Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На требования, которые рассматриваются на осно­ вании других документов) учетная карточка, ведомость подачи и уборки и т. и.), указанное ограничение не распространяется. В частности, оно не относится к пре­ тензиям об уплате штрафа за невыполнение планов перевозок и о возврате штрафа за простои вагонов. Не распространяется это ограничение и на требования, предъявляемые до выдачи груза, например об уплате в пункте назначения недовзысканных с отправителя или

возникших в пути

следования

провозных

платежей и

сборов.

 

 

 

 

 

 

На железнодорожном и автомобильном транспортах

минимальная

сумма платежа,

при

которой допускает­

ся

предъявление

требований,

для

обоснования кото­

рых требуется

накладная, установленная

в размере

10

руб.

 

 

 

 

 

Как правило, наличие такой суммы определяется по каждой отдельной накладной, и объединение платежей, причитающихся по разным накладным, не допускается.

Исключение в этом отношении установлено на же­ лезнодорожном транспорте для претензий о просрочке

в доставке грузов, которые могут

предъявляться и в

том случае, если штраф в размере

10 руб. и более при­

читается за все прибывшие в течение суток вагоны.

На автомобильном транспорте при устойчивых взаи­ моотношениях сторон допускается объединение в одну претензию любых однородных требований (в том числе и на сумму менее 10 руб.), возникших в течение дан­ ного месяца, однако и в этом случае взаиморасчеты производятся при общей сумме 10 руб. и более.

На речном и морском транспортах минимальная сумма в 10 руб. установлена по претензиям о штрафе за

просрочку в доставке грузов, а

также о переборах и

недоборах

провозных

платежей

и сборов.

По

другим

претензиям

эта сумма

должна

составлять

не

менее

2 руб. 50 коп. по каждому перевозочному документу.

Следует также иметь в виду,

что указанные

мини­

мальные размеры требований принимаются во внимание только при рассмотрении вопроса о допустимости предъявления претензий. Если претензия заявлена на сумму, достаточную для ее рассмотрения, а в дальней­ шем будет установлено, что подлежащая выплате сум­ ма менее 10 руб. (менее 2 руб. 50 коп.), то претензия должна быть удовлетворена в признанной части.

280


На всех видах транспорта установлены три следую­ щих срока рассмотрения претензий: 45 дней, три ме­ сяца и шесть месяцев.

В течение 45 дней должны быть рассмотрены любые претензии об уплате штрафов как при перевозках од­ ним, так несколькими видами транспорта (в пря­ мых смешанных сообщениях).

На водном транспорте в этот же срок рассматрива­ ются претензии об уплате премий, а на речном еще и о переборах провозных платежей.

Учитывая, что к категории дел, подлежащих рассмот­ рению в течение 45 дней, относят вообще претензии «о штрафах и премиях», речные пароходства обязаны рас­ смотреть за этот срок также и претензии о возврате штрафов, взысканных в безакцептном порядке. В уста­ вах других видов транспорта срок в 45 дней установлен «по претензиям об уплате штрафов», и, следовательно, требования о возврате штрафов подлежат рассмотре­ нию в срок, установленный для других претензий, вы­ текающих из перевозок одним видом транспорта (три месяца).

Другие претензии, вытекающие из перевозок одним видом транспорта, должны быть рассмотрены в течение трех месяцев, а вытекающие из перевозок в прямых смешанных сообщениях (по единому перевозочному до­ кументу)— в течение шести месяцев. К этой категории дел, в частности, относятся все претензии за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов.

Указанные сроки исчисляются со дня получения пре­ тензии соответствующей транспортной организацией (а не со дня ее посылки). По претензиям, возвращенным в связи с тем, что к ним не были приложены необходи­ мые документы, срок на рассмотрение исчисляется со дня повторного их поступления. Время, прошедшее до этого, относится за счет срока, установленного для предъявления претензии.

Сроки, установленные на рассмотрение претензий, являются предельными, и транспортные организации обязаны в течение этого времени сообщить заявителю о результатах рассмотрения предъявленного требования.

В ответе о признании претензии должно быть указа­ но, в какой сумме она удовлетворяется, и он должен быть подписан соответствующими руководителями (на­ чальником службы, отдела, отделения) и заверен пе­

281

чатью. Одновременно транспортная организация обяза­ на дать поручение Госбанку о перечислении причитаю­ щейся суммы.

