Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тели, но с учетом направлений, где введено движение ускоренных поездов. Выбранную скорость перевозки указывают в накладной.

Кроме рассмотренных, имеются и некоторые другие виды грузовых перевозок, однако для организации пе­ ревозок хлебопродуктов они практического значения не имеют и поэтому не рассматриваются.

В практической работе необходимо учитывать, что перевозки грузов повышенной скоростью мелкими, ма­ лотоннажными и сборными партиями обходятся значи­ тельно дороже, чем вагонными и судовыми партиями грузовой скоростью.

Так, на речном транспорте тарифы за перевозку сборными партиями выше, чем судовыми, на 20%; контейнерами в зависимости от бассейна перевозок на 20—47%; мелкими партиями на 60%.

Еще более существенна эта разница на железнодо­ рожном транспорте. Так, например, плата за перевозку муки в контейнерах, даже без учета расходов по до­ ставке контейнеров автотранспортом, почти в 2 раза выше, чем в вагонах.

Учитывая большую разницу в затратах, массовые грузы (хлебопродукты и комбикорма) перевозят, как правило, грузовой скоростью вагонными и судовыми партиями. Прибегать к другим видам перевозок следует только в исключительных случаях.

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ

Перевозки в контейнерах относятся к числу наибо­ лее прогрессивных и перспективных способов транспор­ тирования грузов, поэтому их необходимо широко внед­ рять.

Применение контейнеров при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении позво­ ляет комплексно механизировать работы по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой, что, в свою очередь, увеличивает пропускную способность пунктов перевалки, ускоряет оборачиваемость перевозочных средств и продвижение грузов.

Очень удобны такие перевозки для предприятий и организаций, не имеющих причалов и железнодорож­ ных подъездных путей, так как они дают возможность организовать доставку грузов непосредственно со скла­

13

дов отправления до складов получателя, минуя склады транспортных предприятий.

Затраты на перевозку мелких партий грузов кон­ тейнерами, как правило, ниже, чем при транспортиро­ вании мелкими отправками, к тому же отпадает на­ добность в многократной переработке грузов через склады транспортных предприятий, что снижает их по­ тери в пути следования.

Многие грузы (особенно штучные) перевозят в кон­ тейнерах без тары или в облегченной упаковке, что также дает экономию средств.

Вместе с тем тарифы за перевозку массовых грузов в контейнерах значительно выше, чем при перевозках вагонными и судовыми отправками.

Такое положение противоречит хозрасчетным инте­ ресам грузоотправителей и снижает их заинтересован­ ность в организации перевозок контейнерами. Это осо­ бенно сказывается при перевозках между предприятия­ ми, имеющими железнодорожные подъездные пути или причалы необщего пользования, а также грузов, по ко­ торым не меняется упаковка, т. е. в случаях, когда воз­ росшие затраты на провозную плату не компенсируются экономией на погрузочно-разгрузочных работах, таре и т. д.

Для более широкого внедрения перевозок контейне­ рами, в настоящее время по поручению Совета Минист­ ров СССР разрабатываются новые тарифы, которые должны учитывать материальную заинтересованность в таких перевозках транспортных организаций и грузо­ владельцев.

Контейнерный парк транспортных министерств со­ стоит исключительно из универсальных контейнеров, предназначенных для перевозки различных тарных и штучных грузов.

Контейнеры специальные, т. е. приспособленные для перевозки отдельных грузов, требующих особых условий транспортирования (сыпучих, кирпича, стекла, химиче­ ских продуктов, опасных и т. д.), в парке транспорт­ ных министерств не имеются, и они принадлежат гру­ зоотправителям.

В универсальных контейнерах не допускается пере­ возка грузов зловонных и загрязняющих стены и пол контейнера, а также грузов массой более 120 кг в од­ ном месте.

14


Наиболее распространенными являются контейнеры массой брутто 3 и 5 т (масса тары указана на контей­ нере и равна примерно 500 и 1000 кг).

Кроме того, имеются в обращении малотоннажные контейнеры грузоподъемностью 1,25 т.

В настоящее время внедряются контейнеры более высокой грузоподъемности. Так, проводятся опыты по перевозке грузов в прямом смешанном железнодорож­ но-речном сообщении в контейнерах грузоподъемностью

20т.

Контейнеры представляют собой съемный кузов, по­

этому они предназначены главным образом для пере­ грузки (вместе с грузом) с одного вида транспорта на другой. Эта особенность контейнеров обусловливает и некоторые специфические правила их перевозок.

