Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теля, на эти перевозки распространяется порядок от­ ветственности сторон, установленный для перевозок одним видом транспорта.

Рассмотренный порядок возложения ответственности действует не только при перевозках в прямых смешан­ ных сообщениях, но и во всех других случаях перегру­ за грузов силами транспортных предприятий.

Транспортные организации несут материальную от­ ветственность по каждой отдельной отправке и не име­ ют права перекрывать недостачу в данной партии за счет излишков по другим отправкам или производить расчеты за отдельные части груза, перевозимого по одной накладной.

Расчеты по результатам общей массы нескольких отправок допускаются только в случаях обезличивания при перевалке или перегрузе однородных насыпных или навалочных грузов, отгруженных одним отправите­ лем в адрес одного получателя (например, при пере­ грузе в одно судно нескольких повагонных партий.

Ответственность за недостачу в части груза может возникнуть при его доставке в неисправном подвижном составе. В случаях перегруза судовой партии зерна в вагоны и прибытия некоторых из них на станцию на­ значения в неисправном состоянии или с другими при­ знаками утраты в пути следования.

При доказанности вины транспортных организаций последние обязаны возместить нанесенный ущерб. От­ ветственность транспортных организаций ограничена только действительной стоимостью утраченного или не­ достающего груза, а при порче и повреждении — сум­ мой, на которую снизилась его стоимость. Кроме того, они обязаны возместить также и провозную плату, причитающуюся за недоставленную часть груза.

Стоимость груза определяют согласно счету грузо­ отправителя. Если счет выписан по оптовой или иной цене без налога, с оборота, а при реализации груза ука­ занный налог должен быть внесен в бюджет, к сумме счета добавляется также и налог с оборота, согласно справке соответствующего финансового органа, а при внутрисистемных перемещениях — выписке из прейску­ ранта оптовых цен с налогом с оборота.

Если счет выписан по розничным ценам, возмеща­ ется сумма, положенная по этой цене, за вычетом ука­ занных в счете торговых и других скидок.

265

Г л а в а 6

ПОРЯДОК И СРОКИ ОФОРМЛЕНИЯ АКТОВ И ПРЕТЕНЗИЙ

АКТЫ И ОТМЕТКИ В ГРУЗОВЫХ ДОКУМЕНТАХ

Действующие на всех видах транспорта законополо­ жения и правила перевозки грузов строго регламенти­ руют порядок оформления любого отклонения от нор­ мального исполнения сторонами возложенных на них обязанностей.

В предыдущих разделах настоящей книги рассмотрен порядок оформления нарушений, влекущих штрафные санкции, а также случаев непоступления грузов в пункт

назначения.

1 I !

Факты несохранной перевозки грузов удостоверяют­

ся документом, который называется

коммерческим

актом.

юридическим

Коммерческий акт является важным

документом, в котором фиксируется размер нанесенного ущерба и сопутствующие ему обстоятельства. На осно­ вании акта решается вопрос об ответственности той или иной стороны за недостачу, порчу или повреждение груза.

Транспортные предприятия обязаны составить ком­

мерческий акт в следующих

случаях:

а) обнаружения несоответствия наименования, массы

или количества мест груза,

данным о нем, указанным

в перевозочных документах;

груза или тары;

б) повреждения (порчи)

в) наличия груза без перевозочных документов или документов без груза;

г) возврата транспорту похищенных или утерянных грузов.

Железнодорожные станции обязаны по требованию грузополучателя оформлять коммерческий акт также о задержке выдачи или подачи груза на подъездной путь сверх 24 ч после оформления его выдачи по докумен­

266


там (получения подписи получателя в дорожной ведо­ мости).

Коммерческие акты составляют на любом отрезке пути следования груза в день обнаружения указанных обстоятельств и во всяком случае не позже, чем в тече­ ние следующих суток.

Необходимо иметь в виду, что транспортные пред­ приятия обязаны оформлять коммерческие акты только в случаях обнаружения указанных выше обстоятельств не позже, чем при передаче груза получателю, и при условии участия их представителей (весовщиков, сдат­ чиков) в проверке количества и состояния груза, кото­ рая должна производиться в процессе разгрузки или непосредственно после нее.

В пунктах назначения и перевалки груза коммерче­ ские акты оформляют с участием принимающей сторо­ ны и подписывают обе стороны.

От имени транспортного предприятия акт, кроме ли­ ца, непосредственно участвующего в передаче груза, должен быть подписан начальником или заместителем начальника станции (порта), а на железнодорожном транспорте еще и заведующим грузовым двором или старшим весовщиком.

