Файл: ЛЛ 0201727х вестник ргупс 32007.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


/ЛЛ\ 0201-727Х ВЕСТНИК РГУПС №3/2007



Рассмотренная выше методика может как полностью, так и частично использоваться при оценке конкурентоспособности и эффективности взаимодействия транспортных компаний с аффили­рованным промышленным предприятием на рынках грузоперевозок: нефтяные грузы, химические и минеральные удобрения, строительные грузы и другие.

Таким образом, для сохранения и укрепления конкурентоспособности транспортных компа­ний в условиях роста конкуренции между всеми игроками рынка перевозок металлургических грузов возникает необходимость формирования эффективной стратегии развития компании и системы кор­поративного управления. Важную роль при этом играет обеспечение прозрачности и публичности бизнеса с целью повышения его стоимости и привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации необходимых для роста инвестиционных проектов.

Библиографический список

  1. Информационная система СПАРК-Интерфакс.

  2. Богданова, Т.В. Ключевые вопросы транспортной стратегии Российской Федерации / Т.В. Богданова, В.А. Персианов // Транспортная стратегия России : сб. док. науч.-практич. конф. - Новосибирск : Минтранс РФ, МПС РФ, СО РАН, Администрация Новосибирской области. - 2003. - С. 299-308.

  3. Дунаев, О.Н. Стратегия развития транспорта при участии России в ВТО / О.Н. Дунаев, Т.В. Кулакова // Логинфо. - 2005. - № 12. - С. 4-12.

  4. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. ; учеб. пособие / М. Портер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. - 495 с.

  5. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.

УДК 656.07

А.В. Молчанова

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ИЗДЕРЖКАМИ

В условиях становления и развития рыночных отношений в российской экономике важную роль приобретают процессы формирования, распределения и использования издержек.


Это связано с тем, что экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (услуг) и затрат на их производство и сбыт.

Подчёркивая, что функционирование любого производства товаров (услуг) требует опреде­лённых издержек, эксперт В. Михайлов [1, с. 24] отмечает изменение подхода к планированию себе­стоимости. Если раньше вычисляемая величина была цена:

Стоимость товара + норма прибыли = Цена, то в настоящее время «цена задается рынком как данность», а вычисляемой величиной становится стоимость (издержки), в которую надо вложиться, чтобы иметь приемлемую норму прибыли:

Стоимость (издержки) = Конкурентная цена - норма прибыли.

При этом практика свидетельствует, что с изменением внешних условий функционирования предприятий на рынке происходит изменение экономического содержания таких понятий, как «за­траты», «издержки» и «расходы».

Одним из существенных факторов, способствующих этому процессу, является активное вне­дрение логистики в различные сферы экономики.

Анализ научной литературы, проведенный по данному вопросу, свидетельствует о наличии различных вариантов рассмотрения вопросов издержек в зависимости от исследуемых ситуаций. Од­нако использование системного подхода при рассмотрении категорий «затраты», «издержки» и «рас­ходы» позволяет установить основное исходное звено в экономическом содержании данных понятий. Это наличие товара или услуги, на производство которых требуется затратить определённые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и др.). А далее, в зависимости от исследуемых свойств товара или услуги и совокупности определяющих факторов, происходит экономическое наполнение катего­рий «затрат», «издержек» и «расходов», определяются общие и отличительные признаки. При этом необходимо учитывать, что товар (услуга) является элементом экономического потока, под которым доктор экономических наук Е.К. Ивакин [2, с. 55] понимает «совокупность взаимосвязанных собы­тий, протекающих как единый экономический процесс», рассматриваемый через совокупность логи­стических операций.

Мы согласны с мнением профессора Е.К. Ивакина о том, что материальный поток и сопутст­вующие ему финансовый и информационный потоки по своей экономической природе можно опре­делить как экономические потоки, под которыми следует понимать «упорядоченную последователь­ность взаимосвязанных событий, протекающих как единый экономический процесс» [2, с. 54]. Дан­ные потоки полностью приемлемы для транспортной отрасли, основной деятельностью которой яв­ляется осуществление транспортных услуг.



Это утверждение основывается на том, что транспортной продукцией является не производ­ство материальных ценностей, а сам процесс перемещения в пространстве и во времени грузов, с со­блюдением таких их свойств, как сохранность, надёжность и своевременность доставки. При этом данный процесс является «совокупностью определённых последовательностей событий».

Решая поставленные исследовательские задачи по изучению процесса управления логистиче­скими издержками, разные авторы используют различные фундаментально теоретические подходы, основанные на различных теориях.

Достаточно часто в литературе встречается определение экономической сущности затрат ис­ходя из теории трудовой стоимости, разработанной К. Марксом, которая, по нашему мнению, мало соответствует настоящей действительности, так как не учитывает в экономическом содержании за­трат капиталовложений основных и оборотных фондов, а также природных богатств.

