Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики
2 Составление уравнения баланса масс самолета
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА
4 Расчет на прочность хвостового оперения
4.1 Определение исходных данных
4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента
4.4 Построение эпюры крутящего момента
5 Разработка конструкции горизонтального оперения
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона
ФГБОУ ВО
Уфимский государственный авиационный технический университет
Кафедра Авиационных двигателей
100 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | |||||||||||
90 | | | | | | | | | | | | |
80 | | | | | | | | | | | | |
70 | | | | | | | | | | | | |
60 | | | | | | | | | | | | |
50 | | | | | | | | | | | | |
40 | | | | | | | | | | | | |
30 | | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | |
ВИСЮШ-154
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту по дисциплине «Конструкция и прочность ЛА». |
|
(обозначение документа) |
Группа | | | Фамилия И. О. | Подпись | Дата | Оценка |
ТЭД -308 | | |||||
| | |||||
Студент | Валиев М.Р. | | | | ||
Консультант | Зырянов А.В. | | | | ||
Принял | Зырянов А.В. | | | |
Уфа 2020 г.
Оглавление
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики 3
2 Составление уравнения баланса масс самолета 8
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости 9
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА 13
3.1 Хвостовое оперение 14
4 Расчет на прочность хвостового оперения 16
4.1 Определение исходных данных 17
4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки 18
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента 22
4.4 Построение эпюры крутящего момента 26
5 Разработка конструкции горизонтального оперения 29
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения 29
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели 30
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели 33
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона 35
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона 36
Заключение 37
Список литературы 38
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики
Задачей проектируемого летательного аппарата является перевозка пассажиров на авиалиниях средней протяженности (около 3000 км) с коммерческой нагрузкой до 22325 кг. Самолет должен обеспечивать взлет и посадку на аэродромах с длинной ВПП 1500-2500 м, обладать высокими экономическими показателями в сочетании с высокой надежностью и безопасностью полетов. Для поддержания требуемого уровня надежности и безопасности полетов самолет должен обладать высокой эксплуатационной технологичностью.
Устанавливаем следующие летно-технические характеристики:
-
максимальная взлетная масса – 85000 кг; -
максимальная коммерческая нагрузка – 22325 кг; -
дальность полета при максимальной заправке топливом – 6000 км; -
крейсерская скорость полета – 850 км/ч; -
количество пассажирских кресел - 160; -
экипаж (чел.) – 3; -
сбалансированная длина ВПП (м) – 2500; -
высота крейсерского полета (м) – 11000; -
скорость захода на посадку (км/ч) – 270; -
максимальная посадочная масса (кг) – 75000; -
масса пустого снаряженного самолета (кг) – 50780; -
максимальный запас топлива (кг) – 21335; -
тип двигателя – ПД-14 М; -
