Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 101. Бензонасос диафрагменного типа:

а— всасывание; б — нагнетание.

/— корпус; 2 —диафрагма; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — пружина; 6 — эксцентрик распре­

делительного вала; 7 — крышка.

пень топлива в поплавковой камере поддерживается примерно на одной и той же высоте.

Карбюраторы моторов «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-25» — поплавкового типа с горизонтальным раз­ мещением смесительной камеры. Они обеспечивают рас­ пыление топлива п работу двигателя на всех режимах.

Топливо из насоса поступает по шлангу в поплавко­ вую камеру 13 через отверстие в крышке карбюратора. Постоянный уровень его в поплавковой камере поддер­ живается поплавком 17 с игольчатым клапаном 14.

Из поплавковой камеры топливо через главный жик­ лер 20, проходное сечение которого регулируется дози­ рующей иглой, и распылитель поступает в диффузор и далее в смесительную камеру, где оно смешивается с за­ сасываемым воздухом.

При повороте дозирующей иглы по часовой стрелке проходное сечение жиклера уменьшается, смесь объеди­ няется, а при повороте против часовой стрелки — обо­ гащается. При работе -мотора на малом газе (когда дроссельная заслонка 22 прикрыта) разрежение в диф­ фузоре малое и бейзин через главный жиклер не под­ сасывается. За дроссельной заслонкой и в канале II создается значительное разрежение, вследствие чего топ­ ливо через вспомогательный жиклер малого газа 21 и отверстие в трубке поступает в канал и, смешиваясь с воздухом, образует эмульсию. В смесительной камере эмульсия разбавляется воздухом и засасывается в по­ лость картера. Сечение отверстия, через которое посту­ пает воздух в канал, регулируется винтом малого газа. При открытии дроссельной заслонки одновременно с увеличением оборотов возрастает разрежение в диффу­ зоре, и топливо вытекает через распылитель. При даль­ нейшем открытии дроссельной заслонки, после того как уровень топлива в камере 13 понизится до начала ка­ нала распылителя, воздух, поступающий через трубку, будет притормаживать движение топлива из распыли­ теля и способствовать необходимому объединению смеси.

Обогащение смеси при резком открытии дроссель­ ной заслонки 22 достигается за счет некоторого запаса топлива, находящегося в топливном колодце.

Для обогащения смеси при запуске мотора служит воздушная заслонка 18, которой прикрывается входное отверстие карбюратора в процессе прокрутки мотора перед запуском. Создается большое разрежение в диф­

197



фузоре при малом, расходе воздуха, благодаря чему смесь обогащается.

Управление дроссельной заслонкой карбюратора сблокировано с магнето и выведено на вращающуюся рукоятку румпеля 24.

Зажигание в рассматриваемых двигателях осущест­ вляется маховичным магне-то низкого напряжения, ко-

Рис. 102.

Схема системы зажигания мотора «Вихрь»:

/ — свеча

первого

 

цилиндра;

2 — высоковольтный

провод;

5 — катушка якоря

магнето;

4 — кнопка «Стоп»;

5 — свеча

второго

цилиндра;

6 — индукционная

катушка

системы за­

жигания

 

второго

цилиндра;

7 — основание якоря

магнето;

8 — кулачок замыкания контактов прерывателя;

9 — конден­

саторы

прерывателя; 10— контакты

прерывателя;

// — ин­

дукционная катушка системы зажигания первого цилиндра.

торое имеет шесть

постоянных

магнитов

ротора, за­

крепленных в маховике.

Неподвижный якорь с первичной катушкой, двумя прерывателями и двумя конденсаторами (рис. 102) обес­ печивает раздельное питание мотора свечой.

Угол опережения зажигания задается поворотом ос­ нования магнето вручную с помощью кулачка на тяге привода карбюратора (в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки) или поворотом того же кулачка инерционным автоматом (в зависимости от числа обо­ ротов двигателя). Нормальный зазор в прерывателе магнето составляет 0,35—0,4 мм.

Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от блока, головок цилиндров и глушителя. Вода посту­

198


пает (рис. 99) через канал 9 в корпусе редуктора и по трубке подводится к водяной помпе 3, расположенной в нижней части дейдвуда. Помпа нагнетает воду и по дейдвудной трубе направляет ее к нижней крышке кар­ тера, откуда вода по каналам в крышке картера и ниж­ нем цилиндре поступает в водяную рубашку нижнего цилиндра. Через каналы в блоке головок вода поднима­ ется к верхнему цилиндру и по отверстиям во фланце выхлопного патрубка перетекает в водяную полость глу­ шителя и охлаждает его наружную стенку. В дейдвуд­ ной трубе имеется контрольное отверстие, через которое при работе мотора вытекает струйка воды, сигнализи­ руя о нормальной работе системы охлаждения. Запуск мотора без воды даже на короткое время приводит к выходу из строя крыльчатки водяной помпы.

