ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
тели, но с учетом направлений, где введено движение ускоренных поездов. Выбранную скорость перевозки указывают в накладной.
Кроме рассмотренных, имеются и некоторые другие виды грузовых перевозок, однако для организации пе ревозок хлебопродуктов они практического значения не имеют и поэтому не рассматриваются.
В практической работе необходимо учитывать, что перевозки грузов повышенной скоростью мелкими, ма лотоннажными и сборными партиями обходятся значи тельно дороже, чем вагонными и судовыми партиями грузовой скоростью.
Так, на речном транспорте тарифы за перевозку сборными партиями выше, чем судовыми, на 20%; контейнерами в зависимости от бассейна перевозок на 20—47%; мелкими партиями на 60%.
Еще более существенна эта разница на железнодо рожном транспорте. Так, например, плата за перевозку муки в контейнерах, даже без учета расходов по до ставке контейнеров автотранспортом, почти в 2 раза выше, чем в вагонах.
Учитывая большую разницу в затратах, массовые грузы (хлебопродукты и комбикорма) перевозят, как правило, грузовой скоростью вагонными и судовыми партиями. Прибегать к другим видам перевозок следует только в исключительных случаях.
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ
Перевозки в контейнерах относятся к числу наибо лее прогрессивных и перспективных способов транспор тирования грузов, поэтому их необходимо широко внед рять.
Применение контейнеров при перевозках в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении позво ляет комплексно механизировать работы по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой, что, в свою очередь, увеличивает пропускную способность пунктов перевалки, ускоряет оборачиваемость перевозочных средств и продвижение грузов.
Очень удобны такие перевозки для предприятий и организаций, не имеющих причалов и железнодорож ных подъездных путей, так как они дают возможность организовать доставку грузов непосредственно со скла
13
дов отправления до складов получателя, минуя склады транспортных предприятий.
Затраты на перевозку мелких партий грузов кон тейнерами, как правило, ниже, чем при транспортиро вании мелкими отправками, к тому же отпадает на добность в многократной переработке грузов через склады транспортных предприятий, что снижает их по тери в пути следования.
Многие грузы (особенно штучные) перевозят в кон тейнерах без тары или в облегченной упаковке, что также дает экономию средств.
Вместе с тем тарифы за перевозку массовых грузов в контейнерах значительно выше, чем при перевозках вагонными и судовыми отправками.
Такое положение противоречит хозрасчетным инте ресам грузоотправителей и снижает их заинтересован ность в организации перевозок контейнерами. Это осо бенно сказывается при перевозках между предприятия ми, имеющими железнодорожные подъездные пути или причалы необщего пользования, а также грузов, по ко торым не меняется упаковка, т. е. в случаях, когда воз росшие затраты на провозную плату не компенсируются экономией на погрузочно-разгрузочных работах, таре и т. д.
Для более широкого внедрения перевозок контейне рами, в настоящее время по поручению Совета Минист ров СССР разрабатываются новые тарифы, которые должны учитывать материальную заинтересованность в таких перевозках транспортных организаций и грузо владельцев.
Контейнерный парк транспортных министерств со стоит исключительно из универсальных контейнеров, предназначенных для перевозки различных тарных и штучных грузов.
Контейнеры специальные, т. е. приспособленные для перевозки отдельных грузов, требующих особых условий транспортирования (сыпучих, кирпича, стекла, химиче ских продуктов, опасных и т. д.), в парке транспорт ных министерств не имеются, и они принадлежат гру зоотправителям.
В универсальных контейнерах не допускается пере возка грузов зловонных и загрязняющих стены и пол контейнера, а также грузов массой более 120 кг в од ном месте.
14
Наиболее распространенными являются контейнеры массой брутто 3 и 5 т (масса тары указана на контей нере и равна примерно 500 и 1000 кг).
Кроме того, имеются в обращении малотоннажные контейнеры грузоподъемностью 1,25 т.
В настоящее время внедряются контейнеры более высокой грузоподъемности. Так, проводятся опыты по перевозке грузов в прямом смешанном железнодорож но-речном сообщении в контейнерах грузоподъемностью
20т.
Контейнеры представляют собой съемный кузов, по
этому они предназначены главным образом для пере грузки (вместе с грузом) с одного вида транспорта на другой. Эта особенность контейнеров обусловливает и некоторые специфические правила их перевозок.
Учитывая, что для погрузки (разгрузки) контейне ров на транспортные средства требуется особая меха низация, перевозка грузов в универсальных контейне рах грузоподъемностью 3 т и более производится только
между станциями, портами, пристанями и |
перевалоч |
||||
ными пунктами, открытыми для |
выполнения |
операций |
|||
с |
контейнерами. Перечень таких |
станций опубликован |
|||
в |
Тарифном |
руководстве |
№ 4, портов речного флота — |
||
в Тарифном |
руководстве |
1-р и портов Морского транс |
порта ■— в Тарифном руководстве 4-м.