Учитывая, что для погрузки (разгрузки) контейне­ ров на транспортные средства требуется особая меха­ низация, перевозка грузов в универсальных контейне­ рах грузоподъемностью 3 т и более производится только

между станциями, портами, пристанями и

перевалоч­

ными пунктами, открытыми для

выполнения

операций

с

контейнерами. Перечень таких

станций опубликован

в

Тарифном

руководстве

№ 4, портов речного флота —

в Тарифном

руководстве

1-р и портов Морского транс­

порта ■— в Тарифном руководстве 4-м.

На железнодорожном транспорте перевозки грузов в контейнерах с разрешения начальника дороги допус­ каются и между станциями, не открытыми для таких операций, но при условии, что эти станции расположены или в пределах данной дороги, или с выходом на со­ седнюю дорогу, но в границах одной области (края, АССР). При наличии такого разрешения на станциях, не открытых для операций с контейнерами, груз загру­ жают или разгружают без снятия контейнеров с же­ лезнодорожных вагонов (платформ). Время на погрузку или разгрузку устанавливает начальник станции в за­

висимости от

количества контейнеров, но не более

чем

4 ч каждому

грузоотправителю (грузополучателю)

на

группу обрабатываемых на одной платформе контейне­ ров. При несвоевременной обработке взыскивается

штраф за задержку

контейнеров (штраф

за

простой

платформы не взыскивается).

со

станций

Такие перевозки

обычно разрешаются

или до станций, где

имеются железнодорожные тупики

15


с автомобильными подъездными путями и при условии отправки на одну станцию назначения (одному или не­ скольким грузополучателям) количества контейнеров, достаточного для полной загрузки железнодорожной платформы.

При перевозке контейнеров между пунктами, откры­ тыми для таких операций, время на обработку устанав­ ливает начальник станции (порта), но оно не может быть больше 12 ч на все операции (доставка контей­ неров со станции на предприятие и обратно, погрузка или разгрузка груза и оформление документов).

Впунктах, производящих операции с контейнерами, обычно имеются транспортно-экспедиционные организа­ ции, осуществляющие централизованную доставку кон­ тейнеров между станциями (портами) и грузоотправи­ телями или грузополучателями. Там, где таких органи­ заций нет, вывоз контейнеров со станций (портов) и их обратная доставка возложены на грузоотправителей и грузополучателей.

Преимущество контейнеров заключается еще и в том, что они представляют собой многократно возвратную внешнюю тару груза.

Всвязи с этим закон не возлагает на транспортные предприятия проверку массы и количества загруженных

вконтейнеры грузов. Их принимают к перевозке лишь по наружному осмотру и пломбируют пломбами грузо­ отправителей.

Соответственно контейнеры, доставленные в пункт назначения в исправном состоянии за исправными плом­ бами грузоотправителя, выдаются адресату без провер­ ки массы и состояния прибывших в них грузов.

Однако если в процессе разгрузки будет обнаружена неисправность контейнера, которую нельзя было обна­

ружить обычным осмотром (скрытая неисправность), в результате чего произошла порча груза, органы транс­ порта обязаны проверить груз и при необходимости вы­ дать коммерческий акт о его порче.

Одновременно грузоотправители обязаны проверять пригодность контейнеров для перевозки груза и в слу­ чае обнаружения неисправности, которая может по­ влиять на сохранность груза в пути следования, отка­ заться от их загрузки.

Учитывая это, в судебно-арбитражной практике от­ ветственность за порчу груза, возникшую в результате

16

его загрузки в неисправный контейнер, возлагается на грузоотправителя, а не на органы транспорта. Однако

такая

ответственность наступает

только

в том случае,

когда

неисправность контейнера

имела

место до погруз­

ки груза и могла быть обнаружена при обычном

ос­

мотре (явная неисправность).

 

 

ха­

Если неисправность контейнера носит скрытый

рактер или она возникла после приема груза к перевоз­ ке, ответственность за порчу груза несут транспортные организации.

Доказательства о наличии в контейнере явных неис­ правностей до его загрузки обязаны представить орга­ ны транспорта и, если таковые отсутствуют, ответствен­ ность за порчу груза несут органы транспорта.

Втех случаях, когда груз был загружен в контейнер, имеющий явные и скрытые неисправности, ущерб от его порчи распределяется между транспортом и грузоот­ правителем пропорционально их вине.

Вкаждый загруженный контейнер должна быть вло­ жена заверенная подписью и печатью грузоотправителя спецификация или фактура, в которой указывается ко­ личество погруженных мест, перечень предметов в каж­ дом месте и их цена. Данные, указанные в специфика­ ции, должны точно соответствовать счету грузоотправи­ теля за поставляемую продукцию.

Особенности заполнения накладных на перевозку грузов в контейнерах, размер и порядок расчета про­ возной платы, сборов и штрафов рассматриваются в соответствующих разделах настоящей книги.

ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ СТАНЦИЯМИ И ПОРТАМИ

Грузы перевозят только между станциями и портами, которые открыты для операций с данными грузами или видами отправок.

Право открывать станции и порты для грузовых опе­ раций, а также расширять перечень производимых ими операций предоставлено соответствующим транспорт­ ным министерствам.

Станции и порты для грузовых операций открывают

с учетом нужд народного

хозяйства,

объемов

работ и

технической оснащенности

станций и

портов

и, хотя

закон

предоставляет это

право исключительно транс-

2 О. Л.

Джапаридзе

 

|

Гос. п?Ь17'-ша,

| ГГ .7 "Н О -Т в Х Н И Ч **


портным министерствам, на практике оно осуществляет­ ся также и по ходатайствам местных организаций. .

Вместе с тем Устав железных дорог (ст. 7) преду­ сматривает, что закрывать станции для производства тех или иных операций можно только с согласия сове­ тов министров союзных республик, не имеющих об­ ластного деления, советов министров автономных рес­ публик или исполнительных комитетов областных и кра­ евых Советов депутатов трудящихся.

При организации хлебофуражного снабжения и пла­ нирования поставок необходимо учитывать, что для каждой станции и порта установлен строго определен­ ный круг производимых грузовых операций. В частно­ сти, заявки потребителей на завоз хлебопродуктов и комбикормов необходимо тщательно проверять и при­ нимать к исполнению только в том случае, если стан­ ция или пристань назначения открыты для производства соответствующих операций. Особенно важно соблюдать это правило при планировании завоза из других рес­ публик, краев и областей, так как разнарядка на завоз хлебопродуктов и комбикормов на станции и пристани, не открытые для таких операций, не может быть вы­ полнена, а ограниченные сроки могут не позволить своевременно исправить допущенную ошибку.

Потребители, расположенные на станциях и приста­ нях, не производящих операций по приему хлебопро­ дуктов и комбикормов, обязаны получать их на бли­ жайших реализационных базах или должны согласовать

вопрос о завозе

им этой продукции вагонами

(судами)

с соответствующими транспортными организациями.

Разрешение

транспортных организаций

о завозе

хлебопродуктов на станции и пристани, не открытые для производства этих операций, должно быть оформлено в виде официального уведомления в адрес дорог или пароходств погрузки груза и сообщено поставщикам.

Во всех случаях завоза хлебопродуктов и комбикор­ мов на станции и пристани, где эти операции не осу­ ществляются на общих основаниях, все связанные с этим дополнительные издержки, а также разница в про­ возной плате (против тарифов, установленных для пере­ возок по путям общего пользования) относятся за счет соответствующих потребителей.

Объем грузовых операций, производимых станция­ ми, указан в Тарифном руководстве железнодорожного

18


транспорта № 4 (книга 2, часть I). В этой книге при­ веден алфавитный список всех железнодорожных стан­ ций, а виды производимых ими грузовых операций указаны условным знаком рядом с наименованием та­ рифного пункта (станции).

На железнодорожном транспорте для обозначения производимых станциями грузовых операций применя­ ются следующие условные обозначения:

§ 1 — станция: а) принимает к перевозке и на нее разрешено отгружать повагонные отправки грузов, хра­ нение которых допускается на открытых площадках станций; б) при условии погрузки и разгрузки на подъ­ ездных путях и местах необщего пользования (находя­ щихся в исключительном пользовании грузоотправите­ лей и грузополучателей) производит операции по от­ правлению и поступлению любых грузов повагонными отправками, а также сборных вагонов;

§ 2 — станция открыта для: а) приема и выдачи мелких отправок грузов; б) приема к перевозке и заво­ за повагонных и мелких отправок грузов сборными вагонами на подъездных путях и местах необщего поль­ зования;

§ 3 — станция открыта только для приема и выдачи повагонных и мелких отправок сборными вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования;

§ 4 — станция открыта для: а) приема к перевозке и завоза повагонных отправок грузов, требующих хра­ нения в крытых складах; б) приема к перевозке и заво­ за повагонных и мелких отправок грузов сборными ва­ гонами на подъездных путях и местах необщего поль­ зования;

§ 5 — станция открыта для

приема и выдачи грузов,

перевозимых в универсальных контейнерах;

§ 6 — станция

открыта для

приема и выдачи грузов

в универсальных

контейнерах

на подъездных путях не­

общего пользования; § 7 — станция закрыта для операций с легковоспла­

меняющимися грузами;

X — станция грузовых операций не производит. Как видно из указанного перечня, прием к перевоз­

ке и выдача грузов через подъездные пути и места не­ общего пользования целыми вагонами производятся на всех станциях, открытых для грузовых операций. Однако во всех случаях такой перевозки в железнодорож­

2*

19