Файл: Урок 1 организм человека. Нервная система цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Почти все города и уделы были обложены тяжелейшей данью: захватчики забирали у жителей хлеб, зерно, ремесленные изделия, меха и другие товары. Если горожане или крестьяне не могли заплатить дань, её сборщики забирали в плен беззащитных женщин и детей. Так русские земли попали в тяжелейшую зависимость от монголо-татар. Вскоре захватчики образовали государство, которое называлось Золотая Орда.

Почти три века (а ведь это целых триста лет!) продолжалось жесточайшее иго (зависимость) монголо-татар на Руси.

Как же случилось, что кочевникам-иноземцам удалось подчинить своей власти богатые и процветающие русские земли? Дело в том, что русские князья перессорились между собой. Но ведь известно, что только общими усилиями можно дать отпор любому, даже очень сильному врагу. А такой силы, такого объединения ещё не было у русских. Врага нужно было встречать кулаком, а Русь его встречала «растопыренными пальцами». И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности – не шла его военная сила ни в какое сравнение с необъятной силой монголов.

В 1380 году на Московском престоле сидел Дмитрий Иванович (показ портрета). Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить все свои силы. Не забывал князь Дмитрий Иванович и об укреплении столицы своего княжества. Он приказал обнести Московский Кремль крепкими стенами из белого камня вместо ненадёжных деревянных стен. С этих пор и стали называть нашу столицу Москвой Белокаменной.

Дмитрий Иванович прекрасно понимал, что ордынское иго не может до бесконечности угнетать русский народ. Постепенно он перестал слушаться ордынского хана и решил больше не давать ему дань. Разгневанный татарский хан Мамай решил проучить и наказать непокорного московского князя и двинул своё войско на Москву. Однако неожиданно для них татары встретили решительный отпор и даже были вынуждены обратиться в бегство. Хан Мамай пришёл в ярость. Он считал, что его непобедимые воины потерпели поражение случайно и что русские по-прежнему не умеют действовать сообща. Их надо разбить и жестоко наказать. С этой целью он в 1380 году набирает огромное войско, чтобы не только разорить земли непокорных москвичей, но и вернуть себе власть над всей Русью.

Но князь Дмитрий Иванович не испугался. Он разослал по всей русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое огромное войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.

Встретились русские и татары 8 сентября 1380 года.


– Рассмотрите картину А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле»
(иллюстрация в учебнике, с. 127). Всмотритесь в изображенные лица. Что видят русские воины перед собой? Каковы их чувства? Они знают, что пришли на смерть, что многие не увидят больше своих родных. Но ненависть к врагу, желание освободиться от монголо-татарского ига превыше жизни.

В те времена битвы часто начинались с поединка самых сильных воинов. Из монгольского войска выехал огромного роста и страшного вида боец по имени Челубей, а навстречу ему монах – Пересвет. С копьями наперевес помчались на своих конях навстречу друг другу два воина. На всём скаку столкнулись богатыри, поразили насмерть друг друга копьями.

– Рассмотрите иллюстрацию к этому поединку. Почему выходили два воина? Что предвещал этот поединок? Что делало войско в это время? Какой вывод об исходе сражения можно сделать по поединку Пересвета и Челубея?

Дмитрий снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», – сказал он своим воинам. Княжеские доспехи надел друг князя – Михаил Бренк (он погиб в этом сражении).

Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им ударил засадный полк – и монголы побежали.

– Рассмотрите план-схему Мамаева побоища (см. иллюстративный материал к уроку).

– Как расположены войска Мамая и князя Дмитрия?

– Какое преимущество было у князя Дмитрия?

– Для чего он оставил резервный и засадный полки? Как он ими воспользовался?

Бежали противники так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Восемь дней хоронили погибших на поле битвы. Самого князя нашли без сознания, в иссеченных саблями и залитых кровью доспехах, но он был жив и даже не ранен.

В честь победы в этой битве князя-полководца прозвали Дмитрием Донским. Разбили много татар на поле Куликовом, но впереди у Руси было ещё сто лет борьбы с ненавистным врагом.

5. Работа по тексту учебника.

– Прочитайте текст (учебник, с. 126–127).

– Когда состоялась первая битва с монголо-татарами? Чем закончилась эта битва?

– Покажите на карте, откуда пришли на Русь монголо-татары.

– Какой город первым подвергся нападению? Покажите его на карте.

– Как защищали русские свою землю?

– Что представляла собой тяжелая конница противников? (Эти воины имели железные кольчуги и шлемы. Вооружены они были прямыми мечами и длинными копьями. Сначала в бой вступала легкая конница, а потом уже тяжелая.)



– Как звали монгольского правителя, совершившего поход на Русь? Выберите правильный ответ:

Мамай

Чингисхан

Батый

Учитель зачитывает отрывок из книги В. Яна «К последнему морю»:

«Бату-хан пожелал увидеть пленных киевлян. Его слуги помчались к месту схватки, набросили на бившихся русских людей арканы и приволокли их по льду к шатру владыки. Хан с любопытством рассматривал лежавших перед ним русских. Под ударами плетей они с трудом приподнялись. Первым был рослый воин. Он пошатывался и держался за плечо другого пленного. Дерзко, со злобой смотрел он на всех и отвечал неохотно на вопросы толмача (переводчика):

– Откуда родом? Чем помышляешь?

– Из-под Смоленска. По Днепру плоты гоняю.

