Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАВИЛА И СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ

В отличие от общих норм гражданского законода­ тельства транспортные уставы запрещают какие-либо соглашения сторон, направленные на изменение разме­ ра и условий их ответственности. Всякая предваритель­ ная договоренность сторон, устраняющая, снижающая или повышающая их ответственность, считается недей­ ствительной, и записи об этом в перевозочных доку­ ментах не имеют никакой юридической силы.

Для взыскания с транспортных организаций плате­ жей, причитающихся в связи с ненадлежащим испол­ нением договора перевозки и плановых обязательств, установлен особый процессуальный порядок, именуе­ мый претензионным.

Смысл этого порядка заключается в том, что грузо­ владельцы обязаны до предъявления иска в государст­ венный арбитраж обратиться с соответствующим требо­ ванием непосредственно к транспортным организациям, т. е. предъявить им претензию. Право на предъявление иска возникает у грузовладельцев только в случаях полного или частичного отказа транспорта удовлетво1рить предъявленную претензию, а также при непоступ­ лении на нее ответа в течение установленного срока.

Законоположения, действующие на соответствующих видах транспорта, строго разграничивают как полномо­ чия транспортных подразделений по рассмотрению претензий определенного содержания, а также права грузоотправителей и грузополучателей предъявлять те или иные требования.

Претензии об уплате штрафов и премий, а также о возврате неправильно взысканных штрафов могут предъявлять те предприятия, организации и учрежде­ ния, которым причитаются или с которых взысканы указанные платежи.

Претензии в связи с недостачей, порчей или повреж­ дением груза имеют право предъявлять только грузо­ получатели, а об уплате стоимости полностью утрачен­ ного груза — как грузополучатели, так и отправители.

Транспортные уставы и Правила перевозок не со­ держат положений о праве грузоотправителей экспорт­ ных грузов предъявлять претензии и иски за их недо­ стачу, порчу или повреждения. Между тем при наступ­

272

лении таких событий на территории СССР единственной стороной, кто может и должен осуществлять указанные функции, являются именно грузоотправители (постав­ щики). Такое право поставщикам предоставлено пунк­ том 40 «Условий поставок товаров для экспорта».

Грузополучатели и грузоотправители могут переда­ вать свое право на предъявление претензии только друг другу, своим вышестоящим организациям и транс­ портно-экспедиционным организациям. Для этого они должны сделать на документе, положенном в основу претензии (накладной, грузовой квитанции), переуступочную надпись и заверить ее подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью предприятия.

Рассматривать претензии и принимать по ним реше­ ния имеют право только транспортные организации, и лишь на автомобильном транспорте эти функции нахо­ дятся в ведении автомобильных хозяйств.

На железнодорожном транспорте претензии о штра­ фах за невыполнение планов перевозок и маршрутиза­ ции рассматривают отделения, а все другие — управле­ ния железных дорог. На водном транспорте рассматри­ вать претензии входит в функции только пароходств.

Внутри указанных подразделений претензии об уплате за утрату, порчу или повреждение грузов рассмат­ ривают грузовые службы (службами грузовой и ком­ мерческой работы), а претензии о всех других плате­ жах — финансовые службы. Претензия, однако, счита­ ется предъявленной не только при ее направлении непосредственно в адрес указанных служб, но и вообще соответствующему транспортному подразделению.

Вопрос о том, кО'му из одноименных подразделений данного вида транспорта должна быть направлена пре­ тензия, определяется в зависимости от характера требо­ вания и места нахождения указанных подразделений.

Претензии об уплате штрафов за невыполнение пла­ нов перевозок и маршрутизации, нарушение графиков подачи судов и автомобилей под погрузку, а также об уплате премий за досрочную загрузку перевозочных средств и о возврате взысканных в пункте отправления штрафов предъявляются управлению дороги, отделению дороги, пароходству или автомобильному хозяйству, в ведении которых находится пункт отправления.

