ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Рассказ учителя.
– После победы над шведами в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.
Вновь звучит в записи хор из оперы «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».
– Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
– Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.
Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.
Численность противостоявших друг другу в тот день армий точно не известна. Историки высказывали предположения, что орденское войско состояло из 12–14 тысяч воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15–16 тысяч человек. Рыцари построились «свиньёй» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином (в ходе рассказа на доске учитель рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск на льду Чудского озера).
– Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался?
Словарная работа: фланг.
– Подобное построение позволяло тяжеловооружённой рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».
В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.
2. Просмотр отрывков из кинофильма «Александр Невский».
Перед просмотром фильма учитель знакомит учащихся с вопросами (на доске):
– Каковы цели немецких рыцарей?
– Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.
– Каким было построение войск немецких рыцарей?
– Как расположил свои войска Александр Невский?
– Почему русские одержали победу?
– В чем выразился полководческий талант Александра Невского?
3. Работа по тексту учебника.
– Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с. 125–126).
– Почему Александр Невский дал бой на льду озера?
– Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?
– Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?
– Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)
– Рассмотрите репродукцию картины и иллюстрации Ледового побоища.
Физкультминутка
Игра «Ванька, встань-ка!».
Учащиеся вместе с учителем выполняют движения: встают на носки; затем возвращаются в исходное положение. Приседают, опять встают на носки, приседают; движения сопровождаются словами:
Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой!
(Грозят друг другу пальцем.)
Нам не справиться с тобой.
Учащиеся садятся на стулья. Учитель предлагает им посоветовать Ване, как избавиться от лени. Для обсуждения можно предложить различные ситуации.
IV. Закрепление изученного материала.
Ответы на вопросы:
– С кем воевали новгородцы в 1242 году?
– Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?
– Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?
– Как построили свои войска немецкие рыцари?
– Как построил свои войска Александр Невский?
– Чем закончилась эта битва?
– Почему русские победили?
2. Выполнение задания 77 в рабочей тетради № 2, с. 37.
V. Итог урока.
– Чем вам понравился князь Александр Ярославич?
– Что нового вы можете добавить к рассказу об Александре Невском?
– Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
– После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Как этот поступок характеризует Александра Невского?
Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают интересующие их вопросы по теме, записывают домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить сообщение об Александре Невском; нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.
Иллюстративный материал к уроку
| |
Немецкие рыцари готовятся к битве | Битва на Чудском озере |
Схема Ледового побоища
Урок 62
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
Цели: дать представление о жизни монголо-татар, объяснить причины завоевательной политики монголо-татар; формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю; развивать умения проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников; закреплять умения ориентироваться на карте: показать места исторических событий, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями; воспитывать интерес к истории своего отечества.
Оборудование: иллюстрации с изображением сражений русских воинов с татаро-монгольскими захватчиками; план-схема Мамаева побоища, портрет Дмитрия Донского, кроссворд, карточки с представленными опорными словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 2. На чем приплыли шведские воины? 4. В каком месяце произошло сражение с крестоносцами? 7. Псевдоним Александра Ярославича. 9. Где княжил Александр Ярославич? 10. Назовите реку, впадающую в Неву.
По вертикали: 1. Воинское снаряжение. 3. На каком озере произошло сражение с немецкими рыцарями? 5. Захватчики Руси с северо-запада. 6. На какой реке произошло первое сражение Александра Ярославича? 8. Как строилось немецкое войско? 9. Захватчики под знаменем с черным крестом.
Ответы: по горизонтали – 2. Корабль. 4. Апрель. 7. Невский. 9. Новгород. 10. Ижора; по вертикали – 1. Доспехи. 3. Чудское. 5. Шведы. 6. Нева. 8. Клин. 9. Немцы.
III. Формирование новых знаний.
1. Рассказ учителя.
– Русь в тринадцатом веке была раздроблена на мелкие княжества. Князья и бояре постоянно воевали друг с другом за власть. Не было на Руси спкойствия и мира. Этим воспользовались монголо-татары. Вот как об этих событиях говорится в летописи:
«Тревожно было на Руси в начале тринадцатого века: пришло с юга войско монголо-татарское, разбило в сражении русских воинов.
…Явились народы, о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».
Монголо-татары – это кочевой народ, основным занятием которого было разведение скота: лошадей, коров, овец. Именно количеством скота определялось богатство и знатность монголов и татар.
– Чтобы иметь полное представление об этом народе, давайте дадим характеристику монголо-татар в сравнении с русскими.
2. Составление таблицы.
Монголо-татары и русские
РУССКИЕ | | МОНГОЛО-ТАТАРЫ |
земледелие | Главное занятие | скотоводство |
щи, каша | Еда | мясо |
квас | Питье | кумыс |
рубашка, сарафан | Одежда | халат |
лапти | Обувь | башмаки |
оседлый | Образ жизни | кочевой |
изба | Жилище | юрта |
князь | Глава государства | хан |
3. Словарная работа.
По опорным карточкам и с помощью словарей учащиеся работают со словами: пастбище, юрта, ода, караулы, кумыс, хан, дозор, вахтер.
4. Продолжение рассказа.
– Но для того чтобы можно было прокормить эти многочисленные стада, необходимы были новые земли. Для этого надо было покорить соседей и забрать их земли себе. Так постепенно монголо-татары во главе с их военачальником по имени Чингисхан отняли земли у соседних народов.
Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Войско Чингисхана было хорошо организовано и вооружено. В нём царила суровая дисциплина. Если из десятка воинов бежал один – убивали весь десяток; если отступал десяток – каралась сотня. Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 2–3 года сажали верхом на лошадь и учили стрелять из лука. Девушки и женщины тоже отлично управлялись и с конём, и с оружием, которое всегда было при них. Вот такой враг пришёл на Русь в тринадцатом веке.