В рамках этого подхода авторы [3] рассматривают издержки на производство как полный объём затрат живого и овеществлённого труда, который приравнивается к стоимости продукта.

Другой подход предлагает использование теоретического инструментария маржинализма, в основе которого лежит теория цены А. Маршалла, базирующаяся на трёх основных положениях: из­держках производства, предельной полезности, спросе и предложении. Согласно этой теории, реше­ния должны приниматься исходя из результатов анализа и сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод. В этом случае принятие решения зависит только от двух факторов: предель­ных затрат и предельных выгод [4].

На практике показатель придельных затрат наиболее часто используется при анализе целесо­образности изменения объёмов производства.

В настоящее время практический интерес вызывает логистический подход, позволяющий ис­пользовать весь богатый теоретический и практический арсенал логистики. Развитию данного подхо­да во многом способствует переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождающийся существенными изменениями как в стратегии производства, так и в системах товародвижения.

В современной экономической науке и деловой практике логистику определяют как интегри­рованный процесс управления экономическими потоками (материальным, финансовым и информа­ционным), которые должны обеспечить максимальные возможности удовлетворения клиентов при минимальных совокупных издержках [5].


Актуальность использования логистики возрастает в связи с тем, что управление экономиче­скими потоками в рыночной экономике, по мнению А.И. Семёнова, В.И. Сергеева, должно сводиться к организации процесса их рационализации «путём оптимизации протекающих в них процессов во имя конечных целевых результатов» [6, с. 125].

Практика показывает, что эффективность организации «сквозного» управления экономиче­скими потоками характеризуется величиной совокупных затрат, возникающих при перемещении эко­номических потоков. Поэтому организация управления затратами предполагает подробное рассмот­рение экономического и методологического содержания понятий «затраты», «издержки» и «расходы» с учётом факторов, оказывающих влияние на их образование.

Анализ определений рассматриваемых понятий, приводимых в научной и учебно­методической литературе отечественными и зарубежными авторами с настоящее время, позволяет нам предложить следующий вариант их табличной классификации (табл. 1).

Таблица 1

Вариант классификации категорий «затрат» и «издержек»

Автор

Сфера рассмотрения

Содержание определений и особенности понятий

Затраты

Издержки

В.П. Грузинов [7]

Производство




Все затраты, входящие в себе­стоимость производства товаров (услуг), в денежном выражении

В.Г. Лебедев [8]

Производство, сбыт продукции (услуг)

Объём ресурсов в денеж­ном выражении за опреде­лённый период, использо­ванные на производство и сбыт продукции (услуг), включённые в себестои­мость.

Имеют расчётную кальку­ляционную природу оценки и отражаются во внутрен­нем учёте

Издержки - реальные или пред­намеренные затраты финан­совых ресурсов предприятия, которые характеризуют движе­ние финансовых средств и ока­зывают влияние на прибыль. Имеют платёжную природу, от­ражаются во внешнем (финансо­вом) учёте, не имеют прямой связи с изготовлением продук­ции



Окончание табл. 1

Р. Мюллендорф, М. Карренбауэр [9]

Оценки с по­зиции по­требления

Могут не относиться к про­изводству и всегда оцени­ваются по известным ценам товаров и услуг

Связаны только с производ­ственным процессом

В.П. Волков [10]

С позиции оценки произ­водственных ресурсов

Затраты - это расход ресур­сов на производство кон­кретных видов продукции

Издержки - затраты ресурсов, выраженных в денежной форме.

И.Э Гущина, Н.М. Балакирева [11]

Оценки с по­зиции по­требления для осуществле­ния процесса производства




Совокупность всех материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов

К. Друри [12] и Ш. Датар, Ч. Хорнгрен, Дж. Форстер [13]

С позиции «расхода ре­сурсов»

Это сумма денежных средств, которые необхо­димо расходовать на при­обретение товаров (услуг)




Атриллу и Э. МакЛейну

С позиции «расхода ре­сурсов» для достижения определённых целей

Это сумма денежных средств, которые необхо­димо расходовать на при­обретение товаров (услуг) для достижения определён­ных целей




М.А. Вахрушкина [14] и Энтони, Роберт, Рис, Джонс [15]







Вместо затрат предлагают ис­пользовать издержки в качестве денежного показателя оценки использования не только произ­водственных, а всех (суммы) ре­сурсов, используемых с какой- либо целью

Т.П. Карпова [16]







Предлагает рассматривать про­изводственные издержки в пря­мой зависимости от технологии производства и выпускаемого объёма продукции

В.И. Степанова [17, с. 434]







Издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расхо­дованием различных видов эко­номических ресурсов в процессе производства и продвижения промежуточной и конечной го­товой продукции организациям- потребителям (товаров произ­водственного назначения) или индивидуальным потребителям (товаров потребительского на­значения)