ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ПРАВИЛА И СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ
В отличие от общих норм гражданского законода тельства транспортные уставы запрещают какие-либо соглашения сторон, направленные на изменение разме ра и условий их ответственности. Всякая предваритель ная договоренность сторон, устраняющая, снижающая или повышающая их ответственность, считается недей ствительной, и записи об этом в перевозочных доку ментах не имеют никакой юридической силы.
Для взыскания с транспортных организаций плате жей, причитающихся в связи с ненадлежащим испол нением договора перевозки и плановых обязательств, установлен особый процессуальный порядок, именуе мый претензионным.
Смысл этого порядка заключается в том, что грузо владельцы обязаны до предъявления иска в государст венный арбитраж обратиться с соответствующим требо ванием непосредственно к транспортным организациям, т. е. предъявить им претензию. Право на предъявление иска возникает у грузовладельцев только в случаях полного или частичного отказа транспорта удовлетво1рить предъявленную претензию, а также при непоступ лении на нее ответа в течение установленного срока.
Законоположения, действующие на соответствующих видах транспорта, строго разграничивают как полномо чия транспортных подразделений по рассмотрению претензий определенного содержания, а также права грузоотправителей и грузополучателей предъявлять те или иные требования.
Претензии об уплате штрафов и премий, а также о возврате неправильно взысканных штрафов могут предъявлять те предприятия, организации и учрежде ния, которым причитаются или с которых взысканы указанные платежи.
Претензии в связи с недостачей, порчей или повреж дением груза имеют право предъявлять только грузо получатели, а об уплате стоимости полностью утрачен ного груза — как грузополучатели, так и отправители.
Транспортные уставы и Правила перевозок не со держат положений о праве грузоотправителей экспорт ных грузов предъявлять претензии и иски за их недо стачу, порчу или повреждения. Между тем при наступ
272
лении таких событий на территории СССР единственной стороной, кто может и должен осуществлять указанные функции, являются именно грузоотправители (постав щики). Такое право поставщикам предоставлено пунк том 40 «Условий поставок товаров для экспорта».
Грузополучатели и грузоотправители могут переда вать свое право на предъявление претензии только друг другу, своим вышестоящим организациям и транс портно-экспедиционным организациям. Для этого они должны сделать на документе, положенном в основу претензии (накладной, грузовой квитанции), переуступочную надпись и заверить ее подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью предприятия.
Рассматривать претензии и принимать по ним реше ния имеют право только транспортные организации, и лишь на автомобильном транспорте эти функции нахо дятся в ведении автомобильных хозяйств.
На железнодорожном транспорте претензии о штра фах за невыполнение планов перевозок и маршрутиза ции рассматривают отделения, а все другие — управле ния железных дорог. На водном транспорте рассматри вать претензии входит в функции только пароходств.
Внутри указанных подразделений претензии об уплате за утрату, порчу или повреждение грузов рассмат ривают грузовые службы (службами грузовой и ком мерческой работы), а претензии о всех других плате жах — финансовые службы. Претензия, однако, счита ется предъявленной не только при ее направлении непосредственно в адрес указанных служб, но и вообще соответствующему транспортному подразделению.
Вопрос о том, кО'му из одноименных подразделений данного вида транспорта должна быть направлена пре тензия, определяется в зависимости от характера требо вания и места нахождения указанных подразделений.
Претензии об уплате штрафов за невыполнение пла нов перевозок и маршрутизации, нарушение графиков подачи судов и автомобилей под погрузку, а также об уплате премий за досрочную загрузку перевозочных средств и о возврате взысканных в пункте отправления штрафов предъявляются управлению дороги, отделению дороги, пароходству или автомобильному хозяйству, в ведении которых находится пункт отправления.
При перевозке грузов в прямых смешанных сооб щениях или в прямых водных сообщениях с участием
18 О. Л. Джапаридзе |
273 |
речного и морского транспорта, претензии за полную утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, а также за нарушение сроков их доставки предъявляют ся во всех случаях той транспортной организации, в ве дении которой находится пункт назначения.
