Файл: Эссе Духовнонравственные мотивы в рассказе А. П. Чехова Студент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе: Духовно-нравственные мотивы в рассказе А.П.Чехова «Студент».
Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами.
Год написания рассказа «Студент» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано – в 1894. Тогда А.П. Чехов пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А. Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже рассказ «Студент» вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием писатель доработал его.
Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А.П. Чехова о детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова - Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке.
А.П. Чехов, по воспоминаниям И. А. Бунина, выделял этот рассказ среди других своих произведений: «Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят: «а то вот еще есть писатель Чехов: нытик…». А какой я нытик? Какой я «хмурый человек»? Какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый мой любимый рассказ «Студент»… И слово-то противное: «пессимист».
Ключевое значение в рассказе играет приведенный отрывок из Святого Евангелия, который занимает центральное место в композиционном построении, проходит через смысловой контекст всего повествования и помогает глубже осмыслить авторскую задумку. Кроме того, в нем присутствуют косвенные параллели со Священным Писанием.
Способ «присутствия» библейского текста в тексте произведения - прямое цитирование. Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня».
Центральный эпизод рассказа - встреча студента Ивана Великопольского с двумя вдовами, Василисой и ее дочерью Лукерьей. Образ двух вдов приобретает символическое значение, олицетворяя собой нелёгкую жизнь, вековечные страдания всего русского народа. В разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая этим простым женщинам евангельскую историю троекратного отречения Петра.
Обратим внимание на некоторые факты Священной Истории. Симон, сын Ионы и родной брат апостола Андрея, был самым ревностным учеником Спасителя, за что и получил от Него имя Петра («Πετρος» означает по-гречески ‘камень’). В момент предательства Иуды, когда Спаситель был схвачен, Петр явил мужество: он обнажил меч и отсек ухо у Малха — раба первосвященника (Ин. 18: 10). Другие ученики Иисуса (кроме апостола Иоанна) разбежались, Петр же следовал за Ним. Но во дворе первосвященника Петр проявил душевную слабость, трижды отрекшись от своего Учителя. Вспомнив, что Господь предупреждал его об этом, он заплакал и раскаялся в своём малодушии. На этом рассказ студента обрывается. Между тем, как известно, евангельская история апостола Петра имеет своё продолжение, важное для понимания чеховского рассказа. Своим отречением Петр лишил себя апостольского достоинства, однако же любовь Спасителя к падшему ученику не ослабела. Господь по Своем воскресении явился и Петру, а во время трапезы на Тивериадском озере восстановил Своего ученика в апостольском достоинстве - троекратно вопрошая его о любви к Себе и предсказывая ему мученическую смерть на кресте (Ин. 21: 15–18).
О конце евангельского повествования о Петре, о прощении Спасителем Своего ученика знают, несомненно, и Иван Великопольский, и Василиса с Лукерьей.
Пересказывая евангельскую историю на русском языке, чеховский герой использует славянизмы: Тайная Вечеря, темница, петел, отречься, рыдания. Вместе с тем в монологе Ивана мы находим и разговорные обороты: никак не мог; понимаешь ли, вот-вот, без памяти (любил), немного погодя. Отметим определения, характеризующие состояние души апостола Петра: «изнеможённый, замученный тоской и тревогой… не выспавшийся», а также фразеологические обороты, например: «без памяти любил Иисуса».
Таким образом, момент раскаяния Петра особо выделен автором.
Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Костёр горел и на вдовьих огородах, и во дворе первосвященника, куда привели Иисуса и куда вслед за Ним пришёл апостол Пётр. Ночной холод заставил и Ивана, и Петра приблизиться к огню и греться возле него. Смысл этих совпадений, по-видимому, в том, что чеховский герой, сравнивая себя с Петром, видит в окружающей обстановке детали, напоминающие ему о значимом для него евангельском эпизоде. Эта история напомнила студенту о безграничной любви Божией к согрешившему человеку. Если Господь простил Своего ученика,
проявившего малодушие, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении - в этом и заключается новый смысл, внесенные художественной интерпретацией писателя в библейский претекст.
О том, что студент близок к покаянию, свидетельствует тот факт, что он вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов, даже сравнил себя с Петром: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, - сказал студент, протягивая к огню руки...».
Кульминационный момент повествования связан не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния героя. А.П, Чехов не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья. Переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
Студент Иван Великопольский осознал духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи. Приведём последний фрагмент чеховского рассказа, где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.
Можно высказать предположение о евангельском подтексте таких пейзажных деталей, как переправа героя через реку и его восхождение на гору («…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…»). Эти детали могут напомнить читателю, знакомому с текстами Нового Завета, о событиях, происходивших девятнадцать веков назад в Иерусалиме, а именно: о переправе Спасителя и Его учеников в ту «страшную ночь» через поток Кедрон (Ин. 18: 1) и их восхождении на гору Елеонскую (Лк. 22: 39), где Господь молился до кровавого пота, а потом был схвачен мучителями.
Но погода не изменилась: заря по-прежнему холодная. Между тем внутреннее состояние Ивана полностью обновилось: он преодолел уныние в своем сердце, воспрянул духом. Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера - те чувства, которые всегда жили в сердцах простых людей, несмотря на беспросветность их земного существования. Именно эти чувства возродила в душе героя евангельская история Петра.
Иван Великопольский предчувствует счастье не как материальное благополучие, но как возможность всеобъемлющей любви, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестаёт» (1 Кор. 13: 8). Жизнь кажется герою полной «высокого смысла». Эпитет высокий подчеркивает здесь некое духовное содержание, неотделимое от правды и красоты, истинной веры и Божественной любви.
Стилистическая форма текста-первоисточника, входящего в художественную ткань произведения. А.П. Чехов использует слова церковнославянского происхождения: вечеря, темница, петел, значение которого автор приводит в самом рассказе. Особую роль играют в произведении однокоренные лексемы, также церковнославянские по происхождению: пустыня, пустынно, пустынная, с их помощью автор показывает эмоциональное состояние человеческой души, отражает степень одиночества героя.
В рассказе «Студент» проповеданное Слово Божие укрепило веру не только в душах тех, к кому была обращена проповедь, но и в душе самого героя. В этом и заключается главный оптимистический духовно-нравственный вывод из рассказа.