Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

решить проблемы, которые ставит перед ними природа, в целях рас­ ширения знаний человека и понимания им законов природы без

проникновения в область их конкретного, утилитарного применения. Проводя поиск, ученые не имеют полной свободы выбора целей, по­ скольку их деятельность ограничена определенной областью науки и часто имеет отношение к четко определенному объекту.

В распоряжение исследователей должны быть представлены

значительные технические и финансовые средства. Это приводит к тому, что научные поиски неизбежно принимают форму коллектив­ ных усилий.

Средства выделяются, как правило, не отдельным ученым, а на­ учной группе и связываются с выполнением определенной програм­ мы. Такие исследования требуют коллективных методов планирова­ ния, координации и компетентного руководства.

Coj ласно принятому делению фундаментальных исследований, свободное теоретическое исследование отличается тем, что оно не преследует заранее установленных целей, хотя в принципе и направ­ лено на получение новых знаний и более глубокое понимание зако­ нов природы.

В границах целенаправленных фундаментальных исследований выделяются в качестве частного случая так называемые подготови­ тельные исследования, направленные на повышение точности науч­ ных знаний в некоторых специальных областях путем сбора суще­ ственной информации и проведения необходимых наблюдений, изме­ рений и экспериментальных работ. Результаты таких исследований

хотя и носят эмпирический характер, но образуют важную предпо­ сылку для дальнейшего развития фундаментальных исследований, поскольку позволяют повысить достоверность полученных знаний.

При проведении целенаправленных исследований ученые име­ ют дело с предварительно сформулированными теоретическими про­ блемами. Их усилия часто направляются не столько на критическое изучение выдвинутых в прошлом теорий, а главным образом на бо­ лее глубокую детализацию имеющихся знаний применительно к но­

вым запросам материального производства, общественной практики. Ценность таких исследований связана с тем, что внимание уче­ ных фокусируется на поиски, выявление и четкое выделение кон­ кретных знаний в сравнительно узкой сфере поиска, результаты которых могут быть быстро использованы в практических целях. Отмечено, что перспективные знания возникают и интенсивно фор­ мируются, если ставится конкретная или локальная цель, позволя­ ющая направить усилия ученых на поиски новых решений на основе

экспериментальных работ.

Успешное проведение целевых фундаментальных исследований всегда требует наличия определенной «критической массы» уже на­ копленных знаний, которые способны определить цели и стратегию

нового направления научного поиска.

Опыт научных открытий, сделанных за последние 20 лет, подтверждает, что фундаментальные исследования приобретают все более практический целевой характер.

В свою очередь целевое субсидирование фундамен­ тальных исследований позволяет придать им хорошо вы­

раженный направленный характер, органически соеди­

14


нить их результаты с последующими стадиями научнотехнического прогресса. Следовательно, такая ориенти­ рованная политика повышает эффективность затрат на фундаментальные исследования.

Рассмотренное выше разделение фундаментальных

исследований на свободные теоретические (чистые) и целенаправленные исследования, ориентированные на решение хорошо сформулированных задач, получило ши­

рокое распространение и используется в настоящее время в литературе и официальных документах стран, входящих в ЮНЕСКО.

Вместе с тем ряд исследователей оспаривают право­ мерность такой классификации. Например, польский эко­ номист А. Тушко считает неприемлемым деление фунда­

ментальных исследований на свободные и целенаправ­ ленные, поскольку все фундаментальные исследования имеют характер целенаправленных. По мнению этого

автора, фундаментальные исследования — это научные исследования, предпринимаемые главным образом в це­

лях расширения объема знаний, а не использования их итогов на практике 1. Согласиться с такой трактовкой предложенной классификации нельзя, поскольку она сво­ дится только к характеристике отличия фундаментальных исследований от прикладных и, следовательно, не учи­ тывает наличие разных видов исследований, сформиро­ вавшихся в последнее время.

В литературе можно встретить предложения класси­ фицировать фундаментальные исследования по другим принципам. Например, ряд специалистов считают, что эти исследования следует разделять на собственно базисные

иисследования, которые им предшествуют.

Кбазисным исследованиям обычно относятся ориги­

нальные исследования, которые не имеют ясно сформули­

рованной технологической целенаправленности. Однако

широкого применения указанное деление не получило. По мнению многих ученых и специалистов, фундамен­

тальные исследования можно разделить на два типа: «Первый — сравнительно недорогие «академические» исследования, зависящие в основном от индивидуальной деятельности, и второй — «фундаментальные», нуждаю-

1 См. А. Тушко. Некоторые вопросы научно-исследовательского потенциала. — «Управление, планирование и организация научных и технических исследований. Труды Международного симпозиума стран — членов СЭВ и СФРЮ», т. 3. Μ., 1970, стр. 345.

