Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О. Л. ДЖАПАРИДЗЕ

ПЕРЕВОЗКИ

ЗЕРНОПРОДУКТОВ

Москва «К олос» 1974

6П9.83

Д 40

У Д К 664.7:656.073

 

~:л<шя

 

Гшг-.у -

 

1 ,Я^

391Н°

"О -&АДА

 

Р е ц е н з е н т — начальник Транспортного управления Министерства заготовок СССР Ю. М. Мелихов

/! ,

■J

S

SUb ь

Джапаридзе О. Л.

Д 40 Перевозки зернопродуктов. М., «Колос», 1974.

287с.

В книге изложен материал на основе действующих на транспорте законов, правил и тарифов и сложившейся практики их применения. Приведены ссылки на соответствующие законы и правила с необхо­ димыми комментариями. Даны разработанные применительно к дея­ тельности системы заготовок таблицы и -расчеты, которые помогут ра­ ботникам системы правильно планировать и организовывать перевоз­ ки, а также вести расчеты с транспортными организациями.

Рассчитана на инженерно-технических работников и работников службы транспорта Министерства заготовок СССР и Министерства железнодорожного транспорта СССР.

40600—286 6П9.83 175-74

035(01)—74

© Издательство «Колос», 1974

Г л а в а 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТА

С ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯМИ И ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЯМИ

. Взаимоотношения органов транспорта с клиентурой, права, обязанности и ответственность сторон, возникаю­ щие в процессе перевозок грузов, регламентируются Уставами железнодорожного, речного и автомобильного транспорта и Кодексом торгового мореплавания Союза ССР.

Уставы и Кодекс утверждает Правительство Совет­ ского Союза или союзных республик. Уставы и Кодекс являются нормативными актами, обязательными для органов транспорта и для всех предприятий, организа­ ций и учреждений, пользующихся услугами транспорта.

В настоящее время действуют:

на железнодорожном транспорте — Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный Постановлением Со­ вета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. № 270;

на речном транспорте — Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. № 1801; на морском транспорте — Кодекс торгового морепла­ вания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума

Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. Уставы автомобильного транспорта утверждают пра­

вительства союзных республик, и, следовательно, их действие ограничено пределами соответствующей союз­ ной республики.

Действующий Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержден Постановлением’ Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12.

В уставах и Кодексе закреплены основные положе­ ния организации перевозок и взаимоотношения сторон. Более детальный порядок планирования перевозок, оформления соответствующих документов, приема гру-

3


зов к перевозке и их выдачи адресату, взвешивания, оформления актов и претензий, условий транспортиро­ вания отдельных грузов и. т. д. устанавливаются прави­ лами и техническими условиями.

Издание правил перевозок и технических условий предусмотрено уставами и Кодексом. Правила перевозок имеют обязательную силу для всех предприятий, орга­ низаций и учреждений. Вместе с тем эти правила дол­ жны строго соответствовать действующим законам и не могут отменять или изменять их.

Правила и технические условия разрабатываются и утверждаются соответствующими транспортными мини­ стерствами по согласованию с заинтересованными ми- , нистерствами и ведомствами, а наиболее важные из них согласовываются также с Государственным Арби­ тражем, Госпланом и Госкомитетом Совета Министров

СССР по материально-техническому снабжению. Правила перевозки грузов и технические условия по­

грузки и крепления грузов публикуются в виде отдель­

ных сборников.

 

 

 

 

 

К числу таких сборников относятся:

 

 

пере­

на

железнодорожном

транспорте —«Правила

возок

грузов» (изд. «Транспорт», 1967 г.)

и

«Техниче­

ские

условия

погрузки

и крепления

грузов»

(изд.

«Транспорт», 1969 г.);

 

 

1-р, в кото­

на речном транспорте — Руководство №

рое,

кроме правил, включен и текст

Устава

(изд.

«Транспорт», 1970 г.);

 

№ 4-м

(изд.

на

морском

транспорте — Руководство

«Морской транспорт», 1963 г.).

Вновь вводимые правила, не включенные в указан­ ные сборники, а также изменения действующих правил публикуются в периодически издаваемых сборниках правил перевозок и тарифов, которые обозначаются по­ рядковым номером и годом выпуска, например «Сбор­ ник правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Союза ССР» № 112 за 1960 г.

Обязательным условием, гарантирующим от ошибок при планировании и организации перевозок, является своевременная и систематическая информация практи­ ческих работников о вводе в действие новых правил или отмене и изменении действующих. Предприятия и ор­ ганизации, в круг деятельности которых входит плани­ рование и организация перевозок грузов, должны си­

4


стематически приобретать все без исключения выпускае­ мые сборники правил перевозок и тарифов и регулярно вносить публикуемые в них изменения в соответствую­ щие тарифные и другие руководства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Основными признаками, определяющими виды гру­ зовых перевозок, являются: количество перевозимого груза, скорость его доставки, участие в перемещении груза различных видов транспорта или разных подраз­

делений

одного вида

транспорта и

территориальные

границы

транспортирования

груза.

определяет такие

Вид

перевозки во

многих

случаях

важные факторы транспортирования груза, как рацио­ нальность использования перевозочных средств, размер транспортных издержек, скорость доставки и т. п.; следовательно, оптимальный его выбор имеет исключи­ тельно большое значение.