При непоступлении признанной суммы в срок, необ­ ходимой для перечисления, в РСФСР и в большинстве союзных республик она может быть взыскана в прину­ дительном порядке путем оформления на уведомлении исполнительной надписи нотариальной конторы. В со­ юзных республиках, где такой порядок не установлен, взыскание производится через суд или Государственный арбитраж.

При полном или частичном

отклонении

претензии

соответствующая

транспортная

организация

обязана

обосновать свой

отказ и вернуть

заявителю

все пред­

ставленные им материалы. Если отказ обосновывается какими-либо актами, о которых заявителю неизвестно, ему должна быть выслана и копия этих документов.

Полный или частичный отказ соответствующих транспортных подразделений, служб и отделов в удов­ летворении претензии, предъявленной на сумму до 100 руб., может быть обжалован только вышестоящей инстанцией, решения которой по таким претензиям яв­ ляются окончательными и органами арбитража не пе­ ресматриваются.

В частности, отказ служб и отделов управлений железных дорог и пароходств, а также отделений же­ лезных дорог может быть обжалован начальником до­ рог и пароходств, а предприятий автомобильного транс­ порта— областным, краевым и республиканским управлениям (главным управлениям).

Такой же порядок рассмотрения установлен по пре­ тензиям о переборах и премиях, независимо от причи­ тающейся суммы. На железнодорожном транспорте пос­ ле выдачи груза расчеты по переборам и недоборам не производятся вообще.

СРОКИ И ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ исков,

ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКАМ

Иски, вытекающие из обязательств по перевозкам, могут быть предъявлены к транспортным организациям только в следующих случаях: а) полного или частично­ го отклонения ими предъявленной претензии; б) неполу­ чения от них ответов на предъявленную претензию в течение срока, установленного на ее рассмотрение.

282


Право на предъявление иска принадлежит зая­ вителю претензии, а также его вышестоящей органи­ зации.

Указанное право ограничено двухмесячным сроком, который исчисляется: а) со дня получения ответа; б) со дня истечения срока, установленного на рассмот­ рение претензии, если к этому времени ответ не получен.

Вотличие от сроков, установленных на предъявле­ ние и рассмотрение претензий, срок исковой давности, при наличии уважительных причин, может быть прод­ лен Государственным арбитражем. Однако такая мера применяется в исключительных случаях, когда истец действительно не имел возможности заявить иск в по­ ложительный срок по не зависящим от него причинам.

Впрактической работе иногда возникают также и

споры по поводу правомерности возврата претензии без рассмотрения по существу со ссылкой на нарушение претензионного порядка (например, на отсутствие ка­ ких-либо документов).

По установившейся арбитражной практике, при ссылке в исковом заявлении на наличие такого спора, иск принимается к рассмотрению, однако на заседании прежде всего выясняется правомерность возврата пре­ тензии. Если будет установлено, что претензия возвра­ щена без достаточных оснований, иск рассматривается по существу.

Исковые заявления должны содержать те же све­ дения и к ним должны быть приложены те же докумен­ ты, что и при предъявлении претензии. Кроме того, к ним должны быть приложены копии претензионного за­ явления, а также ответ транспортной организации об отказе удовлетворить претензию. При непоступлении такого ответа в положенный срок об этом должно быть указано в исковом заявлении и к нему должен быть приложен документ, подтверждающий факт предъявле­ ния претензии.

Объединение в одно исковое заявление нескольких требований (в том числе и о суммой менее 100 руб.) допускается в тех случаях, когда такое объединение разрешено при предъявлении претензий.

При наличии уважительных причин иски грузовла­ дельцев принимаются органами арбитража к рассмот­ рению и без документов, являющихся обязательными для рассмотрения претензий и исков.

283

К числу наиболее типичных случаев отсутствия воз­ можности представить требуемые документы относятся: а) невозврат транспортной организацией отдельных до­ кументов; б) утеря каких-либо документов; в) отказ транспортных предприятий оформить коммерческий или иной акт.

Наличие перечисленных обстоятельств должно быть отражено в исковом заявлении и подтверждено соот­ ветствующими доказательствами. Так, в частности, не­

возврат документов

должен быть

подтвержден ак­

том, составленным

при вскрытии

корреспонденции, и

описью посланных документов, заверенной предприя­ тиями связи или указанной в расписке транспортной организации.

При отказе в оформлении акта должна быть пред­ ставлена копия жалобы на это организации, в подчи­ нении которой находится транспортное предприятие, и акт, оформленный с учетом представителя незаинтере­ сованной организации.

