Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Рассказ учителя.

– После победы над шведами в этом же году князь Александр Невский, рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло немало бед. Немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита, вскоре пал и сам Псков.

Вновь звучит в записи хор из оперы «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

– Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно, был возвращён Псков. Главное столкновение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

Запомните эту дату: 1242 год – битва на Чудском озере, это и есть Ледовое побоище.

Это была ранняя весна. Все реки и озёра, а их в новгородских землях очень много, были покрыты подтаявшим льдом. Поэтому Александр Невский решил встретиться в бою с крестоносцами именно на льду Чудского озера. Он хорошо понимал, что в этом случае преимущество будет за его воинами. Закованные в тяжёлые доспехи немецкие рыцари не были готовы биться с русскими воинами на льду озера.

Численность противостоявших друг другу в тот день армий точно не известна. Историки высказывали предположения, что орденское войско состояло из 12–14 тысяч воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15–16 тысяч человек. Рыцари построились «свиньёй» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином (в ходе рассказа на доске учитель рисует схему или на заранее нарисованной схеме показывает расположение войск на льду Чудского озера).

– Рассмотрите схему Ледового побоища. Какое преимущество было у русских войск? Для чего Александр оставил засадный полк? Как он им воспользовался?

Словарная работа: фланг.

– Подобное построение позволяло тяжеловооружённой рыцарской кавалерии наносить буквально таранный удар по неприятелю, взламывая его боевые порядки. В данном случае оно оказалось самоубийственным. Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы русских – княжеские дружины – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».


В память народную это сражение вошло как «Ледовое побоище». Не только от разящих ударов русского оружия погибали немецкие рыцари. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в железные латы крестоносцев. Многие из них утонули в ледяной воде Чудского озера.

2. Просмотр отрывков из кинофильма «Александр Невский».

Перед просмотром фильма учитель знакомит учащихся с вопросами (на доске):

– Каковы цели немецких рыцарей?

– Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

– Каким было построение войск немецких рыцарей?

– Как расположил свои войска Александр Невский?

– Почему русские одержали победу?

– В чем выразился полководческий талант Александра Невского?

3. Работа по тексту учебника.

– Прочитайте текст «Битва на Чудском озере» (учебник, с. 125–126).

– Почему Александр Невский дал бой на льду озера?

– Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя?

– Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем?

– Какое значение имела победа русских? (Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.)

– Рассмотрите репродукцию картины и иллюстрации Ледового побоища.

Физкультминутка

Игра «Ванька, встань-ка!».

Учащиеся вместе с учителем выполняют движения: встают на носки; затем возвращаются в исходное положение. Приседают, опять встают на носки, приседают; движения сопровождаются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка,

Будь послушен, ишь какой!

(Грозят друг другу пальцем.)

Нам не справиться с тобой.

Учащиеся садятся на стулья. Учитель предлагает им посоветовать Ване, как избавиться от лени. Для обсуждения можно предложить различные ситуации.

IV. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы:

– С кем воевали новгородцы в 1242 году?

– Под каким названием вошла в историю битва с немецкими рыцарями?

– Где проходило Ледовое побоище? Почему так называется эта битва?

– Как построили свои войска немецкие рыцари?

– Как построил свои войска Александр Невский?

– Чем закончилась эта битва?

– Почему русские победили?

2. Выполнение задания 77 в рабочей тетради № 2, с. 37.

V. Итог урока.

– Чем вам понравился князь Александр Ярославич?



– Что нового вы можете добавить к рассказу об Александре Невском?

– Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?

– После победы на Чудском озере Папа Римский решил не силой оружия, а убеждением заставить новгородские земли встать под власть Католической церкви. Папа прислал послов к Александру Невскому с предложением добровольно подчинить русскую церковь Риму. Но Александр Невский отказался. Как этот поступок характеризует Александра Невского?

Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают интересующие их вопросы по теме, записывают домашнее задание.

