, например, для комбайновой уборки картофеля из имеющихся в хозяйстве авто
мобильных, тракторных, а также погрузочных средств |
подобрать |
в определенном соотношении такие, которые обеспечат |
минимум |
затрат на уборку одного гектара (тонны) картофеля. |
|
Естественно, что такой типфйдач носит более локальный характер, чем предыдущий, так как из всего парка машин предпо лагается только часть их использовать с максимальной эффектив
18
ностью. С точки зрения принципа повышения общей экономической эффективности общественного производства, постановка такой зада чи экономически правомерна лишь при условии, что в период убор ки картофеля никакие другие работы в хозяйствах не выполняются, т.е, свободные от уборки картофеля техника и рабочая сила в этот период в хозяйствах не используются. Поэтому наиболее эф фективная организация механизированной уборки картофеля будет способствовать повышению эффективности производства хозяйства в целом.
Однако в действительности в условиях БССР, например, опти мальные агротехнические сроки уборки картофеля приходятся в ос новном на сентябрь - самый напряженный период, когда все сред ства механизации и трудовые ресурсы в хозяйствах полностью за няты и ощущается даже их недостаток. Следовательно, приведенная постановка экстремальной задачи неправомерна.
Экономически правильной была бы постановка следующей экстре мальной задачи оперативного планирования использования техники: распределить имеющуюся в хозяйстве технику и трудовые ресурсы для выполнения всех видов работы в заданный период и организо вать их использование так, чтобы на всех видах работ свести к минимуму общие производственные затраты за период, в том числе и на уборке картофеля.
Такая постановка задачи соответствует принципу повышения экономической эффективности общественного производства в колхо зах и совхозах. Действительно, если производство в каждый пе риод будет осуществляться с минимальными затратами, то и общие годовые затраты хозяйств будут минимальными. Что касается ма тематических моделей и Методов решения подобных задач, то они могут быть различными в зависимости от количества работ в плани руемый период, а также от того, какие параметры необходимо полу чить в результате решения задачи.
В практике технико-экономических исследований по механиза ции сельского хозяйства довольно распространенной является за дача об эффективности использования в колхозах и совхозах авто мобильных и тракторных транспортных средств для технологических, внутрихозяйственных и внехозяйственных грузоперевозок. Цель по становки и решения такой задачи заключается в выборе и обосно
19
вании типажа и структуры автомобильного парка хозяйств, распре делении транспортных работ между автомобилями и тракторами и аффективном использовании транспортных средств. Эта задача так же относится к числу экстремальных, поскольку ее решение осно вано на минимизации стоимостного оценочного критерия.
Следует, однако, отметить, что разные исследователи прихо дят к противоположным выводам об экономической эффективности ис пользования автомобилей и тракторов на транспортных работах в колхозах и совхозах в одинаковых производственно-климатических условиях, при перевозке одних и тех же грузов и на одинаковые расстояния. Действительно, если объективно существует оптимум, т.е. наивыгоднейщий вариант распределения грузоперевозок в хо зяйствах между автомобилями и тракторами, то в любых конкретных производственных условиях он может быть только один. Следова тельно, только один вывод может быть и об эффективности исполь зования, типаже и соотношении тракторов и автомобилей.
Анализ показывает, что при решении подобных задач часто недостаточно учитываются организационно-экономические взаимо связи в использовании в хозяйствах техники, необоснованно выби рается оценочный критерий, минимум которого не гарантирует об щего оптимума экономической эффективности производства, Действи тельно, при постановке и решении различных транспортных задач в качестве оценочного показателя (критерия) эффективности при нимают себестоимость единицы транспортных'работ, т.е, одного тонно-километра. Считают, что выгоднее тот вид транспорта, ко торый обеспечивает минимум стоимости одного тонно-километра. Однако при этом в ряде случаев упускается иэ виду общая эффек
тивность использования техники в колхозах и совхозах. В резуль тате несоблюдения принципа общей экономической эффективности производства допускается методологическая ошибка в учете затрат на транспортные работы.
Так, например, известно, что тип и количество колесных тракторов для хозяйств определяются агротехническими сроками и объемами пропашных и сеноуборочных работ, которые могут быть выполнены только этими тракторами, Поэтому балансовая стоимость колесных тракторов в хозяйствах не зависит от того, будут или не будут они использоваться в свободное время на других работах,
20