Файл: ЛЛ 0201727х вестник ргупс 32007.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя определения «затрат» и «издержек», приводимые в табл. 1, мы поддерживаем мнение о том, что затраты являются более емким понятием, суть которого состоит в учёте всех рас­ходов, понесённых предприятием в процессе обеспечения воспроизводственного процесса. Однако обе категории («затраты» и «издержки») охватывают совокупность всех ресурсов (материальных, трудовых и финансовых), потребление которых направлено на осуществление финансово­хозяйственной деятельности предприятия на рынке ради удовлетворения спроса потребителей.

Поэтому мы согласны с определением издержек В.И. Степанова, которое подтверждает, что «издержки представляют собой выраженные в денежной форме затраты». И считаем, что в этом слу­чае условная грань, существующая между категориями затрат и издержек, стирается.

Сам процесс перехода экономического содержания категории «затрат» в «издержки» и «рас­ходы» с учётом таких их общих особенностей, как динамизм, многообразие, сложность и неодно­значность влияния на экономический результат, следует рассматривать в процессе исследования движения экономического потока, под которым понимается движение всех ресурсов, измеренных в денежном выражении с целью получения конкретного результата.

Тогда, учитывая, что затраты, согласно рассмотренным ранее определениям, являются частью экономического потока (ресурсов в денежном выражении), при его движении в направлении дости­жения определённых целей происходит отнесение затрат на себестоимость в момент их возникнове­ния, а не оплаты. Этот процесс по своей экономической сути отражает потреблённую часть эксплуа­тируемых ресурсов (авансируемой стоимости) и свидетельствует о переходе «затрат» в «издержки».

При дальнейшем движении экономического потока от стадии производства к стадии реализа­ции происходит переход «издержек» в «расходы». Завершением движения экономического потока на стадии реализации является удовлетворение спроса потребителя товарами (услугами) и определение предприятием своего дохода и связанной с ним части издержек.

Таким образом, анализируя экономические условия и возможности осуществления рассмот­ренного перехода экономического содержания «затрат» в «издержки», а «издержек» в «расходы», следует выделить основные из них.


Во-первых, необходимо наличие экономического потока (ресурсов в денежном выражении), направлением движения которого должно являться достижение «определённых целей». Во-вторых, практическое осуществление определённых операций, через совокупность которых происходит реа­лизация экономического потока.

Столь подробное рассмотрение экономического содержания понятий «затраты», «издержки» и «расходы» подтверждает мнение профессора Ю.Г. Лебедева о том, что «логистические системы должны создаваться и управляться с целью достижения максимальной эффективности работы всей фирмы» [18, с. 393].

Определившись с понятиями «затраты», «издержки», считая их синонимами, для последую­щей разработки системы управления и действенных механизмов снижения издержек необходимо классифицировать последние.

Важность такой классификации состоит в том, что она должна позволять дифференцировать издержки не только по направлениям деятельности предприятия, но и способствовать определению уровня затрат по объектам управления при организации планирования, учёта, контроля и анализа.

Во многих источниках различают издержки, непосредственно связанные с производством продукции (издержки производства), и издержки, связанные с процессом товародвижения или обра­щения - логистические издержки.

Оценивая возможности приведенных в научной отечественной и зарубежной литературе сис­тем классификаций, следует отметить, что они не позволяют системе управления, рассматривая логи­стические издержки транспортировки как объёкт управления, проводить моделирование процессов, оценивать и разрабатывать неформальные механизмы и каналы управления. А также обеспечивать достаточную реактивность и оптимальность в управлении системой в условиях развития и диверси­фикации бизнеса, стохастичности поведения системы из-за наличия помех, противодействующих управлению.

В этой связи мы согласны с мнением Е.Ю. Фаермана [20] о том, что эти недостатки можно избежать, если при квалификации издержек производства рассматривать их как сложную динамиче­скую систему.

Рассматривая категорию «логистические издержки», можно сказать, что согласно наиболее часто встречающему в литературе их определению - это затраты на выполнение логистических опе­раций [21].

Причём процесс выполнения логистических операций невозможен вне материального потока. Кроме того, для организации и контроля движения материального потока необходимо знать его на­чальное состояние и то, как оно преобразуется под воздействием факторов окружающей среды в по­требительский продукт. При наличии таких данных разрабатывается система управления логистиче­скими издержками, позволяющая на основании учёта закономерностей их преобразования в дополни­тельную стоимость осуществлять изменение того или иного управляющего параметра, характери­зующего состояния потоковых процессов.



Сам процесс регулирования управляющими параметрами осуществляется путём целенаправ­ленных воздействий на материальный поток, совокупности неоднородных операций, которые, объе­диняясь в подсистемы различных процессов, обеспечивают переход материального потока из одного качественного состояния в другое [22]. В нашем случае это реализация схемы: «почтовое отправле­ние - груз - почтовое отправление».

Исходя их этого, нами предлагается под понятием логистических издержек понимать суммар­ные затраты в денежном выражении производственных и обслуживающих неоднородных операций, через совокупность которых происходит преобразование материального и сопутствующих ему фи­нансового и информационного потоков на всех стадиях логистического процесса обеспечения спроса потребителя товарами или услугами.