15


щиеся в очень ценном оборудовании и большом количе­ стве научных работников» ɪ.

Представляется, что указанное предложение исполь­ зует только некоторые принципы действующей классифи­ кации, в частности число участников научного поиска, что явно недостаточно для построения удовлетворитель­ ной классификации.

Нельзя согласиться и с предложением делить фунда­ ментальные исследования на два типа: первично-фунда­ ментальные, ставящие целью открытие еще неизвестных законов природы, вскрытие связей между явлениями, и предметно-фундаментальные, которые стремятся объяс­ нить явления, факты, процессы и т. д.2*3

По нашему мнению, процесс поиска научных знаний не может быть искусственно разделен на стадию откры­ тия неизвестных законов и связей между явлениями и стадию объяснения полученной информации. Вся дли­ тельная история науки подтверждает, что это единый

творческий процесс, результаты которого постоянно про­ веряются практикой.

В более поздней публикации этого же автора содер­ жится предложение разделять фундаментальные исследо­ вания на общие, общественные, естественные и частные ɜ.

Однако автор ограничивается простым перечислением предложенных им групп, не раскрывая используемый им

классификационный признак и содержание видов иссле­

дований.

В советской экономической литературе можно встретить еще одно предложение классифицировать фундаментальные исследования.

Так, И. Е. Нелидов разделяет эти исследования на «констати­ рующие», сущность которых заключается в констатации, т. е. уста­ новлений самою факта зависимости, связи, закономерности, самих законов развития природы и общества, и «комментирующие», т. е. ищущие объяснений, толкований, установления фактов. В свою оче­ редь комментирующие исследования включают самостоятельные подгруппы исследования по систематизации, объяснению, дифферен­

циации и обобщению знаний4.

‘ J. J. Salomon. Histoire de la science et politique de la science. Warszawa, 1970, N 7, p. 51—60.

2 См. С. И. Голосовский. Эффективность научных исследований

Μ., 1969, стр. 8.

3 См. С. И. Голосовский. Основные положения по определению

эффективности исследований и разработок. — «Вопросы методологии и методики измерения экономических эффектов науки». Μ., 1972, стр. 21.

4 См. И. Е. Нелидов. Экономика энергомашиностроения. Μ., 1972,

стр. 47—48...............

■' 16


Свое предложение автор иллюстрирует следующими примерами.

К числу констатирующих можно отнести открытие в

1934 г. П. А. Че­

 

ренковым и С. И. Вавиловым явления электромагнитного излучения,

 

возникающего при прохождении в веществах заряженных частиц со

 

скоростью, превыщающей фазовую скорость света в этой среде.

 

Примером комментирующих исследований является выполненная

 

в 1937 г. советскими учеными И. Μ. Франком и И. Е. Таммом работа

 

по теоретическому истолкованию эффекта, открытого П. А. Черен­

 

ковым и С. И. Вавиловым и получившего название «эффект Черенко­

 

ва — Вавилова». Представляется, что и это разделение имеет огра­

 

ниченное значение, поскольку на его основе невозможно разделить

 

многие виды фундаментальных исследований, например, в матема­

 

тике, кибернетике, физиологии и других направлениях.

 

До последнего времени считалось, что фундаменталь­

 

ными исследованиями могли быть научные поиски только

 

в области естественных и математических наук.

 

По авторитетному мнению академика Б. Μ.. Кедрова,

 

такой подход не правомерен

и связан с

непониманием

 

природы научного знания вообще. Общественные и гума­

 

нитарные науки обладают не менее

фундаментальным

 

характером, чем науки естественные и математические.

 

Вместе с темг как и всякие науки, они имеют также свои

 

прикладные разделы. К числу таких наук Б. Μ. Кедров

 

относит учение марксизма-ленинизма

в целом, которое

 

рассматривается как комплекс взаимосвязанных фунда­

 

ментальных наук, образующих собой

единую, внутренне

 

цельную систему научных взглядов.

 

 

 

В марксизме как едином монолитном учении выделя­

 

ют три основные составные части:

политическую эконо­

 

мию, философию и научный коммунизм.

 

 

Отмечается, что не только экономические науки и

 

философия носят фундаментальный характер, но и дру­

 

гие науки, в частности социология,

филология (языко­

 

знание), психология, история и т. д., также являются

 

фундаментальными, имеют практические выходы в повсе­

 

дневную жизнь и активно участвуют в подъеме общего

 

культурного уровня советского народа ’.

 

 

Следует иметь в виду, что используемая в настоящее

 

время классификация фундаментальных исследований,

 

как и всякая классификация, является абстрактно-теоре­

 

тической моделью, которая в известной степени отра­

 

жает их реальное разделение на

две крупные группы

 

и именно поэтому нашла широкое применение.

