ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
/ЛЛ\ 0201-727Х ВЕСТНИК РГУПС №3/2007
Рассмотренная выше методика может как полностью, так и частично использоваться при оценке конкурентоспособности и эффективности взаимодействия транспортных компаний с аффилированным промышленным предприятием на рынках грузоперевозок: нефтяные грузы, химические и минеральные удобрения, строительные грузы и другие.
Таким образом, для сохранения и укрепления конкурентоспособности транспортных компаний в условиях роста конкуренции между всеми игроками рынка перевозок металлургических грузов возникает необходимость формирования эффективной стратегии развития компании и системы корпоративного управления. Важную роль при этом играет обеспечение прозрачности и публичности бизнеса с целью повышения его стоимости и привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации необходимых для роста инвестиционных проектов.
Библиографический список
-
Информационная система СПАРК-Интерфакс. -
Богданова, Т.В. Ключевые вопросы транспортной стратегии Российской Федерации / Т.В. Богданова, В.А. Персианов // Транспортная стратегия России : сб. док. науч.-практич. конф. - Новосибирск : Минтранс РФ, МПС РФ, СО РАН, Администрация Новосибирской области. - 2003. - С. 299-308. -
Дунаев, О.Н. Стратегия развития транспорта при участии России в ВТО / О.Н. Дунаев, Т.В. Кулакова // Логинфо. - 2005. - № 12. - С. 4-12. -
Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. ; учеб. пособие / М. Портер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. - 495 с. -
Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг : учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.
УДК 656.07
А.В. Молчанова
УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ИЗДЕРЖКАМИ
В условиях становления и развития рыночных отношений в российской экономике важную роль приобретают процессы формирования, распределения и использования издержек.
Это связано с тем, что экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (услуг) и затрат на их производство и сбыт.
Подчёркивая, что функционирование любого производства товаров (услуг) требует определённых издержек, эксперт В. Михайлов [1, с. 24] отмечает изменение подхода к планированию себестоимости. Если раньше вычисляемая величина была цена:
Стоимость товара + норма прибыли = Цена, то в настоящее время «цена задается рынком как данность», а вычисляемой величиной становится стоимость (издержки), в которую надо вложиться, чтобы иметь приемлемую норму прибыли:
Стоимость (издержки) = Конкурентная цена - норма прибыли.
При этом практика свидетельствует, что с изменением внешних условий функционирования предприятий на рынке происходит изменение экономического содержания таких понятий, как «затраты», «издержки» и «расходы».
Одним из существенных факторов, способствующих этому процессу, является активное внедрение логистики в различные сферы экономики.
Анализ научной литературы, проведенный по данному вопросу, свидетельствует о наличии различных вариантов рассмотрения вопросов издержек в зависимости от исследуемых ситуаций. Однако использование системного подхода при рассмотрении категорий «затраты», «издержки» и «расходы» позволяет установить основное исходное звено в экономическом содержании данных понятий. Это наличие товара или услуги, на производство которых требуется затратить определённые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и др.). А далее, в зависимости от исследуемых свойств товара или услуги и совокупности определяющих факторов, происходит экономическое наполнение категорий «затрат», «издержек» и «расходов», определяются общие и отличительные признаки. При этом необходимо учитывать, что товар (услуга) является элементом экономического потока, под которым доктор экономических наук Е.К. Ивакин [2, с. 55] понимает «совокупность взаимосвязанных событий, протекающих как единый экономический процесс», рассматриваемый через совокупность логистических операций.
Мы согласны с мнением профессора Е.К. Ивакина о том, что материальный поток и сопутствующие ему финансовый и информационный потоки по своей экономической природе можно определить как экономические потоки, под которыми следует понимать «упорядоченную последовательность взаимосвязанных событий, протекающих как единый экономический процесс» [2, с. 54]. Данные потоки полностью приемлемы для транспортной отрасли, основной деятельностью которой является осуществление транспортных услуг.
Это утверждение основывается на том, что транспортной продукцией является не производство материальных ценностей, а сам процесс перемещения в пространстве и во времени грузов, с соблюдением таких их свойств, как сохранность, надёжность и своевременность доставки. При этом данный процесс является «совокупностью определённых последовательностей событий».
Решая поставленные исследовательские задачи по изучению процесса управления логистическими издержками, разные авторы используют различные фундаментально теоретические подходы, основанные на различных теориях.
Достаточно часто в литературе встречается определение экономической сущности затрат исходя из теории трудовой стоимости, разработанной К. Марксом, которая, по нашему мнению, мало соответствует настоящей действительности, так как не учитывает в экономическом содержании затрат капиталовложений основных и оборотных фондов, а также природных богатств.