взлетная тяга (кгс) – 15780.
Наиболее близкими аналогами разрабатываемого летательного аппарата являются самолеты Airbus A-321, МС-21. Характеристики этих самолетов представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1 - Летно-технические характеристики самолетов-аналогов и разрабатываемого самолета
№ пп | Наименование параметров | Обозначе- ния | Размер- ность | Значения параметров | ||||||||
Самолеты-прототипы | Проек- тируе- мый самолет | |||||||||||
| | | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1 | Наименование самолета, фирма (страна), год выпуска | | | Ту-154 М | B-737-900 | Airbus A321 | ВИСЮШ-154 | |||||
2 | Число членов экипажа, чел. | nэк | чел | 3 | 2 | 2 | 3 | |||||
| 1. Весовые характеристики | | | | | | | |||||
1 | Взлетная масса | m0 | кг | 90000 | 79000 | 95000 | 85000 | |||||
2 | Масса коммерческой (боевой) нагрузки | mком | кг | 18000 | 20240 | 21300 | 22325 | |||||
3 | Масса пустого снаряженного самолета | mпус | кг | 54480 | 42490 | 47900 | 54480 | |||||
4 | Масса топлива | mт | кг | 23335 | 20894 | - | 21335 | |||||
5 | Число пассажиров | nпас | чел | 160-180 | 177-189 | 185-220 | 160 | |||||
| 2. Летные характеристики | | | | | | | |||||
1 | Максимальная скорость на Hкрейс. | Vmax | км/ч | 900 | 852 | 900 | 900 | |||||
2 | Максимальное число М | M | - | 0,78 | 0,78 | 0,85 | 0,78 | |||||
3 | Крейсерская скорость на Hкрейс. | Vкрейс | км/ч | 850 | 925 | 900 | 850 | |||||
4 | Расчетная дальность полета (с заданной нагрузкой) | L | км | 3000 | 5080 | 4170 | 3000 | |||||
Продолжение таблицы 1 | ||||||||||||
5 | Техническая дальность полета(с массой топл. для Lтехн) | Lтех | км | 5280 | 5800 | 5800 | 5280 | |||||
6 | Практический потолок | Hпот | м | 12000 | 12500 | 12500 | 12000 | |||||
7 | Посадочная скорость | Vпос | км/ч | 270 | 255 | 255 | 270 | |||||
8 | Длина взлетно-посадочной дистанции | Lв.п. | М | 2200 | 2500 | 2500 | 2200 | |||||
| 3. Характеристики двигательной установки | | | | | | | |||||
1 | Количество и тип двигателей | n | шт | 3xТРДД Д-30 КУ | 2xТРДД CFM56-7B24 | 2xТРДД CFM56-7B24 | 2хТРДД ПД-14 М | |||||
2 | Тяга при H=0 | P0 | кгс | 10780 | 12394 | 12394 | 15600 | |||||
3 | Расход топлива | Gт | кг/ч | 5300 | 2800 | 2800 | 4900 | |||||
4 | Удельный расход топлива | c p0 | кг/ кгс·ч | 0,49 | 23,2 (г/пасс*км) | 23,2 (г/пасс*км) | 0,54 | |||||
5 | Степень двухконтурности | m | - | 2,45 | 5,5 | 5,5 | 8,5 | |||||
6 | Удельная масса двигателя | γдв | кг/ Н | 0,24 | 0,19 | 0,19 | 0,21 | |||||
7 | Масса двигателя | mдв | кг | 2668 | 2368 | 2368 | 2970 | |||||
| 4. Геометрические характеристики | | | | | | | |||||
| 4.1 Крыло | | | | | | | |||||
1 | Размах | l | м | 37,5 | 34,3 | 34,3 | 37,5 | |||||
2 | Площадь | S | м2 | 201,45 | 124,6 | 124,6 | 201,45 | |||||
3 | Удлинение | λ | - | 7,83 | 9,44 | 9,44 | 7,83 | |||||
4 | Сужение | η | - | 3,484 | 4 | 4 | 3,484 | |||||
5 | Стреловидность | | | | | | | |||||
6 | – по передней кромке | χп.к. | град | 40 | - | - | 40 | |||||
7 | – по 1/4 хорд | χ 1/4 | град | 35 | 25 | 25 | 35 | |||||
8 | САХ | | м | 5,285 | 3,96 | 3,36 | 5,285 | |||||
9 | Угол установки | ψ уст | град | 3˚ | 1˚ | +3/-1˚ | 2,7˚ | |||||
10 | Угол поперечного V | ψ | град | -1˚10’ | +6˚ | +4˚ | -1˚10’ | |||||