На железнодорожном транспорте перевозки грузов в контейнерах с разрешения начальника дороги допус каются и между станциями, не открытыми для таких операций, но при условии, что эти станции расположены или в пределах данной дороги, или с выходом на со седнюю дорогу, но в границах одной области (края, АССР). При наличии такого разрешения на станциях, не открытых для операций с контейнерами, груз загру жают или разгружают без снятия контейнеров с же лезнодорожных вагонов (платформ). Время на погрузку или разгрузку устанавливает начальник станции в за
висимости от |
количества контейнеров, но не более |
чем |
4 ч каждому |
грузоотправителю (грузополучателю) |
на |
группу обрабатываемых на одной платформе контейне ров. При несвоевременной обработке взыскивается
штраф за задержку |
контейнеров (штраф |
за |
простой |
платформы не взыскивается). |
со |
станций |
|
Такие перевозки |
обычно разрешаются |
||
или до станций, где |
имеются железнодорожные тупики |
15
с автомобильными подъездными путями и при условии отправки на одну станцию назначения (одному или не скольким грузополучателям) количества контейнеров, достаточного для полной загрузки железнодорожной платформы.
При перевозке контейнеров между пунктами, откры тыми для таких операций, время на обработку устанав ливает начальник станции (порта), но оно не может быть больше 12 ч на все операции (доставка контей неров со станции на предприятие и обратно, погрузка или разгрузка груза и оформление документов).
Впунктах, производящих операции с контейнерами, обычно имеются транспортно-экспедиционные организа ции, осуществляющие централизованную доставку кон тейнеров между станциями (портами) и грузоотправи телями или грузополучателями. Там, где таких органи заций нет, вывоз контейнеров со станций (портов) и их обратная доставка возложены на грузоотправителей и грузополучателей.
Преимущество контейнеров заключается еще и в том, что они представляют собой многократно возвратную внешнюю тару груза.
Всвязи с этим закон не возлагает на транспортные предприятия проверку массы и количества загруженных
вконтейнеры грузов. Их принимают к перевозке лишь по наружному осмотру и пломбируют пломбами грузо отправителей.
Соответственно контейнеры, доставленные в пункт назначения в исправном состоянии за исправными плом бами грузоотправителя, выдаются адресату без провер ки массы и состояния прибывших в них грузов.
Однако если в процессе разгрузки будет обнаружена неисправность контейнера, которую нельзя было обна
ружить обычным осмотром (скрытая неисправность), в результате чего произошла порча груза, органы транс порта обязаны проверить груз и при необходимости вы дать коммерческий акт о его порче.
Одновременно грузоотправители обязаны проверять пригодность контейнеров для перевозки груза и в слу чае обнаружения неисправности, которая может по влиять на сохранность груза в пути следования, отка заться от их загрузки.
Учитывая это, в судебно-арбитражной практике от ветственность за порчу груза, возникшую в результате
16
его загрузки в неисправный контейнер, возлагается на грузоотправителя, а не на органы транспорта. Однако
такая |
ответственность наступает |
только |
в том случае, |
|
когда |
неисправность контейнера |
имела |
место до погруз |
|
ки груза и могла быть обнаружена при обычном |
ос |
|||
мотре (явная неисправность). |
|
|
ха |
|
Если неисправность контейнера носит скрытый |
рактер или она возникла после приема груза к перевоз ке, ответственность за порчу груза несут транспортные организации.
Доказательства о наличии в контейнере явных неис правностей до его загрузки обязаны представить орга ны транспорта и, если таковые отсутствуют, ответствен ность за порчу груза несут органы транспорта.
Втех случаях, когда груз был загружен в контейнер, имеющий явные и скрытые неисправности, ущерб от его порчи распределяется между транспортом и грузоот правителем пропорционально их вине.
Вкаждый загруженный контейнер должна быть вло жена заверенная подписью и печатью грузоотправителя спецификация или фактура, в которой указывается ко личество погруженных мест, перечень предметов в каж дом месте и их цена. Данные, указанные в специфика ции, должны точно соответствовать счету грузоотправи теля за поставляемую продукцию.
Особенности заполнения накладных на перевозку грузов в контейнерах, размер и порядок расчета про возной платы, сборов и штрафов рассматриваются в соответствующих разделах настоящей книги.
