Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики
2 Составление уравнения баланса масс самолета
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА
4 Расчет на прочность хвостового оперения
4.1 Определение исходных данных
4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента
4.4 Построение эпюры крутящего момента
5 Разработка конструкции горизонтального оперения
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона
2 Составление уравнения баланса масс самолета
Предполагаемые масса самолета, силовой установки, топлива, коммерческой нагрузки, оборудования должны удовлетворять следующему уравнению:
Мо=Мк+Мсу+Мт +Мпн ,
где Мк – масса конструкции;
Мсу – масса силовой установки;
Мт – масса топлива;
Мпн – масса полезной нагрузки.
Мк= Мкр+ Мф+ Моп+ Моб+Мш,
где Мкр – масса конструкции крыла;
Мф – масса фюзеляжа;
Моп – масса оперения;
Моб – масса оборудования;
Мш – масса шасси.
Задаем массы узлов ЛА:
Массу топлива принимаем при полной заправке топлива:
Массу полезной нагрузки при данной заправке принимаем:
Массу силовой установки принимаем:
,
где Mдв – масса одного двигателя, n-число двигателей.
Мкр=11310 кг, Мш=3720 кг, Моп=2374 кг, Мф=9855 кг, Моб=12644 кг;
Проверка:
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости
Расчетным является случай горизонтального полета самолета. Центры давлений крыла и самолёта не совпадают, так как к подъёмной силе крыла добавляется подъёмная сила фюзеляжа и других элементов самолёта.
Зная положение центра масс самолёта и точки приложения подъёмных сил, составляем балансировочную схему (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Схема сил действующих на самолет
Определяем положение центра давления крыла (профиль крыла Р-11-16%).
Угол установки
, (рисунок 2.2).
;
где относительная координата линии фокуса профиля крыла, определяется по формуле:
Рисунок 2.2 – Определение характеристик профиля крыла Р-11-16%
Отсюда
Координат центра масса
Отсюда
Из рисунка 1 видно, что
Отсюда
В соответствии с рисунком 2.1 составим уравнения равновесия:
- плотность воздуха при Н=11000 м , выберем профиль для горизонтального оперения NASA 0009 (симметричный профиль).
Рисунок 2.3 - Профиль NASA 0009
19,05 м.
Проверка:
.
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА
Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПД-14 с реверсивным устройством. Двигатели расположены в хвостовой части на пилонах по бокам фюзеляжа. Преимущества данной схемы: высокое расположение двигателей способствует меньшему попаданию посторонних предметов в проточную часть, что позволяет эксплуатировать самолёт в более жёстких условиях. Расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа имеет и конструктивные недостатки: есть возможность затенения двигателей фюзеляжем при выходе на большие углы тангажа.
3.1 Хвостовое оперение
Оперение самолета состоит из вертикальных и горизонтальных частей, соединённых через центроплан, в верхней части киля.
Стабилизатор обеспечивает продольную устойчивость самолета; он состоит из центроплана, двух консолей и обтекателя.
Консоль стабилизатора состоит из кессона, носка, хвостовой части и концевого обтекателя.
Кессон собирается из переднего и заднего лонжеронов, стрингеров, нервюр и обшивки.
Лонжероны балочного типа, состоят из верхнего и нижнего поясов, выполненных из прессованных профилей материала В95 и стенки, усиленной стойками.
Стрингеры представляют собой прессованные профили из сплава В65.
Нервюры — балочные; их пояса выполнены из прессованных профилей, стенка подкреплена стойками. Корневая и торцовая нервюры, а также нервюры, установленные по узлам подвески руля высоты, сделаны силовыми. В хвостовой части силовые нервюры имеют фитинги для крепления кронштейнов навески руля высоты.
Обшивка консоли выполнена из дуралюминовых листов, обработанных химическим фрезерованием для придания переменной толщины.
Обшивка и стрингеры перед сборкой консоли собираются предварительно в панели. Верхняя панель крепится к каркасу заклепками, нижняя — болтами и анкерными гайками.
Носок консоли по конструкции и креплению аналогичен верхнему носку киля. Хвостовая часть консоли также аналогична хвостовой части киля.
Концевой обтекатель консоли состоит из двух частей — передней и задней. В конструкцию обтекателя входит обшивка, подкрепленная нервюрой и диафрагмами, а также обод, балочка и концевой профиль (нож) задней кромки обтекателя. В стыке частей обтекателя расположен выход горячего воздуха из носка консоли.