Данная формулировка наиболее полно характеризует логистические издержки как затраты предприятия на организацию сквозного управления экономическим потоком (материальным, финан­совым и информационным), направленного на оптимизацию взаимосвязанных потоковых процессов при его движении в рамках логистической системы.

Кроме того, предлагаемое определение не противоречит основным теоретическим положени­ям существующих классификаций логистических издержек. Так, согласно классификации, разрабо­танной М.Е. Залмановой, логистические издержки соответствуют затратам на выполнение логистиче­ских операций, которые по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками обращения и производства.

Результаты исследования природы возникновения издержек на «комплексные логистические бизнес-процессы», проведенного доктором экономических наук В.И. Сергеевым «на участках сети снабжения, производства и сбыта», также не противоречат приведенному нами определению логи­стических издержек [23].

Следует отметить, что для практической организации эффективного управления логистиче­скими издержками важное место занимает система их калькуляции.

В этой связи мы поддерживаем мнение тех учёных и практиков, которые высказывают мысль о практической целесообразности в системе калькуляции издержек переходить от функционального принципа к логистическому, в основе которого лежит анализ общей величины издержек, получивший название «принцип одного зонтика» и ориентированный на достижение «конечного результата». Це­лесообразность такого перехода подтверждается результатами практических исследований структур логистических издержек промышленных предприятий, проведенных группой авторов, согласно кото­рым совокупные логистические издержки образуются суммой затрат, образуемых в снабжении, про­изводстве и сбыте [24].


Инновационность данного похода состоит в первичности устанавливаемых целей, которые должны быть достигнуты логистической системой, по сравнению с прогнозируемыми величинами издержек на их достижение. В этом случае появляется возможность анализировать издержки и дохо­ды по группам потребителей, сегментам рынка и каналам распределения. Таким образом, по величи­не совокупных логистических издержек можно оценивать возможности выполнения логистической системой поставленной цели или выполнения её «миссии» [25] (или «бизнес-процессов» [26]).

Более того, автор С.М. Мухидинов [27] предлагает классифицировать логистические издерж­ки, помимо функциональных блоков, по процедурам, из которых состоит каждый блок, а также по операциям определённой процедуры в зависимости от объекта приложения статьи логистических расходов.

Данное предложение совпадает с мнением А.М. Гаджинского [26], который считает, что при­менение логистики «предполагает ведение пооперационного учёта издержек на всём пути движения материального потока». Такая система учёта, основанная на использовании показателя учёта измене­ний суммы издержек, позволяет принимать решения в сфере управления материальными потоками.

Таким образом, технологию калькуляции логистических издержек можно представить в виде матрицы, в которой по оси ординат расположены бизнес-процессы, позволяющие оценить затраты, связанные с работой каждого структурного подразделения почты при осуществлении почтовой услу­ги по доставке определенного вида почтового отправления от отправителя до адресата. А по оси абс­цисс - функциональные области логистики, связанные с реализацией почтовых услуг по приёму, об­работке, перевозке и доставке почтовых отправлений, осуществляемых почтовой связью.

Практическая ценность такой системы калькуляции издержек состоит в том, что она позволя­ет определять объекты управления, то есть центры формирования логистических затрат при оказании транспортных услуг.

Следует отметить, что аналогичная идея процессного управления лежит в основе стандарта 180 9001, согласно которому одним из фундаментальных принципов управления качеством является процессорный подход.

В этом случае объектами управления следует рассматривать процессы, существующие в эко­номических потоках, условия и факторы, влияющие на качество осуществления почтовых услуг.


Следует отметить, что спецификой классификации логистических издержек является то, что, будучи экономической категорией, она в настоящее время не находит количественного отражения в отчётных управленческих документах предприятий. В существующей системе управления издержка­ми в качестве управляющих критериев используются в основном финансово-экономические показа­тели, которые, являясь следствием, а не управляющими факторами, тем самым не позволяют созда­вать эффективный механизм регулирования величины издержек на предприятии.


Классификация логистических издержек
Кроме того, сложность экономического содержания логистических издержек предполагает в настоящее время использование систем их учета комплексного характера, наиболее адаптированных к существующей системе бухгалтерского учёта и принципам калькуляции затрат. В связи с этим предлагаемая классификация носит во многом теоретический характер (табл. 2).

№ п\п

Классификационный признак

Вид издержек

1

По принадлежности к товародвижению

- прямые

- косвенные

2

По отношению к результатам

- производственные

- непроизводственные

3

По уровню стабильности потокового процесса

- постоянные

- переменные

4

Статьи затрат

- материальные

- нематериальные

5

По функциональным областям

  • издержки снабжения

  • производственные издержки

  • издержки сбыта

6

Отношение к логистической системе

- внутренние

- внешние

7

По месту возникновения

  • рабочее место

  • структурное подразделение

8

По функциональному назначению

- административные

- операционные

9

По результатам работы

- плановые

- фактические

10

По характеру оценки выполнения логистической системой поставленной цели

- плановые

- фактические