Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики

2 Составление уравнения баланса масс самолета

2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости

3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА

3.1 Хвостовое оперение

4 Расчет на прочность хвостового оперения

4.1 Определение исходных данных

4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки

4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента

4.4 Построение эпюры крутящего момента

5 Разработка конструкции горизонтального оперения

5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения

5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели

5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели

5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона

5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона

Заключение


ФГБОУ ВО

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра Авиационных двигателей



100

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

90





































80





































70





































60





































50





































40





































30





































20





































10






































ВИСЮШ-154

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к курсовому проекту по дисциплине

«Конструкция и прочность ЛА».







(обозначение документа)


Группа







Фамилия И. О.

Подпись

Дата

Оценка

ТЭД -308










Студент

Валиев М.Р.










Консультант

Зырянов А.В.










Принял

Зырянов А.В.










Уфа 2020 г.


Оглавление


1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики 3

2 Составление уравнения баланса масс самолета 8

2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости 9

3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА 13

3.1 Хвостовое оперение 14

4 Расчет на прочность хвостового оперения 16

4.1 Определение исходных данных 17

4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки 18

4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента 22

4.4 Построение эпюры крутящего момента 26

5 Разработка конструкции горизонтального оперения 29

5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения 29

5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели 30

5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели 33

5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона 35

5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона 36

Заключение 37

Список литературы 38


1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики


Задачей проектируемого летательного аппарата является перевозка пассажиров на авиалиниях средней протяженности (около 3000 км) с коммерческой нагрузкой до 22325 кг. Самолет должен обеспечивать взлет и посадку на аэродромах с длинной ВПП 1500-2500 м, обладать высокими экономическими показателями в сочетании с высокой надежностью и безопасностью полетов. Для поддержания требуемого уровня надежности и безопасности полетов самолет должен обладать высокой эксплуатационной технологичностью.

Устанавливаем следующие летно-технические характеристики:

  • максимальная взлетная масса – 85000 кг;

  • максимальная коммерческая нагрузка – 22325 кг;

  • дальность полета при максимальной заправке топливом – 6000 км;

  • крейсерская скорость полета – 850 км/ч;

  • количество пассажирских кресел - 160;

  • экипаж (чел.) – 3;

  • сбалансированная длина ВПП (м) – 2500;

  • высота крейсерского полета (м) – 11000;

  • скорость захода на посадку (км/ч) – 270;

  • максимальная посадочная масса (кг) – 75000;

  • масса пустого снаряженного самолета (кг) – 50780;

  • максимальный запас топлива (кг) – 21335;

  • тип двигателя – ПД-14 М;

  • взлетная тяга (кгс) – 15780.


Наиболее близкими аналогами разрабатываемого летательного аппарата являются самолеты Airbus A-321, МС-21. Характеристики этих самолетов представлены в таблице 1 и 2.

Таблица 1 - Летно-технические характеристики самолетов-аналогов и разрабатываемого самолета




пп


Наименование

параметров

Обозначе-

ния

Размер-

ность

Значения параметров

Самолеты-прототипы

Проек-

тируе-

мый

самолет










1

2

3

4

5

6

7

8

1

Наименование самолета, фирма

(страна), год выпуска







Ту-154 М

B-737-900

Airbus A321

ВИСЮШ-154

2

Число членов экипажа, чел.

nэк

чел

3

2

2

3




1. Весовые характеристики



















1

Взлетная масса

m0

кг

90000

79000

95000

85000

2

Масса коммерческой (боевой)

нагрузки

mком

кг

18000

20240

21300

22325

3

Масса пустого снаряженного

самолета

mпус

кг

54480

42490

47900

54480

4

Масса топлива

mт

кг

23335

20894

-

21335

5

Число пассажиров

nпас

чел

160-180

177-189

185-220

160




2. Летные характеристики



















1

Максимальная скорость на

Hкрейс.

Vmax

км/ч

900

852

900

900

2

Максимальное число М

M

-

0,78

0,78

0,85

0,78

3

Крейсерская скорость на

Hкрейс.

Vкрейс

км/ч

850

925

900

850

4

Расчетная дальность полета

(с заданной нагрузкой)

L

км

3000

5080

4170

3000

Продолжение таблицы 1

5

Техническая дальность полета(с

массой топл. для Lтехн)

Lтех

км

5280

5800

5800

5280

6

Практический потолок

Hпот

м

12000

12500

12500

12000

7

Посадочная скорость

Vпос

км/ч

270

255

255

270

8

Длина взлетно-посадочной

дистанции

Lв.п.

