Файл: Гаращенко, Г. М. Безопасность судовождения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Рис. 101. Бензонасос диафрагменного типа:
а— всасывание; б — нагнетание.
/— корпус; 2 —диафрагма; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — пружина; 6 — эксцентрик распре
делительного вала; 7 — крышка.
пень топлива в поплавковой камере поддерживается примерно на одной и той же высоте.
Карбюраторы моторов «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-25» — поплавкового типа с горизонтальным раз мещением смесительной камеры. Они обеспечивают рас пыление топлива п работу двигателя на всех режимах.
Топливо из насоса поступает по шлангу в поплавко вую камеру 13 через отверстие в крышке карбюратора. Постоянный уровень его в поплавковой камере поддер живается поплавком 17 с игольчатым клапаном 14.
Из поплавковой камеры топливо через главный жик лер 20, проходное сечение которого регулируется дози рующей иглой, и распылитель поступает в диффузор и далее в смесительную камеру, где оно смешивается с за сасываемым воздухом.
При повороте дозирующей иглы по часовой стрелке проходное сечение жиклера уменьшается, смесь объеди няется, а при повороте против часовой стрелки — обо гащается. При работе -мотора на малом газе (когда дроссельная заслонка 22 прикрыта) разрежение в диф фузоре малое и бейзин через главный жиклер не под сасывается. За дроссельной заслонкой и в канале II создается значительное разрежение, вследствие чего топ ливо через вспомогательный жиклер малого газа 21 и отверстие в трубке поступает в канал и, смешиваясь с воздухом, образует эмульсию. В смесительной камере эмульсия разбавляется воздухом и засасывается в по лость картера. Сечение отверстия, через которое посту пает воздух в канал, регулируется винтом малого газа. При открытии дроссельной заслонки одновременно с увеличением оборотов возрастает разрежение в диффу зоре, и топливо вытекает через распылитель. При даль нейшем открытии дроссельной заслонки, после того как уровень топлива в камере 13 понизится до начала ка нала распылителя, воздух, поступающий через трубку, будет притормаживать движение топлива из распыли теля и способствовать необходимому объединению смеси.
Обогащение смеси при резком открытии дроссель ной заслонки 22 достигается за счет некоторого запаса топлива, находящегося в топливном колодце.
Для обогащения смеси при запуске мотора служит воздушная заслонка 18, которой прикрывается входное отверстие карбюратора в процессе прокрутки мотора перед запуском. Создается большое разрежение в диф
197
фузоре при малом, расходе воздуха, благодаря чему смесь обогащается.
Управление дроссельной заслонкой карбюратора сблокировано с магнето и выведено на вращающуюся рукоятку румпеля 24.
Зажигание в рассматриваемых двигателях осущест вляется маховичным магне-то низкого напряжения, ко-
Рис. 102. |
Схема системы зажигания мотора «Вихрь»: |
|||||||
/ — свеча |
первого |
|
цилиндра; |
2 — высоковольтный |
провод; |
|||
5 — катушка якоря |
магнето; |
4 — кнопка «Стоп»; |
5 — свеча |
|||||
второго |
цилиндра; |
6 — индукционная |
катушка |
системы за |
||||
жигания |
|
второго |
цилиндра; |
7 — основание якоря |
магнето; |
|||
8 — кулачок замыкания контактов прерывателя; |
9 — конден |
|||||||
саторы |
прерывателя; 10— контакты |
прерывателя; |
// — ин |
|||||
дукционная катушка системы зажигания первого цилиндра. |
||||||||
торое имеет шесть |
постоянных |
магнитов |
ротора, за |
крепленных в маховике.
Неподвижный якорь с первичной катушкой, двумя прерывателями и двумя конденсаторами (рис. 102) обес печивает раздельное питание мотора свечой.
Угол опережения зажигания задается поворотом ос нования магнето вручную с помощью кулачка на тяге привода карбюратора (в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки) или поворотом того же кулачка инерционным автоматом (в зависимости от числа обо ротов двигателя). Нормальный зазор в прерывателе магнето составляет 0,35—0,4 мм.
Система охлаждения обеспечивает отвод тепла от блока, головок цилиндров и глушителя. Вода посту
198
пает (рис. 99) через канал 9 в корпусе редуктора и по трубке подводится к водяной помпе 3, расположенной в нижней части дейдвуда. Помпа нагнетает воду и по дейдвудной трубе направляет ее к нижней крышке кар тера, откуда вода по каналам в крышке картера и ниж нем цилиндре поступает в водяную рубашку нижнего цилиндра. Через каналы в блоке головок вода поднима ется к верхнему цилиндру и по отверстиям во фланце выхлопного патрубка перетекает в водяную полость глу шителя и охлаждает его наружную стенку. В дейдвуд ной трубе имеется контрольное отверстие, через которое при работе мотора вытекает струйка воды, сигнализи руя о нормальной работе системы охлаждения. Запуск мотора без воды даже на короткое время приводит к выходу из строя крыльчатки водяной помпы.
Подвесной мотор «Вихрь» запускают ручным стар тером, но можно и шнуром, намотанным на верхнюю часть маховика.