| 4.2 Горизонтальное оперение | | | | | | | |||||
1 | Размах | lг.о. | м | 11,8 | 14,35 | 12,52 | 11,8 | |||||
2 | Площадь | Sг.о. | м2 | 30,68 | 32,78 | 39,275 | 30,68 | |||||
3 | Относительная площадь | | % | 19,2 | 26,224 | 32,04 | 19,2 | |||||
4 | Удлинение | λг.о. | - | 4,54 | 6,16 | 5,1282 | 4,54 | |||||
5 | Сужение | | - | 2,46 | 0,203 | 2,9 | 2,46 | |||||
6 | Стреловидность по 1/4 хорд | χ1/4 | град | 40 | 30 | 30 | 40 | |||||
7 | Плечо | lг.о. | м | 20,8 | - | - | 20,8 | |||||
| 4.3 Вертикальное оперение | | | | | | | |||||
1 | Высота | lв.о. | м | 4,76 | 7,16 | 7,5 | 4,76 | |||||
2 | Площадь | Sв.о. | м2 | 24,29 | 26,44 | 33,394 | 24,29 | |||||
3 | Относительная площадь | | % | 14,3 | 21,152 | 26,55 | 14,3 | |||||
4 | Удлинение | λв.о. | - | 0,85 | 1,91 | 1,684 | 0,85 | |||||
5 | Сужение | | - | 1,88 | 0,271 | 2,78 | 1,88 | |||||
6 | Стреловидность по 1/4 хорд | χ1/4 | град | 45 | - | 41 | 45 | |||||
7 | Плечо | lв.о. | м | 13,4539 | - | - | 13,4539 | |||||
| 4.4 Фюзеляж | | | | | | | |||||
1 | Длина | lф | м | 47,1 | 36,4 | 44,51 | 47,1 | |||||
2 | Ширина | bф | м | 3,8 | 3,76 | 3,95 | 3,8 | |||||
3 | Высота | hф | м | 3,8 | 4,01 | 3,95 | 3,8 | |||||
4 | Мидель | Sм.ф. | м2 | 14,4 | 15,08 | 12, 25 | 14,4 | |||||
5 | Удлинение фюзеляжа | λ ф | - | 12,4 | 10,91 | 11,3 | 12,4 | |||||
| 4.5 Мотогондолы | | | | | | | |||||
1 | Расположение мотогондолы : | | | | | | | |||||
| – по размаху от СГФ | | | 4,964 | 4,83 | 4,83 | 4,964 | |||||
| – по высоте от СГФ | | | 1,3 | 1,688 | 1,688 | 1,3 | |||||
2 | Длина мотогондолы | | | - | 3,040 | 3,040 | - | |||||
| 4.6 Шасси | | | | | | | |||||
1 | База шасси | b | м | 18,92 | 16,967 | 16,967 | 18,92 | |||||
2 | Колея шасси | B | м | 11,5 | 7,59 | 7,59 | 11,5 |
Таблица 2 - Статистические данные относительных параметров самолетов-аналогов и проектируемого ЛА
№ пп | Наименование параметров | Обозначения | Размерность | Значения параметров | ||||
Самолеты-прототипы | Проек- тируе- мый самолет | |||||||
Ту-154 СССР | B-737-900 | Airbus A321 Фран 1994 | ||||||
1 | Площадь крыла на 1 пассажира | Sкр/nпасс | м2/пас | 1,03 | 0,659 | 0,659 | 1,03 | |
2 | Площадь крыла на 1т нагрузки | Sкр/mк.н. | м2/т | 10,3 | 6,156 | 6,156 | 10,3 | |
3 | Относительный мидель самолета | Smid /S | % | - | - | - | - | |
4 | Удельная нагрузка на крыло при взлете | p0 | кг/м 2 | 495,05 | 634,02 | 624,02 | 495,05 | |
5 | Относительная масса самолета пустого снаряженного | | | | | | | |
| –по взлетной массе | | % | 54,8 | 53,78 | 53,78 | 54,8 | |
| –на 1 пассажира | | | 281,02 | 224,81 | 224,81 | 281,02 | |
| –на 1т нагрузки | | % | 281,02 | 209,93 | 209,93 | 281,02 | |
6 | Относительный запас топлива | | | | | | | |
| –максимальный запас топлива | | % | 29,711 | 26,45 | 26,45 | 29,711 | |
| – топливо на 1 пассажира на км (на Lтехн ) | | | 0,023 | 0,19 | 0,033 | 0,023 | |
7 | Стартовая тяговооруженность | | | | | | | |
| – на 1т взлетного веса | P0 | - | 0,16 | 0,1569 | 0,1569 | 0,16 | |
| – на 1т нагрузки | P0(н) | Н/кг | 0,82 | 0,1624 | 0,1624 | 0,82 | |
| – на 1 пассажира | P'0 | Т/пасс | 82,05 | 65,58 | 65,58 | 82,05 | |
8 | Лобовая тяга (на 1 м2 площади входа в воздухозаборник | Pуд | Н/м2 | 5646,03 | 2370,75 | 2970,72 | 5646,03 |