Домашнее задание: подготовить сообщение об Александре Невском; нарисовать шведских рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников.

Иллюстративный материал к уроку





Немецкие рыцари готовятся

к битве

Битва на Чудском озере




Схема Ледового побоища

Урок 62
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА


Цели: дать представление о жизни монголо-татар, объяснить причины завоевательной политики монголо-татар; формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю; развивать умения проводить сравнение объектов, извлекать знания из различных источников; закреплять умения ориентироваться на карте: показать места исторических событий, направления вражеских ударов, пользоваться условными обозначениями; воспитывать интерес к истории своего отечества.

Оборудование: иллюстрации с изображением сражений русских воинов с татаро-монгольскими захватчиками; план-схема Мамаева побоища, портрет Дмитрия Донского, кроссворд, карточки с представленными опорными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд.



По горизонтали: 2. На чем приплыли шведские воины? 4. В каком месяце произошло сражение с крестоносцами? 7. Псевдоним Александра Ярославича. 9. Где княжил Александр Ярославич? 10. Назовите реку, впадающую в Неву.

По вертикали: 1. Воинское снаряжение. 3. На каком озере произошло сражение с немецкими рыцарями? 5. Захватчики Руси с северо-запада. 6. На какой реке произошло первое сражение Александра Ярославича? 8. Как строилось немецкое войско? 9. Захватчики под знаменем с черным крестом.

Ответы: по горизонтали – 2. Корабль. 4. Апрель. 7. Невский. 9. Новгород. 10. Ижора; по вертикали – 1. Доспехи. 3. Чудское. 5. Шведы. 6. Нева. 8. Клин. 9. Немцы.

III. Формирование новых знаний.

1. Рассказ учителя.

– Русь в тринадцатом веке была раздроблена на мелкие княжества. Князья и бояре постоянно воевали друг с другом за власть. Не было на Руси спкойствия и мира. Этим воспользовались монголо-татары. Вот как об этих событиях говорится в летописи:

«Тревожно было на Руси в начале тринадцатого века: пришло с юга войско монголо-татарское, разбило в сражении русских воинов.

…Явились народы, о которых как следует никто не знает – кто они, откуда пришли, каков язык их, какого племени, какой веры».


Монголо-татары – это кочевой народ, основным занятием которого было разведение скота: лошадей, коров, овец. Именно количеством скота определялось богатство и знатность монголов и татар.

– Чтобы иметь полное представление об этом народе, давайте дадим характеристику монголо-татар в сравнении с русскими.

2. Составление таблицы.

Монголо-татары и русские

РУССКИЕ




МОНГОЛО-ТАТАРЫ


земледелие

Главное занятие


скотоводство


щи, каша

Еда


мясо


квас

Питье


кумыс


рубашка, сарафан

Одежда


халат


лапти

Обувь


башмаки


оседлый

Образ жизни


кочевой


изба

Жилище


юрта


князь

Глава государства


хан

3. Словарная работа.

По опорным карточкам и с помощью словарей учащиеся работают со словами: пастбище, юрта, ода, караулы, кумыс, хан, дозор, вахтер.

4. Продолжение рассказа.

– Но для того чтобы можно было прокормить эти многочисленные стада, необходимы были новые земли. Для этого надо было покорить соседей и забрать их земли себе. Так постепенно монголо-татары во главе с их военачальником по имени Чингисхан отняли земли у соседних народов.

Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Войско Чингисхана было хорошо организовано и вооружено. В нём царила суровая дисциплина. Если из десятка воинов бежал один – убивали весь десяток; если отступал десяток – каралась сотня. Кочевая жизнь из каждого монгола делала умелого воина. Детей в 2–3 года сажали верхом на лошадь и учили стрелять из лука. Девушки и женщины тоже отлично управлялись и с конём, и с оружием, которое всегда было при них. Вот такой враг пришёл на Русь в тринадцатом веке.