Файл: Вопросы общей и теоретической тектоники [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выклинивающихся, часто перемятых пластов, нередко ослож­ ненных подводнооползневыми процессами, поверхностями не­ согласий и т. д. (Корсаков и др., 1972). Попытки возобновле­ ния «стратификации» в таких условиях, как правило, приво­ дят к ошибкам в сейсмических построениях и могут иметь ре­ зультатом совершенно неверное истолкование геологического строения исследуемого района. Возникает вопрос о целесооб­ разности распространения на море классической «стратигра­ фической привязки», как не контролируемой бурением. В ос­ нову геологической интерпретации в условиях открытого мо­ ря, видимо, должен быть положен структурно-вещественный подход, включающий извлечение из морских сейсмограмм возможно более полной информации как структурного, так и вещественного характера.

Обычно при анализе сейсмограмм при работах на море ис­ пользуются в качестве «структурного» признака времена при­ хода или интервалы следования отражений, на основе кото­ рых можно судить о рельефе геологических поверхностей и из­ менении мощностей толщ, ограниченных ими. В качестве «ве­ щественной» характеристики до недавнего времени использо­ валась только скорость прохождения упругих волн. При этом на практике часто принималось, что более высокоскоростные толщи должны быть плотнее. Однако, как известно, связь между скоростью и плотностью более сложная и выражается для продольных волн сотношением вида,

 

( 1)

где /.

и 'J. — константы Лямэ, р —плотность, Е — модуль

Ю-нга н

а —2коэффициент Пуассона. Как видим, из формулы

( 1) следует, что теоретически связь между скоростью и плот­ ностью является обратной. Фактически наблюдаемая прямая связь — следствие того, что незначительное уплотнение сопро­ вождается более резким возрастанием значения модуля Юнга.

Поэтому не вызывают удивления высокие скорости у льда

ивечной мерзлоты, каменной соли, обладающих низкими плотностями.

Кроме скорости прохождения упругих волн, для установ­ ления вещественных характеристик могут быть использованы

идругие динамические параметры. Однако отдельные попытки их использования (амплитуда при интенсивности, длитель­ ность записи, многоили малофазнссть, сохранение формы за-

11 Зак. 812

161


писи и т. п.) не получили должного распространения, так как носили качественный характер. Отсюда ясно, что качествен­ ный анализ динамических особенностей сейсмической записи должен дополняться различными количественными определе­ ниями ,например, спектральным анализом, оценкой эффек­ тивных коэффициентов поглощения или же статистическим анализом рассмотренных качественных признаков. Можно на­ деяться, что такой анализ позволит установить по морским сейсмическим данным вещественные свойства исследуемого фрагмента пространства. По распределению вещественных свойств можно будет, как это обычно и делается в тектонике, выделять геологические тела, по их соотношениям устанав­ ливать структуру пространства и далее, если это потребуется, может ставиться и задача выделения возрастных подразделе­ ний.

Заканчивая рассмотрение способов построения возрастных подразделений по морским сейсмическим данным, можно све­ сти их к двум схемам:

1. Построение на суше или в разбуренной акватория модели геологического пространства по литологическим, палеонтоло­ гическим и геохимическим свойствам — выявление в этом про­ странстве «возрастных» границ — установление связей между «возрастными» и сейсмическими границами — трассирование «возрастных» границ по сейсмическим данным, в море.

2 . Установление связей между сейсмическими характери­ стиками и вещественными свойствами — восстановление ве­ щественных свойств по сейсмическим характеристикам — вы­ деление тел по вещественным свойствам — «возрастные» по­ строения на основе этих реконструкций.

В обеих схемах самым сложным и неоднозначным этапом является проведение «возрастных» границ по наблюдаемым или реконструированным литологическим (вещественным), палеонтологическим, геохимическим свойствам.

Существуют, однако, построения, не укладывающиеся ни в одну из предложенных схем. В практике сейсморазведочных работ обычно подразумевается, что более высокоскоростные толщи должны быть плотнее и, следовательно, старше по гео­

логическому возрасту.

