ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
теля, на эти перевозки распространяется порядок от ветственности сторон, установленный для перевозок одним видом транспорта.
Рассмотренный порядок возложения ответственности действует не только при перевозках в прямых смешан ных сообщениях, но и во всех других случаях перегру за грузов силами транспортных предприятий.
Транспортные организации несут материальную от ветственность по каждой отдельной отправке и не име ют права перекрывать недостачу в данной партии за счет излишков по другим отправкам или производить расчеты за отдельные части груза, перевозимого по одной накладной.
Расчеты по результатам общей массы нескольких отправок допускаются только в случаях обезличивания при перевалке или перегрузе однородных насыпных или навалочных грузов, отгруженных одним отправите лем в адрес одного получателя (например, при пере грузе в одно судно нескольких повагонных партий.
Ответственность за недостачу в части груза может возникнуть при его доставке в неисправном подвижном составе. В случаях перегруза судовой партии зерна в вагоны и прибытия некоторых из них на станцию на значения в неисправном состоянии или с другими при знаками утраты в пути следования.
При доказанности вины транспортных организаций последние обязаны возместить нанесенный ущерб. От ветственность транспортных организаций ограничена только действительной стоимостью утраченного или не достающего груза, а при порче и повреждении — сум мой, на которую снизилась его стоимость. Кроме того, они обязаны возместить также и провозную плату, причитающуюся за недоставленную часть груза.
Стоимость груза определяют согласно счету грузо отправителя. Если счет выписан по оптовой или иной цене без налога, с оборота, а при реализации груза ука занный налог должен быть внесен в бюджет, к сумме счета добавляется также и налог с оборота, согласно справке соответствующего финансового органа, а при внутрисистемных перемещениях — выписке из прейску ранта оптовых цен с налогом с оборота.
Если счет выписан по розничным ценам, возмеща ется сумма, положенная по этой цене, за вычетом ука занных в счете торговых и других скидок.
265
Г л а в а 6
ПОРЯДОК И СРОКИ ОФОРМЛЕНИЯ АКТОВ И ПРЕТЕНЗИЙ
АКТЫ И ОТМЕТКИ В ГРУЗОВЫХ ДОКУМЕНТАХ
Действующие на всех видах транспорта законополо жения и правила перевозки грузов строго регламенти руют порядок оформления любого отклонения от нор мального исполнения сторонами возложенных на них обязанностей.
В предыдущих разделах настоящей книги рассмотрен порядок оформления нарушений, влекущих штрафные санкции, а также случаев непоступления грузов в пункт
назначения. |
1 I ! |
Факты несохранной перевозки грузов удостоверяют |
|
ся документом, который называется |
коммерческим |
актом. |
юридическим |
Коммерческий акт является важным |
документом, в котором фиксируется размер нанесенного ущерба и сопутствующие ему обстоятельства. На осно вании акта решается вопрос об ответственности той или иной стороны за недостачу, порчу или повреждение груза.
Транспортные предприятия обязаны составить ком
мерческий акт в следующих |
случаях: |
а) обнаружения несоответствия наименования, массы |
|
или количества мест груза, |
данным о нем, указанным |
в перевозочных документах; |
груза или тары; |
б) повреждения (порчи) |
в) наличия груза без перевозочных документов или документов без груза;
г) возврата транспорту похищенных или утерянных грузов.
Железнодорожные станции обязаны по требованию грузополучателя оформлять коммерческий акт также о задержке выдачи или подачи груза на подъездной путь сверх 24 ч после оформления его выдачи по докумен
266
там (получения подписи получателя в дорожной ведо мости).
Коммерческие акты составляют на любом отрезке пути следования груза в день обнаружения указанных обстоятельств и во всяком случае не позже, чем в тече ние следующих суток.
Необходимо иметь в виду, что транспортные пред приятия обязаны оформлять коммерческие акты только в случаях обнаружения указанных выше обстоятельств не позже, чем при передаче груза получателю, и при условии участия их представителей (весовщиков, сдат чиков) в проверке количества и состояния груза, кото рая должна производиться в процессе разгрузки или непосредственно после нее.
В пунктах назначения и перевалки груза коммерче ские акты оформляют с участием принимающей сторо ны и подписывают обе стороны.
От имени транспортного предприятия акт, кроме ли ца, непосредственно участвующего в передаче груза, должен быть подписан начальником или заместителем начальника станции (порта), а на железнодорожном транспорте еще и заведующим грузовым двором или старшим весовщиком.