М

2200

2500

2500

2200




3. Характеристики двигательной

установки



















1

Количество и тип двигателей

n

шт

3xТРДД Д-30 КУ


2xТРДД

CFM56-7B24

2xТРДД

CFM56-7B24

2хТРДД ПД-14 М


2

Тяга при H=0

P0

кгс

10780

12394

12394

15600

3

Расход топлива



кг/ч

5300

2800

2800

4900

4

Удельный расход топлива

c p0

кг/

кгс·ч

0,49

23,2

(г/пасс*км)

23,2

(г/пасс*км)

0,54

5

Степень двухконтурности

m

-

2,45

5,5

5,5

8,5

6

Удельная масса двигателя

γдв

кг/

Н

0,24

0,19

0,19

0,21

7

Масса двигателя

mдв

кг

2668

2368

2368

2970




4. Геометрические характеристики






















4.1 Крыло



















1

Размах

l

м

37,5

34,3

34,3

37,5

2

Площадь

S

м2

201,45

124,6

124,6

201,45

3

Удлинение

λ

-

7,83

9,44

9,44

7,83

4

Сужение

η

-

3,484

4

4

3,484

5

Стреловидность



















6

– по передней кромке

χп.к.

град

40

-

-

40

7

– по 1/4 хорд

χ 1/4

град

35

25

25

35

8

САХ




м

5,285

3,96

3,36

5,285

9

Угол установки

ψ уст

град





+3/-1˚

2,7˚

10

Угол поперечного V

ψ

град

-1˚10’

+6˚

+4˚

-1˚10’




4.2 Горизонтальное оперение



















1

Размах

lг.о.

м

11,8

14,35

12,52

11,8

2

Площадь

Sг.о.

м2

30,68

32,78

39,275

30,68

3

Относительная площадь




%

19,2

26,224

32,04

19,2

4

Удлинение

λг.о.

-

4,54

6,16

5,1282

4,54

5

Сужение




-

2,46

0,203

2,9

2,46

6

Стреловидность по 1/4 хорд

χ1/4

град

40

30

30

40

7

Плечо

lг.о.

м

20,8

-

-

20,8




4.3 Вертикальное оперение



















1

Высота

lв.о.

м

4,76

7,16

7,5

4,76

2

Площадь

Sв.о.

м2

24,29

26,44

33,394

24,29

3

Относительная площадь




%

14,3

21,152

26,55

14,3

4

Удлинение

λв.о.

-

0,85

1,91

1,684

0,85

5

Сужение




-

1,88

0,271

2,78

1,88

6

Стреловидность по 1/4 хорд

χ1/4

град

45

-

41

45

7

Плечо

lв.о.

м

13,4539

-

-

13,4539




4.4 Фюзеляж



















1

Длина

lф

м

47,1

36,4

44,51

47,1

2

Ширина

bф

м

3,8

3,76

3,95

3,8

3

Высота

hф

м

3,8

4,01

3,95

3,8

4

Мидель

Sм.ф.

м2

14,4

15,08

12, 25

14,4

5

Удлинение фюзеляжа

λ ф

-

12,4

10,91

11,3

12,4




4.5 Мотогондолы



















1

Расположение мотогондолы :






















– по размаху от СГФ







4,964

4,83

4,83

4,964




– по высоте от СГФ







1,3

1,688

1,688

1,3

2

Длина мотогондолы







-

3,040

3,040

-




4.6 Шасси



















1

База шасси

b

м

18,92

16,967

16,967

18,92

2

Колея шасси

B

м

11,5

7,59

7,59

11,5


Таблица 2 - Статистические данные относительных параметров самолетов-аналогов и проектируемого ЛА



пп

Наименование

параметров

Обозначения

Размерность

Значения параметров

Самолеты-прототипы

Проек-

тируе-

мый

самолет

Ту-154

СССР

B-737-900

Airbus A321 Фран 1994

1

Площадь крыла на 1 пассажира

Sкр/nпасс

м2/пас

1,03

0,659

0,659

1,03

2

Площадь крыла на 1т нагрузки

Sкр/mк.н.

м2

10,3

6,156

6,156

10,3

3

Относительный мидель самолета

Smid /S

%

-

-

-

-

4

Удельная нагрузка на крыло при взлете

p0

кг/м 2


495,05

634,02

624,02

495,05

5

Относительная масса самолета пустого снаряженного






















–по взлетной массе




%

54,8

53,78

53,78

54,8




–на 1 пассажира







281,02

224,81

224,81

281,02




–на 1т нагрузки




%

281,02

209,93

209,93

281,02

6

Относительный запас топлива






















–максимальный запас топлива




%

29,711

26,45

26,45

29,711




– топливо на 1 пассажира на

км (на Lтехн )







0,023

0,19

0,033

0,023

7

Стартовая тяговооруженность






















– на 1т взлетного веса

P0

-

0,16

0,1569

0,1569

0,16




– на 1т нагрузки

P0(н)

Н/кг

0,82

0,1624

0,1624

0,82




– на 1 пассажира

P'0

Т/пасс

82,05

65,58

65,58

82,05

8

Лобовая тяга (на 1 м2 площади входа в воздухозаборник

Pуд

Н/м2

5646,03

2370,75

2970,72

5646,03