Наряду с «идеальной» схемой распределения скоростей и плотностей пород по глубине (т. е. с возрастанием их значений при увеличении глубины залегания), характерной, например, для акватории Южного, частично Среднего Каспия, имеется множество обратных примеров. Для шельфа Запад­

162


ного Сахалина — район Невельска — характерен следующий разрез: отложения нижнего миоцена (холмокая свита) отли'- чаются высокими значениями средних скоростей — порядка 4,4—4,6 км/сек., а нижележащие олигоценовые и эоценовые породы имеют скорости порядка 3,3—3,9 км/сек. (Скорикова, 1965). В пределах Курильской глубоководной котловины ско­ ростной разрез выглядит следующим образом: первые сверху

100—150 м=1 —1,2 км/сек., интервал 200—300 м — 2 и более км/сек., ниже глубин 400 м значения пластовой скорости коле­ блются в пределах 1,5—2 км/сек. (Снеговской, 1972).

Возрастные построения, не опирающиеся на керновый ма­ териал, а апеллирующие к «общегеологическим» предпосыл­ кам или скоростным параметрам, исходя из предположения об «идеальной» схеме скоростной кривой, никак не обосно­ ваны теоретически и не могут быть использованы на практике.

Так, отражающий горизонт «Р» внутри осадочной толщи Беринговоморской котловины, ниже которого отмечалось на­ личие каких-то гомогенных отложений, из общегеологических предпосылок относился к подошве плейстоценовых турбидитов (Ludwig et al., 1965). Бурением с судна «Гломар Челленджар» было установлено, что горизонт «Р» соответствует раз­ делу между нижележащими породами (аргиллитами и гли­ нистыми сланцами неустановленного возраста) и залегающи­ ми выше верхнемиоценовыми диатомовыми илами (Deep Sea Drilling Project Leg., 1971). Налицо ошибка в определении возраста порядка 15—20 млн лет, в то время как «гомоген­ ность» нижележащих пород, предполагаемая по характеру сейсмического материала, подтвердилась.

На Западном побережье Южного Сахалина в Красногор­ ском районе преломляющий горизонт с Vr=4,8—5,5 км/сек. на глубине 2—2,5 км некоторыми исследователями отождест­ влялся с палеозойскими образованиями. Вто же время сква­ жиной в 35 км к северо-востоку примерно на той же глубине были вскрыты высокоскоростные отложения верхнего миоцена с плотностью порядка 2,64—2,76 г/см3 и скоростью продоль­ ных ультразвуковых волн по напластованию порядка 4,06— 5,36 км/сек. Определения скорости выполнялись при атмос­ ферном давлении, а в природных условиях значения скорости, видимо, более высокие (Юнов, Тихомиров, 1968).

Нетрудно видеть, что одним и тем же значениям скорости оказалось возможным приписать и палеозойский и верхнемио­ ценовый возраст, т. е. ошибка в определении возраста при та­ ком подходе составила несколько сот миллионов лет,

И *

163


Необходимость возрастных реконструкций

Если возрастные реконструкции не являются окончатель­ ной целью геологических исследований, а лишь средством ее достижения, то, учитывая все отмеченные трудности, можно поставить вопрос: нельзя ли той же цели добиться более про­ стыми, более доступными средствами? В качестве основной цели морских геологических исследований, так же как и гео­ логии вообще, можно принять поиски полезных ископаемых. Для поисков разных полезных ископаемых необходимы раз­ ные поисковые критерии, но все эти критерии можно сгруп­ пировать в два класса — вещественный и структурный. Ве­ щественные (литологические, геохимические, формационные) свойства служат вещественными поисковыми критериями. По любому из вещественных свойств в геологическом пространст­ ве можно выделить геологические тела, геометрия и взаимо­ отношения которых могут быть представлены как структурные поисковые критерии. Все эти структурные признаки установимы по морским сейсмическим данным, а вещественные, как можно надеяться, будут установимы количественным опреде­ лением динамических параметров и другими методами, и про­ веряемы на уровне наблюдений. Для установления их поиско­ вого значения имеется обширный сравнительный материал.