В рамках этого подхода авторы [3] рассматривают издержки на производство как полный объём затрат живого и овеществлённого труда, который приравнивается к стоимости продукта.
Другой подход предлагает использование теоретического инструментария маржинализма, в основе которого лежит теория цены А. Маршалла, базирующаяся на трёх основных положениях: издержках производства, предельной полезности, спросе и предложении. Согласно этой теории, решения должны приниматься исходя из результатов анализа и сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод. В этом случае принятие решения зависит только от двух факторов: предельных затрат и предельных выгод [4].
На практике показатель придельных затрат наиболее часто используется при анализе целесообразности изменения объёмов производства.
В настоящее время практический интерес вызывает логистический подход, позволяющий использовать весь богатый теоретический и практический арсенал логистики. Развитию данного подхода во многом способствует переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождающийся существенными изменениями как в стратегии производства, так и в системах товародвижения.
В современной экономической науке и деловой практике логистику определяют как интегрированный процесс управления экономическими потоками (материальным, финансовым и информационным), которые должны обеспечить максимальные возможности удовлетворения клиентов при минимальных совокупных издержках [5].
Актуальность использования логистики возрастает в связи с тем, что управление экономическими потоками в рыночной экономике, по мнению А.И. Семёнова, В.И. Сергеева, должно сводиться к организации процесса их рационализации «путём оптимизации протекающих в них процессов во имя конечных целевых результатов» [6, с. 125].
Практика показывает, что эффективность организации «сквозного» управления экономическими потоками характеризуется величиной совокупных затрат, возникающих при перемещении экономических потоков. Поэтому организация управления затратами предполагает подробное рассмотрение экономического и методологического содержания понятий «затраты», «издержки» и «расходы» с учётом факторов, оказывающих влияние на их образование.
Анализ определений рассматриваемых понятий, приводимых в научной и учебнометодической литературе отечественными и зарубежными авторами с настоящее время, позволяет нам предложить следующий вариант их табличной классификации (табл. 1).
Таблица 1
Вариант классификации категорий «затрат» и «издержек»
Автор | Сфера рассмотрения | Содержание определений и особенности понятий | |
Затраты | Издержки | ||
В.П. Грузинов [7] | Производство | | Все затраты, входящие в себестоимость производства товаров (услуг), в денежном выражении |
В.Г. Лебедев [8] | Производство, сбыт продукции (услуг) | Объём ресурсов в денежном выражении за определённый период, использованные на производство и сбыт продукции (услуг), включённые в себестоимость. Имеют расчётную калькуляционную природу оценки и отражаются во внутреннем учёте | Издержки - реальные или преднамеренные затраты финансовых ресурсов предприятия, которые характеризуют движение финансовых средств и оказывают влияние на прибыль. Имеют платёжную природу, отражаются во внешнем (финансовом) учёте, не имеют прямой связи с изготовлением продукции |
Окончание табл. 1
Р. Мюллендорф, М. Карренбауэр [9] | Оценки с позиции потребления | Могут не относиться к производству и всегда оцениваются по известным ценам товаров и услуг | Связаны только с производственным процессом |
В.П. Волков [10] | С позиции оценки производственных ресурсов | Затраты - это расход ресурсов на производство конкретных видов продукции | Издержки - затраты ресурсов, выраженных в денежной форме. |
И.Э Гущина, Н.М. Балакирева [11] | Оценки с позиции потребления для осуществления процесса производства | | Совокупность всех материальных, трудовых и финансовых ресурсов |
К. Друри [12] и Ш. Датар, Ч. Хорнгрен, Дж. Форстер [13] | С позиции «расхода ресурсов» | Это сумма денежных средств, которые необходимо расходовать на приобретение товаров (услуг) | |
Атриллу и Э. МакЛейну | С позиции «расхода ресурсов» для достижения определённых целей | Это сумма денежных средств, которые необходимо расходовать на приобретение товаров (услуг) для достижения определённых целей | |
М.А. Вахрушкина [14] и Энтони, Роберт, Рис, Джонс [15] | | | Вместо затрат предлагают использовать издержки в качестве денежного показателя оценки использования не только производственных, а всех (суммы) ресурсов, используемых с какой- либо целью |
Т.П. Карпова [16] | | | Предлагает рассматривать производственные издержки в прямой зависимости от технологии производства и выпускаемого объёма продукции |
В.И. Степанова [17, с. 434] | | | Издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов в процессе производства и продвижения промежуточной и конечной готовой продукции организациям- потребителям (товаров производственного назначения) или индивидуальным потребителям (товаров потребительского назначения) |