 

Любая классификация

всегда

имеет

относительное

 

■ См. «Вопросы философии»,

1972,

№ 10,

ψ>,-.4⅛ „ 40..........

1 *

 

 

 

 

Гос. публичная

 

17

 

 

 

научно-ѵ?яніі•: асиал

 

 

 

 

библио.v¡.а CJCP

 

 

 

 

ЭКЗЕМПЛЯР

Hi

 

 

 

 

■ ItJT Л ПІ lt∕ΛCA О*


значение, и часто многие признаки не могут быть вписа­ ны в ее жесткие рамки. Это обнаруживается и при раз­

делении исследований на фундаментальные и приклад­ ные. В последнее время все чаще отмечается начавший­ ся процесс стирания границ между ними. Помимо того что происходит известное изменение соотношения между этими видами исследований, в частности изменение про­ порций расходуемых ресурсов на их проведение, обнару­ живаются виды исследований, которые не могут быть безоговорочно отнесены к какому-либо классу.

Четкие грани между фундаментальными и приклад­ ными исследованиями очень подвижны. Один вид иссле­ дований не только может переходить в другой, но часто в ходе самих исследований методы их проведения и ко­

нечные результаты принимают характерные формы, при­

сущие тем и другим.

Во многих случаях границы между ними сместились и

даже переплелись в такой степени, что кажется вообще их трудно установить.

Например, в физике твердого тела и оптике, где в на­ стоящее время быстро формируется и реализуется глубо­ кое понимание коренных физических явлений, опираю­ щееся на основы квантовой теории, многие результаты

исследований можно отнести одновременно к достижени­ ям фундаментальных исследований, но с таким же успе­ хом они могут быть причислены и к достижениям при­ кладной науки или даже названы изобретениями. Это хо­ рошо доказывается на примерах лазерной техники, где явления и методы, найденные в процессе поисков фунда­ ментальных закономерностей, одновременно стали слу­ жить практическим целям. Следовательно, результаты фундаментальных исследований могут немедленно стано­

виться частью практических результатов, применяемых в

народном хозяйстве.

Объяснить это явление можно многими факторами. По-видимому, в отдельных случаях нельзя провести чет­ кое разграничение в связи с тем, что никакое определение никогда не может охватить бесконечное многообразие,

формирующее содержание конкретного исследования, так же как и формы его проведения.

В других случаях границей между фундаментальны­ ми и прикладными исследованиями может быть, и то с известным допущением, только устремление ученого ра-.

ботать в данном направлении научного поиска или сте­

18

пень неопределенности получения конечного результата. Это можно проследить на примере создания транзисто­ ров, которые появились именно в результате тесного и од­ новременного проведения теоретических и прикладных ис­ следований больших групп теоретиков, физиков, химиков,

металлургов и др. В ходе проведения исследований ряд теоретических идей не получили подтверждения. Были предложены новые теории, на их основе осуществлена

большая группа экспериментов, завершившаяся получе­ нием выдающихся результатов.

По мнению ряда ученых, стирание четких границ меж­ ду основными видами исследований связано и с резко увеличившимся объемом информации, которая поступает к исследователю от сложнейшей и уникальной аппарату­ ры, используемой в современных методах исследований.

К этому следует добавить, что одновременно аналогич­ ный по объему поток информации формируется и в

результате исследовательских работ. В итоге авторы ис­ следований и потребители их результатов констатируют смещение граней между видами исследований, а часто вообще приходят к выводу, что различий между ними нет.

По-видимому, одно из отличий фундаментальных ис­

следований от прикладных состоит в том, что в первых направления научного поиска очень подвижны и пробле­

ма'использования полученных результатов часто возника­

ет как «незапланированный продукт» исследования.

В прикладных исследованиях направление научного поис­

ка четко фиксируется, и если в ходе работ появляются фундаментальные результаты, то они выступают как «незапланированный продукт» науки.

Указанные явления характерны и для установления различия между прикладными исследованиями и опытно­ конструкторскими разработками. Отмечается, что грани­ цы между этими видами работ весьма смутны, разница между ними состоит в основном в степени неопределенно­

сти конечных результатов, заложенной в данной проб­ леме, и в ожидаемом сроке, в течение которого выпол­ ненная работа не будет давать видимого эффекта ɪ.

Отсутствие четких границ между фундаментальными

и прикладнымиисследованиями привело к тому, что в специальной литературе появились попытки вообще от-

1 См. Э. Мэнсфилд. Экономика научно-технического прогресса. Μ., 1970, стр. 63.

19