При перевозке грузов в прямых смешанных сооб­ щениях или в прямых водных сообщениях с участием

18 О. Л. Джапаридзе

273


речного и морского транспорта, претензии за полную утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, а также за нарушение сроков их доставки предъявляют­ ся во всех случаях той транспортной организации, в ве­ дении которой находится пункт назначения.

На автомобильном транспорте претензии об оплате стоимости полностью утраченного груза предъявляются автотранспортному предприятию, принявшему его к пе­ ревозке.

Все другие претензии предъявляются на железнодо­ рожном и речном транспортах управлениям железных дорог и пароходствам назначения груза, на морском транспорте — пароходству, которое осуществляло пере­ возку, и на автомобильном — предприятию, выдавшему груз.

В частности, железным дорогам и речным пароходст­ вам назначения груза предъявляются претензии за пол­ ную утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, об уплате штрафа за нарушение срока доставки и при­ читающихся грузополучателю премий, а также возврате штрафов, взысканных в пункте назначения.

На морском транспорте эти претензии предъявля­ ются пароходству на судне, котором перевозился груз,

ана автомобильном — предприятию, выдавшему груз. Транспортная организация, обязанная принять пре­

тензию, вытекающую из перевозок в прямых смешан­ ных сообщениях, не имеет права возвращать ее заяви­ телю по мотивам отсутствия вины данного вида транс­ порта.

В указанных случаях она обязана сама передать претензии смежному виду транспорта, уведомив об этом заявителя. Необходимо иметь в виду, что эти уве­ домления не являются отказом в удовлетворении пре­ тензии и не дают права на предъявление исков. Вместе с тем они не приостанавливают и течение срока, уста­ новленного на ее рассмотрение. Последнее обстоятель­ ство должно быть учтено заявителем при определении даты, к которой должен быть получен ответ о резуль­ татах рассмотрения претензии по существу (она должна исчисляться исходя из даты предъявления претензии транспортной организации назначения груза, а не с момента ее передачи другому перевозчику).

Сроки, в течение которых претензии могут предъяв­ ляться грузовладельцами и должны быть рассмотрены

274

транспортными организациями, дифференцированы в за­ висимости от характера подлежащих урегулированию платежей.

Претензии транспортным организациям могут быть заявлены либо в течение шести месяцев, либо в течение 45 дней, начиная со дня возникновения права на их предъявление.

Шестимесячный срок предъявления претензий уста­ новлен по требованиям о возмещении стоимости утра­ ченного, недостающего, испорченного или поврежденно­ го груза, о возврате списанных в безакцептном порядке

штрафов, об

уплате премий (за исключением

водного

транспорта)

и возврате перебора провозных платежей.

В течение 45 дней должны быть заявлены претензии

об уплате штрафов (за невыполнение планов

перево­

зок и маршрутизации, нарушение графиков подачи су­ дов и автомобилей, подачу неочищенных перевозочных средств и просрочку в доставке грузов). На речном и морском транспортах в этот же срок должна быть заяв­ лена претензия об уплате премий.

Указанные сроки исчисляются со дня наступления событий, являющихся основанием для предъявления

претензии, и, в частности:

стоимости

непри­

а) по претензиям о возмещении

бывшего груза — со дня истечения

срока его доставки

и сверх того тридцати суток, а при

перевозках

в пря­

мых смешанных

сообщениях — по

истечении

четырех

месяцев со дня

приема груза к перевозке;

 

б) по претензиям о недостаче, порче или поврежде­ нии груза, а также просрочке срока его доставки — со дня оформления выдачи груза;

в) по претензиям об уплате штрафа за невыполне­ ние планов перевозок и маршрутизации — по окончании срока, установленного для его уплаты. Так как расчеты по причитающимся за невыполнение плана платежам должны быть сообщены грузоотправителю не позже десятого числа следующего за плановым месяца, а сум­ ма уплачена в пятидневный срок после получения рас­ четов, день, с которого начинается течение срока на предъявление претензии, исчисляется: при получении расчета ранее десятого числа со дня его получения с до­ бавлением пяти суток. Если расчет получен десятого числа или позже, течение срока на предъявление пре­ тензии начинается с 16 числа;

18*

275


г) по штрафам за подачу неочищенных перевозоч­ ных средств — с даты их подачи, указанной в акте или в ведомости подачи и уборки;

д) по возврату штрафов, взысканных в безакцептном порядке,— со дня получения копии платежного требова­

ния (счета)

о начислении штрафа, а при

его отсутст­

вии — со дня

фактического списания суммы.