На автомобильном транспорте претензии об оплате стоимости полностью утраченного груза предъявляются автотранспортному предприятию, принявшему его к пе ревозке.
Все другие претензии предъявляются на железнодо рожном и речном транспортах управлениям железных дорог и пароходствам назначения груза, на морском транспорте — пароходству, которое осуществляло пере возку, и на автомобильном — предприятию, выдавшему груз.
В частности, железным дорогам и речным пароходст вам назначения груза предъявляются претензии за пол ную утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, об уплате штрафа за нарушение срока доставки и при читающихся грузополучателю премий, а также возврате штрафов, взысканных в пункте назначения.
На морском транспорте эти претензии предъявля ются пароходству на судне, котором перевозился груз,
ана автомобильном — предприятию, выдавшему груз. Транспортная организация, обязанная принять пре
тензию, вытекающую из перевозок в прямых смешан ных сообщениях, не имеет права возвращать ее заяви телю по мотивам отсутствия вины данного вида транс порта.
В указанных случаях она обязана сама передать претензии смежному виду транспорта, уведомив об этом заявителя. Необходимо иметь в виду, что эти уве домления не являются отказом в удовлетворении пре тензии и не дают права на предъявление исков. Вместе с тем они не приостанавливают и течение срока, уста новленного на ее рассмотрение. Последнее обстоятель ство должно быть учтено заявителем при определении даты, к которой должен быть получен ответ о резуль татах рассмотрения претензии по существу (она должна исчисляться исходя из даты предъявления претензии транспортной организации назначения груза, а не с момента ее передачи другому перевозчику).
Сроки, в течение которых претензии могут предъяв ляться грузовладельцами и должны быть рассмотрены
274
транспортными организациями, дифференцированы в за висимости от характера подлежащих урегулированию платежей.
Претензии транспортным организациям могут быть заявлены либо в течение шести месяцев, либо в течение 45 дней, начиная со дня возникновения права на их предъявление.
Шестимесячный срок предъявления претензий уста новлен по требованиям о возмещении стоимости утра ченного, недостающего, испорченного или поврежденно го груза, о возврате списанных в безакцептном порядке
штрафов, об |
уплате премий (за исключением |
водного |
транспорта) |
и возврате перебора провозных платежей. |
|
В течение 45 дней должны быть заявлены претензии |
||
об уплате штрафов (за невыполнение планов |
перево |
зок и маршрутизации, нарушение графиков подачи су дов и автомобилей, подачу неочищенных перевозочных средств и просрочку в доставке грузов). На речном и морском транспортах в этот же срок должна быть заяв лена претензия об уплате премий.
Указанные сроки исчисляются со дня наступления событий, являющихся основанием для предъявления
претензии, и, в частности: |
стоимости |
непри |
|
а) по претензиям о возмещении |
|||
бывшего груза — со дня истечения |
срока его доставки |
||
и сверх того тридцати суток, а при |
перевозках |
в пря |
|
мых смешанных |
сообщениях — по |
истечении |
четырех |
месяцев со дня |
приема груза к перевозке; |
|
б) по претензиям о недостаче, порче или поврежде нии груза, а также просрочке срока его доставки — со дня оформления выдачи груза;
в) по претензиям об уплате штрафа за невыполне ние планов перевозок и маршрутизации — по окончании срока, установленного для его уплаты. Так как расчеты по причитающимся за невыполнение плана платежам должны быть сообщены грузоотправителю не позже десятого числа следующего за плановым месяца, а сум ма уплачена в пятидневный срок после получения рас четов, день, с которого начинается течение срока на предъявление претензии, исчисляется: при получении расчета ранее десятого числа со дня его получения с до бавлением пяти суток. Если расчет получен десятого числа или позже, течение срока на предъявление пре тензии начинается с 16 числа;
18* |
275 |
г) по штрафам за подачу неочищенных перевозоч ных средств — с даты их подачи, указанной в акте или в ведомости подачи и уборки;
д) по возврату штрафов, взысканных в безакцептном порядке,— со дня получения копии платежного требова
ния (счета) |
о начислении штрафа, а при |
его отсутст |
вии — со дня |
фактического списания суммы. |
|
Течение сроков давности, в том числе |
и претензион |
ных, начинается во всех случаях с дня, следующего за датой, указанной в документах, как момент наступле ния соответствующего события.