– Если ты смоленский, зачем дерешься, здесь же Киев?

– Как же не биться? Город, поди, тоже наш, русский!

Толмач передал хану ответ пленного.

– Говори правду или тебе отрубят голову: сколько войска здесь, в Киеве?

– Сколько людей, столько и воинов.

Ответ рассердил Бату-хана».

Вопросы для обсуждения:

– Почему хана рассердили слова русского воина?

– О чем свидетельствуют поступки и слова плененных монголами русских воинов?

– Как они характеризуют в целом русский народ?

– Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли?

IV. Закрепление изученного материала.

Ответы на вопросы:

– Как назывались сторожевые отряды? Подчеркните ответ:

дозор; караул; вахтер.

– Древний персидский летописец писал про монголо-татар, «что у них было львиное мужество, собачье терпение, хитрость лисицы и хищность волка». Объясните, как вы это понимаете.

– Что же такое Золотая Орда? Кто был ее первым правителем?

– Когда начался первый поход на Русь?

– Сколько лет платил русский народ дань Золотой Орде?

– Где произошла битва с монголо-татарами?

– Сколько лет продолжались мелкие набеги монголо-татар на Русь?

V. Итог урока.

– Как защищались русские люди от монголо-татар?

– Имя хана Батыя означало «несокрушимый». Как вы думаете, рус-ские воины подвергли сомнению это значение имени монгольского захватчика?


– Подумайте, могли ли русские люди сразу победить войска Золотой Орды? Почему? Что им мешало?

– Какие черты характера проявляли русские люди в борьбе с монголо-татарами?

Страшное зрелище представляла собой Русь. Вместо городов – развалины. Поля заросли бурьяном. Кости непогребенных людей – вот что представляла русская земля там, где проходили монголо-татарские завоеватели. И, конечно же, мириться свободолюбивый русский народ с таким положением не мог, а всеми силами боролся против монголо-татар, проявляя героизм, смелость и мужество. Вы должны понимать, что борьба русского народа с монголо-татарами закончилась поражением из-за раздробленности Руси, а не из-за трусости или боевой немощи русских воинов.

Учитель комментирует ответы, объявляет оценки за урок; учащиеся задают интересующие их вопросы по теме, записывают домашнее задание.

Иллюстративный материал к уроку











План-схема Мамаева побоища


Битва на поле Куликовом





Князь-полководец
Дмитрий Донской

Татаро-монголы осаждают

русские крепости


Урок 63
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА


Цели: рассказать учащимся о войне с Наполеоном, о победе русских войск на Бородинском поле; познакомить с литературными произведениями, посвященными этому событию; воспитывать интерес к истории своего отечества, чувство патриотизма.

Оборудование: иллюстрации с изображением Бородинского сражения, кроссворд, «Бородино» М. Ю. Лермонтова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

Рассказ учителя.

– Начался девятнадцатый век для Европы не спокойно. Во Франции императором стал Наполеон. Ему удалось завоевать многие страны. Но на пути к мировому господству стояла Россия. К войне с Россией Наполеон готовился серьёзно. К русской границе была переброшена 600-тысячная прекрасно вооружённая и обученная армия. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники. В июне 1812 года без объявления войны наполеоновская армия перешла границу России. Наполеон был уверен в скорой победе. Сердце России – Москва, туда и направил французский император свои войска. Он даже вёз с собой свою статую, чтобы поставить её в Москве.


На защиту Родины встала не только русская армия. Весь народ, всё население России дало отпор врагу. Поэтому война с Наполеоном получила название Отечественной, так как все русские люди: и богатые, и бедные, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего отечества.

Русские армии отступали к Москве, не вступая в решающий бой с противником. Многочисленные мелкие столкновения с французами изматывали их силы, ослабляли Наполеона. Первый серьёзный бой было решено дать в районе Смоленска. Два дня продолжалось тяжёлое сражение. Много французских и русских солдат полегло в битве. Несмотря на огромные потери французов, русская армия продолжала отступление. Один из участников смоленской битвы, русский офицер, вспоминал: «Какую твёрдость духа имели русские, оставленные для защиты Смоленска! Ядра, пули, обломки камней, падающие с огнём брёвна – всё несло на них смерть и разрушение».

Главным сражением Отечественной войны стал Бородинский бой.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле! –

писал М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино».

Под Москвой находилось селение Бородино. Через него проходило две дороги. Заняв их, русские преградили французам путь к Москве. На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 120 тысяч русских и 140 тысяч наполеоновских солдат. В ночь перед сражением в русском лагере горели костры, около них сидели и лежали солдаты. Кто точил штык, кто готовил чистую рубаху, кто молился. Нелёгкое это дело – ждать боя, зная, что можешь быть убитым. 26 августа 1812 года над рекой и окрестными лесами поднимался туман, открывая разноцветные группы войск. С восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий, с русской стороны сразу ответили. Бородинская битва началась!

…Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи…

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами…

Здесь ярко проявился талант нашего великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, командовавшего русскими армиями в этой войне. «Пришёл Кутузов бить французов», – так гордо говорили солдаты российской армии, когда он стал главнокомандующим. М. И. Кутузов выбрал удачное место для сражения. Справа русские войска были защищены рекой, а слева за короткое время солдаты соорудили искусственные земляные укрепления. В центре расположилась артиллерия. Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Наполеон так и не ввёл в бой свою гвардию, опасаясь полного поражения.