Течение сроков давности, в том числе

и претензион­

ных, начинается во всех случаях с дня, следующего за датой, указанной в документах, как момент наступле­ ния соответствующего события.

Если последний день срока предъявления претензии (или иска) совпадает с праздничным или днем отдыха, то он переносится на первый наступивший после этого рабочий день.

При сдаче претензионного заявления непосредствен­

но управлению

железной дороги (отделению дороги —

по штрафам за

невыполнение планов) или пароходству

последние обязаны выдать об этом расписку, и с этого дня претензия считается предъявленной.

Если претензию пересылают по почте, днем ее предъявления считается день сдачи на почту, что удо­ стоверяется календарным штемпелем на конверте и квитанции.

Работникам предприятий и управлений хлебопро­ дуктов необходимо иметь в виду, что сроки претензион­ ной давности не могут быть приостановлены или прод­ лены никем и ни при каких обстоятельствах. Предъяв­ ление претензий после истечения установленного на это срока автоматически исключает возможность на ее удовлетворение, а также право на обращение с иском. Учитывая это, за своевременным оформлением и на­ правлением претензионных заявлений должен быть ус­ тановлен тщательный и строгий контроль.

Необходимо также иметь в виду, что к рассмотрению принимаются только надлежаще оформленные претен­ зионные заявления, к которым приложены необходимые документы.

Претензионное заявление должно содержать как минимум следующие данные: а) наименование транс­ портной организации и его подразделения, которому на­ правляется претензия; б) полное наименование заяви­ теля и его подробный почтовый адрес; в) отделение банка, в котором открыт расчетный счет заявителя и

276


номерэтого счета; г)

описание, за что предъявляется

претензия

(полная

утрата

груза, недостача, порча,

штраф за

невыполнение плана

перевозок и т. д.), и

краткое обоснование предъявляемого требования; д) рас­ чет суммы претензии отдельно по каждому виду требо­ вания и по каждому документу (накладной, учетной карточки и т. д.); е) дату подписания претензионного заявления.

Заявление должен подписать руководитель пред­ приятия (организации) или его заместитель.

Заявление с просьбой о розыске груза рассматрива­ ется как факт предъявления претензии только в тех случаях, когда это вытекает из его смысла и оно удов­ летворяет всем условиям, предъявляемым к претензии. Учитывая возможность недоразумений, указанные до­ кументы следует оформлять раздельно.

К заявлению обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление соответствующего требования, удостоверяющего наличие необходимых обстоятельств, а также размер взыскива­

емой суммы.

 

 

 

Такими документами являются:

квитанция

а) при полной утрате

груза — грузовая

или справка станции (порта) отправления

о

приеме

груза к перевозке, на которых должна быть

отметка

пункта назначения о том,

что груз не прибыл,

сделан­

ная не раньше чем за 10 дней до предъявления претен­ зии; справка об оплате его стоимости, а при необходи­ мости и справка об оптовой цене с налогом с оборота; б) при недостаче, порче или повреждении груза — накладная, коммерческий акт, справка об оплате его стоимости, а в соответствующих случаях также справка об оптовой цене с налогом с оборота. Кроме того, по грузам, масса которых зависит от содержания влаги, еще и справка о проценте влажности при отправлении

и получении груза.

Без коммерческого акта претензии о недостаче, пор­ че или повреждении груза принимаются к рассмотрению только в случаях его утери или отказе в его оформле­ нии. В первом случае в соответствующей графе на­ кладной должна быть отметка о составлении такого акта, а во втором — приложен документ, подтверждаю­ щий факт обжалования отказа транспортного пред­ приятия в его оформлении и акт проверки количества и


состояния груза с участием представителя незаинтере­ сованной организации или депутата районного- (посел­ кового) совета.

