Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
М.Л. Башин
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
' • і-
(экономический аспект)
Í
Г:
і
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЫСЛЬ».
Москва 1974
OOl
БЗЗ
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Гос. публичная научно техническая 6иб~ о.ека СССР
C .∙.≡MΓb3HP
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
10801-201 Ь 004(01)-74 98-74
© Издательство «Мысль». 1974
ВВЕДЕНИЕ
Превращение науки в непосредственную производитель ную силу — существенная черта современной научно-тех нической революции.
Достижения научно-технического прогресса оказыва ют решающее влияние на содержание и темпы экономи
ческого роста, на социально-культурные |
преобразова |
|
ния современного общества. |
- |
-, |
Высокий уровень фундаментальных исследований, |
дб- |
стигнутый советской наукой, создал прочную базу для успешного решения важнейших научно-технических проблем, выдвинутых в ходе коммунистического строиг тельства. Дальнейшее развитие советской науки приоб
ретает особое значение в современных условиях, когда научно-техническая революция стала важнейшей ареной соревнования двух противоположных мировых систем — социализма и капитализма.
Успехи фундаментальных наук играют все более важ
ную роль в создании постоянно растущего научного по тенциала страны, становятся решающим фактором уско ренного роста производительных сил социалистического
общества.
В 1974 г. исполняется 250 лет со дня основания Ака демии наук СССР. Создание отечественной Академии наук явилось крупным событием в истории оазвития науки, образования и культуры нашей страны. Ее плодо творная деятельность оказала существенное влияние на
развитие мировой науки. Академия наук СССР стала главным центром развития фундаментальных исследова ний в области естественных и общественных наук.
Результаты фундаментальных исследований в обла сти естественных наук оказывают огромное влияние на научно-технический прогресс во всех сферах материаль ного производства.
Большой вклад в развитие экономики и культуры страны, в формирование марксистско-ленинского миро воззрения трудящихся вносят результаты фундаменталь
ных исследований в области общественных наук. Плодотворное развитие основных направлений фун
даментальных исследований в области естественных
3
и общественных наук позволило Советскому Союзу за нять передовые позиции в мировой науке.
Научный потенциал, заложенный в результатах фун
даментальных исследований, эффективность его исполь зования становятся в один ряд с такими решающими по казателями, как темпы роста общественной производи тельности труда, общественного производства, нацио
нального дохода.
Все это обусловливает необходимость экономического анализа проблем, связанных со сферой фундаменталь ных исследований.
Фундаментальные исследования могут стать объектом глубокого изучения экономической науки только тогда, когда их результаты через органическое взаимодействие с последующими стадиями научных исследований и ма
териальным производством получают экономическое со держание.
В настоящее время быстро формируется новая ветвь
экономической науки — экономика науки. В обширной, отечественной и зарубежной, литературе, посвященной экономике науки, нет ни одной специальной работы, рас сматривающей проблемы экономики фундаментальных
исследований. Предлагаемая читателю книга посвящена теоретическим вопросам экономики фундаментальных ис следований и их эффективности. Автор ограничил иссле дования определенным кругом проблем, которые, по его
мнению, имеют актуальное значение: классификация
фундаментальных исследований; прогнозирование, пла нирование и финансирование фундаментальных исследо
ваний; экономическая природа труда в этой сфере; вза имодействие фундаментальных и прикладных исследова ний; влияние фундаментальных исследований на матери альное производство.
Ключевой проблемой экономики фундаментальных исследований является эффективность затрат на их про ведение.
Экономические вопросы фундаментальных исследова
ний анализируются в данной книге применительно к об ласти естественных наук. Поэтому вопросы экономики
фундаментальных исследований в области общественных наук рассмотрены только в общем аспекте. Это самостоя
тельная тема, требующая специальных и глубоких тео
ретических исследований.
Экономические проблемы фундаментальных исследо
4
ваний относятся к наименее разработанным в области экономических наук. Поэтому, естественно, некоторые вопросы в книге носят постановочный характер.