Если последний день срока предъявления претензии (или иска) совпадает с праздничным или днем отдыха, то он переносится на первый наступивший после этого рабочий день.
При сдаче претензионного заявления непосредствен
но управлению |
железной дороги (отделению дороги — |
по штрафам за |
невыполнение планов) или пароходству |
последние обязаны выдать об этом расписку, и с этого дня претензия считается предъявленной.
Если претензию пересылают по почте, днем ее предъявления считается день сдачи на почту, что удо стоверяется календарным штемпелем на конверте и квитанции.
Работникам предприятий и управлений хлебопро дуктов необходимо иметь в виду, что сроки претензион ной давности не могут быть приостановлены или прод лены никем и ни при каких обстоятельствах. Предъяв ление претензий после истечения установленного на это срока автоматически исключает возможность на ее удовлетворение, а также право на обращение с иском. Учитывая это, за своевременным оформлением и на правлением претензионных заявлений должен быть ус тановлен тщательный и строгий контроль.
Необходимо также иметь в виду, что к рассмотрению принимаются только надлежаще оформленные претен зионные заявления, к которым приложены необходимые документы.
Претензионное заявление должно содержать как минимум следующие данные: а) наименование транс портной организации и его подразделения, которому на правляется претензия; б) полное наименование заяви теля и его подробный почтовый адрес; в) отделение банка, в котором открыт расчетный счет заявителя и
276
номерэтого счета; г) |
описание, за что предъявляется |
||
претензия |
(полная |
утрата |
груза, недостача, порча, |
штраф за |
невыполнение плана |
перевозок и т. д.), и |
краткое обоснование предъявляемого требования; д) рас чет суммы претензии отдельно по каждому виду требо вания и по каждому документу (накладной, учетной карточки и т. д.); е) дату подписания претензионного заявления.
Заявление должен подписать руководитель пред приятия (организации) или его заместитель.
Заявление с просьбой о розыске груза рассматрива ется как факт предъявления претензии только в тех случаях, когда это вытекает из его смысла и оно удов летворяет всем условиям, предъявляемым к претензии. Учитывая возможность недоразумений, указанные до кументы следует оформлять раздельно.
К заявлению обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление соответствующего требования, удостоверяющего наличие необходимых обстоятельств, а также размер взыскива
емой суммы. |
|
|
|
Такими документами являются: |
квитанция |
||
а) при полной утрате |
груза — грузовая |
||
или справка станции (порта) отправления |
о |
приеме |
|
груза к перевозке, на которых должна быть |
отметка |
||
пункта назначения о том, |
что груз не прибыл, |
сделан |
ная не раньше чем за 10 дней до предъявления претен зии; справка об оплате его стоимости, а при необходи мости и справка об оптовой цене с налогом с оборота; б) при недостаче, порче или повреждении груза — накладная, коммерческий акт, справка об оплате его стоимости, а в соответствующих случаях также справка об оптовой цене с налогом с оборота. Кроме того, по грузам, масса которых зависит от содержания влаги, еще и справка о проценте влажности при отправлении
и получении груза.
Без коммерческого акта претензии о недостаче, пор че или повреждении груза принимаются к рассмотрению только в случаях его утери или отказе в его оформле нии. В первом случае в соответствующей графе на кладной должна быть отметка о составлении такого акта, а во втором — приложен документ, подтверждаю щий факт обжалования отказа транспортного пред приятия в его оформлении и акт проверки количества и
состояния груза с участием представителя незаинтере сованной организации или депутата районного- (посел кового) совета.
