Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики

2 Составление уравнения баланса масс самолета

2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости

3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА

3.1 Хвостовое оперение

4 Расчет на прочность хвостового оперения

4.1 Определение исходных данных

4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки

4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента

4.4 Построение эпюры крутящего момента

5 Разработка конструкции горизонтального оперения

5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения

5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели

5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели

5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона

5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона

Заключение


Размеры сечения пояса определяются по выражениям:





b=6,5· δ

h=b1



Для переднего лонжерона:

;

;

;





Аналогично определяем размеры сечения пояса для заднего лонжерона, результаты сводим в таблицу 6

Таблица 6 – Размеры нижних поясов лонжеронов

Лонжерон

H , м

Fп , м2

, м

, м

b, м

h, м

B, м

передний

0,2

0,00113

0,0084

0,0118

0,0548

0,0667

0,0572

задний

0,15

0,00085

0,0073

0,0102

0,0474

0,0576

0,0495

Определяем приведенную толщину нижней обшивки:



где

Определяем толщину нижней обшивки:



Количество стрингеров нижней панели зависит от шага стрингеров. Принимаем шаг стрингера 0,184 м, согласно рекомендации. Силовая схема - лонжеронная

Потребное число стрингеров определяется:



Принимаем
=6.
Уточняем шаг стрингеров по формуле:



Потребная площадь сечения нижнего стрингера определяется:



где

По значению выбираем профиль стрингера ПР100-31

Таблица 7 – Данные профиля ПР100-31

Профиль

B, мм

S, мм

R, мм

r, мм

F, см2

100-31

20,5

1,6

1,5

0,7

0,633




Рисунок 4.10 – Профиль стрингера

5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели


Элементы верхней панели работают на растяжение, поэтому их работоспособность определяется значением пределов временной прочности используемых материалов.

Определяем редуцированную площадь верхней панели:



где k1 = (0,8…0,9) - коэффициент, учитывающий ослабление панели отверстиями под заклепки и болты. Принимаем k1 = 0,85;

k2 = 0,65 - учитывает влияние на выбор допустимых напряжений в элементах ГО назначенного ресурса для ГО.

Определяем суммарную площадь верхних поясов лонжеронов:



где 5- коэффициент, характеризующий долю изгибающего момента, воспринимаемого лонжеронами.

Площади поясов лонжеронов рационально распределять пропорционально их высоте по формуле:



Определяем площадь верхнего пояса переднего лонжерона:




Определяем площадь верхнего пояса заднего лонжерона:



Площадь и размеры каждого пояса определяются по аналогии с нижними поясами лонжеронов и сводятся в таблицу 8

Таблица 8 - Размеры верхних поясов лонжеронов


Лонжерон

H, м

Fп, м2

, м

, м

b, м

h, м

B, м

передний

0,2

0,00164

0,0101

0,0152

0,0659

0,0811

0,0643

задний

0,15

0,00124

0,0089

0,0131

0,0571

0,070

0,0556

Определяем приведенную толщину верхней обшивки:



где

Определяем толщину верхней обшивки:



Для определения площади сечения стрингера верхней панели примем:



Тогда площадь стрингера верхней панели:



По значению выбираем профиль стрингера Пр100-24
Таблица 9 - Данные профиля Пр100-24


Профиль

B, мм

S, мм

R, мм

r, мм

F, см2

100-24

15

1,6

1

0,8

0,377


В нижней панели действуют сжимающие напряжения:



5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона


Поперечная сила, приходящаяся на стенку i-го лонжерона, определяется приблизительно по соотношению:





Тогда погонные касательные усилия в стенке переднего лонжерона от поперечной силы и крутящего момента соответственно будут равны:

,



где - площадь, ограниченная передним и задним лонжеронами, а также верхней и нижней обшивками крыла.

Суммарные касательные усилия в стенке переднего лонжерона:



При проектировании стенки принимаем условие о том, что стенка не должна терять устойчивость до разрушающей нагрузки. При этом условии расчет стенки ведем следующим образом:



В первом приближении можно принять критическое напряжение:



Шаг стоек на стенке находим по формуле:



Потребное количество стоек между двумя нервюрами равно:



Тогда шаг стоек на стенке переднего лонжерона равен:


5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона


Нагрузка на заклепку шва по поясу лонжерона определяем по формуле:



где
, шаг заклепок в одном ряду; d -диаметр заклепки, принятый из конструктивных соображений; - число рядов заклепок в заклепочном шве.

Проверяем условие прочности заклепок на срез по формуле:



где m = 2, число плоскостей среза.

Условие прочности стенки лонжерона на смятие



условие выполняется.


Заключение


В данном курсовом проекте был разработан среднемагистральный пассажирский самолет ВИСЮШ-154 на основе Ту-154 М, предназначенный для перевозки 160 пассажиров на авиалиниях средней протяжённостью до 3500 км с коммерческой нагрузкой до 21325 кг. Также изменили количество двигателей – вместо 3-х использовали два новых двигателя ПД-14 М, что привело к облегчению массы самолета, к экономичности топлива.

В ходе работы был произведен проектировочный расчет фюзеляжа. По разработанным летно-техническим требованиям и после расчета на прочность элементов конструкции была подобранна аэродинамическая компоновка самолета, отвечающая данным требованиям, и, исходя из нагрузок на части фюзеляжа со стороны прикрепленных к нему элементов, подобраны конструктивно-силовые элементы каркаса и обшивки фюзеляжа и компоновка последнего.

Список литературы

  1. Конструкция и прочность самолетов и вертолетов: учебник / Воскобойник М.С [и др.], под ред. М.С. Воскобойника. – Транспорт, 1972. – 440 с.

  2. Виноградов Н.Н. Конструкция и расчет самолета на прочность: учеб. пособие / Н.Н. Виноградов, В.П. Ветчинкин. – М., Лен.: Глав. ред. авиационной литературы, 1935. - 566 с.

  3. СТО УГАТУ – 016 – 07. – Графические и текстовые конструкторские документы. Требования к построению, изложению, оформлению. – Уфа, 2007.

  4. Житомирский Г.И. Конструкция Самолетов, Москва, Машиностроение, 1995 г.

  5. Ю.Л. Тарасов, Б.А. Лавров. Расчет на прочность элементов конструкции самолета, 2000 г, издание третье. с.70-101-Самара.

  6. Волошин Ф.А., Кузнецов А.Н Самолет ТУ-154, конструкция и обслуживание, часть 1 и 2 – Самара 2005 г.

  7. ГОСТ 4543-71 https://www.lador.ru/gost/gost-4543-71.pdf. Дата обращения [08.02.2021].

  8. ГОСТ 57837-2017 http://docs.cntd.ru/document/1200157342. Дата обращения [08.02.2021].