В отличие от объективных структурно-вещественных приз­ наков, возрастные характеристики обычно вполне обоснован­ но расцениваются как субъективные (Hedberg, 1958; Wheeler, 1959). Поисковое значение признаков, отражающих скорее точку зрения исследователя на строение участка, чем само строение, сомнительно.

Учитывая серьезные принципиальные трудности, возникаю­ щие на пути возрастных построений, и далеко не бесспорную их необходимость, мы не можем согласиться с требованиями, обычно предъявляемыми к геологической интерпретации мор­ ских сейсмических данных и заключающимися в желательно­ сти выделения возрастных подразделений на всех разрезах, схемах и картах. Окончательным итогом интерпретации долж­ но быть установление вещественных и структурных характе­ ристик участка. Если потребуется выделение возрастных под­ разделений, то это должно быть следующим этапом реконст­ рукций.

164

Л и г е р а т у р а

Д а н б а р К.,

Р о д ;к е р с Дж.

Основы стратиграфии. М., ИЛ, 1961

К о р с а к о в

О. В., Л е б е д е в

Л. И., Юно в А. К). Строение конти­

нентальных склонов окраинных н внутрепих морей в связи с тектоникой переходной зоны. В со. «Тектоника дна морей, океанов и островных дуг». Тез. докл. на IX сессии Совета по тектонике Сибири и Д. Востока. Юж­

но-Сахалинск, 1972.

 

К р у м б е й н

В. К., С л о с с Л. Л. Стратиграфия и осадкообразование.

М., Гостоптехиздат, J960.

причинах, затрудняющих корреляцию стра­

Н е х о р о ш е е

В. II. О

тиграфических схем. В со.

«Биостратигр. и палеобиофаииальн. иселед.

иих практпч. значение». М., «Недра», 1970.

II о л к а и о в А. А., Г ер л и н г Э. К. Применение К—Ар и Rb“ Sr ме­ тодов для определения возраста пород докембрия Балтийского щита. Труды лаб. геологии докембрия. М., Изд-во АН СССР, 1960.

С а д ы к о в А. М. Система универсальной стратиграфической клас­

сификации. «Нзв. АН КазССР, сер. геол.», 1969, АТ» 1.

С к о р п к о в а М. Ф. Физические свойства горных пород Южного Сахалина. «Разведочная геофизика», Л» 7. «Недра», 1965.

С н е г о в с к о й С. С. Об осадочных отложениях Южно-Охотской глуглубоководнон впадпны. «Докл. АН СССР» т. 196, 1972, № 1.

С т е п а н о в Д. Л. Принципы н методы стратиграфических исследо­ ваний. Тр. ВНИГРИ, вып. 113, Гостоптехиздат, 1958.

Су д о в и к о в П. Г., Н е е л о в А. Н. О возрасте станового докембрия.

«Тр. лаб. геол. докембрия», вып. 12. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1961.

юры

Т р у ш к о в а Л. А. Новые данные по стратиграфии

верхней

Обь—Иртышского междуречья. «Геол. и геофизика», 1967, № 2.

 

10 н о в А. Ю., Т и х о м и р о в В. М. Новые данные о

геологическом

строении Татарского пролива. «Докл. АН СССР», т. 180, 1968, № 2.

an

H a r r i n g t o n Н. J. Space, Things, Time and

Events

Essay on Stratigraphy. Bull. Amer. Assoc. Petrol. Geol. vol. 49, N 10, 1965.

H e d b e r g H. D. Stratigraphic classification and termino­ logy. Bull. Amer. Assoc. Petrol. Geol. vol. 42, № 8, 1958.

H e d b e r g H. D. Chronostratigraphy and Biostratigraphy. Geol. Magazine, vol. 102, № 5, 1965.

H e d b e r g H. D. Stratigraphic Boundary — A reply. Eclo-

gae Geol. Helvetiae., V. 63, № 2, 1970.

and

Time.

W h e e l e r H. E. Stratigraphic Units in Space

Amer. Journ. of Science., vol. 257, 1959.

the

Time-

W h e e l e r H. E., B e e s l e y E. M. Critique of

Stratigraphic Concept. Bull. Geol. Soc. of America, vol. 59, 1948. Deep sea drilling Project. Leg. 19, 1971.