В справке об оплате груза должно быть указано, кому, когда, по какому счету и какая сумма уплачена. Справку подписывает руководитель и главный бухгал тер и заверяют печатью предприятия;
в) при предъявлении претензии об уплате штрафа за нарушение сроков доставки к заявлению прикладывают накладную; за невыполнение планов перевозок и марш рутизации — учетную карточку и за подачу неочищен ных перевозочных средств — акт общей формы;
г) к претензионным заявлениям о возврате взыскан ных в безакцептном порядке штрафов прикладывают документы, фиксирующие соответствующее обстоятель ство (например, ведомость подачи и уборки вагонов) и справку банка о списании суммы штрафа.
Претензионные заявления, к которым не приложены указанные документы, могут быть возвращены без рас смотрения по существу.
В таких случаях претензия считается не предъявлен ной и при этом течение срока, положенного на ее предъ явление, не прерывается. Она может быть дооформлена и заявлена повторно только до истечения указанного срока.
Вместе с тем право транспортных организаций на возврат претензий без рассмотрения по существу огра ничено десятидневным сроком с момента ее получения и только случаями непредставления перечисленных вы ше документов.
Претензия не может быть возвращена по мотивам отсутствия каких-либо других документов. Она не ли шается юридической силы и в тех случаях, когда от сутствующие в претензионном заявлении отдельные све дения не препятствуют ее рассмотрению по существу. При необходимости все указанные документы и сведе ния должны быть затребованы дополнительно, однако такие запросы срока, установленного на рассмотрение претензии, не удлиняют.
Если претензия, к которой не приложены обязатель ные для ее рассмотрения документы, не будет возвра щена в течение 10 дней с момента ее получения, она также должна быть принята к рассмотрению по сущест ву, а документы затребованы дополнительно.
278
При оформлении претензий необходимо также при
держиваться следующих правил: |
за утрату, |
||
а) |
в претензионные заявления об уплате |
||
порчу |
и повреждение груза не должны |
включаться |
|
требования |
об уплате и возврате штрафов, |
премий и |
|
каких-либо |
иных платежей; |
|
б) не могут объединяться в одно заявление требова ния, для рассмотрения которых необходимо предъявле ние накладных или квитанций с требованиями, для рас смотрения которых указанные документы не требуются (например, требование об уплате штрафа за просрочку в доставке груза с требованием об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок);
в) претензионные заявления об уплате стоимости утраченного, недостающего, испорченного или повреж денного груза должны оформляться отдельно по каж дой накладной или коммерческому акту (когда он оформлен на несколько отправок).
В изъятие из этого правила на железнодорожном и автомобильном транспорте допускается объединять в одну претензии не более чем по пяти отправкам одно родных грузов, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного получателя.
Нарушение указанных правил раздельного оформ ления претензий влечет те же последствия, что и при непредставлении всех необходимых документов, т. е. она возвращается без рассмотрения по существу и счи тается не предъявленной. Все другие требования, на пример об уплате штрафа за невыполнение планов пе ревозок или о возврате взысканных штрафов, могут объединяться в одно претензионное заявление без огра ничения количества.
По некоторым видам платежей установлены мини мальные размеры причитающихся сумм, при которых расчеты не производятся и взаимные претензии и иски не рассматриваются.
Такие ограничения установлены по претензиям, для
рассмотрения |
которых |
требуется представление |
пере |
||
возочных документов |
(накладной, грузовой квитанции, |
||||
коносамента, |
или |
товарно-транспортной |
накладной), |
||
т. е. по платежам |
за |
утрату, недостачу, |
порчу и |
пов |
реждение груза, за просрочку в его доставке и по пере борам (недоборам) провозной платы.
279