От имени грузополучателя акт подписывает лицо, принимающее груз.
Коммерческие акты, оформляемые в пути следова ния, подписывают лица, принимающие участие в уста новлении факта несохранности груза и во всяком слу чае не менее, чем тремя лицами, включая весовщика и начальника или заместителя начальника станции (порта).
Акты заверяют печатью (штемпелем) и об этом де лают отметку в соответствующей графе накладной.
На всех видах транспорта коммерческие акты со ставляют на бланках установленной формы, в которых, кроме места и даты оформления, содержатся сведения, подлежащие описанию о подвижном составе, пломбах, грузе, их состоянии, характере обнаруженных неисправ ностей, массе и количестве груза по документам и фактически, а также других обстоятельствах, необходи мых для выявления причин несохранности груза.
В коммерческие акты запрещено вносить какие-либо предположения и выводы о причинах несохранности груза, а также о виновности той или иной стороны.
267
В тех случаях, когда выяснение степени порчи (по вреждения) груза, а также установление размера на несенного от этого ущерба требует специальных знаний, транспортные предприятия обязаны пригласить в каче стве экспертов специалистов.
Экспертов могут пригласить и получатели груза, од нако экспертиза должна проводиться обязательно с участием руководителя транспортного предприятия, его заместителя или заведующего грузовым двором.
В случае отказа транспортного предприятия принять участие в экспертизе, об этом должна быть сделана запись в акте.
Эксперт должен определить размер снижения стои мости груза, его пригодность для использования по прямому назначению или для других целей, а при не обходимости и причину несохранности. Заключение экс перта должно быть обоснованным (мотивированным) и не содержать предположения или выводы, допускаю щие разное толкование.
Акт экспертизы, кроме эксперта, подписывают сто роны и другие участвующие лица. Он служит дополне нием к коммерческому акту, в котором должна быть сделана запись об его составлении.
Расходы по экспертизе оплачивает сторона, на кото рую относится нанесенный ущерб. При этом не допус кается проведение экспертизы, если стоимость порчи (повреждения, недостачи) не превышает 10 руб. или если расходы по экспертизе выше нанесенного ущерба. Причины и размер убытка в таких случаях определяют руководители транспортных предприятий совместно с получателями и заносят в коммерческий акт.
Коммерческие акты составляют, как правило, отдель но по каждой отправке. На железнодорожном транспор те разрешается оформление одного коммерческого акта на все прибывшие за одни сутки от одного отправителя вагоны без следов утраты груза. Однако и в этом слу чае в коммерческом акте перечисляют результаты про верки массы отдельно по каждому вагону.
Коммерческий акт, составленный в пути следования, считается предварительным документом, поэтому в пункте назначения груз выдают с обязательной провер кой массы, состояния и других обстоятельств. Если указанные в акте данные полностью подтверждаются, в акте делают об этом отметку, которую заверяют лица,
268
обязанные его подписать. Акт заверяют штемпелем транспортного предприятия.
Несоответствие указанных данных в сторону сниже ния фактического ущерба также заверяют отметкой в акте. Если же окажется, что фактический ущерб боль ше, чем указано в акте попутного пункта, составляют новый акт, в котором, кроме всех предусмотренных све дений, указывают, что он оформлен в дополнение к предыдущему, заносят место его составления, номер и дату. Грузополучателю выдают оба акта.
В случаях прибытия груза с признаками возможно го доступа к нему в пути следования к экземпляру коммерческого акта, остающегося в делах транспорт ных организаций, должны быть приложены пломбы, имеющиеся на грузовых помещениях.
Излишки или недостачи в пределах норм естест венной убыли и допустимой погрешности весов удосто веряются отметками в накладных и О' них коммерче ские акты не составляют.
По действующему законодательству наличие несохранности перевозимого груза и сопутствующие ему обстоятельства могут быть доказаны только коммерче скими актами. Отсутствие таких актов лишает грузо владельцев возможности предъявления к транспортным организациям требований о возмещении ущерба от не достачи, порчи или повреждения груза. В тех случаях, когда груз должен выдаваться с участием представите лей транспортного предприятия, отсутствие коммерче ского акта лишает грузополучателя и права на предъ явление таких претензий к грузоотправителю.
Такие серьезные последствия выдвигают перед гру зополучателями задачу непременного удостоверения несохранности груза коммерческими актами, и они должны требовать от транспортных предприятий выда чи груза с проверкой его количества и состояния во всех случаях наличия такой их обязанности.