В справке об оплате груза должно быть указано, кому, когда, по какому счету и какая сумма уплачена. Справку подписывает руководитель и главный бухгал­ тер и заверяют печатью предприятия;

в) при предъявлении претензии об уплате штрафа за нарушение сроков доставки к заявлению прикладывают накладную; за невыполнение планов перевозок и марш­ рутизации — учетную карточку и за подачу неочищен­ ных перевозочных средств — акт общей формы;

г) к претензионным заявлениям о возврате взыскан­ ных в безакцептном порядке штрафов прикладывают документы, фиксирующие соответствующее обстоятель­ ство (например, ведомость подачи и уборки вагонов) и справку банка о списании суммы штрафа.

Претензионные заявления, к которым не приложены указанные документы, могут быть возвращены без рас­ смотрения по существу.

В таких случаях претензия считается не предъявлен­ ной и при этом течение срока, положенного на ее предъ­ явление, не прерывается. Она может быть дооформлена и заявлена повторно только до истечения указанного срока.

Вместе с тем право транспортных организаций на возврат претензий без рассмотрения по существу огра­ ничено десятидневным сроком с момента ее получения и только случаями непредставления перечисленных вы­ ше документов.

Претензия не может быть возвращена по мотивам отсутствия каких-либо других документов. Она не ли­ шается юридической силы и в тех случаях, когда от­ сутствующие в претензионном заявлении отдельные све­ дения не препятствуют ее рассмотрению по существу. При необходимости все указанные документы и сведе­ ния должны быть затребованы дополнительно, однако такие запросы срока, установленного на рассмотрение претензии, не удлиняют.

Если претензия, к которой не приложены обязатель­ ные для ее рассмотрения документы, не будет возвра­ щена в течение 10 дней с момента ее получения, она также должна быть принята к рассмотрению по сущест­ ву, а документы затребованы дополнительно.

278

При оформлении претензий необходимо также при­

держиваться следующих правил:

за утрату,

а)

в претензионные заявления об уплате

порчу

и повреждение груза не должны

включаться

требования

об уплате и возврате штрафов,

премий и

каких-либо

иных платежей;

 

б) не могут объединяться в одно заявление требова­ ния, для рассмотрения которых необходимо предъявле­ ние накладных или квитанций с требованиями, для рас­ смотрения которых указанные документы не требуются (например, требование об уплате штрафа за просрочку в доставке груза с требованием об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок);

в) претензионные заявления об уплате стоимости утраченного, недостающего, испорченного или повреж­ денного груза должны оформляться отдельно по каж­ дой накладной или коммерческому акту (когда он оформлен на несколько отправок).

В изъятие из этого правила на железнодорожном и автомобильном транспорте допускается объединять в одну претензии не более чем по пяти отправкам одно­ родных грузов, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного получателя.

Нарушение указанных правил раздельного оформ­ ления претензий влечет те же последствия, что и при непредставлении всех необходимых документов, т. е. она возвращается без рассмотрения по существу и счи­ тается не предъявленной. Все другие требования, на­ пример об уплате штрафа за невыполнение планов пе­ ревозок или о возврате взысканных штрафов, могут объединяться в одно претензионное заявление без огра­ ничения количества.

По некоторым видам платежей установлены мини­ мальные размеры причитающихся сумм, при которых расчеты не производятся и взаимные претензии и иски не рассматриваются.

Такие ограничения установлены по претензиям, для

рассмотрения

которых

требуется представление

пере­

возочных документов

(накладной, грузовой квитанции,

коносамента,

или

товарно-транспортной

накладной),

т. е. по платежам

за

утрату, недостачу,

порчу и

пов­

реждение груза, за просрочку в его доставке и по пере­ борам (недоборам) провозной платы.

279