Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики
2 Составление уравнения баланса масс самолета
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА
4 Расчет на прочность хвостового оперения
4.1 Определение исходных данных
4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента
4.4 Построение эпюры крутящего момента
5 Разработка конструкции горизонтального оперения
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента
Распределение расчетных поперечных сил определяем интегрированием погонных нагрузок по способу трапеций и добавлением сосредоточенных сил.
Определяем среднее значение погонной нагрузки на каждом участке по формуле:
Значение поперечной силы i-го участка крыла от погонной нагрузки:
Определяем величину поперечной силы, создаваемой погонной нагрузкой в i-м сечении крыла, по формуле:
Суммарная поперечная сила равна силе, создаваемой погонной нагрузкой, так как отсутствуют сосредоточенные силы
Распределение расчетного изгибающего момента определяется интегрированием эпюры методом трапеций. Определяем среднее значение поперечной силы на каждом участке горизонтального оперения по формуле:
Определяем приращение изгибающего момента по формуле:
Определяем величину изгибающего момента в расчетных сечениях по формуле:
Результаты расчетов сводим в таблицу 4
Таблица 4 – Результаты расчетов поперечных сил и изгибающих моментов
i | , Н/м | , м | , Н | , Н | , Н | ,Н | , Нм | , Нм |
1 | 4420,09231 | 0,793118 | 3505,653 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 5278,421395 | 0,793118 | 4186,409 | 4186,409 | 4186,409 | 2093,204 | 1660,1573 | 1660,15735 |
3 | 6136,750481 | 0,793118 | 4867,165 | 9053,5739 | 9053,5739 | 6619,991 | 5250,4318 | 6910,58914 |
4 | 6995,079566 | 0,793118 | 5547,921 | 14601,495 | 14601,495 | 11827,53 | 9380,6257 | 16291,2149 |
5 | 7853,408651 | 0,793118 | 6228,677 | 20830,171 | 20830,171 | 17715,83 | 14050,739 | 30341,9541 |
6 | 8711,737737 | 0,793118 | 6909,433 | 27739,604 | 27739,604 | 24284,89 | 19260,772 | 49602,7263 |
7 | 9570,066822 | 0,793118 | 7590,189 | 35329,793 | 35329,793 | 31534,7 | 25010,725 | 74613,4509 |
8 | 10428,39591 | 0,793118 | 8270,944 | 43600,737 | 43600,737 | 39465,26 | 31300,597 | 105914,048 |
9 | 11286,72499 | 0,793118 | 8951,7 | 52552,437 | 52552,437 | 48076,59 | 38130,388 | 144044,436 |
10 | 12145,05408 | 0,793118 | 9632,456 | 62184,894 | 62184,894 | 57368,67 | 45500,099 | 189544,535 |
11 | 12145,05408 | 0,793118 | 9632,456 | 71817,35 | 71817,35 | 67001,12 | 53139,77 | 242684,305 |
Рисунок 4.6 – Эпюры поперечных сил и изгибающего момента
4.4 Построение эпюры крутящего момента
Эпюра крутящего момента может быть построена относительно любой оси. При ее построении относительно оси жесткости получают эпюру истинных крутящих моментов. В данном курсовом проекте эпюра крутящего момента строится относительно линии, проходящей через середины хорд горизонтального оперения.
Определяем величину погонного крутящего момента в 9-м сечении от действия распределенных нагрузок по формуле:
где =0,481– положение центров давлений, - положение центров тяжести конструкции стабилизатора, =3,566 м – длина хорды в сечении. В формуле и суммируются, так как распределенная аэродинамическая нагрузка и нагрузка от массы конструкции направлены в одну сторону.
Определяем величину среднего погонного крутящего момента по формуле:
Определяем приращение крутящего момента на i-м участке ГО по формуле:
Определяем крутящий момент на i-м участке Г.О. от погонной нагрузки по формуле:
Суммарный крутящий момент равен моменту от погонной нагрузки, так как отсутствуют моменты от сосредоточенных сил.
Результаты расчетов сводим в таблицу 5.
Таблица 5 - Результаты расчета крутящего момента
i | , Н | , Н | , м | , Нм | , Нм | , Нм |
1 | 229,1431735 | 282,3377 | 0,793118 | 223,92703 | 0 | 0 |
2 | 335,5322962 | 395,3843 | 0,793118 | 313,58626 | 313,58626 | 313,5863 |
3 | 455,2363184 | 521,7458 | 0,793118 | 413,80577 | 727,39202 | 727,392 |
4 | 588,2552403 | 661,4222 | 0,793118 | 524,58556 | 1251,9776 | 1251,978 |
5 | 734,5890617 | 814,4134 | 0,793118 | 645,92563 | 1897,9032 | 1897,903 |
6 | 894,2377826 | 980,7196 | 0,793118 | 777,82598 | 2675,7292 | 2675,729 |
7 | 1067,201403 | 1160,341 | 0,793118 | 920,28662 | 3596,0158 | 3596,016 |
8 | 1253,479923 | 1353,277 | 0,793118 | 1073,3075 | 4669,3233 | 4669,323 |
9 | 1453,073343 | 1559,528 | 0,793118 | 1236,8887 | 5906,2121 | 5906,212 |
10 | 1665,981662 | 1779,093 | 0,793118 | 1411,0302 | 7317,2423 | 7317,242 |
11 | 1892,204881 | 946,1024 | 0,793118 | 750,37051 | 8067,6128 | 8067,613 |
| | | | | | |
Рисунок 4.7 – Эпюры крутящих моментов
По построенным эпюрам определяем значения нагрузок, действующих в расчетном сечении. Расчетным является сечение, расположенное на удалении от борта фюзеляжа, плоскость сечения перпендикулярна средней линии консоли стабилизатора.
Принимая, что ось жесткости консоли расположена на 35% хорд, определяем истинное значение крутящего момента в расчетном сечении по формуле:
Полученные значения ,
являются основными для проведения проектировочных расчетов конструктивных элементов горизонтального оперения.
5 Разработка конструкции горизонтального оперения
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения
Для приближенного расчета горизонтального оперения действительное сечение схематизируется сечением прямоугольной формы. Ширина В= 1,113м схематизированного сечения равна расстоянию между передним и задним лонжеронами. Высота переднего лонжерона , высота заднего лонжерона .
Рисунок 4.8 – Расчетное сечение
Высоту схематизированного сечения определяем по формуле:
Долю полного изгибающего момента, воспринимаемую лонжеронами, принимаем равной:
Расстояние между типовыми нервюрами принимаем:
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели
Элементы нижней панели работают на сжатие, поэтому определяющими их работоспособность являются критические напряжения .
Определяем редуцированную площадь нижней панели:
где - критические напряжения поясов лонжеронов
Определяем суммарную площадь нижних поясов лонжеронов:
Определяем площадь нижнего пояса переднего лонжерона:
Определяем площадь нижнего пояса заднего лонжерона:
Рисунок 4.9– Основные размеры пояса лонжерона