Иски, вытекающие из обязательств по перевозкам между государственными предприятиями и организаци­ ями, подведомственны государственным арбитражам по месту нахождения транспортной организации, к кото­ рой предъявляется иск, т. е. которой была рассмотрена претензия. Указанное правило имеет силу и в случаях, когда транспортная организация привлекается по делу не одна, а совместно с грузоотправителем, грузополуча­ телем или какой-либо другой организацией.

Учитывая, что подведомственность споров орга­ нам государственного арбитража разных уровней опре­ деляется в зависимости от суммы иска, место нахожде­ ния транспортной организации в данном случае имеет относительный смысл и может быть осуществлено, если оно совпадает с подсудностью данного иска соответст­ вующему государственному арбитражу.

Так, в частности, все иски на сумму свыше 10 тыс. руб. подведомственны только Государственному арбитражу при Совете Министров СССР, куда они должны и заявляться, независимо от места нахождения

ответчика.

арбитраж

при Совете

Министров

Государственный

РСФСР рассматривает споры

на

сумму

от 5

до

10 тыс. руб., а

государственный

арбитраж

при

край (обл) исполкомах — на сумму ниже

5 тыс.

руб.

284


Аналогичная подсудность исков установлена и в дру­ гих союзных республиках.

Споры, вытекающие из договоров перевозки грузов в прямом международном сообщении, подведомственны не государственным арбитражам, а судам.

Споры, возникшие в связи с перевозками грузов не­ посредственно между отправителем и получателем, рас­ сматриваются в порядке, установленном нормами граж­ данского права, и на них распространяется общий (го­ дичный) срок исковой давности.

Иски транспортных организаций к грузоотправите­ лям и грузополучателям, вытекающие из соответствую­ щих уставов, могут предъявляться и рассматриваться по нормам гражданского права, и подведомственны они органам государственного арбитража.

В изъятие из общих норм гражданского права эти иски могут заявляться только в течение шести месяцев (а не года) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

О Г Л А В Л E H И Е

 

Г л ава 1. Общие сведения

об организации перевозок . . .

3

Законодательные акты, регламентирующие взаимоотношение

 

органов транспорта с грузоотправителями и грузополуча­

3

телями ........................................................................................................

перевозок

Классификация грузовых

5

Перевозки

грузов

в

контейнерах ................................................

 

 

 

 

 

.

13

Объем операций, производимых станциями и портами

17

Организация

перевозок по

строящимся

железным

дорогам

20

и с участием железнодорожных линий

узкой

колеи .

.

Организация перевозок грузов в прямом смешанном сооб­

25

щении

.......................................................................................................

 

 

 

 

 

обслуж ивание

 

 

 

Транспортно-экспедиционное

 

 

 

33

Г л ава 2. Организация и методика планирования перевозок

36

хлебопродуктов

и

комбикормов......................................................

 

 

 

 

 

 

Основные требования, предъявляемые к планам перевозок

.

36

Методика планирования и рационализации перевозок хлебо­

39

продуктов

 

и

комбикормов

.......................................................

 

 

 

 

 

 

Порядок и сроки разработки, согласования и утверждения

 

годовых

и

квартальных

планов

перевозок.

Статическая

59

норма нагрузки и номенклатура грузов ...........................

 

 

 

Месячные

развернутые планы

перевозок.........................................

 

 

 

76

Порядок

и

сроки

корректировки планов

перевозок . . .

 

86

Заявки

на

подачу

вагонов,

судов

и

автомобилей . . .

 

91

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение планов

98

перевозок.

 

Правила учета

выполнения

планов

перевозок

Г л ава

3.

Грузовые

тар и ф ы ................................................................

 

 

 

 

 

 

121

Понятие

и

правила

установления

т ар и ф о в ................................

 

 

 

121

Тарифы за перевозки грузов и методика определения про­

 

возной

платы

на

железнодорожном

транспорте . .

. 1 2 3

Тарифы

на

перевозки грузов

и методика определения про­

 

возной

платы

на

 

речном

и

морском

транспорте . .

. 1 3 8

Сборы

за

дополнительные

операции..............................................

 

 

 

 

 

148

Тарифы

за

перевозки грузов и сборы автомобильного

157

транспорта

.............................................................................................

 

и

ответственность при

несвоевременной

Порядок

расчетов

163

оплате

провозной

 

платы

 

 

 

 

 

 

 

 

286