От имени грузополучателя акт подписывает лицо, принимающее груз.

Коммерческие акты, оформляемые в пути следова­ ния, подписывают лица, принимающие участие в уста­ новлении факта несохранности груза и во всяком слу­ чае не менее, чем тремя лицами, включая весовщика и начальника или заместителя начальника станции (порта).

Акты заверяют печатью (штемпелем) и об этом де­ лают отметку в соответствующей графе накладной.

На всех видах транспорта коммерческие акты со­ ставляют на бланках установленной формы, в которых, кроме места и даты оформления, содержатся сведения, подлежащие описанию о подвижном составе, пломбах, грузе, их состоянии, характере обнаруженных неисправ­ ностей, массе и количестве груза по документам и фактически, а также других обстоятельствах, необходи­ мых для выявления причин несохранности груза.

В коммерческие акты запрещено вносить какие-либо предположения и выводы о причинах несохранности груза, а также о виновности той или иной стороны.

267

В тех случаях, когда выяснение степени порчи (по­ вреждения) груза, а также установление размера на­ несенного от этого ущерба требует специальных знаний, транспортные предприятия обязаны пригласить в каче­ стве экспертов специалистов.

Экспертов могут пригласить и получатели груза, од­ нако экспертиза должна проводиться обязательно с участием руководителя транспортного предприятия, его заместителя или заведующего грузовым двором.

В случае отказа транспортного предприятия принять участие в экспертизе, об этом должна быть сделана запись в акте.

Эксперт должен определить размер снижения стои­ мости груза, его пригодность для использования по прямому назначению или для других целей, а при не­ обходимости и причину несохранности. Заключение экс­ перта должно быть обоснованным (мотивированным) и не содержать предположения или выводы, допускаю­ щие разное толкование.

Акт экспертизы, кроме эксперта, подписывают сто­ роны и другие участвующие лица. Он служит дополне­ нием к коммерческому акту, в котором должна быть сделана запись об его составлении.

Расходы по экспертизе оплачивает сторона, на кото­ рую относится нанесенный ущерб. При этом не допус­ кается проведение экспертизы, если стоимость порчи (повреждения, недостачи) не превышает 10 руб. или если расходы по экспертизе выше нанесенного ущерба. Причины и размер убытка в таких случаях определяют руководители транспортных предприятий совместно с получателями и заносят в коммерческий акт.

Коммерческие акты составляют, как правило, отдель­ но по каждой отправке. На железнодорожном транспор­ те разрешается оформление одного коммерческого акта на все прибывшие за одни сутки от одного отправителя вагоны без следов утраты груза. Однако и в этом слу­ чае в коммерческом акте перечисляют результаты про­ верки массы отдельно по каждому вагону.

Коммерческий акт, составленный в пути следования, считается предварительным документом, поэтому в пункте назначения груз выдают с обязательной провер­ кой массы, состояния и других обстоятельств. Если указанные в акте данные полностью подтверждаются, в акте делают об этом отметку, которую заверяют лица,

268


обязанные его подписать. Акт заверяют штемпелем транспортного предприятия.

Несоответствие указанных данных в сторону сниже­ ния фактического ущерба также заверяют отметкой в акте. Если же окажется, что фактический ущерб боль­ ше, чем указано в акте попутного пункта, составляют новый акт, в котором, кроме всех предусмотренных све­ дений, указывают, что он оформлен в дополнение к предыдущему, заносят место его составления, номер и дату. Грузополучателю выдают оба акта.

В случаях прибытия груза с признаками возможно­ го доступа к нему в пути следования к экземпляру коммерческого акта, остающегося в делах транспорт­ ных организаций, должны быть приложены пломбы, имеющиеся на грузовых помещениях.

Излишки или недостачи в пределах норм естест­ венной убыли и допустимой погрешности весов удосто­ веряются отметками в накладных и О' них коммерче­ ские акты не составляют.

По действующему законодательству наличие несохранности перевозимого груза и сопутствующие ему обстоятельства могут быть доказаны только коммерче­ скими актами. Отсутствие таких актов лишает грузо­ владельцев возможности предъявления к транспортным организациям требований о возмещении ущерба от не­ достачи, порчи или повреждения груза. В тех случаях, когда груз должен выдаваться с участием представите­ лей транспортного предприятия, отсутствие коммерче­ ского акта лишает грузополучателя и права на предъ­ явление таких претензий к грузоотправителю.