Автор благодарит всех товарищей, оказавших ему помощь в работе над книгой, и особенно участников по стоянного семинара по проблемам управления и органи зации науки в Институте истории естествознания и тех ники Академии наук СССР. Ценные замечания участни
ков семинара также были использованы при подготовке рукописи.
ГЛ ABA I
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
Широкий комплекс научных исследований и разработок проходит сложный и длительный путь. Каждая стадия этого пути имеет свое содержание и форму, ей присущи свои методы проведения работ. Это выдвигает необходи мость разработки классификации научных исследований и разработок, выяснения их соотношения и взаимной
увязки.
Классификация научных исследований имеет важное значение для выработки стратегии развития науки, реше ния вопросов, связанных с оценкой перспективности научных направлений, планирования и финансирования работ, определения вклада фундаментальных и других исследований в решение народнохозяйственных задач.
Классификация исследований является необходимой
предпосылкой и при создании обоснованных методов оценки эффективности затрат на развитие науки на всех уровнях. C помощью классификации можно определить роль и место конкретных исследований в общей структу ре научного поиска, ведущегося широким фронтом по самым разным научным направлениям.
Классификацией принято считать распределение пред
метов или отношений по классам на основании общего
признака, присущего предметам данного рода и отлича ющего их от предметов других родов. Распределение про изводится с^гаким расчетом, чтобы каждый класс относи тельно других классов занимал в созданной системе оп
ределенное, точно фиксированное место.
Обычно при анализе научно-технического прогресса выделяются следующие основные стадии длительного и сложного цикла «исследование — производство»:
—фундаментальные исследования;
—прикладные исследования;
6
—опытно-конструкторские работы;
—опытное производство объектов новой техники;
■— собственно производство новой техники;
— сфера эксплуатации новой техники.
Первые две стадии относятся к сфере научных иссле дований, последующие охватывают процесс создания,
освоения, выпуска и эксплуатации новой техники. Разработка классификации научных исследований
является самостоятельной научной проблемой, трудность
решения которой обусловлена сложностью современной науки и непрерывно происходящими в ней процессами
дифференциации и интеграции научных направлений. Существует значительное число методических подхо
дов для создания классификации научных исследований. В их основе лежит использование различных признаков, характеризующих содержание и цели исследований в за висимости от требований, предъявляемых к классифи
кации.
Однако, какой бы ни была предложенная классифи кация, в ее основе должен лежать единый подход, позво ляющий относить различные виды исследований по их со держанию и целям к определенным классам или группам.
При таком подходе удается абстрагироваться от внешних или несущественных условий проведения науч ных исследований, а также от второстепенных результа тов исследований и зафиксировать основные признаки, формирующие цели научного поиска, его содержание и конечные результаты.
В настоящее время разделение научных исследова ний на фундаментальные и прикладные общепризнано.
Различие между этими двумя видами исследований
вытекает из целей, которые ставятся перед конкретными видами научного поиска и их содержанием.
Границы, разделяющие фундаментальные и приклад ные исследования, легко очерчиваются по главному
признаку: что лежит в основе исследования — познава тельные или практические цели
Таким образом, при разделении исследований на фун даментальные и прикладные главным критерием являет-
1 Помимо общего деления научных исследований на фундамен тальные и прикладные имеется подробный классификатор научных направлений, подготовленный Академией наук СССР.
7
ся прямая или косвенная связь научных исследований с
общественной практикой, потребностями материального производства. Это различие удачно подметил, правда не сколько изменив наименования, известный английский ученый Дж. Рассел. По его мнению, научные исследова ния делятся на «чисто теоретические исследования» и «прикладные исследования».
Их различие он определяет следующим образом:
«Имеется две ветви, или, скорее, два вида, наук: наука
для открытий и наука для использования. Первые назы вают чистыми науками, вторые — прикладными науками.
Чистые науки воздействуют глубоко на наш образ мыс лей, в свою очередь прикладные науки — на наш образ жизни» ɪ.
Генезис термина «фундаментальные исследования» указывает на то, что в итоге проведения таких исследо ваний познаются основополагающие законы и явления
объективного мира.