ОБЪЕМ ОПЕРАЦИЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ СТАНЦИЯМИ И ПОРТАМИ
Грузы перевозят только между станциями и портами, которые открыты для операций с данными грузами или видами отправок.
Право открывать станции и порты для грузовых опе раций, а также расширять перечень производимых ими операций предоставлено соответствующим транспорт ным министерствам.
Станции и порты для грузовых операций открывают
с учетом нужд народного |
хозяйства, |
объемов |
работ и |
|
технической оснащенности |
станций и |
портов |
и, хотя |
|
закон |
предоставляет это |
право исключительно транс- |
||
2 О. Л. |
Джапаридзе |
|
| |
Гос. п?Ь17'-ша, |
| ГГ .7 "Н О -Т в Х Н И Ч **
портным министерствам, на практике оно осуществляет ся также и по ходатайствам местных организаций. .
Вместе с тем Устав железных дорог (ст. 7) преду сматривает, что закрывать станции для производства тех или иных операций можно только с согласия сове тов министров союзных республик, не имеющих об ластного деления, советов министров автономных рес публик или исполнительных комитетов областных и кра евых Советов депутатов трудящихся.
При организации хлебофуражного снабжения и пла нирования поставок необходимо учитывать, что для каждой станции и порта установлен строго определен ный круг производимых грузовых операций. В частно сти, заявки потребителей на завоз хлебопродуктов и комбикормов необходимо тщательно проверять и при нимать к исполнению только в том случае, если стан ция или пристань назначения открыты для производства соответствующих операций. Особенно важно соблюдать это правило при планировании завоза из других рес публик, краев и областей, так как разнарядка на завоз хлебопродуктов и комбикормов на станции и пристани, не открытые для таких операций, не может быть вы полнена, а ограниченные сроки могут не позволить своевременно исправить допущенную ошибку.
Потребители, расположенные на станциях и приста нях, не производящих операций по приему хлебопро дуктов и комбикормов, обязаны получать их на бли жайших реализационных базах или должны согласовать
вопрос о завозе |
им этой продукции вагонами |
(судами) |
с соответствующими транспортными организациями. |
||
Разрешение |
транспортных организаций |
о завозе |
хлебопродуктов на станции и пристани, не открытые для производства этих операций, должно быть оформлено в виде официального уведомления в адрес дорог или пароходств погрузки груза и сообщено поставщикам.
Во всех случаях завоза хлебопродуктов и комбикор мов на станции и пристани, где эти операции не осу ществляются на общих основаниях, все связанные с этим дополнительные издержки, а также разница в про возной плате (против тарифов, установленных для пере возок по путям общего пользования) относятся за счет соответствующих потребителей.
Объем грузовых операций, производимых станция ми, указан в Тарифном руководстве железнодорожного
18
транспорта № 4 (книга 2, часть I). В этой книге при веден алфавитный список всех железнодорожных стан ций, а виды производимых ими грузовых операций указаны условным знаком рядом с наименованием та рифного пункта (станции).
На железнодорожном транспорте для обозначения производимых станциями грузовых операций применя ются следующие условные обозначения:
§ 1 — станция: а) принимает к перевозке и на нее разрешено отгружать повагонные отправки грузов, хра нение которых допускается на открытых площадках станций; б) при условии погрузки и разгрузки на подъ ездных путях и местах необщего пользования (находя щихся в исключительном пользовании грузоотправите лей и грузополучателей) производит операции по от правлению и поступлению любых грузов повагонными отправками, а также сборных вагонов;
§ 2 — станция открыта для: а) приема и выдачи мелких отправок грузов; б) приема к перевозке и заво за повагонных и мелких отправок грузов сборными вагонами на подъездных путях и местах необщего поль зования;
§ 3 — станция открыта только для приема и выдачи повагонных и мелких отправок сборными вагонами на подъездных путях и местах необщего пользования;
§ 4 — станция открыта для: а) приема к перевозке и завоза повагонных отправок грузов, требующих хра нения в крытых складах; б) приема к перевозке и заво за повагонных и мелких отправок грузов сборными ва гонами на подъездных путях и местах необщего поль зования;
§ 5 — станция открыта для |
приема и выдачи грузов, |
|
перевозимых в универсальных контейнерах; |
||
§ 6 — станция |
открыта для |
приема и выдачи грузов |
в универсальных |
контейнерах |
на подъездных путях не |
общего пользования; § 7 — станция закрыта для операций с легковоспла
меняющимися грузами;
X — станция грузовых операций не производит. Как видно из указанного перечня, прием к перевоз
ке и выдача грузов через подъездные пути и места не общего пользования целыми вагонами производятся на всех станциях, открытых для грузовых операций. Однако во всех случаях такой перевозки в железнодорож
2* |
19 |