По грузам, для которых установлены предельные нормы выдачи с проверкой, указанные лимиты должны использовать полностью. Количество и состояние груза, прибывшего сверх указанного размера, должно быть проверено в соответствии с Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и Инструкций Госар битража при Совете Министров СССР о приеме про
269
дукции по количеству и качеству, т. е. с участием пред ставителя , незаинтересованной организации или депу тата районного (поселкового) Совета.
В случаях отказа в оформлении коммерческого ак та, а также при разногласиях по указанным в нем об
стоятельствам грузополучатели |
должны в |
течение |
24 ч |
||||
с момента проверки груза |
(при |
получении |
с мест |
|
об |
||
щего пользования до вывозки) подать об |
этом |
заявле |
|||||
ние начальнику отделения |
или |
пароходства, |
которые |
||||
обязаны соответственно в |
трех- и |
пятидневный |
срок |
||||
дать на него мотивированный ответ. |
через |
начальника |
|||||
Заявление может быть |
подано |
||||||
станции (порта), который обязан выдать |
расписку |
в |
|||||
его получении. Грузы в таких случаях следует |
прини |
||||||
мать в соответствии с указанным выше Положением |
и |
||||||
инструкцией. |
|
|
|
|
|
|
|
При отказе начальника отделения или пароходства удовлетворить поданное заявление, акт о приеме груза, составленный в соответствии с указанной инструкцией, и поданное заявление рассматривают органы государ ственного арбитража как документы, заменяющие ком мерческий акт.
Коммерческие акты могут быть выданы владельцам грузов при наличии с их стороны такого требования до истечения срока, установленного на предъявление пре тензий организациям транспорта, т. е. в течение шести месяцев со дня выдачи груза.
В случаях утери коммерческого акта претензия мо жет быть предъявлена на основании записи в наклад ной об его составлении.
Все другие обстоятельства, не относящиеся к несохранности грузов, но могущие повлечь ответственность сторон, удостоверяются актами общей формы.
К числу таких обстоятельств относятся утеря доку ментов, приложенных грузоотправителями к накладной; невозможность подачи перевозочных средств в места необщего пользования по вине владельцев грузов; об наружения в пути следования утери пломб грузоотпра вителя или их неисправности, а также наложение вме сто них пломб транспортного предприятия; возврат после разгрузки или подача под погрузку неочищенных перевозочных средств; отказ от подписи учетных кар точек; отказ от приема груза к первозке по причине его непригодности для транспортирования, неисправности
270
тары или несоответствия маркировки; повреждение по вине одной стороны путей, причалов, сооружений, под вижного состава или маневровых средств, принадлежа
щих другой стороне; вскрытие |
грузовых помещений |
или отдельных мест для досмотра |
или проверки груза |
и т. п. |
|
Акты общей формы оформляют также по установлен ному образцу на бланках, отпечатанных типографским способом, и подписывают все лица, уполномоченные участвовать в проверке соответствующего обстоятельст ва. Отказ в их оформлении должен быть обжалован в том же порядке, что и отказ в составлении коммерче ского акта.
При обнаружении неисправности подвижного соста ва составляют технический акт. Этот акт оформляют независимо от коммерческого акта и в нем отражают полное и точное описание неисправности и причины ее возникновения, техническое состояние подвижного со става, дату его последнего ремонта, а также заключе ние в возможности утраты, порчи или повреждения гру за в результате неисправности. Акт о техническом со стоянии должен быть составлен в момент обнаружения неисправности и во всяком случае не позже дня со ставления коммерческого акта. Неисправный подвижный состав надо осмотреть с обязательным участием соот ветствующего специалиста транспортного предприятия.
На автомобильном транспорте коммерческие акты не составляют, а все рассмотренные выше обстоятельства удостоверяются записями в товарно-транспортных до кументах (накладных), заверенных подписью шофера и грузовладельца. Записи, не удостоверенные подписями обеих указанных сторон, юридической силы не имеют.
Акты установленной формы составляют только в случаях разногласий между грузовладельцем и шофе ром, а также в случаях необходимости подробного описания возникшего обстоятельства.
Стороны не имеют права отказаться от подписания акта, однако каждая из них имеет право изложить в нем свои возражения и замечания.
При отказе шофера сделать отметку в товарно транспортной накладной или подписать акт о недоста че, порче или повреждении груза акт следует оформ лять с привлечением представителя незаинтересованной организации.
271