Такие серьезные последствия выдвигают перед гру­ зополучателями задачу непременного удостоверения несохранности груза коммерческими актами, и они должны требовать от транспортных предприятий выда­ чи груза с проверкой его количества и состояния во всех случаях наличия такой их обязанности.

По грузам, для которых установлены предельные нормы выдачи с проверкой, указанные лимиты должны использовать полностью. Количество и состояние груза, прибывшего сверх указанного размера, должно быть проверено в соответствии с Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и Инструкций Госар­ битража при Совете Министров СССР о приеме про­

269


дукции по количеству и качеству, т. е. с участием пред­ ставителя , незаинтересованной организации или депу­ тата районного (поселкового) Совета.

В случаях отказа в оформлении коммерческого ак­ та, а также при разногласиях по указанным в нем об­

стоятельствам грузополучатели

должны в

течение

24 ч

с момента проверки груза

(при

получении

с мест

 

об­

щего пользования до вывозки) подать об

этом

заявле­

ние начальнику отделения

или

пароходства,

которые

обязаны соответственно в

трех- и

пятидневный

срок

дать на него мотивированный ответ.

через

начальника

Заявление может быть

подано

станции (порта), который обязан выдать

расписку

в

его получении. Грузы в таких случаях следует

прини­

мать в соответствии с указанным выше Положением

и

инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

При отказе начальника отделения или пароходства удовлетворить поданное заявление, акт о приеме груза, составленный в соответствии с указанной инструкцией, и поданное заявление рассматривают органы государ­ ственного арбитража как документы, заменяющие ком­ мерческий акт.

Коммерческие акты могут быть выданы владельцам грузов при наличии с их стороны такого требования до истечения срока, установленного на предъявление пре­ тензий организациям транспорта, т. е. в течение шести месяцев со дня выдачи груза.

В случаях утери коммерческого акта претензия мо­ жет быть предъявлена на основании записи в наклад­ ной об его составлении.

Все другие обстоятельства, не относящиеся к несохранности грузов, но могущие повлечь ответственность сторон, удостоверяются актами общей формы.

К числу таких обстоятельств относятся утеря доку­ ментов, приложенных грузоотправителями к накладной; невозможность подачи перевозочных средств в места необщего пользования по вине владельцев грузов; об­ наружения в пути следования утери пломб грузоотпра­ вителя или их неисправности, а также наложение вме­ сто них пломб транспортного предприятия; возврат после разгрузки или подача под погрузку неочищенных перевозочных средств; отказ от подписи учетных кар­ точек; отказ от приема груза к первозке по причине его непригодности для транспортирования, неисправности

270


тары или несоответствия маркировки; повреждение по вине одной стороны путей, причалов, сооружений, под­ вижного состава или маневровых средств, принадлежа­

щих другой стороне; вскрытие

грузовых помещений

или отдельных мест для досмотра

или проверки груза

и т. п.

 

Акты общей формы оформляют также по установлен­ ному образцу на бланках, отпечатанных типографским способом, и подписывают все лица, уполномоченные участвовать в проверке соответствующего обстоятельст­ ва. Отказ в их оформлении должен быть обжалован в том же порядке, что и отказ в составлении коммерче­ ского акта.

При обнаружении неисправности подвижного соста­ ва составляют технический акт. Этот акт оформляют независимо от коммерческого акта и в нем отражают полное и точное описание неисправности и причины ее возникновения, техническое состояние подвижного со­ става, дату его последнего ремонта, а также заключе­ ние в возможности утраты, порчи или повреждения гру­ за в результате неисправности. Акт о техническом со­ стоянии должен быть составлен в момент обнаружения неисправности и во всяком случае не позже дня со­ ставления коммерческого акта. Неисправный подвижный состав надо осмотреть с обязательным участием соот­ ветствующего специалиста транспортного предприятия.

На автомобильном транспорте коммерческие акты не составляют, а все рассмотренные выше обстоятельства удостоверяются записями в товарно-транспортных до­ кументах (накладных), заверенных подписью шофера и грузовладельца. Записи, не удостоверенные подписями обеих указанных сторон, юридической силы не имеют.

Акты установленной формы составляют только в случаях разногласий между грузовладельцем и шофе­ ром, а также в случаях необходимости подробного описания возникшего обстоятельства.

Стороны не имеют права отказаться от подписания акта, однако каждая из них имеет право изложить в нем свои возражения и замечания.

При отказе шофера сделать отметку в товарно­ транспортной накладной или подписать акт о недоста­ че, порче или повреждении груза акт следует оформ­ лять с привлечением представителя незаинтересованной организации.

271