Подвесной мотор «Вихрь» запускают ручным стар­ тером, но можно и шнуром, намотанным на верхнюю часть маховика.

Для запуска нужно: проверить, есть ли топливо в баке; повернуть винт в крышке топливного бака на три-четыре оборота; подсоединить шланг топливного бака к штуцеру мотора и, подкачивая помпу-грушу, на­ полнить поплавковую камеру карбюратора топливом; установить ручку реверса в положение «холостой ход»; повернуть ручку газа не более, чем на четверть ее хо­ да; сначала медленно, а после сцепления стартера — быстро, но плавно вытянуть шнур на длину 60—70 см. Слишком сильно дергать шнур и бросать после вытя­ гивания не следует. Момент сцепления чувствуется при вытягивании.

При запуске холодного двигателя нужно вытянуть на себя до отказа ручку подсоса, закрыть дроссельную заслонку карбюратора н несколько раз повернуть мо­ тор за пусковой шнур. Прогреть двигатель следует на холостом ходу в течение 2—3 мин и только на малых оборотах, при этом необходимо проверить, вытекает ли вода из контрольного отверстия в дейдвудной трубе. Если не вытекает, нужно ручкой реверса включить пе­ редний ход на 15—г20 сек до появления воды из конт­ рольного отверстия. Если и после этого она не появля­ ется, необходимо немедленно остановить двигатель, ос­ мотреть и прочистить контрольное отверстие и забор­ ник охлаждающей воды. Для остановки надо умень­ шить обороты до самых малых, перевести ручку ревер­ са в среднее положение и нажать кнопку «Стоп».

199

Таблица 11

Технические данные подвесных моторов «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М»

Характеристика

Москва-25А

Вихрь"

Вихрь-М“

двигателя

Тип двигателя

Двухцилиндровый,

двухтактный,

Диаметр

цилинд­

карбюраторный

72,0

67,0

67,0

ра, мм

 

Ход поршня, мм

60,6

60,0

60,0

Литраж,

л

0,5

Степень

сжатия

7,1

7,0

7,5

Мощность, л. с.

25

20

25

Скорость

враще­

4800

5000

5200

ния, об/мин

Расход

топлива,

9,0

9,0

9,5

кг/ч

топливно­

Емкость

22

22

22

го бака, л

Тип зажигания

Двухискровое магнето маховично-

 

 

 

 

го типа с зазором в прерывателе

 

 

0,4—0,6 мм А7 с зазором между

 

 

электродами 0,6—0,7 мм

Свечи зажигания

СИ-12 с зазором между электро­

 

 

дами 0,5—0,6 мм

 

Топливо

 

Смесь бензи­ Смесь

бензина А-66

 

 

на А-66 (или

или А-72 и масла

 

 

А-72) и мас­

АСП-10 в пропорции

 

 

ла автотрак­ 16: 1

 

 

 

торного

 

 

 

 

М10Б в про­

 

 

 

 

порции 16 : 1

 

 

Смазка

двигателя

Топливная смесь

Смазка

привода

Масло трансмиссионное

винта

 

автотракторное (ГОСТ 542—50)

200


 

 

 

 

 

Продолжение

Характеристика

„Москва-25А“

„ Вихрь**

„Вихрь-М*

двигателя

Передаточное

от-

15:23

14:24

14:24

ношение к винту

Диаметр

винта, мм

232

240

240

Шаг винта, мм

250

300

300

Габаритные

раз­

 

 

 

меры:

 

 

655,0

560,0

560,0

длина

 

 

ширина

 

380,0

330,0

330,0

высота

 

1140,0

1100,0

1100,0

Сухой вес, кг

 

50,0

55,0

45,0

Ржевский завод АТЭ-3 освоил серийный выпуск под­

весных

лодочных

моторов «Москва-30» мощностью

30 л. с. Этот

мотор

разработан на

базе

«Москвы-25А»,

причем повышение мощности на 5 л. с. при том же ра­ бочем объеме цилиндров достигнуто за счет улучшения рабочего процесса в камере сгорания — изменена фор­ ма дефлектора, расширен тракт всасывания, изменены фазы газораспределения.

Часовой расход топлива остался таким же, как и у «Москва-25А». Иначе говоря, новый мотор с удельным расходом топлива 350 г/л. с. ч. можно считать самым экономичным из выпускающихся в настоящее время се­ рийных отечественных подвесных моторов.

Одновременно завод изготовляет электрифицирован­ ные моторы «Москва-ЗОЭ» — с электростартером, элек­ троприводом воздушной заслонки и генератором пере­ менного тока с выпрямителем для подзарядки аккуму­ ляторной батареи; сухой вес подвесного мотора «Моск- ва-ЗОЭ» на 6 кг больше.

Разработаны также два варианта этих моторов («ЗОД» и «ЗОЭД») с удлиненной дейдвудной трубой, рассчитанные на высоту транца 510 мм; вес увеличива­ ется на 3 кг.

В комплект мотора входят белый и голубой гребные винты.

201