Если в перевозке груза принимают участие разные виды транспорта по е д и н о м у перевозочному доку­ менту (накладной), то такой способ перевозки называ­ ется п р я м ы м с м е ш а н н ы м с о о б ще н и е м .

Перевозки в прямом смешанном сообщении подраз­ деляются на:

прямое смешанное железнодорожно-водное сооб­ щение;

прямое водное сообщение (груз перевозят морским и речным транспортом, причем имеется в виду участие судов в транспортировании груза, а не путей сообще­ ния. Так, например, не является прямым водным сооб­ щением перевозка груза только речными судами, даже если она осуществляется по речным и морским путям сообщения);

прямое смешанное железнодорожно-автомобильное

сообщение; прямое смешанное железнодорожно-водно-автомо­

бильное сообщение; прямое смешанное водно-автомобильное сообщение.

Перевозки грузов по е д и н о м у перевозочному до­ кументу между станциями СССР и станциями иност­ ранных государств именуются п р я м ы м и м е ж д у н а ­

р о д н ы м с о о б ще н и е м , а между портами

СССР и

иностранных государств — з а г р а н и ч н ы м

с о о б ­

ще н и е м,

 


Грузовые перевозки классифицируются также в за­ висимости от количества подразделений одного вида транспорта, участвующих в транспортировании.

По этим признакам на железнодорожном транспорте различают: а) перевозки в местном сообщении; б) пе­ ревозки в прямом сообщении.

В первом случае станции отправления и назначения груза должны находиться в пределах одной железной дороги, т. е. в ведении одного управления дороги, в то

время как при прямом сообщении груз

перевозят в

границах не менее чем двух дорог.

осуществляе­

Н а р е ч н о м транспорте перевозки,

мые в границах одного пароходства, относятся к в н у т ­

р е н н е м у в о д н о м у с о о б щ е н и ю ,

а перевозки,

осуществляемые с участием нескольких

пароходств,—

к п р я м о м у в н у т р е н н е м у в о д н о м у с о о б щ е ­ нию.

Перевозки грузов между портами СССР одного мо­

ря

именуются м а л ы м

к а б о т а ж е м ,

а между

пор­

тами СССР разных морей — б о л ь ш и м

к а б о т а ж е м .

зов

Малым каботажем считается также перевозка гру­

между портами: а)

Черного

и

Азовского

морей;

б)

Белого моря

и Северного

Ледовитого

океана;

в) Японского, Охотского

и Берингова морей.

 

мар­

 

По железной

дороге

грузы можно

перевозить

шрутными, групповыми, вагонными, малотоннажными и мелкими партиями (отправками).

Маршрутной является партия груза, соответствую­

щая

по массе или вместимости норме, установленной

для

маршрутов.

 

 

Действующие правила устанавливают только мини­

мально допустимую массу (1500 т

брутто) и

длину

(50

вагонов в двухосном исчислении)

маршрута.

Масса

и количество входящих в маршрут вагонов для каж­ дого отдельного направления зависят от состояния пу­ тей, сооружений, вида тяги и мощности локомотивов и устанавливается Министерством путей сообщения (для перевозок в прямом сообщении) и начальниками же­ лезных дорог (для перевозок в местном сообщении).

Перевозка грузов маршрутами позволяет сократить или вовсе исключить работу по расформированию и формированию поездов в пути следования, что обеспе­ чивает значительную экономию материальных и денеж­ ных средств, сокращает сроки продвижения грузов от

6


поставщика к потребителю, повышает оборачиваемость вагонов и провозные возможности железной дороги.

Учитывая большую эффективность маршрутных пе­ ревозок, Устав железных дорог Союза ССР (ст. 23) предусматривает, что массовые грузы, в том числе и зерновые хлебные, должны предъявляться к перевозке, как правило, маршрутами.

В зависимости от количества предприятий, участву­ ющих в погрузке маршрута, различают отправительские

иступенчатые маршруты.

От п р а в и т е л ь с к и м считается маршрут, погру­ женный одним грузоотправителем с одной станции от­ правления.

Отправительские маршруты обеспечивают наиболее полное использование преимуществ маршрутизации пе­ ревозок, так как не требуют работы по сбору с разных станций отдельных групп вагонов, поэтому массовые грузы надо перевозить прежде всего отправительскими маршрутами.

В тех случаях, когда количество груза или техниче­ ские средства предприятий не позволяют осуществить

п о г р у з к у м а р ш р у т а на одной,

станции отправле­

ния, маршрут можно формировать

из вагонов, погру­

женных на разных станциях несколькими предприятия­

ми одного ведомства. Такой маршрут называется

с ту ­

п е н ч а т ым .

 

и

ступенчатые маршруты

могут

Отправительские

грузиться

как

на одну

станцию назначения (прямой

маршрут),

так

и на

несколько станций разгрузки

(мар­

шрут с распылением).

Перевозка грузов прямыми маршрутами полностью исключает необходимость переработки груза в пути следования, но вместе с тем требует относительно бы­ строй разгрузки большого количества вагонов на стан­ ции назначения.

Учитывая это, прямые маршруты должны отгру­ жаться наиболее крупным предприятиям, имеющим тех­ нические средства для быстрой разгрузки маршрутной партии груза.

Перечень

предприятий, в

адрес которых разре­

шается

отгрузка целых

маршрутов

зерна,

утвер­

ждается

и публикуется

совместным

распоряжением

Министерства

заготовок СССР

и Министерства

путей

сообщения.

 

 

 

 

 

7