В общем виде разделение научных исследований на фундаментальные и прикладные по существу фиксирует степень приближения научного поиска к практической реализации их результатов и характеризует сложившую ся систему специализации и разделения научного труда.
Вместе с тем ряд авторов выступают против разделения науки на теоретическую и прикладную. Их возражения основаны на том, что результаты любого исследования вовлекаются в общественный кругооборот информации и ресурсов и в конечном итоге получают реализацию в сфере материального производства. Например, венгер ский экономист Μ. Корач пишет: «С нашей точки зрения, термин
«прикладная наука» не имеет смысла. Нет такой науки, которая хотя бы частично не была бы прикладной либо по отношению к дру гой области науки, либо по отношению к практике»12. При этом
Μ. Корач предлагает различать описательную, теоретическую и эк спериментальную части исследований в пределах каждой отдельной науки.
По-видимому, такой подход связан с известной тенденцией к стиранию четких граней между фундаментальными и прикладными исследованиями, на которую обращают внимание многие ученые и специалисты. Однако наличие этой тенденции не снимает необходи мость деления научных исследований на две большие группы.
Это связано не только с традиционной классификацией наук, ко торая имеет многовековую историю, но и с использованием логиче ского подхода к науке, который помогает при решении многих тео
1 |
Е. J. |
Rassel. |
Science |
and Modern. — «Life». |
London, |
1964, |
N 5. |
2 |
Μ. |
Корач. |
Наука |
индустрии. — «Наука о |
науке», |
[сб.]. |
Μ., |
1966, |
стр. |
218. |
|
|
|
|
|
8
ретических и практических вопросов управления, планирования и финансирования научных исследований.
Отличительной чертой фундаментальных исследований является необходимость разрешения непрерывно следующих друг за другом научных проблем. В этом смысле можно сказать, что проблемное
содержание науки — это существо научного поиска. Проблема созре вает, когда старое знание постепенно раскрывает свою относитель ность, а новое знание еще не сформировалось, но уже заявляет о своей необходимости. Таким образом, научная проблема всегда об ращена в будущее, но опирается на достигнутые знания ɪ.
Проблемная ситуация возникает из противоречия между достиг нутым уровнем знания об объективном мире и новыми потребностя ми практики, материального производства, которые, обнаруживают ограниченность знания в конкретных направлениях научного поиска.
Вместе с тем наука обладает не только относительной самостоятельностью, но и внутренней логикой своего развития, своими внут ренними противоречиями, которые неизбежно создают проблемные ситуации.
Неисчерпаемость явлений окружающего нас материального мира предопределяет у каждой научной проблемы целый ряд новых, по рой неожиданных аспектов. Эту ситуацию образно подметил Луи де Бройль: «Мы никогда не должны забывать (история наук это дока зывает), что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предполагать о существовании еще неизвестных нам не объятных континентов» 21.
Модель научной проблемы можно представить в виде ветвящей ся системы, в которой, по мере ее развития, рождаются все новые побеги.
Появление новых проблем и углубление многих аспектов преж-
них проблем является реализацией одного из основных требований диалектической логики — всесторонности исследования объекта, си стемного подхода к их разрешению. В этом проявляется диалектика процесса научного познания.
*• Фундаментальные исследования направлены на поз нание принципиальных основ и глубоких процессов и яв лений, происходящих в природе. Как правило, исследоватбль все время находится на границе совершенно неиз веданного, и выбор конкретных путей исследования обычно диктуется внутренней логикой развития науки.
Именно в связи с этим всегда можно ожидать не толь ко небольшого продвижения в заданном направлении
ввиде уточнения полученной.до этого информации, но
искачков в ранее сформулированных знаниях, отбрасы вания общепризнанных гипотез.
1Научная проблема — крупное исследование, имеющее целенаппавлепный характер, включающее комплекс или совокупность науч ных тем, решающих теоретические и прикладные аспекты проблемы.
2Луи де Бройль. По тропам науки. Μ., 1962, стр. 317.
9