Для запуска нужно: проверить, есть ли топливо в баке; повернуть винт в крышке топливного бака на три-четыре оборота; подсоединить шланг топливного бака к штуцеру мотора и, подкачивая помпу-грушу, на полнить поплавковую камеру карбюратора топливом; установить ручку реверса в положение «холостой ход»; повернуть ручку газа не более, чем на четверть ее хо да; сначала медленно, а после сцепления стартера — быстро, но плавно вытянуть шнур на длину 60—70 см. Слишком сильно дергать шнур и бросать после вытя гивания не следует. Момент сцепления чувствуется при вытягивании.
При запуске холодного двигателя нужно вытянуть на себя до отказа ручку подсоса, закрыть дроссельную заслонку карбюратора н несколько раз повернуть мо тор за пусковой шнур. Прогреть двигатель следует на холостом ходу в течение 2—3 мин и только на малых оборотах, при этом необходимо проверить, вытекает ли вода из контрольного отверстия в дейдвудной трубе. Если не вытекает, нужно ручкой реверса включить пе редний ход на 15—г20 сек до появления воды из конт рольного отверстия. Если и после этого она не появля ется, необходимо немедленно остановить двигатель, ос мотреть и прочистить контрольное отверстие и забор ник охлаждающей воды. Для остановки надо умень шить обороты до самых малых, перевести ручку ревер са в среднее положение и нажать кнопку «Стоп».
199
Таблица 11
Технические данные подвесных моторов «Москва-25А», «Вихрь» и «Вихрь-М»
Характеристика |
Москва-25А |
Вихрь" |
Вихрь-М“ |
||
двигателя |
|||||
Тип двигателя |
Двухцилиндровый, |
двухтактный, |
|||
Диаметр |
цилинд |
карбюраторный |
|||
72,0 |
67,0 |
67,0 |
|||
ра, мм |
|
||||
Ход поршня, мм |
60,6 |
60,0 |
60,0 |
||
Литраж, |
л |
— |
— |
0,5 |
|
Степень |
сжатия |
7,1 |
7,0 |
7,5 |
|
Мощность, л. с. |
25 |
20 |
25 |
||
Скорость |
враще |
4800 |
5000 |
5200 |
|
ния, об/мин |
|||||
Расход |
топлива, |
9,0 |
9,0 |
9,5 |
|
кг/ч |
топливно |
||||
Емкость |
22 |
22 |
22 |
||
го бака, л |
|||||
Тип зажигания |
Двухискровое магнето маховично- |
||||
|
|
||||
|
|
го типа с зазором в прерывателе |
|||
|
|
0,4—0,6 мм А7 с зазором между |
|||
|
|
электродами 0,6—0,7 мм |
|||
Свечи зажигания |
СИ-12 с зазором между электро |
||||
|
|
дами 0,5—0,6 мм |
|
||
Топливо |
|
Смесь бензи Смесь |
бензина А-66 |
||
|
|
на А-66 (или |
или А-72 и масла |
||
|
|
А-72) и мас |
АСП-10 в пропорции |
||
|
|
ла автотрак 16: 1 |
|
||
|
|
торного |
|
|
|
|
|
М10Б в про |
|
|
|
|
|
порции 16 : 1 |
|
|
|
Смазка |
двигателя |
Топливная смесь |
|||
Смазка |
привода |
Масло трансмиссионное |
|||
винта |
|
автотракторное (ГОСТ 542—50) |
200
|
|
|
|
|
Продолжение |
Характеристика |
„Москва-25А“ |
„ Вихрь** |
„Вихрь-М* |
||
двигателя |
|||||
Передаточное |
от- |
15:23 |
14:24 |
14:24 |
|
ношение к винту |
|||||
Диаметр |
винта, мм |
232 |
240 |
240 |
|
Шаг винта, мм |
250 |
300 |
300 |
||
Габаритные |
раз |
|
|
|
|
меры: |
|
|
655,0 |
560,0 |
560,0 |
длина |
|
|
|||
ширина |
|
380,0 |
330,0 |
330,0 |
|
высота |
|
1140,0 |
1100,0 |
1100,0 |
|
Сухой вес, кг |
|
50,0 |
55,0 |
45,0 |
|
Ржевский завод АТЭ-3 освоил серийный выпуск под |
|||||
весных |
лодочных |
моторов «Москва-30» мощностью |
|||
30 л. с. Этот |
мотор |
разработан на |
базе |
«Москвы-25А», |
причем повышение мощности на 5 л. с. при том же ра бочем объеме цилиндров достигнуто за счет улучшения рабочего процесса в камере сгорания — изменена фор ма дефлектора, расширен тракт всасывания, изменены фазы газораспределения.
Часовой расход топлива остался таким же, как и у «Москва-25А». Иначе говоря, новый мотор с удельным расходом топлива 350 г/л. с. ч. можно считать самым экономичным из выпускающихся в настоящее время се рийных отечественных подвесных моторов.
Одновременно завод изготовляет электрифицирован ные моторы «Москва-ЗОЭ» — с электростартером, элек троприводом воздушной заслонки и генератором пере менного тока с выпрямителем для подзарядки аккуму ляторной батареи; сухой вес подвесного мотора «Моск- ва-ЗОЭ» на 6 кг больше.
Разработаны также два варианта этих моторов («ЗОД» и «ЗОЭД») с удлиненной дейдвудной трубой, рассчитанные на высоту транца 510 мм; вес увеличива ется на 3 кг.
В комплект мотора входят белый и голубой гребные винты.
201